Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов.
В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.
В 1880 г. Н. был впервые избран в число гласных городской думы, затем переизбирался во все последующие думы до 1910 г. Член городской управы, заведующий строительным отд-нием в 1881-1891 гг. С учреждением в февр. 1885 г. Киевского кредитного об-ва Н. был избран в его правление и в течение 25 лет состоял в нем на службе, являлся директором; построил для об-ва здание по ул. Институтской в формах неоренессанса, оформленное каннелированными пилястрами (не сохр.). Садовая комиссия, в которой председательствовал Н. (1887-1894), разработала в 1887 г. план благоустройства и озеленения города.
Будучи членом-учредителем Киевского об-ва поощрения художеств (1890) (в него входили вице-губернатор А. П. Баумгартен, гр. П. Д. Бутурлин, П. О. Ковалевский, гр. А. И. Коновницын, В. Д. Орловский, Прахов и др.), Н. получил в нем должности секретаря и казначея. В нояб. 1892 г. был удостоен звания академика архитектуры «за известность и труды на художественно-архитектурном поприще».
В янв. 1901 г. благодаря инициативе и трудам Н. в Киеве открылись классы, а в сент. того же года - среднее художественное уч-ще, директором к-рого он был до конца жизни; для него спроектировал здание (Бульварно-Кудрявская ул., 34; 1901-1902). Н. постоянно заботился о воспитанниках уч-ща, в их числе были буд. художники и скульпторы: А. П. Архипенко, М. А. Донцов, И. П. Кавалеридзе, А. Г. Петрицкий. После кончины Н. городская дума учредила в Киевском художественном уч-ще стипендию его имени.
Н. активно занимался общественной и благотворительной деятельностью, входил в состав различных организаций, являлся соучредителем (1882) и 1-м председателем архитектурного отдела (с 1894) Киевского отд-ния Имп. Русского технического общества; основателем и председателем Русского литературно-артистического об-ва (1895-1904), для которого построил концертный зал (1896) и доходный дом (1900) (Рогнединская ул., 1/13); членом директората Киевского отд-ния Имп. Русского музыкального об-ва, членом Киевского об-ва древностей и искусств (основано в 1897), был одним из основателей Киевского музыкального уч-ща, попечителем Александровского уч-ща, членом Попечительства детских приютов и родильного приюта М. И. Терещенко; был избран делегатом II (1895) и III (1900) съездов рус. зодчих. Архитектурное бюро Н. находилось в спроектированном им и принадлежавшем ему особняке на Анненковской (ныне Лютеранской) ул., 10б (1888).
Скоропостижно скончался в своем доме на Ярославовом Валу, 21 (бывш. Б. Подвальная ул., 23). Чин отпевания был совершен 13 нояб. 1911 г. в Александро-Невской ц. в Липках (Похороны В. Н. Николаева // Южная копейка: Газ. К., 1911. 14 нояб.). Н. на безвозмездной основе составил проект этой церкви и был в ней старостой с 1890 г. до конца жизни. Погребен на кладбище «Аскольдова могила» (кладбище уничтожено в 1934-1935, могила утрачена). Хранившаяся у Н. б-ка архитекторов А. И. и В. И. Беретти и его собственные книги были проданы его вдовой Марией Константиновной жившему в С.-Петербурге архит. П. Ф. Алёшину в 1912 г. (б-ка возвращена в Киев в 1918).
Архитектурная деятельность Н. отличалась масштабом и разнообразием. За почти 40 лет деятельности в Киеве архитектор возвел 18 церквей, 3 монумента, 27 общественных зданий - гостиниц, особняков, доходных домов, больниц, концертных залов, приютов и гимназий, промышленных и садово-парковых сооружений, а также сотни частных домов. По количеству реализованных проектов Н. не имеет себе равных среди архитекторов, работавших в Киеве. На основании выставки чертежей и рисунков сооруженных им церквей, общественных и частных зданий в ИАХ отмечалось, что «в Киеве В. Н. Николаев построил целый новый город» (Киевлянин. 1896. 5 нояб.; [Ярон С. Г.]. Киев в 80-х годах: Воспоминания старожила. К., 1910. С. 187).
