(Ружичич Никола; 15.04.1843, с. Свилеува (ныне в общине Коцелева Мачванского окр.), Сербия - 16.10.1916, Белград), еп. Нишский. Окончил начальную школу в родном селе, 4 класса гимназии в г. Шабац и Белградскую ДС (богословию) (1863). Женившись и приняв священный сан, служил в с. Свилеува. В 1869 г. овдовел; вскоре лишился единственной дочери. В 1871 г. попросил митр. Сербского Михаила (Йовановича) направить его на обучение в КДА, пообещав по окончании учебы принять монашество. В окт. 1871 г. прибыл в Киев. По причине плохого владения рус. языком просил Совет КДА зачислить его на церковно-историческое отд-ние без вступительных экзаменов. Но, сдав по решению Совета устный экзамен по лат. языку и написав сочинение на серб. языке, 15 окт. 1871 г. был зачислен на 1-й курс церковно-исторического отд-ния КДА. В студенческие годы проявил «отличные и очень хорошие успехи» в обучении. В конце 3-го курса, весной 1874 г., представил в Совет КДА канд. дис. «Об отношении Сербской Церкви к Константинопольскому Патриархату от появления между сербами христианства до наших времен» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 596), к-рую в том же году опубликовал на серб. языке в белградском ж. «Сион», а позже издал отдельной книгой (Кратки историjски преглед узаjамних одношаjа између српске и грчко-цариградске цркве и њихових представитеља: Oд првог времена њиховог познавања па до данас. Београд, 1875). 1 окт. 1874 г. назначен преподавателем Свящ. Писания и рус. языка в Белградской богословии, поэтому не вернулся в КДА для обучения на 4-м курсе. Тем не менее по ходатайству митр. Михаила (Йовановича) был удостоен степени кандидата богословия (постановление Совета КДА от 30 мая 1875 утверждено Свящ. Синодом 18 нояб. 1875). Вскоре принял монашество в мон-ре Буково и был возведен в сан синкелла. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. служил в действующей армии военным священником. В 1881 г. сдал профессорский экзамен и был возведен в сан протосинкелла.
После отстранения митр. Михаила (1881) от управления Белградской митрополией поддержал политику Сербской прогрессивной партии и по протекции нового правительства занял должность ректора Белградской богословии. В 1883 г. признал законность избрания Сербским митрополитом Феодосия (Мраовича), состоявшегося вопреки воле серб. епископата. 4 мая 1886 г. был хиротонисан во епископа Жичского.
После отречения от престола кор. Милана Обреновича (22 февр. 1889, см. в ст. Обреновичи) и возвращения митр. Михаила к управлению Сербской Церковью Н. 28 мая 1889 г. был отстранен от управления Жичской епархией и уволен на покой. Покинув Сербию, жил на территории Австро-Венгрии в Загребе, Дубровнике, потом в столице Черногории Цетине. Затем переехал в Германию, где слушал лекции в неск. ун-тах. Опубликовал на нем. языке ряд работ по истории Сербской Православной Церкви, напр. «Великий жупан Стефан Неманя и его значение для Сербского государства и Сербской Церкви» (Gross-zupan Stephan Nemanja und seine Bedeutung für den serbischen Staat und die serbischen Kirche. Jena, 1897). В 1897 г. вернулся в Сербию.
После смерти митр. Михаила и избрания 15 февр. 1898 г. Белградским митрополитом Иннокентия (Павловича) Н. 16 февр. принял участие во встрече серб. епископов с кор. Александром I Обреновичем, на к-рой состоялось офиц. примирение митр. Иннокентия с представителями феодосиевской иерархии. Указом короля от 17 марта 1898 г. Н. был назначен епископом Нишским. В 1901-1903 гг. являлся членом Сената Королевства Сербия. Как и митр. Иннокентий, Н. поддержал брак кор. Александра I и Драги Машин (23 июля 1900), что повлекло за собой падение его авторитета в обществе. После убийства королевской четы Обреновичей (29 мая 1903) пытался наладить взаимоотношения с новым кор. Петром I Карагеоргиевичем (см. в ст. Карагеоргиевичи), но безрезультатно. В нач. ХХ в. в серб. оппозиционной церковной периодике появился ряд статей с критикой в адрес Н. и обвинениями его в несоблюдении монашеских обетов и во взяточничестве. В результате в 1911 г. он вынужден был уйти на покой. Жил в собственном доме в Белграде. В нояб. 1914 г., накануне захвата Белграда войсками Австро-Венгрии, выехал в г. Алексинац, но вернулся после освобождения столицы в дек. Во время новой оккупации, в окт. 1915 г., остался в Белграде, где и скончался. Был похоронен в Николаевской ц. на Новом кладбище в Белграде. В 1927 г. перезахоронен в кафедральном соборе Ниша в приготовленной им во время служения на Нишской кафедре гробнице.
В духовном завещании (составлено 12 апр. 1914) передал свой дом в Белграде на обустройство богословского фак-та Белградского университета: в 1920 г. в этом доме разместилось студенческое общежитие. Владелицей личной б-ки Н. стала Белградская богословия.
Н. оставил значительное научное наследие. Он известен как автор 2-томной «Истории Сербской Церкви» (Историjа Српске цркве. Загреб, 1893. Књ. 1; Београд, 1895. Књ. 2), ряда историко-археологических очерков о церквах и мон-рях Сербии и Черногории, исследования по истории и археологии Дубровника (Дубровник у прошлости и садашњости: Геогр.-ист., стат. и археол. слике. Ниш, 1907). Поддерживал практику составления церковных хроник, в Нишской епархии начал работать над «Летописью Нишской соборной церкви». В 1899 г. основал офиц. епархиальный печатный орган - «Глас епархиjе нишке» (выходил в 1899-1900, 1907-1910), где регулярно публиковал свои статьи, проповеди и пастырские послания.
Важной частью наследия Н. являются работы по церковному праву («Номоканон о браке...» (Номоканон о браку, или Нова ручна књига за сваког у опште, а нарочито за свештенике и богослове: С додатком о сроству за правнике. Београд, 1880), «Номоканон Сербской Церкви» (Номоканон српске цркве. Београд, 1882. Књ. 1: Теориjа каноничног права) и др.), а также практические пособия для духовенства и статьи по каноническим вопросам, напр.: «Таблицы различных примеров родства» (Таблице разноврсних примера сродства. Београд, 1886), «Канонический вопрос о старшинстве во время церковных служб и обрядов» (Канонско питање о старешинству при црквеним службама и обредима // Весник Српске цркве. Београд, 1892. Год. 3. Бр. 6. С. 605-611). Ряд статей посвятил актуальным проблемам взаимодействия науки, религии и философии, напр.: «Вера и наука» (Вера и наука // Весник Српске цркве. 1907. Год. 18. Бр. 11. С. 297-301; Бр. 12. С. 330-333; Бр. 13. С. 346-351; Бр. 14. С. 391-398; Бр. 15. С. 417-419; Бр. 16. С. 449-452), «Различие между философской этикой и христианской этикой...» (Разлика филозофске етике од хришћанске етике - наука о моралу човечjем. Београд, 1885). Опубликовал несколько томов проповедей и пастырских посланий (Архипастирске посланице. Ниш, 1907; Беседе и речи. Ниш, 1908-1909. Св. 4). Действительный член Сербского научного об-ва по 2 отд-ниям - философских и филологических наук и распространения науки и книжности в народе (1883), почетный член Сербской королевской академии (1892).