НИКОЛАЙ II
Том L, С. 416-422
опубликовано: 2 декабря 2022г.

НИКОЛАЙ II

Содержание
Николай II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 137 (РГБ)Николай II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 137 (РГБ)

(† июль 1061, Флоренция; до избрания папой - Герард (Герхард)), папа Римский (с 1058).

Жизнь до избрания на Папский престол

О происхождении Герарда точных сведений нет. В нек-рых источниках он назван уроженцем Бургундии (MGH. Lib. T. 1. P. 551-552; LP. T. 2. P. 280). Утверждение Бензона, еп. Альбы, что Герард был незаконнорожденным ребенком (natus... de adulterio - Benzo von Alba. 1996. S. 594), вызывает сомнения, т. к. Бензон мог оклеветать его, поскольку выступал против сторонников григорианской реформы, в т. ч. против папы Римского. Предположение, что Герард был монахом-бенедиктинцем, выходцем из аббатства Клюни (Wollasch. 1968), отвергли большинство исследователей (см., напр.: Hägermann. Zur Vorgeschichte. 1970. S. 352-354; Ambrosioni. 2000). Отождествление Герарда с каноником флорентийского соборного капитула, к-рый упоминается в документах с 30-х гг. XI в. (Hägermann. 2008. S. 67), также вызывает сомнения (DBI. Vol. 78. P. 347). Герард впервые назван епископом Флоренции в документе, датированном 9 янв. 1045 г.; его предшественник Аттон в последний раз упоминается под 1038 г. (Schwartz. 1913. S. 209-210).

Еп. Герард, по-видимому, был близко знаком со мн. сторонниками церковной реформы, впосл. получившей название григорианской. Он присутствовал на Римских Соборах, созванных папой Львом IX (1049-1054) в апр. 1049 г. и весной 1050 г., на которых были заложены основы церковных преобразований. Участники осудили симонию, николаизм (нарушение целибата) и др. злоупотребления. Во Флоренции находилась резиденция маркграфа Тосканы Годфрида, поддерживавшего сторонников церковной реформы, среди которых был его брат, папский канцлер Фридрих Лотарингский. В 1055 г. папа Виктор II созвал во Флоренции Собор, на к-ром присутствовало ок. 120 епископов, а также имп. Генрих III (Gresser. 2006. S. 30-31). В 1057 г. Фридрих Лотарингский был избран на Папский престол (папа Римский Стефан IX(X) в 1057-1058); это позволило сторонникам преобразований рассчитывать на помощь маркграфа. Кард. Петр Дамиани хвалил епископа Флоренции за живой ум, образованность, целомудрие и щедрость к беднякам (Petrus Damiani. Ep. 58 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 194); по примеру Христа епископ ежедневно омывал ноги 12 нищим (Idem. Ep. 110 // Ibid. Bd. 3. S. 244-245). Проявляя заботу о материальном обеспечении приходских церквей (пьеве), еп. Герард закрепил за ними право на 1/4 десятины и 1/2 имущества, завещанного Церкви, а также на «первые плоды» и добровольные пожертвования. Епископ способствовал формированию при церквах общин каноников (см.: Violante. 1971/1972; Idem. 1977). В 1050 г. по просьбе еп. Герарда папа Лев IX подтвердил имущественные права флорентийского соборного капитула (Le carte. 1938. P. 141-150).

Избрание на Папский престол

Папа Римский Стефан IX(X) скончался 29 марта 1058 г. во Флоренции. Незадолго до его кончины по настоянию понтифика кардиналы, рим. духовенство и народ поклялись, что они не приступят к избранию его преемника в отсутствие субдиак. Хильдебранда (папа Римский Григорий VII в 1073-1085), который в то время находился с миссией в Германии (Petrus Damiani. Ep. 58 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 193-194). Однако представители рим. знати во главе с Григорием, гр. Тускула, Герардом, гр. Галерии, и Октавианом Кресценцием воспользовались отсутствием Хильдебранда, чтобы лишить сторонников церковной реформы контроля над Папским престолом. Они провозгласили папой Римским Иоанна, кард.-еп. Веллетри, получившего имя Бенедикт X (5 апр. 1058; см.: Capitani O. Benedetto X, antipapa // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 68-71; Stroll. 2012. P. 69-82). Сторонники реформы во главе с Петром Дамиани, кард.-еп. Остии, отказались принять участие в интронизации Бенедикта X и бежали из города. Узнав о кончине папы Римского, Хильдебранд вернулся из Германии; к 16 мая он прибыл в Тоскану и встретился с маркгр. Годфридом (I placiti del «Regnum Italiae» / Ed. C. Manaresi. R., 1960. Vol. 3. Pt. 1. P. 239-242).

