НИКИТА
Том XLIX, С. 507-508
опубликовано: 11 августа 2022г.

НИКИТА

Исп. Никита Халкидонский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г.	NI_364Исп. Никита Халкидонский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г. NI_364 (Кон. VIII - нач. IX в.), прп., исп. (пам. 28 мая), еп. Халкидонский. Его Житие неизвестно, но короткое сказание о нем сохранилось в неск. визант. Синаксарях, находящихся в рукописных сборниках, к-рые хранятся в Великой Лавре на Афоне (Laur. Δ, 36, Δ 39, Θ 87, Ω 147), а также в Типиконе лавры прп. Саввы Освященного и других палестинских литургических и агиографических памятниках; известен канон Н., составленный прп. Иоcифом Песнописцем († ок. 886), что явствует из акростиха. Часть этого канона приводит Софроний (Евстратиадис), еп. Леонтопольский, в своем «Агиологионе». В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Н. отсутствует (И. Делеэ приводит ее (без сказания) в одном из второстепенных синаксарей (SynCP. Col. 713)).

Согласно сведениям источников, Н. с юных лет посвятил жизнь служению Богу, отрекшись от мира. После долгих лет монашеской жизни Н. был возведен на епископскую кафедру Халкидона (ныне Кадыкёй в черте Стамбула). Будучи архипастырем, он отличался нищелюбием и милосердием, странники находили в его доме приют, а неправедно преследуемые - защиту.

Когда при имп. Льве V (813-820) были возобновлены гонения на почитающих иконы и начался 2-й период иконоборчества (815), Н. без колебаний встал на сторону иконопочитателей, обличая их гонителей в ереси. За свою приверженность истине Н. был отправлен в изгнание, как и многие его единомышленники во время 2-го периода иконоборчества, он претерпел множество др. унижений. Из канона прп. Иосифа известно, что Н. пострадал, т. е. подвергся неким преследованиям, вместе с 2 своими родственниками - дядей Никитой и братом Игнатием (в синаксарных сказаниях не упомянуты). Через нек-рое время после изгнания преставился ко Господу и был сразу же прославлен Им как святой чудесами исцелений, происходившими от его мощей.

Специфика бытования памяти Н., состоящая в том, что она отсутствует в Синаксаре К-польской ц., где представлены все основные К-польские и Халкидонские святые, но имеется в Типиконе лавры прп. Саввы Освященного и др. палестинских источниках, заставила болландистов предположить, что Н., возможно, был вынужден отказаться от кафедры и отправиться в Палестину, где и скончался (ActaSS. Mai. T. 6. P. 808); соответственно и почитался он только в Палестине. Но архиеп. Сергий (Спасский) оспаривал это мнение. Согласно его т. зр., главным аргументом в пользу почитания Н. в К-поле служит упоминание в каноне Иосифа раки с мощами преподобного, которая находилась в Халкидоне, скорее всего там святой и умер, а его память перешла в иерусалимские Месяцесловы из несохранившихся к-польских. Не соглашался с болландистами и А. И. Пападопуло-Керамевс, к-рый издал канон Иосифа Песнописца и считал, что Н. почитался всем правосл. миром; был известен в слав. странах. Исследователь полагал, что палестинские Синаксари не представляли собой изолированную от других традицию, а могли редактироваться К-польским патриархом; кроме того, в них часто упоминались к-польские реалии.

Судьба мощей Н. неизвестна. Возможно, они почитались в К-поле на протяжении многих столетий после его смерти и были вывезены из Византии в 1204 г. (захват К-поля крестоносцами) или уничтожены в 1453 г. (захват К-поля турками).

В списках епископов Халкидонских времен иконоборчества есть только один Никита, и время его пребывания на кафедре относится ко времени правления не имп. Льва V, а имп. Льва III Исавра (717-741) и его сына Константина V Копронима (741-775) и датируется 726-775 гг. (Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 99). Вызывает сомнение и синаксарное сказание, совершенно лишенное индивидуальных черт и состоящее из агиографических топосов. Единственным заслуживающим внимания источником остается канон Иосифа Песнописца, который, однако, жил почти на 150 лет позже еп. Никиты Халкидонского. Возможно, отнесение времени жизни Н. к периоду правления Льва V вызвано контаминацией с Никитой, игум. Мидикийским, прп., исп. (пам. 3 апр.). В источниках и последующей традиции Н. упоминается как епископ, так и как архиепископ.

Н. особо почитается на о-ве Лефкада (Греция), где в его честь назван поселок Айос-Никитас и построен посвященный ему храм. По местному преданию, в нач. IX в. в скалах была обретена икона, на к-рой был изображен некий епископ по имени Никита. Духовенство острова обратилось за помощью на Афон, где святитель на иконе был идентифицирован как Н. Однако совр. исследователь источников, связанных с Н., а также с храмом на о-ве Лефкада, А. Пердикарис на основе сведений архивов доказывает, что храм во имя Н. существовал уже в 1726 г., когда остров находился во владении венецианцев, и был воздвигнут христианами визант. обряда. К тому же времени, видимо, относится и икона Н. В наст. время храм на Лефкаде - единственный в Греции, посвященный Н.

Память Н. без сказания включена в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 187. 2-я паг.).

Ист.: ЖСв. Май. С. 743-744; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. Νικήτας ᾿Επίσκοπος Χαλκηδόνος // ῾Ελληνικὸς Θιλολογικὸς Σύλλογος̇ Σύγγραμμα περιοδικόν. ᾿Εν Κωνσταντινουπόλει, 1896. Τ. 26. Σ. 38-42.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 199-200; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 316; Θίλιππας Α. Μ. ´Αγιος Νικήτας, αρχιεπ. Χαλκηδόνος. Αθήνα, 1999; ΡΜΒΖ, N 5382; Περδικάρης Α. Γ. ´Αγιος Νικήτας. Θεσ., 2007; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 364.
О. Н. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также