(Доброхотов Никифор (Никанор?) Васильевич; в схиме Филарет; 4.04(08?).1800, Орловская губ.- 21.10.1864, Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь Тамбовской губ.), еп. Тамбовский и Шацкий. Род. в семье диакона, служившего впоследствии в сане протоиерея в архиерейском доме при тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре и скончавшегося в 1854 г. Доброхотов обучался в Орловской ДС, где подружился с И. А. Борисовым (впосл. архиепископ Херсонский и Таврический свт. Иннокентий).
В сент. 1821 г., по окончании семинарии, Доброхотов был назначен учителем лат. языка Севского ДУ, с 1823 г.- инспектором уч-ща и преподавателем греческого языка. Согласно личному делу, Н. «свободное от должности время посвящал чтению разных богословских и философских сочинений, имея в виду поступление в духовную академию для высшего в науках духовных образования» (Биогр. словарь выпускников. 2014. С. 467). По воспоминаниям прот. Н. И. Соколова, иером. Иннокентий (Борисов) «звал его в академию, но Доброхотов не соглашался. Но когда Доброхотов стал просить места в городе, а архиерей стал навязывать ему в невесты одну девушку, которая ему нисколько не нравилась, то вышла неприятность. И вот, после 4-летней службы учительской, Доброхотов, бедняга, сам искал спасения в академии» (Соколов. 1906). Однако тамбовский прот. Г. В. Хитров, хорошо знавший Н., писал, что Доброхотов оставил мысли о женитьбе после смерти невесты. В 1825 г. он поступил в старший класс КДА, причем сразу письменно изъявил согласие принять монашество по окончании академического курса. В 1827 г. окончил КДА со степенью магистра и Комиссией духовных училищ назначен профессором словесности и евр. языка в Могилёвскую ДС.
6 дек. 1828 г. Доброхотов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Николая Чудотворца, рукоположен во иерея и причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры. С окт. 1829 г. профессор богословских наук и инспектор СПбДС, с апр. 1831 г. ректор Пензенской ДС и настоятель Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовского монастыря в сане архимандрита, с мая 1835 г. ректор Ярославской ДС и с 8 апр. 1836 г. настоятель Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря. С 5 июля 1837 г. Н. был исполняющим должность ректора СПбДА, а 20 дек. того же года был утвержден в этой должности и получил звание профессора богословских наук. Состоял присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории, членом Комитета по рассмотрению богословских учебников, а с 1841 г.- председателем Особого комитета по рассмотрению новых конспектов по предметам семинарского курса. В марте 1844 г. в связи с деятельностью прот. Г. П. Павского Н. получил строгий выговор от Синода по делу о «противозаконном налитографировании ветхозаветных книг». В определении Синода говорилось о расследовании, проведенном директором Духовно-учебного управления при Синоде А. И. Карасевским, в ходе к-рого выяснилось, что студенты СПбДА делали литографирование перевода ВЗ и пользовались им на лекциях евр. языка, не скрывая этого от академического начальства. Н., как бывш. ректору, и св. Филофею (Успенскому), инспектору, Синод объявил «за очевидную небрежность по надзору за воспитанниками академии… строгий выговор» (Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 3. С. 11). Сам Н. в объяснениях в Синод по этому делу писал, что литографирование перевода книг ВЗ было от него скрыто (Чистович. 2012. С. 176-177).
31 марта 1841 г. в Александро-Невской лавре Н. участвовал в отпевании и погребении архиеп. Подольского и Брацлавского Кирилла (Богословского-Платонова). 12 апр. 1841 г. в столице состоялось назначение, 25 апр.- наречение, а 27 апр. в Казанском соборе была совершена хиротония Н. во епископа Тамбовского и Шацкого, которую возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Серафим (Глаголевский). По распоряжению начальства Н. был оставлен в С.-Петербурге до окончания учебного года в академии. 12 авг. того же года прибыл в Тамбов.
По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь, Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь, Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь. Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана.