В источниках содержатся противоречивые сведения об обстоятельствах избрания Герарда, еп. Флоренции, на Папский престол. Итал. авторы, среди к-рых были как сторонники, так и противники григорианской реформы, утверждали, что Герард был избран кардиналами по настоянию Хильдебранда (см.: Fliche. 1924. P. 310-311). Выборы состоялись либо в Сиене (MGH. Lib. T. 1. P. 593; LP. T. 2. P. 357; Benzo von Alba. 1996. S. 594-596), либо во Флоренции (LP. T. 2. P. 334; Die Chronik. 1980. S. 373). В герм. источниках сообщается, что Герарда назначил папой Римским кор. Генрих IV по просьбе видных римлян (Romani principes - Lamperti Opera. 1894. S. 73-74; MGH. SS. T. 20. P. 809). Вероятно, по прибытии в Италию Хильдебранд договорился с маркгр. Годфридом об избрании епископа Флоренции на Папский престол и затем согласовал кандидатуру с герм. двором. Вдовствующая имп. Агнесса, правившая от имени малолетнего Генриха IV, одобрила избрание Герарда и поручила маркграфу сопроводить нового папу в Рим для интронизации. Высказывалось мнение, что Хильдебранд мог согласовать кандидатуру еп. Герарда с герм. двором еще весной 1058 г.; вернувшись в Италию, он «избрал» епископа на Папский престол, как сообщали итал. авторы (Fliche. 1924. P. 312). Вероятно, Хильдебранд сыграл ключевую роль в избрании еп. Герарда, т. к. при этом скорее всего не присутствовали др. видные реформаторы - кардиналы Петр Дамиани, Гумберт и Петр Тускуланский (Cowdrey. 1998. P. 44). По одной из версий, избрание состоялось 6 дек. 1058 г., в день памяти свт. Николая, поэтому Герард взял новое имя в честь этого святого. Однако предлагались и др. объяснения выбора имени (напр., в честь папы Римского Николая I; см.: Hergemöller. 1986), поэтому нет оснований связывать избрание еп. Герарда с днем памяти свт. Николая. Более вероятно, что он был избран в мае-июне 1058 г. (см.: Hägermann. 2008. S. 74-82).

В янв. 1059 г. еп. Герард вместе с кардиналами и Хильдебрандом отправился в Рим; их сопровождал маркграф Годфрид с войском (согласно рим. хронике в ркп. Vat. lat. 1984, в свите Герарда было 500 всадников - LP. T. 2. P. 334). В Сутри был созван Собор, на к-ром присутствовали епископы из Тосканы и Ломбардии, в т. ч. Гвиберт Пармский, имп. канцлер Италии (MGH. Lib. T. 1. P. 593). Участники Собора объявили Бенедикта X антипапой и отлучили его от Церкви (MGH. Conc. T. 8. P. 349-351; см.: Gresser. 2006. S. 41). Вскоре еп. Герард и его сторонники вступили в Рим и заняли Латеранский дворец; Бенедикт X и его приверженцы покинули город. Авторы, сочувствовавшие григорианской реформе, утверждают, что рим. духовенство и народ торжественно встретили еп. Герарда (MGH. Lib. T. 1. P. 593; LP. T. 2. P. 357; Die Chronik. 1980. S. 373), однако в рим. хронике сообщается об ожесточенных столкновениях на улицах города, закончившихся победой маркграфа и реформаторов. Интронизация Н. состоялась 24 янв. 1059 г.: «Хильдебранд вместе со своим избранным понтификом отправился в Латеранскую патриархию, и там они посвятили его в Римского понтифика с именем Николай» (LP. T. 2. P. 335; ср.: MGH. Lib. T. 1. P. 593; Die Chronik. 1980. S. 373).

По свидетельству Бензона, еп. Альбы, во время собрания епископов Хильдебранд возложил на Н. «царскую корону» (regali corona suum coronauit hydolum), на венцах к-рой было написано: «Корона царства из руки Божией» и «Корона империи из руки Петра» (Benzo von Alba. 1996. S. 596). В др. источниках об этой церемонии не упоминается; самые ранние сведения о том, что интронизация папы Римского сопровождалась также коронацией, относятся лишь к понтификату Пасхалия II (1099-1118) (см., напр.: Klewitz. 1941. S. 96-100, 114). Вероятно, при коронации Н. был использован фригий - папская митра конической формы (frigium, regnum, corona),- к которому добавили 2 венца. В трактате «Постановление Константина» (см. Константинов дар), получившем известность в эпоху григорианской реформы, сообщается, что имп. Константин Великий передал папе Сильвестру I фригий вместе с «диадемой, то есть короной» и другими имп. инсигниями (см.: Blumenthal. Rome. 1998. P. 49-54; Eadem. The Coronation. 1998; см. также: Stroll. 2012. P. 86-89).