Храмы, построенные Н., составляют наиболее ценную часть его наследия, однако большинство из них были уничтожены в советское время. Всего в Киеве и в Киевской епархии он возвел или реконструировал более 80 храмов. Н. придерживался византийского и русского московско-ярославского стилей. Образцами его работ в визант. стиле служат церкви: Вознесенская (1884-1888) на Байковом кладбище (Байкова ул., 6), Сретенская на Б. Житомирской ул., 33 (капитальная перестройка храма, сооруженного в 1853-1863, 1883, разрушена в 1936), Введенская на Сенной (ныне Львовской) пл., на углу улиц Ярославской и Почайнинской (1883-1884, разрушена в 1936), Благовещенская с церковноприходской школой на Новом строении по Мариинско-Благовещенской (ныне Саксаганского) ул., 64 (1885-1887, разрушена в 1935), Александро-Невская в Липках - в память имп. Александра II и 900-летия Крещения Руси (Мариинский парк, 1888-1889, инициатор строительства - Ф. Ф. Трепов-младший, разрушена в 1934-1935, на ее месте - могила ген. Н. Ф. Ватутина с памятником), свт. Михаила, митр. Киевского, при Александровской (ныне Центральной клинической) больнице (ул. Шелковичная, 39/1; 1893-1895, построена на средства зам. главы Киевского биржевого комитета М. П. Дегтерёва (1831-1898), ставшего старостой церкви и затем погребенного в ней; придел - 1901, колокольня - 1902, разрушены в 1930). При проектировании в визант. стиле излюбленным архитектурным типом Н. были центрические храмы, завершенные массивной главой с полусферическим куполом на световом барабане с аркатурно-колончатым поясом и достаточно сдержанным декором, часто - с невысокой колокольней над притвором, завершенной аналогичным куполом на барабане (Сретенская, Введенская, Благовещенская, Михайловская церкви). Они могли быть решены в одноглавом (Вознесенская, Сретенская, Введенская, Михайловская церкви) или 5-главом варианте, с маленькими декоративными главами по углам основного объема (Благовещенская ц.) или на значительно пониженных угловых компартиментах (Александро-Невская ц.). В декоре преобладали арочные элементы и руст.
В рус. стиле выдержаны: комплекс Покровского мон-ря - крупнейший в Киеве ансамбль в московско-ярославском стиле, сооруженный на пожертвования вел. кнг. Александры Петровны (в иночестве Анастасия; см. Анастасия Киевская, прп.), в т. ч. Покровская ц. с кельями (1889-1890) и Николаевский собор по эскизному проекту вел. кн. Петра Николаевича (1896-1911), 5-главая часовня на Лукьяновке на ул. Б. Дорогожицкой (ныне Мельникова) в честь спасения имп. Александра III (1890-1891, не сохр.), Александро-Невская в Рубежовской исправительной колонии в Галаганах (1891-1893, разрушена в 1936), проект колокольни Троицкого мон-ря (1899-1911, не сохр.), колокольня Трехсвятительской (Васильевской) ц. на Десятинной ул. (1901-1904, разрушена в 1934). Не реализован был составленный в нач. 90-х гг. XX в. проект церкви в Пуще-Водице. Александро-Невский храм был квадратным в плане, притвор завершался небольшой звонницей, увенчанной куполом, сам храм - пятиглавием, в к-ром доминировала центральная глава, имевшая полихромную рельефную отделку по образцу собора Покрова Богородицы на Рву. Особый интерес представляет проект постройки грандиозной 4-ярусной колокольни (высота 111 м) при Троицком Ионинском мон-ре. Центральный просвет предназначался для подъема гигантских колоколов, внутри стен предполагался спиралеобразный пандус. Ее архитектура восходила к типу колокольни «Иван Великий» в Московском Кремле; отделка предполагалась в московско-ярославском стиле, форма купола была выполнена в духе украинского барокко. Из-за нехватки средств были возведены только фундамент и 1-й ярус (разобраны в 20-х гг. XX в.). Аналогичный характер имела колокольня Трехсвятительской (Васильевской) ц. с обильной отделкой греч. крестами, килевидными кокошниками, колонками, ширинками, дентикулами в московско-ярославском стиле.
