НИКОДИМ
Том XLIX, С. 731-737
опубликовано: 26 сентября 2022г.

НИКОДИМ

Содержание
Никодим (Мунтяну), патриарх Румынский. Фотография. Кон. 30-х - 40-е гг. XX в.Никодим (Мунтяну), патриарх Румынский. Фотография. Кон. 30-х - 40-е гг. XX в.

[Румын. Nicodim] (Мунтяну Николае; 6.12.1864, с. Пипириг, жудец Нямц, Румыния - 27.02. 1948, Бухарест), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948).

Жизнь

Деятельность Н. до второй мировой войны.

Н. род. в зажиточной крестьянской семье. Родители Н. в старости приняли постриг: отец с именем Варнава - в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре, мать с именем Митрофана - в Агапия женском монастыре. В 1882-1890 гг. Николае обучался в Вениаминовой семинарии при мон-ре Сокола в г. Яссы, названной в честь ее основателя, митр. Молдавского Вениамина (Костаки). За годы учебы заслужил благосклонность митр. Ясского Иосифа (Наниеску; впосл. митрополит Молдавский), к-рый в дек. 1890 г. направил юношу для продолжения обучения в КДА, дав ему задание не только получить высшее богословское образование, но и в совершенстве овладеть рус. языком, чтобы затем иметь возможность заниматься переводами на румын. язык рус. богословской и иноязычной лит-ры. 21 янв. 1891 г., после успешной сдачи вступительного экзамена, Николае был зачислен на 1-й курс КДА. 1 авг. 1894 г., во время каникул, принял постриг в Нямецком мон-ре и 6 авг. рукоположен во диакона. Весной 1895 г. подал в Совет КДА диссертацию «Латино-униатская пропаганда у румын (Молдавии, Валахии и др.) с пол. XIII в. до настоящего времени» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 1398), к-рая получила позитивные отзывы профессоров И. И. Малышевского и А. И. Булгакова. Постановлением Совета КДА от 14 июня 1895 г. (утверждено митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) 11 июля 1895) Н. присвоено звание кандидата богословия.

Митр. Никодим (Мунтяну) у входа в кафедральный собор в Бухаресте. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. ХХ в.Митр. Никодим (Мунтяну) у входа в кафедральный собор в Бухаресте. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. ХХ в.

По окончании КДА Н. вернулся в Румынию, где был назначен проповедником кафедрального собора в Яссах. В 1896 г. рукоположен во иерея и назначен экклесиархом митрополичьей кафедры в Яссах. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен адм. викарием Ясской митрополии. Был ближайшим помощником митр. Иосифа (Наниеску), после смерти к-рого († 26 янв. 1902) перешел на служение в Нижнедунайскую епископию, где сблизился с еп. Нижнедунайским Пименом (Джорджеску). С нояб. 1908 г. ректор возобновленной по инициативе еп. Пимена семинарии во имя ап. Андрея в г. Галац. Опираясь на опыт, полученный в КДА, занимался формированием преподавательского состава, организацией учебного процесса и внутренней жизни семинарии. Выступил одним из создателей культурно-благотворительного церковного об-ва «Solidaritatea» (Солидарность), к-рое занималось открытием б-к и др. просветительской деятельностью, оказывало материальную поддержку семьям священников.

В эти годы появились первые печатные труды Н.: «Cuvântări liturgice» (Литургические проповеди. 1906), «Călăuza creştinului la biserică, sau Cum se cuvine să stea creştinul în biserica la slujba sf. liturghii» (Памятка христианину в церкви, или Как христианину надлежит вести себя в церкви во время священной литургии. 1907) с переведенными с русского на румын. язык адаптированными наставлениями для простых верующих.

После того как в 1909 г. еп. Пимен (Джорджеску) стал митрополитом Молдавским, Н. вернулся с ним в Яссы. В мае того же года хиротонисан во епископа Бакэуского, викария митрополита Молдавского, и назначен настоятелем мон-ря во имя свт. Спиридона в Яссах, где открыл школу и ткацкие мастерские. Инициировал создание ряда благотворительных обществ (Об-во православных румынских женщин, Об-во сирот войны и др.).

С 18 февр. 1912 г. епископ Хушский. Отреставрировал в г. Хуш архиерейский дворец и кафедральный собор, благоустроил парк и сад резиденции, прилагал усилия к повышению дисциплины среди духовенства. В 1913 г. вместе с архим. Юлием (Скрибаном) и проф. Павлом Савином подготовил к изданию на румын. языке «Mica Biblie cu icoane» (Малая Библия с иллюстрациями). В авг.-сент. 1917 г. возглавлял делегацию РумПЦ, участвовавшую в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве, избравшего патриархом Московским и всея России свт. Тихона (Беллавина).

Весной 1918 г., после присоединения Бессарабии к Румынскому королевству (9 апр. 1918 н. с.), Синод РумПЦ заявил о расширении канонической власти РумПЦ на присоединенные территории. С 14 июня 1918 г. Н. было поручено временное управление Кишинёвской епархией. Это решение вызвало протест со стороны Московского патриарха свт. Тихона. Н. руководил Кишинёвской епархией до кон. 1919 г., прилагая усилия к культурной интеграции этого региона в состав Румынии. Вводил румынский язык в богослужение и делопроизводство, поддерживал использование латиницы как в светских, так и в церковных текстах. 25 дек. 1923 г. ушел на покой по собственному желанию. Причины этого шага остаются до конца не выясненными. В 1924-1935 гг. настоятель Нямецкого монастыря. Провел работы по реконструкции монастырских храмов и келий, открыл при мон-ре больницу и дом для паломников, возобновил работу типографии, которая стала важным церковным издательским центром. Основал при мон-ре монашескую семинарию (1925), перенесенную в 1928 г. в мон-рь Черника, а также школу для насельников монастыря (1928-1937).