Реформа Церкви

Возведенный на Папский престол сторонниками григорианской реформы, Н. продолжил церковные преобразования, которые проводили его предшественники Лев IX, Виктор II и Стефан IX(X). На созванных им Соборах были приняты постановления против злоупотреблений, с к-рыми боролись реформаторы (симония, брак или конкубинат духовенства, различные формы вмешательства мирян в жизнь Церкви). Консолидация Церкви вокруг Папского престола сопровождалась укреплением власти папы Римского; были введены новые правила избрания понтифика, в к-рых право решающего голоса получили субурбикарные епископы (см. ст. Кардинал), преимущественно сторонники реформы. Так, Петр Дамиани занимал епископскую кафедру Остии, Гумберт - кафедру Сильва-Кандиды (Санта-Руфины), Бонифаций - кафедру Альбано. Самым влиятельным советником Н. считается Хильдебранд, к-рый в 1058 г. был субдиаконом Римской Церкви и управлял базиликами апостолов Петра и Павла. В ряде источников указано, что Н., избранный по инициативе Хильдебранда, и впосл. руководствовался его мнением в своей церковно-политической деятельности (см.: Fliche. 1924. P. 310-311). Не позднее 14 окт. 1059 г. Н. назначил Хильдебранда архидиаконом Римской Церкви (Jaffé. RPR. N 4413; PL. 143. Col. 1325); скорее всего это произошло незадолго до указанной даты, хотя, по нек-рым данным, назначение могло состояться и в 1058 г. (Cowdrey. 1998. P. 37-39). Исследователи расходились в оценке степени влияния Хильдебранда на политику Н.: одни указывали на то, что он не получал важных заданий от папы Римского и редко упоминается в качестве свидетеля в папских документах (напр.: Fliche. 1924. P. 324); другие, напротив, полагали, что Хильдебранд приобрел наибольший авторитет среди реформаторов именно в годы понтификата Н. (напр.: Cowdrey. 1998. P. 39-49; ср.: Stroll. 2012. P. 116-117). Так, Петр Дамиани называл его ближайшим советником папы, «непоколебимым столпом апостольского престола» (Petrus Damiani. Ep. 63, 72 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 221, 344-345). Кроме Хильдебранда, «мужа разумнейшего и безупречного совета», на политику Папского престола оказывали влияние «зоркие очи папы» - кардиналы Гумберт и Бонифаций (Idem. Ep. 60 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 205). В качестве папских легатов поручения Н. выполняли также Стефан, кард.-пресв. ц. св. Хрисогона, и Дезидерий, аббат мон-ря Монте-Кассино, кард.-пресв. ц. св. Цецилии (папа Виктор III в 1086-1087).

Как и прежде, решения о церковных преобразованиях принимались на Соборах, к-рые проводились под руководством папы Римского, как правило, в Латеранской базилике после празднования Пасхи. Когда Н. выезжал из Рима, он созывал Соборы в др. местах, напр. в Мельфи и в Беневенто (во время путешествия в Юж. Италию летом 1059). Постановления Соборов обнародовались в виде папских посланий; при необходимости из Рима посылали легатов, которые созывали локальные Соборы, разъясняли местным церковным иерархам решения, принятые в Риме, и т. о. способствовали распространению церковной реформы.

Положение группы реформаторов, контролировавшей Папский престол, оставалось непрочным. Сторонники преобразований не могли рассчитывать на поддержку большинства рим. клира и знати, к-рые воспринимали их как чужаков (мн. реформаторы были выходцами из Бургундии и Лотарингии). Наиболее серьезная угроза исходила от рим. аристократии, посадившей на Папский престол Бенедикта X; стремление реформаторов укрепить власть папы Римского и оградить Церковь от вмешательства мирян вызывало недовольство герм. двора и епископата Свящ. Римской империи. Заручившись поддержкой маркграфа Годфрида, сторонники реформы во главе с Хильдебрандом одержали верх над антипапой Бенедиктом X и рим. графами, однако для закрепления успеха им требовались более сильные союзники. Поэтому Н. отказался от политики своих предшественников, к-рые враждовали с норманнами, и заключил союз с норманнскими правителями, контролировавшими Юж. Италию. Впосл. папа Григорий VII, опираясь на поддержку норманнов, вступил в открытую конфронтацию с герм. императором.

Понтификат

После изгнания антипапы Бенедикта X и интронизации Н. власть в Риме перешла к влиятельным семействам, которые поддерживали реформаторов. Вместо Петра, сторонника антипапы, на должность префекта города был назначен некий Иоанн Тиниоз из Трастевере. С районом Трастевере было связано также богатое семейство Пьерлеони, представители к-рого помогли Н. укрепить контроль над городом (LP. T. 2. P. 334-335; см., напр.: Zema. 1944. P. 169-175; Stroll. 2012. P. 74). Вероятно, среди приверженцев Н. был и Ченчо Франджипане. Т. о., союз со сторонниками реформы позволил выдвинуться «новым» патрицианским кланам, тогда как влияние «старых» кланов (Кресценциев и графов Тускула) было поколеблено (см.: Wickham Ch. Medieval Rome: Stability and Crisis of a City, 900-1150. Oxf.; N. Y., 2015. P. 30, 129, 222-230).

На Соборе, созванном Н. в апр. 1059 г., присутствовали 113 епископов, почти все из Италии, за исключением Гуго I, архиеп. Безансонского. Участники Собора осудили учение Беренгария (см. Беренгарий Турский), вынесли ряд дисциплинарных постановлений в духе григорианской реформы и утвердили процедуру избрания папы Римского (изд.: MGH. Const. T. 1. P. 537-549; MGH. Conc. T. 8. P. 382-407; см.: Boye M. Quellenkatalog der Synoden Deutschlands und Reichsitaliens von 922-1059 // NA. 1930. Bd. 48. S. 89-90; Gresser. 2006. S. 41-48). Беренгарий, отстаивавший мнение о «мысленном» пресуществлении евхаристических Даров, прибыл в Рим по приглашению Хильдебранда, к-рый участвовал в обсуждении его учения на Турском Соборе 1054 г. Вопреки ожиданиям Беренгария Хильдебранд не поддержал его и позволил его противнику, кард. Гумберту, произнести обвинительную речь. Беренгарий не стал выступать с возражениями; он зачитал текст отречения от своих взглядов, составленный Гумбертом, и сжег свои сочинения. После Собора Беренгарий попросил у Н. позволения защитить свое учение о Евхаристии перед ним или перед группой компетентных специалистов, однако понтифик велел ему обратиться к Хильдебранду (см.: Montclos J., de. Lanfranc et Bérenger: La controverse eucharistique du XIe siècle. Leuven, 1971. P. 163-179).

