Николаевич Понгильский (Понгельский) (20.01.1879, с. Каряево Угличского у. Ярославской губ. (ныне урочище Борисоглебского р-на Ярославской обл.) - 6.08.1942, Ярославль), сщмч. (пам. 24 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. Брат сщмч. Флегонта Понгильского. По окончании Угличского ДУ (1896) и Ярославской ДС (1905) был назначен 9 июня 1905 г. псаломщиком в храм Спаса Нерукотворного образа в с. Спасском Рыбинского у. Ярославской губ. (ныне Спасс Рыбинского р-на). 25 нояб. 1907 г. рукоположен Ярославским архиеп. Тихоном (Белавиным; впосл. патриарх Московский и всея России свт. Тихон) во иерея к храму во имя св. прор. Илии в с. Ильинском Романово-Борисоглебского у. (ныне Тутаевского р-на) той же губернии. 11 янв. 1910 г. назначен сверхштатным священником к ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при общественной больнице в г. Рыбинске. С 1914 г. состоял законоучителем 2-го жен. городского нач. уч-ща и Александровского начального земского уч-ща в Рыбинске. В 1916 г. Н. был командирован на фронт священником при 2-м лазарете 44-й пехотной дивизии. 11 янв. 1918 г. вернулся к служению в Скорбященском храме в Рыбинске. Был благочинным 1-го округа Рыбинского у.
11 июня 1927 г. арестован в Рыбинске вместе с 4 священнослужителями и 4 мирянами по обвинению в том, что они «в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона распространяют провокационные слухи». Находился в тюремной камере городского отдела ОГПУ. Виновным себя не признал. 18 июля того же года Н. был освобожден за недоказанностью предъявленных обвинений. Вернулся к служению в своем храме и к исполнению обязанностей благочинного.
В кон. 20-х гг. в Ярославской обл. началась широкомасштабная кампания по закрытию церквей и передаче части их обновленцам. 15 апр. 1929 г. в Рыбинске произошел инцидент при попытке передачи обновленцам правосл. Георгиевской ц. Собравшийся в храме народ образовал плотное кольцо вокруг представителей власти, протестуя против передачи храма обновленцам, в результате чего передача была отложена. После этого было арестовано 37 чел. 7 (по др. данным, 18) сент. того же года Н. был арестован по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам. При аресте у него изъяли переписку с викарием Ярославской епархии Тутаевским еп. сщмч. Вениамином (Воскресенским), к-рому Н. посылал деньги в ссылку в Кара-Тюбе. Проходил по коллективному делу духовенства Ярославской церковной обл. («церковно-монархической организации «Истинное православие»») вместе с временно управляющим приходами Ярославской обл. Пермским архиеп. Варлаамом (Ряшенцевым), отделившимся от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси), и Кинешемским еп. Николаем (Голубевым). Основным материалом для обвинения Н. явились найденные у него церковные документы: копии доклада архиеп. Варлаама (Ряшенцева) на имя митр. Сергия (Страгородского) и ответ митрополита, писем викариев Ярославской епархии архиеп. Угличского сщмч. Серафима (Самойловича) и еп. Тутаевского сщмч. Вениамина (Воскресенского), которые были квалифицированы следствием «как уличающие... в антисоветской агитации и организованной связи». Следствие предъявило Н. обвинение в том, что он «совместно с другими лицами, используя религиозные предрассудки... верующих, вел организованную работу и агитацию, направленную к подрыву и ослаблению советской власти». Н. виновным себя не признал. Также он обвинялся в том, что при передаче обновленцам Георгиевской ц. «как благочинный города Рыбинска... не принял мер для предотвращения эксцесса, а еще и в том, что, являясь благочинным, организовал денежный сбор с религиозных общин, направляя эти деньги ссыльному епископу Вениамину Воскресенскому...». 3 янв. 1930 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ. Заключение отбывал в Сибири.
Вернувшись из лагеря в 1934 г., Н. стал служить в Христорождественской ц. с. Б. Титовское Тутаевского р-на. 28 окт. 1940 г. Н. был арестован по обвинению в «восхвалении старого царского строя и контрреволюционеров, клевете на руководителей ВКП(б) и советского правительства, агитации против мероприятий советской власти». Виновным себя не признал. 11 янв. 1941 г. постановлением Ярославского областного суда приговорен к 10 годам. 16 янв. направил из тюрьмы в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РСФСР кассационную жалобу. 12 февр. 1941 г. коллегия, рассмотрев жалобу священника, определила: «...приговор суда оставить в силе, а жалобу осужденного Понгильского оставить без удовлетворения». Через полтора года заключения Н. скончался в исправительно-трудовой колонии № 3 г. Ярославля и был погребен в безвестной могиле.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.