Будучи в 1893-1899 гг. архитектором Киево-Печерской лавры, Н. спроектировал: Трапезную Антониево-Феодосиевскую ц. (1893-1895), сочетающую черты русского и византийского стилей; водосвятную часовню (корпус 95) (1896-1897); водосвятный киворий на территории Дальних пещер (корпус 96) (1896-1897); кельи на территории Ближних пещер (корпус 43) (1898-1899); каменный шатровый павильон в начале крытого перехода к древнему устью Дальних пещер (1898); кельи на Дальних пещерах (надстройка 2-м этажом корпуса 51 (1893-1899), и постройка корпуса 53 (1897), ныне Архиерейская гостиница); гостиницу для «простых богомольцев» (1898). Почти все корпуса построены в стилистике узорочья XVII в., особенно насыщенным декором в московско-ярославском стиле отличается шатровый павильон. Наиболее значимой постройкой Н. является величественная бесстолпная Антониево-Феодосиевская ц. с примыкающей к ней 2-этажной трапезной палатой. Храм перекрыт огромным шлемовидным куполом (диаметр 20 м), подобным завершению к-польской Св. Софии. Он опирается на низкий барабан с прорезанными в аркатурно-колончатом поясе окнами, который в свою очередь покоится на системе парусов и увенчан луковичной главкой на барабане. Аналогичные главки завершают пристройки к зданию: аттики, возвышающиеся над боковыми фасадами - по 2 с каждой стороны, и 3 мощные алтарные апсиды - квадратные в плане боковые и центральную полуциркульную (по одной главке над каждой). Постаменты парных главок, завершающих боковые аттики, украшены ширинками, наборными колонками и кокошниками. Обширная трапезная палата, в отличие от церкви обильно декорированная арочными элементами и ширинками, на 1-м этаже разделена на 3 нефа 2 рядами металлических колонн, верхний этаж занимают кельи. Проект оформления интерьера храма и палаты составил А. В. Щусев (1902-1910). В Братском Богоявленском мон-ре Н. отремонтировал здание КДА, надстроил 2-й этаж братского корпуса (1879), пристроил 2 крыла к новому академическому корпусу (1884-1885); для Введенского мон-ря он спроектировал 2-ярусную шатровую колокольню на углу Рыбальской и Московской улиц (1882-1883, восстановлена); в Троицком мон-ре расширил благодаря пристройке соборную церковь (1892); во Флоровском мон-ре построил келейный корпус (№ 4) (1895); в Китаевской пуст.- 3-этажный жилой корпус на хозяйственном подворье (1898). Н. начинал строительство 2-го жен. уч-ща духовного ведомства (Десятинная ул., 4-6; 1883-1886) с ц. прп. Иоанникия.
В 1880 г. Н. реализовал проект реконструкции с расширением деревянного Троице-Лыбедского храма, построенного в 1856-1859 гг. по проекту Спарро (Б. Васильковская ул., 51). В 1903 г. архитектор осуществил проект постройки каменного храма на этом участке, выдержанный в необычном для себя неорус. стиле. Тип величественного 5-главого соборного храма с ярко выраженной вертикальной составляющей он сочетал со смелой живописной композицией и с отделкой в псковско-новгородской стилистике. Однако к реализации (1911) был принят первоначальный проект епархиального архит. Е. Ф. Ермакова в московско-ярославском стиле (храм разрушен в 30-х гг. XX в.). Идеи Н. частично воплотились в его, вероятно, последнем церковном проекте - Троицком соборе в г. Берестечко (1910) - одном из крупнейших храмов Волыни, строительство к-рого длилось до 1932 г. Черты неорус. стиля, в частности живописное построение объемно-пространственной композиции и завершение в виде вытянутых шлемовидных куполов, сочетались в проекте с чертами визант. стиля по образцу Владимирского собора в Киеве.
Н. также осуществил реконструкцию и реставрацию ряда церквей: Трехсвятительской (Васильевской) (устройство отопления с сохранением фресок, 80-е гг. XIX в.); Софийского собора (открытие древних куполов, 1882-1892); Михайловского собора Златоверхого мон-ря; Воскресенской ц. по ул. Никольской (ныне И. Мазепы), 27 (1884, не сохр.); Успенского собора Киево-Печерской лавры (1893-1899); Андреевской ц. (поновление куполов, 1895-1898, а также постройка причтового дома на Андреевском спуске, 21 (1898). Н. являлся членом Церковно-археологического об-ва и Комитета по фрескам Кирилловской ц. (1883).