Папа Римский Николай II дарует Роберу Гвискару титул герцога Апулии и Калабрии. Миниатюра из «Новой Хроники» Дж. Виллани. XVI в. (Vat. Chig. L.VIII. 296)Папа Римский Николай II дарует Роберу Гвискару титул герцога Апулии и Калабрии. Миниатюра из «Новой Хроники» Дж. Виллани. XVI в. (Vat. Chig. L.VIII. 296)

Дисциплинарные постановления Собора 1059 г. в основном повторяли решения, вынесенные Соборами под рук. папы Льва IX. Вновь была осуждена симония; клирикам, жившим с женами или наложницами, запрещалось служить, а мирянам - посещать богослужения, к-рые они совершали; мирянам запрещалось присваивать церковные доходы, судить клириков и отстранять их от служения. Клирики не имели права принимать церкви от мирян «ни даром, ни за плату», чтобы не попадать в зависимость от их произвола и не нарушать церковную дисциплину. Впосл. подобные взгляды сторонников григорианской реформы, стремившихся ликвидировать зависимость служителей Церкви от мирян, привели к борьбе за инвеституру. На соборном заседании 1 мая 1059 г. был впервые поднят вопрос об «общей жизни» духовенства. Хильдебранд заявил, что клирики должны вести «общую жизнь по примеру первоначальной Церкви», т. е. апостольской общины (communem uitam exemplo primitiuae aecclesiae). Он подверг критике «так называемый устав каноников, составленный неизвестно кем по велению императора Людовика [Благочестивого]», принятый на Ахенском Соборе 816 г., за то, что в этом уставе каноникам разрешалось владеть имуществом. По указанию Н. из устава были изъяты спорные главы, к-рые «противоречили установлениям апостолов и святых отцов». Было объявлено, что каролингский император не имел права вводить устав «без воли и согласия святого Римского апостольского престола» (Werminghoff A. Die Beschlüsse des Aachener Concils im Jahre 816 // NA. 1902. Bd. 27. S. 669-675; см.: Cowdrey. 1998. P. 45-46). Участники Собора постановили, что клирики должны «всеми силами стремиться к апостольской, то есть общей, жизни» (ut ad apostolicam, communem scilicet uitam summopere peruenire studeant), т. е. совместно жить, питаться и сообща владеть имуществом. Инициативу Хильдебранда поддержал Петр Дамиани, к-рый призывал клириков отказаться от собственности (Petrus Damiani. Ep. 39, 98 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 1. S. 373-384; Bd. 3. S. 84-97). Впосл. стремление приблизить образ жизни каноников к общежительному монашеству привело к формированию института регулярных каноников (см., напр.: Veyrenche Y. «Quia vos estis qui sanctorum patrum vitam probabilem renovatis...»: Naissance des chanoines réguliers, jusqu'à Urbain II // Les Chanoines réguliers: Émergence et expansion (XIe-XIIIe siècles) / Éd. M. Parisse. St.-Étienne, 2009. P. 29-69). В речи Хильдебранда и в правилах Собора 1059 г. получило отражение представление об апостольской жизни, понимавшейся как жизнь в братстве с общим имуществом. Впосл. это представление оказало влияние на еретические движения (вальденсы, катары) и было положено в основу идеологии нищенствующих орденов.

Среди постановлений Собора 1059 г. важнейшим считается декрет о порядке избрания папы Римского, к-рый устанавливал иерархию членов избирательной коллегии, ограничивал участие др. клириков и особенно мирян. Прежде всего голосовали кардиналы-епископы, затем к ним присоединялись кардиналы-клирики (пресвитеры и диаконы); «прочий клир и народ» выражали согласие с результатом выборов. Т. о., к избранию (tractatio) были допущены в первую очередь кардиналы-епископы, названные в декрете «благочестивыми мужами» (religiosi uiri), т. к. среди них преобладали сторонники церковной реформы. От др. кардиналов требовалось одобрение их решения, от духовенства и народа - лишь торжественная аккламация избранного понтифика. По словам Петра Дамиани, кардиналы-епископы должны были провести избрание (principale iudicium), др. кардиналы - выразить согласие (assensum), народ - приветствовать избранного (applausum; ср.: quem cardinales episcopi unanimiter uocauerunt, quem clerus elegit, quem populus expetiuit - Petrus Damiani. Ep. 88-89 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 517-518, 568). При необходимости избрание можно было провести не только в Риме, но и в др. местах; принадлежность кандидата к духовенству Римской Церкви была необязательна. В условиях войны или раздоров понтифик мог приступить к управлению Римской Церковью сразу после избрания, не дожидаясь интронизации. Принятие декрета было реакцией на попытку рим. знати захватить контроль над Папским престолом и отстранить реформаторов после кончины Стефана IX(X). Кроме того, необходимо было обосновать легитимность Н., не принадлежавшего к рим. клиру и избранного небольшой группой кардиналов за пределами города. Хотя декрет был направлен гл. обр. против рим. знати, отстраненной от избрания папы, его составители стремились также ограничить полномочия императора. Согласно декрету, избрание папы совершалось «с должным уважением и почтением» к Генриху IV, к-рый «в настоящее время является королем, а в будущем, если Богу будет угодно, [станет] императором». «Уважение» прав императора трактовалось как уступка (concessio) лично Генриху IV; его преемники должны были повторно «испрашивать» привилегии у папы Римского. По мнению кард. Деусдедита, в соответствии с декретом император не имел права утверждать понтифика, достаточно было известить его о результате избрания (ср.: MGH. Lib. T. 2. P. 309-310). Декрет фактически устанавливал право кардиналов - сторонников григорианской реформы - выбирать кандидата на Папский престол и предлагать его др. кардиналам для одобрения; лица, не входившие в состав кардинальской коллегии, в т. ч. император, не могли принимать участие в избрании папы Римского. Сообщество кардиналов постепенно становилось высшим органом церковного управления: его члены, ранее выполнявшие гл. обр. богослужебные обязанности, получили долю исключительных властных полномочий папы Римского. Впосл. кардинальское сообщество, к-рое со времени понтификата Льва IX приобрело международный характер, превратилось в корпорацию (см. Коллегия кардиналов) (ср.: Kuttner S. Cardinalis: The History of a Canonical Concept // Traditio. 1945. Vol. 3. P. 172-177; Alberigo. 1965).