После смерти митр. Пимена (Джорджеску; † 12 нояб. 1934) Н. был избран митрополитом Молдавским (23 янв. 1935). Вступил в должность 4 февр. 1935 г. Уделял особое внимание повышению качества проповеднической деятельности клира, для чего продолжил выпуск начатой во время пребывания в Нямецком мон-ре многотомной серии «Seminţe evangelice pentru ogorul Domnului» (Ogorul Domnului; Семена Евангелия на ниве Господней), содержавшей образцовые проповеди, переведенные в основном с рус. языка. Часть проповедей Н. перевел сам. В 1932-1947 гг. подготовил к печати 35 томов. Инициировал проведение ежегодных священнических конференций, на которых обсуждались вопросы пастырской практики, богослужения, миссионерства, культуры и т. д. Собрал средства на ремонт митрополичьего кафедрального собора в Яссах и на строительство нового здания канцелярии.

Принятие Патриаршества и деятельность во время второй мировой войны

После смерти Румынского патриарха Мирона (Кристи; † 6 марта 1939) Н. стал патриаршим местоблюстителем. 30 июня 1939 г., несмотря на то что Н. отказывался от поста, его избрали Румынским патриархом; интронизация состоялась 5 июля.

В сер. 1940 г., при Н., в РумПЦ действовали 5 митрополий (Молдавская, Буковинская, Бессарабская, Олтенийская, Трансильванская) и 13 епископий (Констанцская, Бузэуская, Куртя-де-Арджешская, Галацкая, Хушская, Романская, Рэдэуцкая, Карансебешская, Клужская, Орадянская, Арадская, Хотинская, Измаильская) (Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 91-92), клир составляли 9067 священнослужителей, действовали 10 ДС, в к-рых учились 2656 студентов, и 5 ДА, где обучались 200 чел., а также 3 богословских фак-та - Бухарестского, Кишинёвского и Черновицкого ун-тов, на которых занимались 2,5 тыс. студентов (ГлСПЦ. 1941. № 2. С. 46; № 7. С. 163).

28 июня 1940 г. Румыния передала Советскому Союзу Бессарабию и Сев. Буковину, откуда в Румынию мигрировали все 3 служивших на этих территориях архиерея и часть священнослужителей. 30 авг. Румыния была вынуждена передать Венгрии Сев. Трансильванию, где венг. власти стали проводить политику насильственной мадьяризации и репрессий, в т. ч. и в отношении РумПЦ: была расформирована ДА в Тимишоаре, 2 правящих архиерея и представители интеллигенции высланы из страны, изгнаны или убиты неск. сот священников, а также члены правосл. общин, разрушены церкви, тысячи румын перешли в католичество или поддержали унию. Позже Румыния передала Болгарии Юж. Добруджу.

6 сент. 1940 г., после вынужденного отречения от румын. престола Кароля II в пользу его 18-летнего сына Михая I, в Румынии было сформировано правительство во главе с премьер-министром ген. Й. В. Антонеску, который вступил в альянс с гитлеровской Германией. 12 окт. в Румынию были введены немецкие войска, 23 нояб. она присоединилась к Тройственному пакту. В этот период Н. неск. раз обращался к королю и главе правительства с просьбой об отставке и о разрешении вернуться в Нямецкий мон-рь, но эти прошения удовлетворены не были.

Антонеску заявил, что новые порядки коснутся и РумПЦ. Н. представил ему ответные предложения (тесная работа с гос-вом, ужесточение требований к кандидатам во иереи и архиереи). 3 дек. 1940 г. начал работу Синод РумПЦ. Совместно с министром по делам религии Браиляну Синод представил правительству меморандум из 30 пунктов, в к-ром затрагивались организационные вопросы РумПЦ и проблема крещеных евреев. Потеря страной земель в 1940 г. была провозглашена как акт, противоречащий Божественной справедливости (Bundesarchiv Berlin. R 5101/23174. Bl. 30, 36). В кон. 1940 г. Антонеску подписал закон, согласно к-рому в Румынии на легальном положении оставалось только 7 Церквей и конфессий (в т. ч. РумПЦ, к к-рой отнесли и старообрядцев), всем приступавшим к служению представителям духовенства требовалось утверждение Министерства по делам религий. В марте 1941 г. правительство запретило всем священнослужителям вступать в к.-л. партии, а все священники, участвовавшие в гражданской войне 21-24 янв. 1941 г., были лишены сана (Ibid. Bl. 40).

Н. официально поддержал вступление Румынии во вторую мировую войну на стороне Германии. В обращении к румын. народу в кон. июня 1941 г. он заявил, что война против СССР является священным походом, призванным уничтожить власть безбожников - большевизм, к-рый «превратил Святую Русь в отвратительное место всяческих преступлений, базу тех, кто объявил войну Самому Богу». Также он указал на необходимость «освободить братьев» - «миллионов русских, которые десятилетия страдают от большевистского ига» (Ibid. Bl. 49). В сент. 1941 г. при поддержке правительства Н. развернул миссию РумПЦ на территориях между Днестром и Бугом (часть совр. Республики Молдова, Одесской, Николаевской и Винницкой областей Украины), вошедших в состав Румынии под названием Транснистрия (т. е. Заднестровье). Поддерживал церковное возрождение на этих территориях, выступая при этом за их румынизацию.