В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца) он освятил. 1 окт. 1846 г. в Тамбове он совершил закладку храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (1869). Попечением Н. в тамбовском Казанском мон-ре, являвшемся резиденцией Тамбовских архиереев, были перестроены и расширены ветхое и тесное здание духовной консистории, теплая Иоанно-Предтеченская ц. и келейные корпуса. Епископ также освятил 16 июня 1844 г. главный престол собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1831-1843) в Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, 22 мая 1846 г.- главный престол 5-купольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1828-1846) в г. Лебедяни, в 1848 г.- перестроенный приходской 5-престольный храм в честь Вознесения Господня в г. Липецке, 12 сент. 1849 г.- 5-престольный Сторожевский Николаевский храм в г. Козлове (ныне Мичуринск), в 1852 г.- теплый собор во имя св. Илии Пророка в г. Кирсанове и др. При Н. в г. Моршанске был возведен величественный 5-купольный собор во имя Св. Троицы, освященный 24 нояб. 1857 г. уже новым еп. Тамбовским Макарием (Булгаковым).
Н. особо заботился о быте и благоприятных условиях служения тамбовского духовенства. По его ходатайству в епархии были введены т. н. приходские штаты: архиерей приписывал деревни из состоятельных приходов к бедным церквам, наделял храмы землями, переводил многосемейных служителей в лучшие приходы. Выдавал денежное пособие в качестве приданого девушкам, оставшимся без родительского обеспечения. «Никогда сироты духовного звания не пользовались такою благотворительностию и пожизненным обеспечением, как при епископе Николае, который слишком глубоко трогался их судьбою». В 1848 г., во время неурожая, по ходатайству Н. Синодом «разрешена была духовенству ссуда из кошелькой суммы» до 100 р. серебром «на семейство с уплатою без процентов» в течение 5 лет (Хитров. 1861. С. 229-230; Андриевский. 1911. С. 6). В 1851 г. в купеческом доме на месте бывш. усадьбы купца Байкова Н. основал 2-е тамбовское (впосл. Серафимовское) духовное училище. Епископ инициировал открытие в Тамбове епархиального уч-ща для девиц из духовного сословия и составил его проект. В послании от 30 марта 1849 г. Н. призывал духовенство «позаботиться об образовании дочерей своих, чтобы приготовить их к почтенному званию достойных священнослужительских жен, благоразумных матерей и сведущих домоправительниц». Отметив, что средств для учреждения уч-ща недостаточно, епископ предложил «отделить хотя небольшую долю из сумм духовного попечительства», а также «обратиться к скромным единовременным пожертвованиям от самого белого духовенства» (Дубасов. 1993. С. 99). Н. предложил разместить уч-ще в загородном архиерейском доме; и только в 1863 г. епископ Тамбовский и Шацкий свт. Феофан Затворник (Говоров) освятил место на ул. Приютской (ныне Ф. Энгельса), где было построено здание Тамбовского епархиального жен. уч-ща.
Н. призывал приходских клириков к катехизации паствы. «Для положительного наставления безграмотного народа» архиерей предлагал священникам «учить прихожан молитвам и заповедям Господним, читая их так, чтобы прихожане следили за словами читающего и повторяли их». За «успехи обучения по этому методу» 7 июня 1849 г. Синод изъявил Н. благодарность (Хитров. 1861. С. 232). Епископ стремился привлечь к служению в епархии талантливых ярких пастырей и ученых. При нем в течение 5 лет Тамбовскую ДС возглавлял архим. Платон (Фивейский), автор «Исторического описания Троицкого Козловского монастыря» (1849) и др. сочинений. При Н. началась активная исследовательская работа 1-го тамбовского краеведа прот. С. А. Березнеговского (1797-1868). В 1850 г. в епархии был открыт Церковно-исторический комитет, издавший впосл. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии».
Н. почитал прп. Троекуровского старца Илариона, много общался с настоятелем Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Исаией II (Путиловым), возвел его в сан игумена. Проповеди Н., к-рого называли тамбовским златоустом, отличались простотой, ясностью мысли и доступностью изложения. Слова и воззвания епископа, к-рый «из скромности» их не печатал, опубликовали уже после его кончины (Дубасов. 1993. С. 98).