В пределах Киевской епархии среди спроектированных Н. и сохранившихся храмов - церкви Рождество-Богородицкая в с. Березна Володарского р-на (1890-1893), Михайловская в с. Богатырка Ставищенского р-на (1894), Иоанно-Богословская в с. Винаровка Ставищенского р-на (1895, 1902 (?), полуразрушена), Николаевская в с. Лубянка Бородянского р-на (1886), Александро-Невская в с. Дубовка Таращанского р-на (1891), Иоанно-Богословская в с. Сидоровичи Иванковского р-на (1896), Спасо-Преображенская в с. Кошев Тетиевского р-на (1902-1907), Параскевинская в с. Олейникова Слобода Белоцерковского р-на (1903). В церковном проектировании вне Киева Н. проявил себя в первую очередь как мастер деревянного зодчества в русском (т. н. епархиальном) стиле. Хотя его работы основаны на образцовых проектах 3-частных храмов К. А. Тона, чаще всего однокупольных, с шатровой колокольней над притвором, они отличаются более сложным объемно-пространственным решением за счет разновысотных пристроек к притвору и основному объему (чаще всего пятисрубные храмы). Завершены они обычно луковичной главкой, небольшим шатром на барабане или полусферическим куполом с главкой (Лубянка), фасады - треугольными фронтонами. Декор обычно составляют резные карнизы и оконные наличники. Возможно, под рук. Н. велось строительство Успенской соборной ц. в г. Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий) (1889-1896), хотя решение каменного 5-главого храма в русско-романском стиле больше соответствует творческому почерку др. предполагаемого автора - Э. И. Жибера.
К заслугам Н., мастера «красивой и выдержанной архитектуры», относили кроме прочего удешевление киевского гражданского строительства, которое приняло массовый характер в связи со строительством железной дороги, а также экономическим пореформенным бумом: он впервые использовал открытую, без штукатурки, кладку из местного кирпича, чаще всего желтого (его применение позволило усложнить объемно-пространственное решение сооружений: неороманские зубцы и башни крепостного типа), терракотовые архитектурные детали. Первым сооружением нового типа стала гостиница «Большая национальная» на ул. Крещатик, 47 (1877, не сохр.); по его проекту в 70-х гг. XIX в. построены также гостиницы «Английская», «Бель-Вью», «Отель де Франс», Чернецкого.
Общественные и жилые здания, спроектированные и построенные Н. в формах эклектики, отличаются разнообразием прототипов. Ему принадлежит неоренессансный проект цирка Бергонье с гостиницей на 2-м этаже по Фундуклеевской (ныне Б. Хмельницкого) ул., 5 (1875; ныне Театр русской драмы им. Леси Украинки). В формах франц. ренессанса был спроектирован Купеческий клуб (Русское купеческое собрание, ныне Национальная филармония Украины) с угловыми башнями на Царской (ныне Европейской) пл. (1881-1882, 1894). Н. руководил сооружением заложенного в нояб. 1897 г. здания городского театра (1898-1901; проект с.-петербургского архит. В. А. Шретера, с кон. 1899 помощником Н. был гражданский инженер А. М. Вербицкий; ныне Национальная опера) и разработал для него систему акустики, а также возглавил строительство городского Музея Об-ва древностей и искусств (ныне Музей укр. искусства). Из числа лечебных и благотворительных заведений Н. спроектировал в Киеве: больницы Александровскую на ул. Левашовской (ныне Шелковичная), 33 (1873-1874) и Мариинской общины Красного Креста на ул. Хоривой, 37 (1877-1882); богадельню в память имп. Александра II на Подоле (1879); Мариинский детский приют на ул. Паньковской, 2 (1881-1889; ныне Ин-т психологии); дом бесплатных квартир и приюты Терещенко на улицах Нижний Вал, 49 (1881-1886), и Бассейной, 16 (1884, не сохр.); комплекс Еврейской больницы Бродского (1884-1896; ныне часть Киевской обл. больницы на ул. Мельникова); глазную лечебницу Поповых на Никольской ул. (ныне И. Мазепы, 10) (1885-1887); детский приют имп. Александра II с домовой ц. блгв. кн. Александра Невского на Овручской ул., 2 (1899-1900, храм уничтожен в 30-х гг. XX в.); благотворительные учреждения (вдовий дом) Дегтерёва в начале ул. Покровской (1891) и его же богадельню с женским (на 250 чел.) и мужским (на 150 чел.) отд-ниями, 2 детскими приютами, отд-нием для хронических больных на 100 чел., больницей на 30 мест, уч-щем, мастерскими и домовой ц. св. Михаила по ул. Дегтярёвской, 19 (1900-1902; церковь ликвидирована в 1920; ныне Ин-т сухопутных войск и танковое уч-ще).