Правительство в период войны стремилось сделать РумПЦ орудием своей внешней и внутренней политики: была ограничена или запрещена деятельность др. Церквей; в нояб. 1942 г. министр внутренних дел ген. Д. Попеску распорядился, чтобы гос. чиновники обязательно каждое воскресенье посещали правосл. богослужение, духовенству были даны указания произносить проповеди на актуальные для гос. политики темы (борьба за веру предков, освобождение славян от плена безбожников и т. п.) (Церк. обозр. Београд, 1942. № 11/12. С. 6). В июле 1943 г. Попеску указал гос. служащим на необходимость состоять в приходской общине и участвовать в ее жизни.

В отношении унижения и уничтожения евреев, которых в Румынии к началу второй мировой войны проживало более 1 млн чел., РумПЦ иногда удавалось противостоять давлению правительства: так, 8 сент. 1941 г. Антонеску по ходатайству Н. отменил свой приказ от 3 сент. об обязательном ношении евреями звезды Давида. Однако ввиду указа о запрещении евреям принимать крещение (осень 1941) РумПЦ в июне 1942 г. отклонила ок. 50 тыс. ходатайств евреев о принятии их в Православие (Церк. обозр. 1941. № 10/12. С. 7; № 7/8. С. 4). В июле 1942 г. Н., папский нунций А. Кассуло и швейцар. посол в Румынии де Века оказали активное противодействие правительству: им удалось добиться отмены намечавшейся на сент. того же года депортации евреев из Юж. Трансильвании в лагеря смерти в Польше.

Осенью 1942 г. в связи с загруженностью делами Н. в РумПЦ были учреждены 2 должности патриарших викарных архиереев. В нояб. под председательством Н. прошел Архиерейский Собор, к-рый выразил верноподданнические чувства королю и приветствовал Антонеску, преподав ему благословение «на успешное водительство румынского народа к славе и процветанию» и успешное руководство румын. армией, «борющейся за Родину и Крест до полной победы» (Шкаровский. 2011. С. 189). Очевидно, эти действия были продиктованы необходимостью поднять дух румын. войск, находившихся под Сталинградом. На Соборе также был принят закон о патриархе, предусматривавший расширение патриаршей власти (Церк. обозр. 1942. № 11/12. С. 6). В сочельник 1942 г. Н. посетил кор. Михая I и преподнес ему украшенный бриллиантами крест как символ победы. В связи с потерями румын. армии в Сталинградской битве (только в нояб. 1942 - до 80% личного состава) Н. неск. раз объявлял дни поминовения павших воинов и возглавлял панихиды в кафедральном соборе (7 февр., 3 июня 1943). В нач. апр. 1944 г., с приближением советских войск к границам Румынии, Н. призвал священников оставаться на местах их служения, дабы ободрять и укреплять паству, посетил пострадавший от бомбежек район Бухареста и приветствовал на бухарестском вокзале беженцев из сев. областей страны (Deutsche Allgemeine Zeitung. B., 1944. 14 Apr. S. 1). В 1944 г. Н. создал благотворительный фонд, к-рый оказывал помощь священникам и церковнослужителям, пострадавшим во время боевых действий. Открыл во время войны 2 детских дома.

Внешнеполитическая деятельность Н. во время второй мировой войны

Избрание патриаршего местоблюстителя митр. Молдавского Никодима (Мунтяну) патриархом Румынским. Заседание Синода Румынской Православной Церкви. Фотография. 30 июня 1939 г.Избрание патриаршего местоблюстителя митр. Молдавского Никодима (Мунтяну) патриархом Румынским. Заседание Синода Румынской Православной Церкви. Фотография. 30 июня 1939 г.

Н. продолжил линию сближения РумПЦ с др. Церквами и конфессиями, начатую еще при патриархе Мироне, особенно с Англиканской Церковью (напр., 20 марта 1936 Синод РумПЦ вынес положительную резолюцию относительно законности рукоположения иереев и хиротонии архиереев в англикан. Церкви). В мае 1940 г. Бухарест посетила делегация англиканских архиереев. Лютеранская церковь Германии стремилась усилить свое влияние в Румынии: напр., осенью 1940 г. по приглашению рейхсминистерств науки и церковных дел известный профессор, богослов и публицист Н. Крайник (в 20-х гг. XX в. министр культов и искусств Румынии, до 22 авг. 1940 министр пропаганды Румынии) читал доклады в ун-тах Берлина, Вены, Бреслау и Кёнигсберга (ныне Калининград). Также лютеран. церковь поддерживала тесные связи с др. учеными и правосл. священнослужителями и членами их семей, бежавшими в Германию из присоединенной к СССР Сев. Буковины, и выплачивала им пособия. Весной 1941 г. рейхсминистерство церковных дел частично финансировало строительство правосл. церкви в Галаце. В то же время в 1939-1940 гг. в Бухаресте с разрешения Н. жил бежавший из оккупированной Германией Польши еп. Гродненский Савва (Советов), который вел активную антифашистскую пропаганду. Представители РумПЦ участвовали в экуменических мероприятиях (напр., в 1943 в богослужении в лондонском Вестминстерском аббатстве, в регулярных Неделях молитвы в румын. церкви Парижа и др.).

