НИКОЛАЙ I МИСТИК
Том L, С. 372-374
опубликовано: 29 ноября 2022г.

НИКОЛАЙ I МИСТИК

Патриарх К-польский Николай I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r)Патриарх К-польский Николай I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r)

[Греч. Νικόλαος ὁ Μυστικός] (852 - 15.05. 925, К-поль), свт. (пам. греч. 16 мая), патриарх К-польский (1 марта 901 - 1 февр. 907 и с 15 мая 912). Основными источниками сведений о Н. М. являются его письма, сочинение, повествующее о жизни свт. Евфимия II (I), патриарха К-польского в 907-912 гг. (BHG, N 651; греч. оригинал издан под условным названием «Житие Евфимия»; в рус. переводе - «Псамафийская хроника»), произведения Арефы, архиеп. Кесарии Каппадокийской, «История царей» Псевдо-Генесия, а также хроники Продолжателя Феофана, Симеона Логофета и Псевдо-Симеона.

Род. в знатной семье, происходившей из Италии (возможно, местом рождения Н. М. был К-поль). Принадлежал к числу «домашних» свт. Фотия I, патриарха К-польского (858-867, 877-886), который был его учителем. Слова Арефы Кесарийского о низком происхождении Н. М. (Arethae Scripta Minora. 1972. P. 124, 125) могут быть объяснены крайне негативным отношением этого автора к патриарху. В «Житии Евфимия» сказано, что Н. М. был «братом по усыновлению и соучеником в науках» (θετὸς ἀδελφὸς κα συνίστωρ ἐν τοῖς μαθήμασιν) имп. Льва VI Мудрого (886-912). По всей видимости, будущие патриарх и император приходились свт. Фотию крестными детьми, а одновременное изучение ими наук едва ли было возможным (Лев род. в 866), хотя данная проблема до сих пор не имеет окончательного решения в лит-ре. В 887 г., после смещения свт. Фотия с Патриаршего престола, Н. М. нашел прибежище в мон-ре св. Трифона в Халкидоне (Janin. Grands centres. P. 424. N 74) и принял там монашеский постриг. Позже имп. Лев VI назначил его мистиком (частным секретарем). Об этом периоде его жизни практически ничего не известно.

12 февр. 901 г. скончался патриарх К-польский свт. Антоний II Кавлей, занимавший кафедру с 893 г., и его преемником стал Н. М. После того как 1 авг. 902 г. арабами была захвачена крепость Тавромений (ныне Таормина), важный опорный пункт Византии на о-ве Сицилия, неск. вельмож были обвинены в гос. измене и приговорены к смертной казни, однако Н. М. успешно ходатайствовал перед императором об их помиловании. Согласно ряду источников, патриарха подозревали в том, что он был соучастником покушения на Льва VI в ц. св. Мокия (11 мая 903). Впрочем, эти сведения могут отражать обвинения, выдвинутые против Н. М. впосл., в ходе конфликта, причиной которого стал 4-й брак императора. На Пасху 901 г. 3-я жена Льва VI, Евдокия Ваяна, скончалась во время родов, вскоре умер и ее новорожденный сын Василий. Ок. 904 г. император из династических соображений принял решение взять в жены представительницу влиятельной столичной семьи Зою Карвонопсину (Углеликую), к-рая в мае 905 г. родила буд. имп. Константина VII Багрянородного. Однако Лев и Зоя еще не были венчаны, а Константин, хотя и род. в порфировой палате имп. дворца, в к-рой появлялись на свет наследники престола, формально считался незаконнорожденным. 6 янв. 906 г., в праздник Богоявления, Н. М., исходивший из приципа икономии и не обращавший внимания на противодействие нек-рых митрополитов, крестил Константина, заявив также в частном разговоре, что духовенство молилось о рождении наследника. Крестным отцом выступил патриарший синкелл Евфимий. Предполагалось, что связь с Зоей будет разорвана, однако Лев VI поселил ее во дворце, а весной 906 г. императора венчал с Зоей некий пресв. Фома, к-рый после этого был лишен сана патриархом. В результате конфликт между Патриархией и имп. властью обострился. Лев согласился с предложением Н. М. созвать Собор с участием легатов Римского папы, а также вост. патриархов, однако категорически отказался удалить Зою из дворца до Собора. Н. М. отлучил императора от причастия и запретил ему присутствовать в алтаре. На Рождество, 25 дек. 906 г., Н. М. не впустил Льва через царские (западные) врата храма Св. Софии, потребовав войти через южные. Патриарх взял с митрополитов клятву, что никто из них не позволит Льву узаконить брак без позволения Н. М. Эпизод с отказом пустить императора в храм через царские врата повторился и на Богоявление, 6 янв. 907 г. В февр. Лев поместил Н. М. под надзор в основанный последним мон-рь в Галакринах (Γαλακρηναί) близ Халкидона (точная локализация неизв.; см.: Janin. Grands centres. P. 40-42; Talbot A.-M., Cutler A. Galakrenai // ODB. Vol. 2. P. 815) и добился его отречения от Патриаршего престола. Тем не менее Н. М. сказал, что не снимает с себя священный сан.

