[ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек); араб. ( )] (1-я четв. XVII в., о-в Хиос - 1685, Латакия), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681). По происхождению грек, племянник Антиохийского патриарха Евфимия III ас-Сакизи (1635-1647). Для вост. духовенства Нового времени были свойственны сильные клановые связи, каждый архиерей стремился окружить себя родственниками и земляками. Евфимий призвал к себе с Хиоса племянника и сделал его диаконом. Патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672), вступивший на Антиохийскую кафедру после Евфимия, сохранял тесные контакты с хиосскими греками и относился к Н. благосклонно. 15 апр. 1661 г. Макарий рукоположил Н. в митрополита Хамы.
Могущество клана аз-Заим, возглавлявшегося Макарием, который стремился передать Патриаршество по наследству в рамках своего рода, вызывало недовольство ряда церковно-политических группировок сирийских христиан. После смерти в 1669 г. сына Макария, архидиак. Павла Алеппского, патриарх стал готовить себе в преемники старшего сына Павла, Хананию (Ананию). 12 июня 1672 г. Макарий скончался, по слухам, отравленный своими недоброжелателями из дамасской христианской общины. 2 июля 1672 г. приверженцы покойного патриарха при помощи османского паши Дамаска организовали возведение на Патриаршество младшего внука Макария, 20-летнего Кирилла аз-Заима (см. Кирилл V). Похоже, уже после этого архиереи - противники клана аз-Заим, собравшись в Бейруте, избрали Н. местоблюстителем Антиохийского престола и обратились к Синоду К-польской Церкви с просьбой поставить достойного первосвятителя на Антиохийскую кафедру. Скорее всего, кандидатура Н. как буд. Антиохийского патриарха была заранее согласована с Фанаром. Возможно, в избрании Н. сыграло главную роль его греч. происхождение, позволявшее противникам клана аз-Заим рассчитывать на поддержку со стороны К-польского престола. Участники Собора в грамоте, датированной 28 авг., опротестовали избрание Кирилла, как не достигшего канонического возраста и занявшего кафедру при содействии светских властей, и призвали К-польский Синод избавить от нестроений Антиохийский Патриархат.
В прежние годы в Антиохийской Церкви не раз происходили расколы, когда соперничавшие патриархи обращались за поддержкой к К-польскому престолу. Однако в 1672 г. часть сирийских архиереев впервые озвучила идею о праве Фанара самостоятельно избирать Антиохийских патриархов. В К-польском Синоде к кон. XVII в. тоже укрепились представления о вселенском статусе К-польского престола и его праве вмешиваться в дела др. поместных Церквей. В нояб. 1672 г. в К-поле прошел Собор под председательством 2 патриархов - К-польского Дионисия IV Серогланиса и Иерусалимского Досифея II Нотары. У Досифея, проезжавшего незадолго до этого из Палестины в К-поль через Дамаск, сложилось крайне неблагоприятное впечатление о молодом патриархе Кирилле. Собор принял решение о низложении Кирилла и избрал на его место Н.
Н. прибыл в Сирию с султанским бератом на Патриаршество. Кирилл, однако, не торопился уступать власть. Поддержка богатой халебской общины и контроль над казной Патриархата позволили ему поехать в К-поль и перекупить Фанар и Высокую Порту. Молодой патриарх был снова утвержден в сане. Тогда Н. еще раз приехал в столицу и тоже получил офиц. подтверждение своих полномочий. Антиохийская Церковь раскололась: оба патриарха поочередно получали султанские бераты, занимали престол, отлучали друг друга, а также архиереев, клириков и мирян, поддерживавших соперника.
Если на стороне Кирилла стояли христ. общины Халеба и отчасти Дамаска, то Н., как представляется, опирался прежде всего на прибрежные епархии. За годы Патриаршества Н. рукоположил архиереев на кафедры Триполи, Латакии и Бейрута (в последнем случае, впрочем, не по собственному выбору, а под давлением влиятельного маронитского шейха Абу Науфаля Хазина, правителя Кесруана), т. е. очевидно, что именно Н. контролировал эти города и пользовался поддержкой местных христ. общин. Известны вклады Н. в мон-рь Баламанд под Триполи, что опять же предполагает связи с монастырской братией (Al-makhua t. 1994. N 84, 93, 98). В колофоне одной из баламандских рукописей, датированной окт. 1678 г., сообщается о присутствии в мон-ре его бывш. игум. Саввы, который был смещен с этого поста патриархом Макарием III в 1660 г. и несомненно принадлежал к числу непримиримых противников рода аз-Заим (ИВР РАН. В 1217. Л. 276 об.). Периодически Н. распространял власть на Дамаск и Халеб: известна жалоба 1677 г. халебских мирян мусульманским кади на незаконные поборы Н. (Masters. 2001. P. 83-84).
Постепенно Кирилл стал одерживать верх. По ходатайству халебских христиан местные власти 3 сент. 1678 г. признали его законным патриархом. При этом в своей петиции халебцы жаловались на невежество Н. в церковно-канонических вопросах и незнание им араб. языка, что не соответствовало действительности. Поставление Н. Бейрутского митр. Макария (ок. 1678-1679) произошло в то время, когда Кирилл считался законным патриархом и пребывал в Дамаске, а Н. укрывался в Триполи. Ресурсы Халеба, видимо, и решили исход противостояния патриархов. В борьбе за Патриаршество Н. не только истратил все свои средства, но и вошел в долги на сумму 20 тыс. киршей и не имел возможности расплатиться. В итоге в 1681 г. он отказался от претензий на Патриарший престол при условии передачи ему в кормление вакантной Лаодикийской епархии (Латакии) и уплаты всех его долгов Кириллом.
Н. переехал в Латакию не позже конца осени 1681 г., т. к. именно там его ученик, диак. Абд аль-Масих, 16 нояб. закончил переписывать литургическую рукопись, которую заказал ему «господин Неофит ас-Сакизи, патриарх Антиохийский» (Al-makhua t. 1994. N 93). Н. продолжал называть себя Антиохийским патриархом без добавления «бывший» и по-прежнему скреплял свои документы патриаршей печатью. Именно так оформлена его вакуфная запись на книге, пожертвованной им в Баламандский мон-рь 27 апр. 1682 г. (Ibid. N 84). Похоже, это «двоевластие» побудило рус. посольство дьяка Прокопия Возницына, добивавшееся у вост. патриархов реабилитации патриарха Никона, на всякий случай взять «прощательные» грамоты у обоих антиохийских первосвятителей - «прежнего Неофита патриарха» и «антиохийского Кирилла нового патриарха». Обе грамоты датированы маем 1682 г. (РГАДА. Ф. 52/1. 1683 г. Ед. хр. 2. Л. 37-56).
Н. скончался зимой или весной 1685 г. На престол Латакии Кирилл V возвел Игнатия, диакона покойного экс-патриарха, что свидетельствует о стремлении Кирилла поддерживать мирные отношения со сторонниками Н.