Наиболее тесные связи в годы войны РумПЦ сохраняла с Болгарской Православной Церковью. 4 июля 1941 г. Синод Болгарской Церкви по просьбе Н. отказался предоставлять помощь венг. правительству в хиротонии архиерея неканонической Венгерской Православной Церкви, поскольку «она имеет задачу денационализации оставшихся в Венгрии румын» (София. Централен държавен архив. Ф. 791к. Оп. 1. Д. 67. Л. 168; Оп. 2. Д. 168. Л. 1-2).

Своеобразным рубежом в отношениях РумПЦ и РПЦ стали выборы Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси в сент. 1943 г. Нем. посольство в Бухаресте пыталось оказать давление на Н., чтобы он осудил избрание Московского патриарха, однако эти действия, как отмечалось в телеграмме нем. посла в МИД Германии от 2 нояб., результата не имели (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn. Inland 1 D, 4779). Не оказало воздействия на Н. и постановление Венского совещания архиереев РПЦЗ с осуждением избрания патриарха Сергия, отправленное ему 3 нояб., а также аналогичное постановление совещания белорус. архиереев в Минске, состоявшегося 14-16 мая 1944 г. (Ibid. 4756; Нью-Йорк. Синод. арх. РПЦЗ. Д. 38/43). Сотрудники МИД Германии (Колреп, Круммхюбель) в своих донесениях неоднократно отмечали лояльное отношение Румынского патриарха и др. клириков РумПЦ, особенно Трансильванского митрополита Николая (Бэлана), к рус. церковному вопросу (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn. Inland 1 D, 4757, 4781).

В авг. 1944 г. к Н. обратились власти фашистской Хорватии за помощью в хиротонии архиерея для самопровозглашенной Хорватской Православной Церкви. Под давлением Германии патриарх пошел на антиканонический шаг: он направил делегацию РумПЦ во главе с митр. Буковинским Виссарионом (Пую) в Загреб, где 15 авг. митр. Виссарион вместе с митр. Ермогеном (Максимовым), главой самопровозглашенной Хорватской Православной Церкви, принял участие в хиротонии во епископа Сараевского архим. Спиридона (Мифки) (лишенного 28 нояб. 1936 Сербской Церковью священного сана за недостойную жизнь) (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn. Inland 1 D, 4740, 4743, 4781; Bundesarchiv Berlin. R 901/69670. Bl. 15, 20, 40). Эти действия привели к разрыву общения Сербской Православной Церкви с РумПЦ; отношения Церквей были восстановлены лишь после письменного извинения Н. в адрес Синода Сербской Церкви в 1948 г.

Деятельность Н. после падения в Румынии фашистского режима

27 марта 1944 г. советские войска вошли на территорию Румынии. 23 авг. режим Антонеску был свергнут, к власти вернулся кор. Михай I, было создано коалиционное правительство ген. К. Сэнэтеску. Н. поддержал его и выступил в поддержку Красной Армии, вошедшей в Бухарест 30 авг. По соглашению о перемирии между Румынией и СССР границы были восстановлены в пределах 1 янв. 1941 г., т. о. Бессарабия и Сев. Буковина вновь оказались в юрисдикции РПЦ, а в состав Румынии была возвращена Сев. Трансильвания. 25 нояб. 1944 г. Н. написал письмо Правительству СССР (передано советскому военному командованию 1 февр. 1945), в к-ром выразил благодарность советским войскам за внимание, с к-рым они отнеслись к РумПЦ (Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 96).

Осенью 1944 г. в Бухаресте под влиянием советской дипломатии был создан Союз священников-демократов, пропагандировавший румыно-советское сближение. Несмотря на то что Н. противился созданию союза, он был вынужден идти на уступки: 18 янв. 1945 г. патриарх пригласил на беседу секретаря союза С. А. Донгулова и зам. начальника политотдела союза С. П. Кирсанова и отметил роль советских войск в сохранении румын. храмов и мон-рей. 26 янв. письмо аналогичного содержания он направил в контрольную комиссию союза (Там же. С. 96-97). 26 янв. Н. получил приглашение посетить Москву в качестве почетного гостя Поместного Собора РПЦ. Сославшись на плохое состояние здоровья, он отказался от поездки, но направил в Москву офиц. делегацию во главе с еп. Арджешским Иосифом, к-рая участвовала в заседаниях Собора 31 янв.- 2 февр. (Скурат К. Е. Румынская Православная Церковь // ЖМП. 1974. № 1. С. 53). 4 февр. 1945 г. Н. поздравил патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) с избранием на престол. В газ. «Известия» были опубликованы послания Н. (1945. 18, 21 февр.).

Н. сыграл заметную роль в политической борьбе, развернувшейся в Румынии после окончания второй мировой войны. В марте 1945 г. Н. впервые обратился к румын. народу с призывом верить правительству, вышедшему из среды народа, и приступить к работе «на удовольствие великодушных союзников». В свою очередь премьер-министр П. Гроза напомнил Румынскому патриарху о том, что вопрос об отделении РумПЦ от гос-ва подниматься не будет, и посоветовал Н. проводить политику в соответствии с духом нового времени (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 149. Л. 150-151).