В том же месяце в К-поле состоялся Собор, участники к-рого приняли решение проявить к императору снисхождение и принять его в церковное общение без расторжения 4-го брака. Низложение Н. М. было объявлено оправданным (подробнее см. в ст. Константинопольские Соборы). Главным обвинением против патриарха было участие в заговоре Андроника Дуки в 905/6 г. Переписка Н. М. с Андроником, бежавшим на территорию Арабского халифата, к-рая послужила главной уликой, была фальсифицирована (по крайней мере частично). Новый патриарх К-польский свт. Евфимий наложил на императора покаяние и добился соборного постановления, согласно к-рому 4-й брак был наконец признан как исключительный случай в порядке икономии. При этом пресв. Фоме, низложенному Н. М., священный сан не вернули, а Зоя так и не стала августой. Некоторые епископы не признали избрание свт. Евфимия, что привело к расколу между «евфимитами» и «николаитами». Поскольку имп. Льву VI не удалось обеспечить полного признания прав Константина Багрянородного на престол, он передал престол брату и соправителю Александру, который и стал самостоятельным правителем после смерти Льва (11 мая 912). Имп. Александр немедленно созвал Собор, низложивший свт. Евфимия как незаконно занявшего кафедру, и восстановил Н. М. в патриаршем достоинстве. Находившиеся в общении со свт. Евфимием, в т. ч. его ставленники, были лишены сана. Бывш. патриарх был избит и сослан в Агафов (τὰ ᾿Αγαθοῦ) мон-рь на Босфоре (Janin. Grands centres. P. 23), ранее подаренный ему имп. Львом VI. После смерти Александра (6 июня 913) Н. М. стал главой регентского совета, однако уже в следующем году был смещен с этой должности вдовствующей имп. Зоей, которую он пытался заставить постричься в монахини. Поскольку свт. Евфимий категорически отказался вновь стать патриархом, Н. М. остался на кафедре, но политическое влияние он потерял. После отказа Евфимия вернуться на престол Н. М. обменялся с ним письмами и посетил бывш. патриарха, в результате чего между ними состоялось полное примирение.

В авг. 913 г. к стенам К-поля подошел с войском болг. царь Симеон, и Н. М. удалось уговорить его удалиться, проведя некую церемонию «коронации» за стенами города. 20 авг. 917 г. визант. армия потерпела сокрушительное поражение от болгар при Анхиале, что ослабило правительство Зои и усилило позиции Н. М., к-рый зимой 918/9 г. вновь стал выполнять функции регента. В марте 919 г. патрикий и друнгарий флота Роман Лакапин (см. Роман I Лакапин) объявил о намерении войти в имп. дворец с целью защитить малолетнего Константина VII. Н. М. пытался ему воспрепятствовать, однако был удален с применением силы. В мае 919 г. Константин сочетался браком с дочерью Романа Еленой. Став регентом, Роман Лакапин немедленно приступил к восстановлению церковного мира между Н. М. и лидером «евфимитов» Арефой, проблема низложенных клириков по-прежнему была весьма актуальной. Тем не менее Роману и Н. М., ставшему теперь его ближайшим советником, удалось добиться принятия на Соборе, созванном 15 июля 920 г., «Томоса единения», согласно к-рому 4-й брак безусловно запрещался (см. также в статьях Второбрачие, Константинопольские Соборы). Евфимитским епископам возвращались их кафедры, единство Церкви было восстановлено, хотя и не в полном объеме. Н. М. также получил признание Римской Церкви. Несмотря на болезнь, патриарх вплоть до смерти продолжал принимать активное участие в церковной и политической жизни империи, в частности участвовал во встрече Романа I с Симеоном Болгарским (вероятно, в сент. 924). Похоронен в своем мон-ре в Галакринах.

