НИКАНДР
Том XLIX, С. 373-376
опубликовано: 29 июля 2022г.

НИКАНДР

Содержание

Прп. Никандр Городноезерский. Хромолитография. 1911 г. (Свято-Троицкий Никандров мон-рь)Прп. Никандр Городноезерский. Хромолитография. 1911 г. (Свято-Троицкий Никандров мон-рь)(XVI в.), прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Городноезерский, основатель Никандровой пуст. (ныне дер. Никандрово Любытинского р-на Новгородской обл.). Как действующий мон-рь пустынь упоминается в Писцовых книгах Бежецкой пятины 1564 г.: «В Николском же погосте в Шереховичах царев великого князя монастырь, стал на черном лесу, Никандрова пустыня, а в нем церковь Воскресенье Христово да теплая церковь Дмитрей Вологотцкой чюдотворец, келья игуменъская да 10 келей, а в них 5 старцов, а 5 келей пусты, пашни монастырские 5 коробей в поле, а в дву по тому-жь» (Новгородские писцовые книги, изд. имп. Археогр. комиссией. СПб., 1910. Т. 6: Книги Бежецкой пятины. Стб. 911). Архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на сведения из т. н. Кайдаловских святцев, писал, что Городноезерский монастырь был основан в 1-й пол. XVI в. На протяжении XVI в. обитель оставалась немноголюдной, о чем свидетельствует, в частности, ее описание в «Книге писцовой первой половины, письма князя Василья Андреевича Звенигородцкаго и подьячего Игнатья Сергеева, 7090-7091 (1581-1583) года»: «...келья игуменская да десять келей, а в них три старцы, а семь келей пусты. Пашни монастырские дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; в обжи же положены» (Неволин. 1853. С. 284). Согласно ведомостям от 8 марта 1725 г., доставленным в Коллегию экономии из Новгородской епархии, в пустыни было 20 монахов вместе с игуменом. В царствование Екатерины II мон-рь сгорел, в 1764 г. пустынь упразднили, на ее месте возникло с. Никандрово; на месте погребения Н. поставили часовню.

В 1829-1831 гг. на пожертвования местных землевладельцев, дворян Мякининых, Филипповых, Михелей, Суворовых, Сиверсов, купцов и крестьян из окрестных деревень был построен каменный храм во имя Св. Троицы с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. Графиня А. С. Апраксина завещала на изготовление иконостаса и внутреннее убранство храма значительную сумму (1685 р.) денег. Мощи святого находились под спудом в часовне рядом с храмом. Над ними было помещено «надгробие, имеющее вид раки». Память Н. в с. Никандрове праздновалась 4 нояб.: после литургии из храма совершался крестный ход в часовню, где служили молебен святому (ГАНО. Ф. 481. Оп. 1. Д. 8. Л. 11). Известны тропарь и кондак Н. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (установлен ок. 1831, возобновлен в 1981). Память святого под 15 марта и 4 нояб. указана в «Новгородском месяцеслове с краткими жизнеописаниями св. угодников Божиих» (Сост.: А. А Усинин. СПб., 1882. С. 64). По сведениям Н. П. Барсукова, память Н. праздновалась 15 марта. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903) она указана под 4 нояб.

В 1932 г. Троицкий храм и часовню закрыли, вскоре часовня сгорела. По благословению архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого; ныне митрополит) 19 авг. 1992 г. архим. Иосиф (Софронов; Ɨ 16 авг. 1993), настоятель Успенской ц. в с. Внуто (в 10 км от Никандрова), отслужив молебен Пресв. Троице и прп. Никандру, открыл погребение святого. Обретенные мощи были перенесены в храм с. Внуто. 1 нояб. 1992 г. здесь состоялся 1-й молебен у раки святого. 17 авг. 1994 г. возобновились богослужения в Троицкой ц. Местные жители рассказывали о чудесных явлениях святого. В авг. 1997 г. был записан рассказ жительницы дер. Клещино (в 5 км от Никандрова) А. Е. Алексеевой о том, что ей явился во сне Н. и повелел забрать его образ со скотного двора, указав, что икона находится «в левом углу на третьем бревне сверху». Отправившись на скотный двор, женщина сразу нашла икону.