В апр. 1945 г. Н. принял делегацию РПЦ во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным), направлявшуюся в Югославию и обратно и дважды останавливавшуюся в Бухаресте. В ходе этих неофиц. встреч Н. высказал пожелание об обмене студентами между Румынией и СССР. Также поднимался вопрос о переходе РумПЦ на юлианский календарь (Там же. Д. 70. Л. 30-35). Взаимоотношения между РПЦ и РумПЦ оставались напряженными из-за неурегулированности церковного вопроса в Бессарабии. Во время отступления румын. армии этот регион покинула бóльшая часть румын. священников; они вывезли значительное число предметов церковной утвари, облачений, церковных книг, представлявших историческую и культурную ценность. С вхождением этих территорий в состав СССР здесь была возобновлена юрисдикция РПЦ, 31 дек. 1944 г. во епископа Кишинёвского и Молдавского был хиротонисан Иероним (Захаров). Намереваясь направить в Румынию делегацию РПЦ для решения этих вопросов, патриарх Алексий I поручил составить для Правительства СССР «Краткую докладную записку о положении Румынской Православной Церкви с 1918 по 1941 г.», в к-рой были указаны пункты, требующие урегулирования. В тексте отмечалось, что РумПЦ за время разрыва отношений с РПЦ допустила антиканоническое давление на рус. правосл. паству в Бессарабии, принуждая ее к обновленчеству. Помимо пункта о возвращении РумПЦ к юлианскому календарю в документе содержались следующие требования: возместить ущерб, нанесенный румынами в Молдавии и юго-зап. областях Украины; обеспечить за счет РумПЦ издание полного комплекта богослужебных книг на церковнослав. языке в достаточном для всех правосл. церквей Транснистрии количестве; обеспечить восстановление необходимого объема церковной утвари и церковных облачений; возбудить перед Правительством Румынии ходатайство об освобождении из заключения рус. священников; декларировать отказ от выступлений против СССР (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 70. Л. 29-30 об.; Православие в Молдавии. 2009. Т. 1. С. 116-119).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и патриарх Румынский Никодим (Мунтяну). Кафедральный Богоявленский собор в Москве. Фотография. 27 окт. 1946 г.Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и патриарх Румынский Никодим (Мунтяну). Кафедральный Богоявленский собор в Москве. Фотография. 27 окт. 1946 г.

На Пасху, 6 мая 1945 г., патриарх Алексий I написал обращение к главам Поместных Православных Церквей. В послании Н. он выразил претензии РПЦ в более мягкой форме (Там же. С. 122-124). Документ был передан Румынскому патриарху с делегацией РПЦ, во главе с еп. Иеронимом посетившей Бухарест 12-22 мая. В ответном письме от 20 мая, составленном на франц. языке (несмотря на то что Н. свободно владел рус. языком), Н. обращал внимание патриарха Алексия I на то, что новый календарь введен в РумПЦ по согласованию с К-польской Церковью и что он является более точным, нежели юлианский; репрессии против рус. духовенства, по словам Н., предпринимала не РумПЦ, а Румынское гос-во; вопросами, связанными с имуществом, вывезенным из Бессарабии и Транснистрии, занимается не Церковь, а особая гос. контрольная комиссия, в которую Н. и посоветовал обратиться патриарху Алексию I (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 70. Л. 45; Православие в Молдавии. 2009. Т. 1. С. 124-127, 152-153). Несмотря на фактический отказ Румынского патриарха пойти навстречу интересам РПЦ, что вело к новому напряжению во взаимоотношениях между Церквами, патриарх Алексий I ответил на его послание телеграммой, в к-рой выражал благодарность за «сердечную дружбу» и выражал надежду «на полный союз и наилучшее согласие» между Церквами (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 70. Л. 43). Впосл. часть вывезенной в Румынию церковной утвари была возвращена на территорию Молдавской ССР, но без участия руководства РумПЦ.

В авг. 1945 г. на заседании Синода РумПЦ Н. вновь выступил с заявлением о поддержке новой власти. 16-17 окт. в Бухаресте прошел организованный при содействии советского руководства Конгресс делегатов Союза священников-демократов, который был призван мобилизовать румын. духовенство на восстановление страны и поддержку правительства. На конгрессе присутствовали более 2 тыс. румын. правосл. священников, 680 мулл, 17 раввинов, представители лютеранской, реформатской и Армянской Церквей, а также светские представители Албании и Югославии. Активное участие в работе конгресса принимала делегация Болгарской Православной Церкви; она была принята председателем Совета министров Румынии; 30 окт. Н. направил Болгарскому экзарху Стефану (Шокову) благодарственную телеграмму (София. Централен държавен архив. Ф. 791к. Оп. 2. Д. 34. Л. 72; Д. 172. Л. 1-6; Д. 173. Л. 1-7). На конгрессе были заслушаны доклады о возвращении на свои приходы священников, уволенных в результате чистки во время войны, об отношениях РумПЦ с др. Церквами, прежде всего с РПЦ, о роли Церкви в восстановлении гос-ва, о положении др. конфессий и вероисповеданий (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 70. Л. 84-85, 89-93; Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 216-220).

