[Наак(к)уэто ла-Аб; эфиоп. ( ) ] (XIII в.), царь Эфиопии из династии Загве, причисленный Эфиопской Церковью к лику святых (пам. 3 хэдара (29/30 окт.)). Имя Наакуто ла-Аб является сложным эфиоп. христ. антропонимом и в переводе с геэза означает «Да воспоем хвалу Богу-Отцу». Достоверных сведений о Н. л.-А. сохранилось еще меньше, чем о его дяде и предшественнике на троне Лалибале. Почти все эти данные восходят к его пространному Житию, составленному в 1-й пол. XV в. (издано К. Конти Россини по 2 спискам - копии рукописи из собрания эфиопской общины в Иерусалиме (XVI в.) и Paris. Abbadie. 29 (XVII в.)). К наст. времени еще 2 списка обнаружены в Ватиканской б-ке и 8 микрофильмированы в церквах, посвященных Н. л.-А., в обл. Ласта.
О происхождении Н. л.-А. в Житии приводятся 2 взаимоисключающие версии: согласно одной, он был сыном сестры Лалибалы (Conti Rossini. 1943. P. 114); в соответствии с другой, его родителями были брат Лалибалы Габра Маскаль и его супруга Маркеза (Ibid. P. 115-116). Первая версия представляется предпочтительной, поскольку тезкой Лалибалы оказывается его зять, а не брат (Лалибала - прозвище царя по имени Габра Маскаль). Кроме того, она соответствует основанным на этнографических данных построениям о матрилинейной передаче власти в династии Загве. Выдвигавшееся рядом исследователей мнение о том, что Н. л.-А. являлся сыном царя Харбая, брата Лалибалы, его предшественника на троне и гонителя, не находит подтверждения в источниках.
Датой рождения Н. л.-А. в Житии указано 29 февр. (шеват по сиро-яковитскому календарю; Ibid. P. 115), а годом - 338-й (Ibid. P. 120). Принято считать, что в цифру десятков, составляющих год, вкралась ошибка и речь идет о 388 г. по сокращенному варианту «эры мучеников» (без пасхального цикла в 532 года), т. е. о 1204 г. по Р. Х. Согласно Житию, Н. л.-А. прожил 47 лет, что хорошо согласуется с сохранившимися в агиографической традиции сведениями о воцарении его преемника Йэтбарака в 1250 г.
На престол Н. л.-А. вступал дважды: после отречения Лалибалы он воцарился на 18 месяцев, но затем уступил трон предшественнику, который занимал его вплоть до своей смерти (после 1225). Лишь 2 эпизода в Житии Н. л.-А. могут быть в какой-то мере соотнесены с политическими реалиями. В 1-м случае имеется в виду борьба с «врагом Господа» из Годжама Цара Кэмэсом, к-рый отказался признавать власть Лалибалы, и тот послал на его усмирение своего племянника (при этом Цара Кэмэс сравнивается с Голиафом, Н. л.-А.- с Давидом, а Лалибала - с Саулом; Ibid. P. 141-146). Впрочем, не исключено, что это анахронизм и разгром Цара Кэмэса и покорение Годжама произошли в XIV в. Второй эпизод относится к одному из чудес Н. л.-А.: когда он наследовал Лалибале, египтяне якобы отказались платить дань Эфиопии и по молитве святого в течение 3 лет и 7 месяцев в Египте не было ни дождя, ни разлива Нила (Ibid. P. 173-175). Эта легенда основана на регулярно повторявшейся вплоть до кон. XIX в. и превратившейся в историографический топос угрозе правителей Эфиопии оставить Египет без воды, перекрыв течение Нила.
Традиция приписывает Н. л.-А. возведение ряда церквей в обл. Ласта, в одной из которых, Вагра-Сэхин, отождествляемой с ныне существующей Эшатан-Марьям, он упокоился. Отсутствие его могилы предание объясняет тем, что его тело было взято на небеса. Возможно, переход власти от Н. л.-А., по Житию удалившегося от мирских дел незадолго до кончины, к Йэтбараку, сыну Лалибалы, не был мирным, а сопровождался усобицей между представителями династии.