Что касается учебных заведений, Н. перестроил дом Г. И. Эйсмана на Б. Житомирской ул., 2, под реальное уч-ще (1873) и старую городскую думу на Контрактовой пл. в Третью гимназию, доработав проект А. Я. Шиле и В. В. Прохорова (1877-1878). Н. спроектировал также казармы Тираспольского полка (ул. Мельникова, 24) (1900). В 1898 г. он был избран от Киевского отд-ния Русского технического об-ва для участия в конкурсе на постройку Политехнического ин-та, но по состоянию здоровья отказался от работы. Здание обширной купеческой синагоги, возведенной Н. по заказу Л. И. Бродского на М. Васильковской ул. (ныне Ш. Руставели, 19) (1898-1899, перестроено в 1958 в кинотеатр «Кинопанорама»), имеет фасад рядового жилого дома.
Особенно велико число проектов Н., выполненных по частным заказам. Дом экономиста А. Я. Антоновича на Б. Владимирской ул., 43 (1888) - один из редких образцов доходного дома в рус. стиле. Пластичный декор в виде ширинок, кронштейнов, бифориев, кокошников заполняет стены здания.
Двухэтажный дом помещицы К. Сорокиной на углу улиц Братской и Игоревской, 1/9 (1893), декорирован гирляндами и филенками, в оформлении фасадов можно видеть черты необарокко и протомодерна. Сдержанным декором отличается неоклассицистический 2-этажный особняк В. Ф. Симиренко на Десятинной ул., 9 (ныне посольство Великобритании) (1899). Однако наиболее характерны сооружения Н. в стилистике неоренессанса, отличающиеся насыщенным декором, с неороманскими элементами (особенно часто архитектор использует сухарики и декоративные кронштейны) и объемно-пространственными акцентами в виде башен и фронтонов («киевский ренессанс»: доходные дома по ул. Б. Житомирской, 38 (90-е гг. XIX в.), напротив Сретенской ц.; купца О. Сидорова на углу улиц Б. Подвальной (ныне Ярославов Вал, 21/20) и М. Владимирской (90-е гг. XIX в.); Я. Н. Бернера на Бибиковском (ныне Т. Шевченко) бульваре, 1 (1886); А. М. Гольденберга на ул. Фундуклеевской (ныне Б. Хмельницкого), 33 (1899); купца Фальберга на ул. Львовской (ныне Сечевых Стрельцов, 14) (1898); Кучерова на Кузнечном бульваре (ныне ул. Антоновича, 23) (1899-1900); Шмидта по М. Васильковской (ныне Ш. Руставели, 12) (1900); неоклассицистический комплекс бесплатной цесаревича Николая больницы для чернорабочих на Кадетском шоссе, 28 (ныне ул. Чорновола, Центр охраны материнства и детства - ОХМАТДЕТ) (построена при поддержке Дегтерёва в 1892-1894); сооружения в неороманском стиле: дом Н. Д. Фроммета, угол Безаковской ул. и Бибиковского бульвара (ныне Т. Шевченко, 38; первоначальный проект П. Спарро) (1873-1874), с особенно богатым объемным решением в духе крепостного зодчества и неоготицизмами; «замок» барона Р. В. фон Штейгеля с преобладанием черт англ. готики на Бульварно-Кудрявской ул., 27 (реконструкция - 1877-1879), доходный дом П. И. Бонадурер на Мариинско-Благовещенской ул. (ныне Саксаганского, 30) (1899-1900); построенные в стилистике венецианских палаццо: особняк Сулимовской на ул. Терещенковской, 17 (1875); особняк С. С. Могилевцева на Левашовской ул. (ныне Шелковичная, 17) (80-е гг. XIX в.); особняк с курдонером сахарозаводчика С. И. Либермана (бывш. дом Ф. Ф. Трепова) на углу улиц Банковой, 2, и Александровской (ныне М. Грушевского, Национальный союз писателей Украины) (1898) и усадьба М. Б. Гальперина на углу улиц Левашовской и Александровской (ныне Шелковичной и М. Грушевского, 2/18, здание комитетов Верховной рады Украины) (1899); особняк Демидова Сан-Донато (Бибиковский бульвар, ныне Музей Т. Г. Шевченко); особняки М. Й. Зайцева на ул. Александровской (ныне М. Грушевского), 20 (1897), и барона В. А. Икскюль-Гильденбрандта на ул. Левашовской (ныне Шелковичная), 19/2) (1901). Особняки, спроектированные Н., отличались стилистическим разнообразием и богатством отделки интерьеров (необарокко, неоренессанс, византийский и мавританский стили, модерн, неоампир). В 1877-1878 гг. Н. построил дом для М. Чаплинской (Терещенковская ул., 9). После покупки этого дома Ф. А. Терещенко в 1880 г. по эскизному проекту акад. А. Л. Гуна (1881) Н. осуществил в 1882-1885 гг. перестройку и надстройку здания, приобретшего пышные фасады в стиле «неогрек» с кариатидами, барельефами и маскаронами (с 1922 Киевская картинная галерея; с 1936 по 2017 - Киевский музей рус. искусства). Внутреннее пространство сочетало парадную анфиладу с жилыми покоями в различных стилях. Н. спроектировал дополнительно помещения картинной галереи и зимнего сада, а также соседний жилой дом 11 (1880).