В янв. 1946 г. РумПЦ отмечала тройной юбилей Н.: 80-летие со дня рождения, 50-летие служения в священном сане и семилетие его Патриаршества. В мае того же года был запланирован визит Румынского патриарха в Москву, который был отложен из-за болезни Н. 27 окт.- 1 нояб. 1946 г. Н. находился с визитом в СССР, в составе делегации были наиболее влиятельные румын. архиереи: еп. Орадянский Николай (Попович), еп. Васлуйский Юстиниан (Марина; в 1948-1977 Румынский патриарх) и др. Н. провел переговоры с патриархом Алексием I, в ходе к-рых была достигнута договоренность о консолидации усилий обеих Церквей, направленных против Ватикана и экуменического движения. Н. дал интервью Информбюро СССР, в к-ром отметил, что отношения между Церквами имеют более чем 500-летнюю историю, что Киев был центром, из к-рого в румын. княжества доставляли богослужебную и духовную лит-ру на церковнослав. языке, что Москва стала центром по распространению богословской науки; признал позитивный характер реформ нового демократического правительства Румынии (Шабатин И. Из истории русско-румын. церк. отношений // ЖМП. 1956. № 2. С. 64-65). Н. от лица Церкви обещал не принимать участие в экуменическом движении, подписал обращение «К христианам всего мира», выпущенное в февр. 1945 г. Был также решен вопрос о передаче РПЦ храма в Бухаресте для устройства там подворья (рус. посольская ц. во имя свт. Николая была передана РПЦ летом 1947, отремонтирована и освящена 21 нояб. 1948 в присутствии нового патриарха Румынского Юстиниана) (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 91-92; Антонов, Кобак. 2005. С. 197; Православие в Молдавии. 2009. Т. 1. С. 210-214). В Румынии был издан специальный сборник, посвященный посещению Н. Советского Союза.

Тем не менее этот визит был неоднозначно оценен в Москве, т. к. Н. подозревали в неискренности: Румынский патриарх сделал все от него зависящее, чтобы не возвращать РумПЦ к юлианскому календарю, а также не рассматривать вопрос о возвращении Румынией бессарабских церковных ценностей. Кроме того, еп. Орадянский Николай в конфиденциальной беседе с представителем Совета по делам РПЦ указал, что сделанные Н. заявления не соответствуют реальным настроениям патриарха, что он посетил СССР только под давлением румын. правительства, а также запрещал представителям румынской делегации принимать участие в богослужениях в Москве (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 81. Л. 134).

Несмотря на свои взгляды, Н. оказал существенную поддержку Народно-демократическому фронту, который возглавляли коммунисты, в ходе парламентских выборов 19 нояб. 1946 г. Во время этих выборов лидер коммунистов Г. Георгиу-Деж ссылался на интервью, данное Н. в Москве, и призывал духовенство поддержать коммунистов на выборах. С приходом к власти народно-демократического правительства Церковь продолжала сохранять тесную связь с гос-вом. Тем не менее с этого времени власть активно ограничила влияние Церкви на румын. общество. Не вступая в прямое противостояние с гос-вом, Н. все же пытался не допустить полного подчинения РумПЦ коммунистическому режиму. Так, в мае 1947 г. он сумел добиться смягчения законов, дававших гос-ву широкие возможности для вмешательства в церковную жизнь.

В ходе ответного офиц. визита в Румынию делегации РПЦ во главе с патриархом Алексием I (29 мая - 11 июня 1947) главы Церквей провели переговоры о дальнейшем взаимодействии двух Церквей, в Бухаресте был открыт Ин-т русской культуры (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 133. Л. 71). Патриарх Алексий I посетил мн. румын. города, где его ожидал теплый прием. Церковные традиционалисты надеялись на содействие РПЦ в вопросе об отмене заключенного в 1927 г. конкордата с Ватиканом. Несмотря на конструктивные личные взаимоотношения с патриархом Алексием I, Н. с опаской относился к активности РПЦ на международной арене, усматривая в этом угрозу для независимости РумПЦ. В справке, подготовленной отделом Балканских стран МИД СССР, отмечалось, что согласие на участие РумПЦ в намечавшемся осенью в Москве Всеправославном Соборе (к-рый так и не состоялся) «было прямо-таки вырвано у Никодима» (Там же. Л. 83-86). Н. скончался от пневмонии на 84-м году жизни. Похоронен 5 марта 1948 г. в патриаршем кафедральном соборе в Бухаресте. На отпевании и в похоронных мероприятиях РПЦ представлял глава Чехословацкого экзархата митр. Пражский и Чехословацкий Елевферий (Воронцов).

Труды

Главным вкладом Н. в развитие румын. богословской мысли стали сделанные им переводы Свящ. Писания, богослужебной, богословской, церковно-исторической и духовно-просветительской лит-ры. Н. начал заниматься переводческой деятельностью еще в годы обучения в КДА и продолжал всю жизнь. Наиболее плодотворный в этом отношении период пришелся на 1924-1935 гг., когда Н. подвизался в Нямецком мон-ре.

Главное внимание Н. уделял переводу Свящ. Писания на совр. румын. язык. В 1924 г. издал собственный перевод НЗ, в 1927 г.- Псалтири. В 1936 г. вышло полное издание Библии, для к-рого Н. перевел 24 книги ВЗ. Остальные книги были переведены Г. Галактионом и В. Раду (ВЗ переводился с масоретского текста). В том же году Н. издал в типографии Нямецкого монастыря «Иллюстрированную Библию», подготовленную вместе с проф. И. Д. Штефэнеску. В 1944 г. издал новый перевод Библии, в котором ВЗ был переведен с древнегреч. текста Септуагинты с учетом слав. и франц. переводов.