В 2001 г. начались реставрационные работы в Троицком храме, 8 сент. 2002 г. церковь освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Лев. В Успенскую ц. был возвращен храмовый образ Н., хранившийся более 80 лет в семье местного жителя И. Тихомирова (икона украдена в 2010). В 2006 г. в Свято-Троицком Никандровом жен. мон-ре состоялись первые монашеские постриги. 6 июля 2012 г. еп. Боровичский и Пестовский Ефрем (Барбинягра) освятил престол во имя прп. Никандра Городноезерского в левом приделе трапезного храма. 29 июня 2015 г. мощи Н. были перенесены из Успенской ц. с. Внуто в монастырь и установлены в Троицком храме.

Ист.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., с прил. карты. СПб., 1853. С. 182-183; Прил. С. 197, 255; Список вещам, отобранным из церквей и мон-рей в Новгородский архиерейский дом, 1728 г. // ОДДС. Т. 8. Прил. 12. Стб. CXXI; Прошение бывшего сенатского копииста Никиты Жданова о разрешении ему постричься в монашество в Никандровой пуст., 1727 г. // Там же. С. 315. № 308; Верный месяцеслов. С. 43.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 180; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75; Жервэ Н. Н. Никандрова пуст. // София. Новг., 1997. № 2. С. 21; Коваленко А., Коваленко Я. Святые Земли Русской: Преподобные Никандр Псковский и Никандр Городноезерский // Там же. 2003. № 1. С. 27-30; Коваленко Я. В честь 400-летия памяти прп. Никандра Городноезерского // Там же. № 4. С. 6; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 154.
Е. В. Романенко

Иконография

Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г.Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. В иконописных подлинниках Н. не упоминается. Сведения о его древних иконах отсутствуют. Известны неск. изображений Н., на основе чего можно разделить единоличные образы святого на 2 извода: фронтальные и вполоборота на фоне мон-ря. К 1-му можно отнести большую храмовую икону (датировалась рубежом XIX и XX вв.), которая находилась в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто Хвойнинского р-на Новгородской обл., в 2010 г. была украдена, и в наст. время ее местонахождение неизвестно. Образ написан в академической манере на золотом фоне с чеканным орнаментом, скорее всего происходит из деревянной часовни над захоронением Н. Святой представлен прямолично по пояс седым старцем со впалыми щеками, голова не покрыта; короткие волосы, разделенные на прямой пробор, обрамляют широкий лоб; прямая борода средней величины слегка сужается внизу и раздваивается на конце. У преподобного крупные черты лица: почти прямые брови, большие голубые глаза, длинный прямой нос, широкие губы. На Н. коричневая монашеская мантия поверх черного подрясника и темная сине-зеленая схима (без куколя), правая рука поднята с благословляющим жестом, в левой, согнутой в локте и немного опущенной,- свиток; вокруг головы золотой нимб.

Прп. Никандр Городноезерский. Икона. 1990 г. Копия иконы кон. XIX — нач. XX в. Иконописец Д. А. Ефремова (частное собрание)Прп. Никандр Городноезерский. Икона. 1990 г. Копия иконы кон. XIX — нач. XX в. Иконописец Д. А. Ефремова (частное собрание)

Ко 2-му изводу относится небольшая икона, также кон. XIX - нач. XX в., находившаяся во 2-й пол. XX в. у старой жительницы с. Внуто. В 1990 г. иконописцем Д. А. Ефремовой была написана копия этой иконы (местонахождение оригинала неизв.; копия - собственность автора). На ней Н. изображен в рост в левой части иконы в виде старца с длинной окладистой седой бородой, одетого в длинную черную мантию с многочисленными светлыми разделками, в темно-зеленый подрясник, черную обувь и иссиня-черную схиму с голубыми Голгофскими крестами, на голове схимнический островерхий куколь. Взор святого обращен вверх, правая рука в молении возле груди, в левой - развернутый свиток с плохо читаемой надписью; вокруг головы святого бордовый нимб с золотым контуром. Справа на иконе изображена Никандрова пуст. с 2 храмами и монастырской стеной.