Н. принадлежит архитектурное оформление ряда памятников в Киеве. Отказавшись от гонорара, Н. создал новый, упрощенный и экономичный проект оформления монумента Богдану Хмельницкому на Софийской пл. (скульптор М. О. Микешин), включая гранитный постамент с надписями: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия» и чугунные фонари (1885), что позволило открыть памятник к 900-летию Крещения Руси в 1888 г. Ему же принадлежит архитектурное решение памятника имп. Николаю I напротив ун-та, в частности пьедестала (1891-1892, получил 1-ю премию на конкурсе в ИАХ, открыт в авг. 1896, скульптор М. Чижов, снесен в 1920, на его месте - памятник Т. Г. Шевченко). Ранее, в 1887-1889 гг., Н. возглавлял комиссию по постройке памятника. В 1889 г. он выполнил проект обелиска в ограде на месте скоропостижной кончины ген.-губернатора Юго-Западного края А. Р. Дрентельна, на Владимирской горке (уничтожен в 1919), в 1904 г.- проект установки памятника М. И. Глинке перед муз. уч-щем (позднее в Дворцовом парке). В 1909 г. Н. вместе с Праховым разработал программу международного конкурса на сооружение памятника имп. Александру II на Царской (ныне Европейской) пл.
Н. является автором проектов устройства 11 скверов, Бибиковского бульвара (1887-1889) и организации пространства Владимирской горки (1888-1895). В 1887 г. Н. создал проект пароходной пристани на Днепре. Им также был составлен проект «Земского дома» в Полтаве в формах неоренессанса (1902; построен по другому проекту в южно-русском стиле - архит. В. Г. Кричевского).
Старший сын Н. Ипполит (11 мая 1870 - после 1917) закончил ИАХ, был киевским городским архитектором (1892-1917), преподавал в Художественном уч-ще и в дополнение к «Законоведению» отца издал «Сборник строительных постановлений для г. Киева» (1913). Сохранился его портрет, выполненный Н. в 1887 г. Работал с отцом над некоторыми проектами, в частности над памятником имп. Александру II. После 1917 г. эмигрировал в Голландию. По его проекту (1893) в рус. стиле построен Покровский храм в Соломенке, Киев (1895-1897, в 1907-1916 расширен по проекту инженера К. Сроковского приделами во имя св. жен-мироносиц (1814, северный) и св. Платона Исповедника (1916, южный); строительство храма было посвящено памяти митр. Платона (Городецкого), умершего на праздник Покрова Пресв. Богородицы; в 2000-х гг. церковь реконструирована по проекту архит. В. К. Хромченкова). Близкий к кубу четверик с окнами 2-го света был окружен одноярусными пристройками и завершен декоративным луковичным пятиглавием, над притвором возвышалась колокольня с луковичной главкой. Храм богато декорирован в духе московско-ярославского узорочья XVII в. По своей архитектуре напоминает Покровский монастырский собор. Сын Леонид (1 авг. 1878, Киев - 11 окт. 1942, Ташкент) - пианист, педагог и композитор, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Ленинградской консерватории, создал одну из крупнейших в СССР школ фортепианной игры.
В 1983 г. одна из новых улиц строившегося левобережного жилого массива Вигуровщина-Троещина была названа «улицей Архитектора Николаева». Воссозданы Введенская ц. на Подоле (с 2006) и Михайловский храм при бывшей Александровской больнице (с 2000).