Н. переводил также лит-ру, необходимую для понимания Библии: 5-томную работу А. Лопухина «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» и выходившую под его же редакцией 12-томную «Толковую Библию». Занимался переводами богослужебной лит-ры (Триодь, Часослов и др.). Переводил сочинения свт. Иннокентия (Борисова), архиеп. Сергия (Спасского), прот. Григория Петрова, прот. Сергия Четверикова, прот. К. Стратилатова и др. российских церковных авторов, а также статьи Л. Н. Толстого о религии и науке. Перевел неск. книг англиканского богослова Ф. У. Фаррара («Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь и труды апостола Павла», «Первые дни христианства» и др.). Бо́льшая часть его переводов была опубликована в основанной им серии «Ogorul Domnului». Готовил к публикации брошюры популярного характера, сборники Житий святых, поучения для народа и т. п. Автор многочисленных статей в румын. церковной периодике (в журналах «Biserica Ortodoxă Română» (Румынская Православная Церковь), «Viitorul» (Будущее), «Luminătorul» (Просветитель) и др.). Просветительская и научная деятельность Н. была признана важным вкладом в румын. культуру. 5 окт. 1918 г. он был избран почетным членом Румынской Академии, с 1920 г.- доктор honoris causa богословского факультета Черновицкого ун-та.