15 июля 1850 г. Н. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. 24 и 28 янв. 1851 г. в столичном Казанском соборе он участвовал в наречении и хиротонии архим. Макария (Булгакова), ставшего его непосредственным преемником на Тамбовской кафедре. В том же году, после возвращения из столицы, Н. заболел и уже «с трудом управлял паствою», доверив ведение основных епархиальных дел Духовной консистории. Болезнь Н., «нередко грозившая опасностию жизни, мешала ему совершать богослужения и со вниманием читать бумаги, которые надлежало утверждать резолюциею» (Хитров. 1861. С. 227). По-видимому, у Н. была некая болезнь языка, поэтому после 1851 г. он перестал проповедовать и к концу жизни считался «молчальником».
Во время Крымской войны (1853-1856), когда на территории Тамбовской губ. прошли 10-й и 11-й частные рекрутские наборы, Н. благословил священников проводить беседы с рекрутами о долге каждого христианина защищать Отечество. Пастыри призывали прихожан жертвовать реликвии, деньги и вещи на нужды ополчения, подавая тому пример. Так, по благословению Н. сестры Сухотинского Знаменского мон-ря передали 30 р. в пользу раненых солдат, позже они подарили тамбовской дружине Казанскую икону Божией Матери. Перед походом дружина собралась в храме Тамбова, где Н. освятил пожертвованные воинам иконы и знамена, к-рые после окончания войны были переданы в храм.
Архиерей был награжден орденом св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1845) степени. 19 авг. 1856 г. ему объявлено Высочайшее благоволение. 7 апр. 1857 г. по настойчивому совету митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) Н. написал прошение об увольнении на покой. Проживал в Трегуляевском мон-ре с правом «нравственного управления» обителью, без участия в ее хозяйственных делах, с пенсионом по 1 тыс. р. в год. 23 сент. 1862 г. Н. присутствовал при освящении свт. Феофаном (Говоровым) обновленного и расширенного Никольского храма Тамбовской ДС. «По окончании литургии умилительно было зрелище благословения народа и воспитанников семинарии двумя владыками»,- писал очевидец (Тамбовские ЕВ. 1862. Приб. № 8. С. 323). Незадолго до смерти Н. передал свою б-ку (ок. 500 названий) в Тамбовскую ДС.
По свидетельству прот. Г. В. Хитрова, лицо епископа «с выразительными чертами, отличалось суровостью, которая с первого взгляда внушала страх и отталкивала от него людей, доколе они не узнавали, какое сердце скрывалось под суровою наружностью». При этом «игривое и редкое глубокомыслие» Н. «показывал по преимуществу в обществе близких ему людей; в делах и в кругу официальном он наблюдал холодную точность, скрывая впрочем под нею свое снисхождение и благодетельные намерения» (Хитров. 1865. № 12. С. 394, 407). К. Я. Здравомыслов писал о Н.: «Хотя по виду был невзрачен, дурен лицом и мал ростом, но был человек большого ума и доброго сердца». Но «великодушный, непридирчивый, сердобольный» епископ после 1851 г. «распустил всех и сам в конце концов стал ко всему относиться апатично, чувствовал себя удрученным и кончил запоем» (Здравомыслов. Л. 63 об.).
За 3 недели до кончины у Н. случился апоплексический удар и последовал паралич; ок. 17 окт. 1864 г. архиерей был пострижен в схиму с именем Филарет. Отпевание и погребение почившего возглавил епископ Тамбовский и Шацкий Феодосий (Шаповаленко; Ɨ 1883). 25 окт. того же года Н. был похоронен у сев. стены монастырского собора в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (разрушен в XX в.). В результате раскопок в 2008 г. на территории обители обнаружен фундамент собора и найдены останки Н. и бывш. епископа Тамбовского и Шацкого Афанасия (Телятева). Предполагается, что после полного восстановления Иоанно-Предтеченского собора останки архиереев будут перезахоронены в особой нише.
Митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев) называл Н. одним из своих предков.