Сохранившаяся переписка Н. М. (163 письма) отражает его многообразную деятельность как патриарха К-польского и включает дипломатические послания царю Болгарии, куропалату Иверии, араб. халифу, арм. «князю князей», к-рым, как было недавно установлено в исследовательской лит-ре, был правитель Васпуракана Гагик I Арцруни (908 - ок. 943), а также Георгию II, правителю абасгов. Неск. писем отражают глубокую заинтересованность Н. М. в делах Аланской епархии К-польской Церкви, прежде всего это проявлялось в утверждении там христианства (именно в Патриаршество Н. М. были построены Зеленчукские храмы). Кроме того, Н. М. находился в переписке со мн. высшими визант. сановниками, отстаивая интересы Церкви, в т. ч. в налоговых вопросах. Им также написаны «Исповедание веры», толкования на различные книги Свящ. Писания, гомилия на взятие Фессалоники арабами в 904 г. и 4 канонических постановления.

Соч.: RegPatr, N 597-605, 611-784; Spicilegium Romanum / Ed. A. Mai. R., 1844. T. 10. Pars 2. P. 161-440; РG. 111. Col. 27-392; Nicholas I, Patr. of Constantinople. Letters / Ed., transl. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 1973. (Dumbarton Oaks Texts; 2).
Ист.: BHG, N 651; Vita Euthymii: Ein Anecdoton zur Geschichte Leo's des Weisen, a. 886-912 / Hrsg. C. de Boor. B., 1888. P. 34-78 (рус. пер.: Псамафийская хроника // Две визант. хроники X в. / Пер. и коммент.: А. П. Каждан. М., 1959. С. 51-81); Arethae archiepiscopi Caesarensis Scripta Minora / Rec. L. G. Westerink. Lipsiae, 1972. Vol. 2. P. 124, 125; Sym. Log. Chron. 134-135. P. 294-302; Scyl. Hist. P. 180, 184-185, 197.
Лит.: PMBZ, N 25885; Попов Н. Г. Имп. Лев VI Мудрый и его царствование в церк.-ист. отношении. М., 1892; Gay J. Le patriarche Nicolas le Mystique et son rôle politique // Études sur l'histoire et sur l'art de Byzance: Mélanges Charles Diehl. P., 1930. Vol. 1. P. 91-100; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948. P. 248-277; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 550; Любарский Я. Н. Замечание о Николае Мистике в связи с изданием его сочинений // ВВ. 1986. Вып. 47(72). С. 101-108; Kazhdan A. Nicholas I Мystikos // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1466-1467; idem. Nikolaos Mystikos // LexMA. 1993. Bd. 6. Sp. 1165-1166; Fatouros G. Nikolaos I. Mystikos // BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 854-857; Tougher S. The Reign of Leo VI (886-912): Politics and People. Leiden; N. Y., 1997. P. 133-163; Острогорский Г. А. История Визант. гос-ва / Пер. с нем.: М. В. Грацианский; ред.: П. В. Кузенков. М., 2011. С. 333-346.
Д. Е. Афиногенов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
  • АНТОНИЙ II КАВЛЕЙ Патриарх К-польский (893-901), свт. (пам. 12 февр.)
  • АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)
  • АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных)
  • ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), патриарх К-польский, свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.)
  • ГЕОРГИЙ I († февр. 686), патриарх К-польский (с нояб./дек. 679), свт. (пам. 18 авг.)
  • ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)
  • ЕВТИХИЙ (ок. 512-582), патриарх К-польский (552-565, 577-582), свт. (пам. 6 апр.)