Составление декрета приписывали кард. Гумберту (Michel. 1936) или кард. Петру Дамиани совместно с Гумбертом (Krause. 1960. S. 257-270; ср.: Kempf. 1964); высказывалось также мнение, что основным автором текста был Петр Дамиани (Woody. 1970). Вероятно, декрет вызвал недовольство рим. клириков: его подписали 5 из 7 кардиналов-епископов, 4 из 28 кардиналов-пресвитеров и 3 из 18 кардиналов-диаконов. Подпись Хильдебранда, по-видимому, отсутствовала. Впосл. декрет критиковали не только противники григорианской реформы, но и нек-рые ее сторонники, в т. ч. кард.-пресв. Деусдедит; он указывал на то, что по традиции все кардиналы имели право голоса, их решение должны были одобрить клир и народ Рима (см.: Blumenthal. 1993. P. 194-196).

Декрет 1059 г. сохранился в 2 версиях - «папской» и «императорской». Большинство исследователей считают первоначальной версией «папскую», включенную в Декрет Грациана (Decret. Gratian. I 23. 1); ее содержание согласуется с изложением соборных постановлений в окружном послании Н. и в его послании епископам Амальфитанской пров. (PL. 143. Col. 1315, 1317; MGH. Const. T. 1. P. 547). В «императорской» версии не упоминается об особом статусе кардиналов-епископов, но оговаривается право герм. короля (императора) утверждать результаты выборов. «Императорская» версия могла быть отредактирована противниками папы Римского Григория VII во время его конфликта с имп. Генрихом IV, возможно в связи с Вормсским Собором 1076 г. (см., напр.: Fliche. 1924. P. 314-324; Jasper. 1986; Stürner. 1988). Однако некоторые исследователи высказывали мнение, что подлинный текст декрета содержится в «императорской» версии, тогда как «папская» версия была фальсифицирована (Stroll. 2012. P. 95-107).

На Римском Соборе, проведенном вскоре после Пасхи 1060 г. (MGH. Const. T. 1. P. 549-551; см.: Gresser. 2006. S. 51-53), была вновь осуждена симония. При этом клирики, которые «были безвозмездно рукоположены симониаками», освобождались от наказания, однако это решение не должно было стать прецедентом при решении подобных вопросов в будущем (non tam censura iusticiae, quam intuitu misericordiae in acceptis ordinibus manere permittimus). Т. о., участники Собора признали действительность таинств, совершённых теми, кто были виновны в симонии, в соответствии с мнением Петра Дамиани. Однако заявление о том, что «справедливость» требует низложения клириков, рукоположенных епископами-симониаками, могло быть уступкой кард. Гумберту, который полемизировал с Петром Дамиани (см.: Miccoli. 1956). На Соборе был также подтвержден декрет о порядке избрания папы Римского; антипапа Бенедикт X принес покаяние и был низложен. По решению Собора понтифик, избранный вопреки нормам декрета, объявлялся антипапой (apostaticus); кардиналы должны были низложить его и провести новые выборы. Последний Собор, созванный Н., состоялся в Латеране после Пасхи 1061 г. Среди его участников было много франц. епископов; рассматривались частные вопросы, связанные со спорами между прелатами, с епископской юрисдикцией над мон-рями и т. д. (см.: Gresser. 2006. S. 53-56).

Стремление получить поддержку в конфликте с рим. знатью и с др. потенциальным противником - герм. двором - привело Н. к решению заключить союз с норманнами, захватившими большую часть Юж. Италии. За такую политику выступали, вероятно, Хильдебранд и особенно Дезидерий, аббат Монте-Кассино, к-рый поддерживал тесные отношения с норманнскими правителями (Cowdrey. 1983. P. 116-117; Idem. 1998. P. 47-48). В марте 1059 г. Н. возвел Дезидерия в достоинство кардинала и поручил ему надзор за всеми мон-рями Юж. Италии (Kehr. 1935. P. 141). После Римского Собора (апр. 1059) Н. послал Хильдебранда к Ришару, норманнскому князю Капуи, чтобы заключить с ним договор. Князь дал клятву верности папе Римскому, получил инвеституру на Капуанское княжество и послал на помощь Н. 300 всадников. Норманны дважды осаждали крепость Галерия, в к-рой укрывался антипапа Бенедикт X; тот сдался и вернулся в Рим, где ему позволили жить как частному лицу. Тогда же под контроль Н. перешли крепости Палестрина, Тускул и Номент (ныне Ментана), принадлежавшие его противникам (LP. T. 2. P. 335; ср.: MGH. Lib. T. 1. P. 593).