Прп. Никандр Городноезерский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Рубеж XIX и XX в. (ц. ап. Филиппа на Нутной ул., Вел. Новгород)Прп. Никандр Городноезерский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Рубеж XIX и XX в. (ц. ап. Филиппа на Нутной ул., Вел. Новгород)

К этому же изводу относится хромолитография, напечатанная в 1911 г. в одесской мастерской Е. И. Фесенко (хранится в Свято-Троицком Никандровом монастыре). Фигура преподобного помещена в центре композиции; на Н. темно-зеленая длинная мантия поверх светло-коричневой рясы, из-под к-рой видна темно-коричневая обувь, и красно-коричневая схима с охристым Голгофским крестом. Длинные седые волосы, разделенные на прямой пробор, прядями спускаются на плечи, завиваясь на концах; длинная прямая седая борода доходит до груди, чуть закругляясь на конце. У святого низкий широкий лоб, большие, широко раскрытые глаза, прямой нос, широкие скулы, впалые щеки; взгляд устремлен к образу Св. Троицы («Гостеприимство Авраама») в облачном сегменте справа вверху. Преподобный правой рукой благословляет, в левой, опущенной, держит свиток. За спиной Н. в глубине иконы слева показана кирпичная Троицкая ц. в с. Никандрове, справа - деревянная часовня над местом погребения святого на опушке леса. На фронтонах часовни видны 2 иконы с поясными изображениями, вероятно Спасителя (над входом) и Н. в схимническом куколе. Надпись в верхней части хромолитографии: «Св. Пр. Никандръ Городно-езерскiй чдотвор».

Из рассказов очевидцев известно, что при обретении св. мощей Н. на гробе была обнаружена рельефная керамическая икона святого размером ок. 8-10 см с полукруглым завершением. Она хранилась у настоятеля ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто архим. Иосифа (Софронова) (местонахождение иконы после его смерти в 1993 неизв.). По иконографии образ был аналогичен иконе рубежа XIX и XX вв.

Преподобные Мартирий Зеленецкий, Никандр Городноезерский и Иулиания Муромская. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в.; поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Мастера иеродиаконы Паисий и АнатолийПреподобные Мартирий Зеленецкий, Никандр Городноезерский и Иулиания Муромская. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в.; поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

Изображения Н. встречаются в композиции «Собор Новгородских святых». Так, Н. представлен на иконе кон. XIX - нач. XX в. из новгородской ц. ап. Филиппа на Нутной ул. Он написан крайним слева в 7-м ряду вполоборота вправо, в красно-коричневой мантии, коричневом подряснике и темно-синей схиме, на голове островерхий куколь с оранжевыми крестами; у него русая борода средней величины (возможно, пропись или тонировка посл. трети XX в.). Взгляд Н. устремлен к иконе Спасителя (расположена вверху в центре), правая рука с жестом молитвы. Надпись в нимбе: «пр. Ни[ка]ндръ Грод.». Подобным образом святой представлен на близкой по композиции и деталям рисунка хромолитографии Фесенко в Одессе (1902, частное собрание). На др. иконах, где уточняющей подписи нет, скорее всего изображен прп. Никандр Псковский, почитание к-рого возникло гораздо раньше (до 1776 Порховский у., место подвигов этого святого, относился к Новгородской губ.).

Святой (подпись в нимбе «Св. Никандр Городноез. 1603») изображен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в числе подвижников XVII в.: худощавый монах в черном клобуке со скрещенными на груди руками, широкая окладистая борода с проседью раздваивается.

Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто)Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто)

Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. работы иконописца мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. Святой включен в группу Новгородских чудотворцев, между преподобными Ефремом Перекомским и Варлаамом Хутынским. Он изображен с непокрытой головой в мантии болотного цвета; у него короткие волосы с проседью и округлая небольшая борода. Сохранился подготовительный эскиз с изображением Н. в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (набросок головы преподобного без куколя; частное собрание). Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы русских святых (частное собрание), под 4 нояб. в святцы вошел Н. (изображен со свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 42).

В связи с обретением св. мощей Н. и размещением их в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Внуто стали создаваться новые иконы преподобного. В 1992-1993 гг. иконописцем М. А. Ганешиным (впосл. священник, настоятель Успенской ц. в с. Внуто) был написан ростовой прямоличный образ Н. для крышки его раки. Святой представлен лежащим на смертном одре оливкового цвета в полном монашеском облачении, голова покрыта схимническим куколем, глаза закрыты, руки крестообразно сложены на груди. После перенесения мощей Н. в Никандров монастырь икона перемещена на стену под той же сенью.

Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание)Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание)

В основном совр. иконы повторяют 2 основных извода иконографии Н. В сер. 90-х гг. ХХ в. диак. Михаилом Ганешиным для Успенской ц. в с. Внуто была написана аналойная икона Н. в молении Спасителю (образцом, очевидно, послужили иконы прп. Александра Ошевенского). Фигура Н. помещена в правой половине иконы в 3/4-ном повороте влево, на фоне деревянных строений Никандровой пуст. на берегу оз. Городно. Правая рука Н. в жесте молитвы или собеседования, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите бо братïе мо но посем». В левом верхнем углу - поясное изображение благословляющего Спасителя на красном фоне в облачном сегменте. Аналогичная икона работы того же иконописца находится в Покровской ц. с. Кудинова Ногинского р-на Московской обл.

Иконы того же иконографического типа имеются в Свято-Троицком Никандровом жен. монастыре. Большая золотофонная икона находится в новом иконостасе летнего Троицкого храма обители (ок. 2015): Н. в куколе округлой формы представлен фронтально на фоне Троицкой ц. На аналойной иконе с частицей мощей Н. показан в молитве Св. Троице: он стоит среди горок у маленького озера, за горками - храм с шатровым завершением. К перенесению мощей Н. из Успенской ц. с. Внуто в Никандров мон-рь в 2015 г. была написана большая ростовая икона с прямоличным изображением Н., установленная в киоте за его ракой.

Совр. иконы Н. находятся в ц. прп. Никандра Городноезерского в пос. Хвойная Новгородской обл., а также (поясные аналойные с частицами мощей) в ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2016, мастерская ТСЛ) и в ц. равноап. кн. Владимира в пос. Ливадия в г. Находке Приморского края (2017, мастерская Серафимовского мон-ря на о-ве Русском близ Владивостока), в соборе избранных святых Н. изображен на входных воротах в Валдайский Иверский мон-рь.

Художники, видевшие керамический рельефный образ Н., стали изготавливать подобные произведения. Так, скульптор и иконописец А. А. Белашов в 1992 г. выполнил рельефную керамическую монохромную икону Н. по 2-му иконографическому типу (частное собрание). На ней Н., в длинной мантии и схиме с островерхим куколем, стоит слева на берегу оз. Городно; в его левой руке развернутый свиток. Справа за озером - часовня на фоне леса над местом захоронения преподобного, на пригорке расположена ц. Св. Троицы. В правом верхнем углу в облачном сегменте благословляющая десница Божия. Надпись на иконе: «Св. Пр: Никандръ чдотворецъ Городноезерскiи». При создании этой иконы автор ориентировался на хромолитографию 1911 г. и копию иконы кон. XIX - нач. XX в., но творчески их переработал.

О. А. Зверева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)