Соч.: Ce să crezi şi cum să trăieşti? Adecă schema credinţei şi moralei creştine. Bucur., 1905; Cuvântări liturgice. Bucur., 1906; Călăuza creştinului la biserică, sau Cum se cuvine să stea creştinul în biserica la slujba sf. liturghii. Bucur., 1907; Ortodoxia şi creştinismul apusean / Prelucrare după A. P. Lopuhin şi altii. Bucur., 1912; Cei doi împăraţi: Hristos şi Soarele. Focşani, 1922; Mieul lui Dumnezeu. Chişinău, 1927; Sfântul Grigorie, Cuvăntătorul de Dumnezeu. Neamţ, 1928, 1941; Ce socotiţi voi de Hristos? Neamţ, 1929; Cuvântări liturgice. Dumnezeu şi dreaptatea lui. Mâna lui Dumnezeu în lumea văzută. Scurtă explicare a sf. liturgii: Originale şi prelucrări. Neamţ, 1933. (Ogorul Domnului; 8); Cuvântări: Pastorale şi îndemnuri. Neamţ, 1940. (Ogorul Domnului; 20); Doi moşnegi la Ierusalim. Neamţ, 1940. Bacău, 2003; Cuvioasa Melania Româncă. Piatra Neamţ, 1941; Trei pusnici. Neamţ, 1941; Sfântul Vasilie cel Mare: Tăierea împrejur a Domnului nostru Iisus Hristos şi Anul Nou. Piatra Neamţ, 1941; Sfântul Ioan Gură de Aur. Neamţ, 1942; Ответы на вопросы корреспондентов Советского Информбюро // ЖМП. 1946. № 11. С. 18-19; Călăuza creştinului la Biserică. Bacău, 1996; Creştinul la sfănta liturghie: Pregătirea, participarea şi folosul duhovnicesc. Bucur., 2001; Seminţe evanghelice pentru ogorul Domnului: După «Viaţa şi operele sfinţilor părinţi şi învăţători ai Besericii» de F. V. Farrar. Bucur., 20022.
Пер.: книги Священного Писания: Mica Biblie cu icoane la Îndemâna tuturor creştinilor. Bucur., 1913; Neamţ, 19442. (Ogorul Domnului; 27); Bucur., 2010; Noul Testament. Neamţ, 1924, 19262, 19313, 19374. Bucur., 1941, 1947. 2 vol.; Psaltirea. Chisinău, 1927; Bucur., 19312, 19433; Cluj, 19434. Bucur., 2003; Cântarea Cântărilor de regele Solomon. Neamţ, 1935; Biblia ilustrată: Locuri alese, Însoţite de ilustraţii de artă şi lămuriri ştiinţifice. Neamţ, 1936. Bucur., 2010; Biblia sinodală. Bucur., 1936; Noul Testament şi Psalmii. Bucur., 1937; Biblia sau Sfânta Scriptură. Bucur., 1938; 19442; труды отдельных авторов: Inochentie (Borisov), arhiep. Şase cuvântări despre natură. Bucur., 1904; 51 de cuvântări la Postul Mare. Bucur., 1909; idem. Idem [58 de cuvântări la Postul Mare]. Neamţ, 1932. (Ogorul Domnului; 5); idem. Idem [Cuvântări la Sfântul şi Marele Post]. Bucur., 1998; idem. Idem [Predici la Postul Mare]. Bucur., 2005; idem. Predici la sărbătorile impărăteşti. Neamţ, 1933. (Ogorul Domnului; 6); idem. Cuvântări la sărbătorile Maicii Domnului, Duminici etc. Neamţ, 1933. (Ogorul Domnului; 7); idem. Predici despre căderea lui Adam, păcat, moarte şi inviere. Neamţ, 1939. (Ogorul Domnului; 18); idem. Înţelepciunea dumnezeiască şi rosturile naturii. Bucur., 2012; Sergei (Spassky), arhiep. Cuvântări apologetice asupra adevarurilor fundamentale ale religiunii cre tine ortodoxe. Bucur., 1905; idem. Idem [Cuvântări apologetice adică apărarea adevărurilor fundementale ale religiunii creçtine ortodoxe]. 1932. (Ogorul Domnului; 2); Petrov G., preot. Pe urmele lui Hristos. Bucur., 1908/1909. Neamţ, 19432;idem. Viaţa de seminar. Bucur., 1909; Neamţ, 19432. (Ogorul Domnului; 26); idem. Un păstor model. Bucur., 1918. Sibiu, 19252. Neamţ, 19393. (Ogorul Domnului; 14); Iaşi, 1999; idem. Cei perduţi. Neamţ, 1938. (Ogorul Domnului; 19); Stratilatov C., preot. 26 predici la credinţa creştină sau Tâlcuirea Crezului. Bucur., 1912; idem. 23 predici la nădejdea creştină sau Lămuriri asupra rugăciunii «Tatăl nostru» şi a celor 9 fericiri. Chisinău, 1928; idem. 75 predici catehetice pentru popor. Tâlcuirea crezului, Tatăl nostru, 9 Fericiri şi 10 Porunci. Neamţ, 1932. (Ogorul Domnului; 1); Farrar F. W. Viaţa şi operele sfinţilor părinţi şi Învăţători ai Bisericii. Neamţ, 1932, 1934, 1935. 3 vol. (Ogorul Domnului; 4, 10, 11); idem. Predici pentru tineretul şcolar. Neamţ, 1935. (Ogorul Domnului; 12); idem. Primele zile ale creştinismului. Neamţ, 1938–1939. 3 vol. (Ogorul Domnului; 15–17); idem. Viaţa şi operele sf. apostol Pavel. Neamţ, 1941, 1943. 3 vol. (Ogorul Domnului; 21, 23); idem. Viaţa lui Iisus Hristos. Neamţ, 1944–1945. 2 vol. (Ogorul Domnului; 28–29); Tolstoi L. N. Menirea ştiinţei şi artei, sau Religia este ştiinţa ştiinţelor. Neamţ, 1932. (Ogorul Domnului; 3); Cetfericov S., preot. Paisie, stareţul mănăstirii Neamţului din Moldova: Viaţa, Învăţătura şi influenţa lui asupra Bisericii Ortodoxe. Neamţ, 1933. (Ogorul Domnului; 9); 19432; Lopuhin A. P. Istoria biblică. Bucur., 1944–1949. 6 vol. (Ogorul Domnului; 30–35).
Ист.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1890-1891 уч. г. К., 1892. С. 163; То же за 1894-1895 уч. г. К., 1895. С. 252-257, 326-327, 329; Кузнецкий А. П. Делегация РПЦ в Румынии (12 мая - 22 мая 1945 г.) // ЖМП. 1945. № 6. С. 29-35; Смирнов А. П., прот. Пребывание в Москве Свят. Патриарха Румынского Никодима (27 окт.- 31 окт. 1946 г.) // Там же. 1946. № 11. С. 5-17; М. Г. Поездка Свят. Патриарха Алексия в Румынию // Там же. 1947. № 7. С. 3-21; Călătoria Prea Fericitului Alexei, Patriarhul Moscovei şi a toată Rusia, în România. Bucur., 1948; Елевферий (Воронцов), архиеп. Кончина и погребение Свят. Патриарха Румынского Никодима // ЖМП. 1948. № 3. С. 15-18; Velicu D. Biserica Ortodoxă în perioda sovietizarii României: Însemnari zilnice. Bucur., 2004. Vol. 1: 1945-1947; Алексий I (Симанский), патр. Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР, 1945-1970 гг. / Сост.: В. А. Козлов, С. В. Мироненко. М., 2009. Т. 1: 1945-1953 гг. С. 48-50, 264-266; Власть и Церковь в Вост. Европе, 1944-1953 гг.: Док-ты рос. архивов / Сост.: Т. В. Волокитина и др. М., 2009. Т. 1. С. 94-97, 114-116, 153-158, 190-193, 241-245; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов в 4 т. / Сост., предисл.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1: 1940-1953. С. 112-132, 210-219.
Лит.: Drăgoi E., preot. Dicţionar necenzurat: Ştefănescu Melchisedec, Munteanu Nicodim // Viaţa liberă. Bucur., 1989. An. 1/2. N 1-171, 173-182, 184-252, 254-311; 1990. N 110; Vasilescu G. Nicodim, al doilea patriarh al României, 1939-1948 // Magazin istoric. Bucur., 1998. N 5. P. 42-45; Păcurariu M. Dictionarul teologilor români. Bucur., 20022. P. 321-323; Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005; Maksutovici G. Patriarhul Nicodim despre 23 august 1944 // Pro Unione: Revistă. Baia Mare, 2005. An. 8. N 1/2 (21/22). P. 37-39; Vasile C. Biserica Ortodoxă Romană în primul deceniu comunist (1945-1949). Bucur., 2005; Calinic (Argatu), ep. Biserica neamului în pumnii tiranului, 1945-1947. Curtea de Argeş, 2006; Emilian (Nica), arhiep. Patriarhul Nicodim şi poziţia lui faţă de instaurarea regimului comunist în România // Analele Ştiinţifice ale Universităţii «Al. I. Cuza». Serie nouă: Teologie Ortodoxă. Iaşi, 2008. Vol. 13. P. 161-170; Михайлуца М. I. Православна Церква на Пiвднi Украïни в перiод Другоï свiтовоï вiйни у контекстi полiтики радянського i румунського режимiв: Дис. Од., 2009. С. 140-251; Leuştean L. Orthodoxy and the Cold War: Religion and Political Power in Romania, 1947-1965. Basingstoke, 2009; Шкаровский М. В. Православная Церковь Румынии в 1918-1950-х гг. // ВЦИ. 2011. № 1/2 (21/22). С. 173-224; Бурега В. В. Никодим (Мунтяну Микола) // Киïвська Духовна Академiя в iменах, 1819-1924: Eнцикл. К., 2016. Т. 2: Л-Я. С. 291-296.
В. В. Бурега, А. Гладышева, Н. Н. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также