В июне 1059 г. Н. в сопровождении неск. кардиналов-епископов и Хильдебранда направился в Монте-Кассино, а оттуда вместе с аббатом Дезидерием - во владения норманнов. Вероятно, папа Римский остановился в Беневенто, где провел Собор при участии архиепископов Амальфи, Беневенто, Неаполя, Салерно и Сорренто (Kehr. 1935. P. 12; см.: Gresser. 2006. S. 49; по др. версии, Беневентский Собор состоялся в кон. авг. 1059 - см.: Ambrosioni. 2000). По прибытии в Мельфи, норманнскую столицу Апулии, Н. созвал Собор 23 авг. 1059 г., на котором присутствовало ок. 100 южноитал. епископов (см.: Kehr. 1935. P. 11-12; Gresser. 2006. S. 48-51; Hägermann. 2008. S. 154-160). Участники Собора осудили симонию и николаизм, подтвердили необходимость целибата для клириков. На Собор прибыли важнейшие норманнские правители, Ришар Капуанский и Робер (Роберт) Гвискар, с к-рыми Н. заключил договор. Робер Гвискар поклялся в верности Римской Церкви, пообещал охранять папские владения и распространять юрисдикцию папы Римского на подвластные ему территории, а также способствовать соблюдению порядка избрания понтифика в соответствии с декретом 1059 г. Такие же клятвы дал Ришар Капуанский. Робер Гвискар получил от Н. титул герцога Апулии, Калабрии и Сицилии «милостью Божией и св. Петра», хотя эти регионы еще не были полностью захвачены норманнами; Ришар был признан в качестве князя Капуи. За это норманнские правители должны были выплачивать понтифику ежегодный ценз (LC. Vol. 1. P. 421-422; ср.: Das Papsttum und die süditalienischen Normannenstaaten, 1053-1212 / Hrsg. J. Deér. Gött., 1969. S. 15-18). Т. о., Н. легитимировал власть норманнов над Юж. Италией, позволив Ришару и Роберу Гвискару закрепить верховенство над др. норманнскими предводителями. Приняв вассальную клятву норманнов, папа Римский впервые выступил как феодальный правитель (сюзерен), фактически посягнув на права императора (см., напр.: Loud G. A. The Age of Robert Guiscard: Southern Italy and the Norman Conquest. L.; N. Y., 2013r. P. 186-194). В юрисдикцию Папского престола были включены греч. диоцезы, ранее подчиненные патриарху К-польскому. Папа Римский немедленно приступил к осуществлению своих полномочий в этих диоцезах: по решению Мельфийского Собора за канонические нарушения были смещены епископы Монтепелозо и Трикарико; вероятно, тогда же еп-ство Ачеренца получило статус архиеп-ства (Kehr. 1962. P. 453, 456, 473-474, 477-478).

Н. содействовал преодолению кризиса в Миланском архиеп-стве, связанного с Патарией и с борьбой мирян против симонии и николаизма, широко распространенных среди высшего духовенства Ломбардии. В нач. 1059 г. Н. пригласил Миланского архиеп. Гвидо из Велате (1045-1068) и его суффраганов в Рим для участия в Римском Соборе. Тогда же понтифик направил в Милан в качестве легатов Петра Дамиани и Ансельма, еп. Луккского (папа Римский Александр II в 1061-1073) (Kehr. 1913. P. 7, 47). Убедившись в том, что народные волнения были вызваны повсеместным распространением симонии и николаизма среди клириков, легаты заставили архиепископа осудить канонические нарушения; миланское духовенство пообещало соблюдать церковные правила, а миряне - следить за поведением клириков и бороться со злоупотреблениями (см.: Lucioni A. L'età della pataria // Diocesi di Milano / Ed. A. Caprioli et al. Brescia, 1990. Pt. 1. P. 178-179). Архиеп. Гвидо и 7 его суффраганам, которых «григорианец» Бонизон называл «упрямыми быками», пришлось явиться на заседания Римского Собора. Участники Патарии выдвинули обвинения против архиепископа, но тому удалось оправдаться и получить прощение от Н. Т. о., под давлением Патарии ломбардские прелаты были вынуждены признать юрисдикцию папы Римского, хотя посредничество папских легатов не привело к прекращению конфликта.

С целью распространения григорианской реформы Н. попытался наладить отношения с франц. двором. Папские легаты были направлены на коронацию Филиппа I (23 мая 1059); в окт. 1059 г. Петр Дамиани от имени Н. призвал кор. Анну Ярославну поддержать церковные преобразования (Jaffé. RPR. N 4423; Petrus Damiani. Ep. 64 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 225-227). Вероятно, тогда же папа Римский обратился к Гервасию, архиеп. Реймсскому, с просьбой оказать влияние на кор. Филиппа I и его отца Генриха I, чтобы те соблюдали решения Римских Соборов (Jaffé. RPR. N 4443). В 1060 г. Н. направил во Францию легатов; кард. Стефан провел Соборы во Вьенне и в Туре, клюнийский аббат Гуго I - в Авиньоне и Тулузе. Решения, принятые франц. епископами на этих Соборах, в основном повторяли постановления Римского Собора 1059 г. (осуждение симонии и николаизма, запрет мирянам владеть церквами и присваивать церковное имущество и т. д.).

