Еп. Тмутараканский (Таматархский), кон. XI - нач. XII в. Постриженик Киево-Печерского Успенского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра). Дважды упоминается в Киево-Печерском патерике. В Слове о Никите-затворнике (см. Никита, свт., еп. Новгородский), написанном в 1-й трети XIII в. иером. Поликарпом, говорится, что в игуменство прп. Никона Великого (1077/78-1088) Н. («Никола, иже после епископ бысть Тмутараканю») был одним из наиболее авторитетных иноков обители, к-рые вывели из затвора неопытного юного монаха Никиту. Не исключено, что до своего поставления Н. был каким-то образом связан с игум. Никоном, жившим на Таманском п-ове до 1078 г. и основавшим там мон-рь, что и предопределило рекомендацию Н. на Тмутараканскую кафедру позднее.
Другое упоминание Н. содержится в послании Владимирского еп. свт. Симона киево-печерскому мон. Поликарпу среди имен пострижеников Киево-Печерской обители, возведенных к 20-м гг. XIII в. на ту или иную кафедру; в перечне Симон в целом придерживается хронологического порядка. «Никола Тьмутороканю» указан между Миной, еп. Полоцким (поставлен митр. Никифором I 13 дек. 1105), и свт. Феоктистом, еп. Черниговским, поставленным из киево-печерских игуменов тем же митрополитом 11 (12) янв. 1113 г. Притом что летописание того времени довольно внимательно фиксировало хиротонии митр. Никифора I (1104-1121), Н. среди ставленников последнего не упоминается. Т. о., Н. в качестве Тмутараканского (Таматархского) епископа или принадлежал к иной юрисдикции, а не к Киевской митрополии, как полагал В. А. Мошин (Мошин. 1932), или был поставлен раньше, поскольку в кон. XI - нач. XII в. Тмутаракань (Таматарха) перешел к Византийской империи (Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968. С. 87).
По всей видимости, более справедлива т. зр. Мошина. Наиболее вероятное время епископства Н.- 2-е княжение в Тмутаракани кн. Олега (Михаила) Святославича (1083-1094) (Присёлков. 2003. С. 89-90). Возвращение князя из ссылки было связано с его подчинением верховной власти визант. императора. В таких условиях Тмутараканский епископ должен был подчиняться К-польскому патриарху (после 1079 в Тмутаракани не было князя, к-рый мог бы восстановить там епископскую кафедру, существовавшую уже в X в.). Этнический состав населения территории епархии был многообразен (греки, хазары, касоги, зихи, евреи), древнерусское население составляло меньшинство.
Вероятно, Н. упоминается среди др. прославленных святителей - пострижеников Киево-Печерской лавры - в 1-м тропаре 9-й песни «Канона преподобным отцам Печерским», составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г., автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 148), хотя нельзя исключать того, что имелся в виду Николай, еп. Переяславский.
Е. Е. Голубинский относил Н. к числу «усопших, на самом деле не почитаемых» (Голубинский. Канонизация святых. С. 363). Тем не менее как святой Н. упомянут в «Истории российской иерархии» (1807) (ИРИ. Ч. 1. С. 225), его имя указывалось также в некоторых дореволюционных агиографических справочниках (СИСПРЦ. 1836. С. 211; 18622. С. 184; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 8-9). Имя Н. не включено в офиц. церковный календарь РПЦ, однако как святитель он упоминается в литийной части службы всем святым, в земле Российской просиявшим (в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 356).