Понтификат Н. завершился резким обострением отношений с герм. двором, причины к-рого не до конца ясны. По свидетельству Петра Дамиани, регенты, правившие от имени Генриха IV, отказались принять папского легата кард. Стефана и разорвали отношения с Римским престолом (Petrus Damiani. Ep. 89 // Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 559-561). Согласно Бензону, еп. Альбы, и кард. Деусдедиту, герм. прелаты соборным решением отлучили Н. от Церкви и отвергли принятые в Риме постановления (Benzo von Alba. 1996. S. 596-598; MGH. Lib. T. 2. P. 309-310). Эти авторы связывали конфликт между Папским престолом и герм. двором с тем, что Н. упрекал Аннона II, архиеп. Кёльнского, за некие неблаговидные поступки (по словам Бензона, понтифик заявил, что Аннон был незаконнорожденным; узнав о своем отлучении герм. епископами, Н. якобы умер от огорчения). По мнению большинства исследователей, имп. двор пошел на разрыв отношений с Папским престолом, получив известие о договоре Н. с норманнами, который был воспринят в Германии как нарушение имп. прерогатив (Somerville. 1977; Hägermann. 2008. S. 213-217; см. также: Stroll. 2012. P. 112-116).

Непрочное положение сторонников григорианской реформы в Риме побудило Н., как и его предшественников, сохранить за собой управление прежней епископской кафедрой после избрания на Папский престол. Н. жил во Флоренции с нояб. 1059 по янв. 1060 г. и летом 1061 г.; он издавал привилегии флорентийским церквам и мон-рям, делал адм. распоряжения, освятил церкви св. Лаврентия и св. Фелицитаты (Jaffé. RPR. N 4392, 4414-4415, 4418, 4425, 4429, 4441; Le carte. 1938. P. 167-168, 172-176). Во Флоренции Н. скончался. Итал. источники считают днем его кончины 19 (Il necrologio del Cod. cassinese 47 / Ed. M. Inguanez. R., 1941; Hoffmann H. Der Kalender des Leo Marsicanus // DA. 1965. Bd. 21. S. 114) или 20 июля (см.: MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1417), германские - 27 июля (Die Chroniken. 2003. S. 190, 390). Вероятно, Н. был похоронен в кафедральном соборе Флоренции (ц. Санта-Репарата).

После кончины Н. и кард. Гумберта во главе рим. сторонников реформ встал Хильдебранд, к-рый организовал избрание на Папский престол еп. Ансельма Луккского (папа Александр II) в соответствии с декретом 1059 г. В то же время представители рим. аристократии обратились за поддержкой к герм. двору, и имп. прелаты, действовавшие от имени Генриха IV, избрали антипапу Гонория II.

Соч.: Jaffé. RPR. T. 1. N 4392-4468; PL. 143. Col. 1299-1362.
Ист.: Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi // MGH. SS. T. 9. P. 239-298; Wido episcopus Ferrariensis. De schismate Hildebrandi // MGH. Lib. T. 1. Р. 529-567; Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum // Ibid. P. 568-620; Deusdedit presbyteri cardinalis Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos // Ibid. T. 2. P. 292-365; LP. T. 2. P. 279-280, 334-336, 357-358; Annales Altahenses. Pars altera // MGH. SS. T. 20. P. 791-824; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera / Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae; Lipsiae, 1894. (MGH. Scr. Rer. Germ.; [38]); Annales Casinenses // MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1385-1429; Le carte della canonica della cattedrale di Firenze (723-1149) / Ed. R. Piattoli. R., 1938; Die Chronik von Montecassino / Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); Die Briefe des Petrus Damiani / Hrsg. K. Reindel. Münch., 1983-1993. 4 Bde. (MGH. Briefe; 4); Benzo von Alba. Sieben Bücher an Kaiser Heinrich IV. / Hrsg. H. Seyffert. Hannover, 1996. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 65); Die Chroniken Bertholds von Reichenau und Bernolds von Konstanz, 1054-1100 / Hrsg. I. S. Robinson. Hannover, 2003. (MGH. Scr. Rer. Germ. N. S.; 14); MGH. Conc. T. 8.
Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 4. Pt. 2. P. 1133-1216; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1913. Vol. 6. Pars 1; 1935. Vol. 8; 1962. Vol. 9; Schwartz G. Die Besetzung der Bistümer Reichsitaliens unter den sächsischen und salischen Kaisern. Lpz.; B., 1913; Fliche A. La Réforme grégorienne. Louvain; P., 1924. T. 1. P. 309-340; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 19252. Vol. 6. P. 226-260; Michel A. Papstwahl und Königsrecht oder das Papstwahl-Konkordat von 1059. Münch., 1936; Klewitz H.-W. Die Krönung des Papstes // ZSRG.K. 1941. Bd. 30. S. 96-130; Zema D. B. The Houses of Tuscany and of Pierleone in the Crisis of Rome in the XIth Cent. // Traditio. N. Y., 1944. Vol. 2. P. 155-175; Borino G. B. L'investitura laica dal decreto di Nicolo II al decreto di Gregorio VII // Studi Gregoriani. R., 1956. Vol. 5. P. 345-359; Miccoli G. Il problema delle ordinazioni simoniache e le sinodi lateranensi del 1060 e 1061 // Ibid. P. 31-81; Krause H.-G. Das Papstwahldekret von 1059 und seine Rolle im Investiturstreit. R., 1960; idem. Die Bedeutung der neuentdeckten handschriftlichen Überlieferung des Papstwahldekrets von 1059: Bemerkungen zu einem neuen Buch // ZSRG.K. 1990. Bd. 76. S. 89-134; Kempf F. Pier Damiani und das Papstwahldekret von 1059 // AHPont. 1964. Vol. 2. P. 73-89; Alberigo G. Le origini della dottrina sullo «ius divinum» del cardinalato (1053-1087) // Reformata reformanda: Festgabe für H. Jedin zum 17. Juni 1965 / Hrsg. E. Iserloh, K. Repgen. Münster, 1965. Tl. 1. S. 39-58; Feine H. E. Zum Papstwahldekret Nikolaus' II. «In nomine domini» von 1059 nach neueren Forschungen // Études d'histoire du droit canonique dédiées à G. Le Bras. P., 1965. Vol. 1. P. 541-551; Wollasch J. Die Wahl des Papstes Nikolaus II. // Adel und Kirche: G. Tellenbach zum 65. Geburtstag dargebracht von Freunden und Schülern / Hrsg. J. Fleckenstein, K. Schmid. Freiburg etc., 1968. P. 205-220; Goez W. Papa qui et episcopus: Zum Selbstverständnis des Reformpapsttums im 11. Jh. // AHPont. 1970. Vol. 8. P. 27-59; idem. Reformpapsttum, Adel und monastische Erneuerung in der Toscana // Investiturstreit und Reichsverfassung / Hrsg. J. Fleckenstein. Sigmaringen, 1973. S. 205-239; Hägermann D. Untersuchungen zum Papstwahldekret von 1059 // ZSRG.K. 1970. Bd. 56. S. 157-193; idem. Zur Vorgeschichte des Pontifikats Nikolaus' II. // ZKG. 1970. Bd. 81. S. 352-361; idem. Das Papsttum am Vorabend des Investiturstreits: Stephan IX. (1057-1058), Benedikt X. (1058) und Nikolaus II. (1058-1061). Stuttg., 2008; Woody K. M. «Sagena piscatoris»: Peter Damiani and the Papal Election Decree of 1059 // Viator. Berkeley, 1970. Vol. 1. P. 33-54; Violante C. Il vescovo Gerardo - papa Niccolò II e le comunità canonicali nella diocesi di Firenze // Boll. storico pisano. 1971/1972. Vol. 40/41. P. 17-22; idem. Pievi e parrocchie dalla fine del X all'inizio del XIII sec. // Le istituzioni ecclesiastiche della «Societas Christiana» dei sec. XI-XII: Diocesi, pievi e parrocchie. Mil., 1977. P. 643-799; Stürner W. Der Königsparagraph im Papstwahldekret von 1059 // Studi Gregoriani. R., 1972. Vol. 9. P. 37-52; idem. Das Papstwahldekret von 1059 und seine Verfälschung // Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Bd. 2. S. 157-190; Somerville R. Cardinal Stephan of St. Grisogono: Some Remarks on Legates and Legatine Councils in the XIth Cent. // Law, Church and Society: Essays in Honor of S. Kuttner / Ed. K. Pennington, R. Somerville. Phil., 1977. P. 157-166; Ullmann W. Zum Papstwahldekret von 1059 // ZSRG.K. 1982. Bd. 68. S. 32-51; Cowdrey H. E. J. The Age of Abbot Desiderius: Montecassino, the Papacy, and the Normans in the 11th and Early 12th Cent. Oxf., 1983; idem. Pope Gregory VII, 1073-1085. Oxf., 1998; Hergemöller B.-U. Die Namen der Reformpäpste (1046-1145) // AHPont. 1986. Vol. 24. P. 7-47; Jasper D. Das Papstwahldekret von 1059: Überlieferung und Textgestalt. Sigmaringen, 1986; Schieffer R. Nikolaus II. // LexMA. Bd. 6. Sp. 1170; Blumenthal U.-R. History and Tradition in XIth-Cent. Rome // CathHR. 1993. Vol. 79. P. 185-196; eadem. Rome, 1059: Liturgy and Literature // Roma, magistra mundi: Itineraria culturae medievalis: Mélanges offerts au Père L. E. Boyle à l'occasion de son 75e anniversaire / Éd. J. Hamesse. Louvain-la-Neuve, 1998. Vol. 1. P. 41-54; eadem. The Coronation of Pope Nicholas II // Life, Law and Letters: Hist. Stud. in Honour of A. García y García / Ed. P. Linehan. R., 1998. P. 121-132; Schmidt T. Nicolas II // Dictionnaire hist. de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1163-1164; Ziezulewicz W. The Roman Law Background to a Synodal Decree Banning Lay Donation of Ecclesiastical Properties (Roman Synod 1059) // ZSRG.K. 1996. Bd. 82. S. 35-51; Ambrosioni A. Niccolò II // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 172-178; Gresser G. Die Synoden und Konzilien in der Zeit des Reformpapsttums in Deutschland und Italien von Leo IX. bis Calixt II., 1049-1123. Paderborn etc., 2006; Stroll M. Popes and Antipopes: The Politics of 11th Cent. Church Reform. Leiden; Boston, 2012. P. 69-117; Ambrosioni A., Lucioni A. Niccolò II, papa // DBI. Vol. 78. P. 347-351.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)