[Франц. Nicolas de Verdun] (ок. 1130, Верден - ок. 1205, окрестности Турне), лотарингский золотых дел мастер, работал в Рейнско-Маасском регионе в 80-х гг. XII - нач. XIII в., представитель переходного (от романского к готическому) стиля в декоративно-прикладном искусстве (т. н. искусство ок. 1200 г.), в частности его регионального варианта, к-рый получил название «стиль корытообразных складок» (Muldenfaltenstil; своеобразный зап. дериват «стиля мокрых одежд»). Н. В. приписывают авторство 3 работ: Клостернойбургского алтаря в технике выемчатой эмали (1181, Вена, капелла св. Леопольда в мон-ре Клостернойбург), реликвария Трех волхвов (1181-1205, Кёльн, собор) и реликвария Божией Матери (1205, Турне, сокровищница собора). В них техника чеканки по меди, серебру и золоту сочетается с золочением, техникой выемчатой эмали, использованием античных гемм и камей. Стиль Н. В. сформировался как продолжение развивавшегося более 150 лет «искусства долины Мааса», представленного прежде всего работами золотых дел мастеров, в первую очередь декором реликвариев и антепендиев, резьбой по слоновой кости. Памятникам этой группы, начиная с самых ранних (ок. 1000), свойственны классические реминисценции в стиле и сложность богословской программы. Ф. Вердье (Verdier. 1973) связывает эти черты с каролингской богословской и художественной культурой, в частности с производством чеканных и резных окладов богослужебных книг в эпоху Оттоновского ренессанса, в котором каролингское наследие сочеталось с прямыми влияниями Византии. Эти факторы наряду с возможностями экономики империи, процессом смещения главных торговых путей Сев. Европы к Рейнско-Маасскому региону, появлением городов-коммун и тем фактом, что ювелирное дело данного региона почти не испытало варварских влияний, спровоцировали взлет ювелирного искусства в кон. XI-XII в. в данном регионе. Авторитет мастеров маасской школы подтверждается распространением ок. 1100 г. нового типа декорации алтаря - ретаблей, впервые изготовленных в маасских мастерских, а также приглашением 7 лотарингских мастеров в Сен-Дени в годы перестройки монастырской церкви аббатом Сугерием (Gaborit-Chopin. 1987. P. 284. Not. 12). После канонизации имп. Карла Великого (в 1165) последовал ряд заказов на реликварии, паникадила и др. элементы убранства капеллы, к-рые выполнили мастера Маасского региона, сохранявшего верность императору.
На фоне подъема ювелирного искусства развиваются новые и старые техники, такие как opus duplex, выемчатая эмаль, чеканка по меди с последующим золочением, чернение, использование кабошонов драгоценных камней и античных гемм.
Среди предшественников Н. В. можно назвать Ренье де Юи (автор купели ц. св. Варфоломея в Льеже, 1118 или 1145) и Годфруа де Юи (автор реликвария св. Серватия из сокровищницы базилики св. Серватия в Маастрихте, 1160-1170).
Визант. влияние в творчестве Н. В. связывают с 2 путешествиями мастера на Восток (перед началом работы над Клостернойбургским алтарем и в ходе нее) и с возможным пребыванием при Эстергомском дворе кор. Белы III (1173-1196), приемного сына имп. Мануила I Комнина (1143-1180), где было распространено копирование визант. эмалей и миниатюр. О последних годах жизни мастера и о его более поздних работах ничего не известно. В 1217 г. витражист (voirier) Колар из Вердена получил звание гражданина Кёльна. Предположительно это был сын Н. В.
Стиль Н. В. представляет собой закономерный этап в развитии маасской традиции. Вердье констатирует типологическую связь ранних маасских ставротек с памятниками ранневизант. периода (Verdier. 1973. P. 100-104). На индивидуальную манеру Н. В. в равной мере оказали влияние искусство античности и Византии вслед. изначальной ориентированности на них культуры региона, с одной стороны, и как результат 1-го и 2-го крестовых походов - с другой. Формирование в Зап. Европе к посл. четв. XII в. «стиля корытообразных складок» произошло под влиянием вост. книжной миниатюры, памятников малых форм и произведений монументального искусства Рима и Юж. Италии. В частности, Э. Китцингер (Kitzinger. 1966. P. 39) сравнивает стиль эмалей Н. В. с мозаиками норманнской Сицилии 60-70-х гг. XII в.; К. Вайцман (Weitzmann. 1975. P. 65) сопоставляет его с синайскими иконами и визант. книжной миниатюрой, подчеркивая при этом невизант. динамичность и экспрессивность трактовки форм в эмалях мастера. Вердье видит в стиле эмалей Н. В. максимально проявившееся в западноевропейской художественной традиции влияние визант. искусства. Он называет стиль Н. В. непосредственным предшественником стиля таких ключевых произведений, как миниатюры из Псалтири кор. Ингеборги и рисунки из альбома Виллара де Оннекура.
В рельефах реликвария Трех волхвов и реликвария Божией Матери «стиль корытообразных складок», сложившийся в книжной миниатюре Маасского региона, впервые, как полагает П. Клауссен (Сlaussen. 1985), был воплощен в 3-мерном изображении, что обусловило последующее его влияние на монументальную скульптуру. Ф. Дойхлер (Deuchler. 1970. P. 229) сравнивает искусство Н. В. с творчеством его современника, североитал. скульптора Бенедетто Антелами; он характеризует 1-го как носителя более ярко выраженной антикизирующей манеры. Это проявляется и в трактовке физиогномических типов, и в большей пластичности фигур и свободе их поз, и в трактовке складок одежд. Антикизация манеры маасских мастеров, основанная на копировании циркулировавших в Зап. Европе этого периода произведений малых форм (статуэтки, геммы, монеты, медали), превосходит, по мнению Дойхлера, степень влияния искусства античности на современных им итал. мастеров.
По мнению Дж. Уильямсона и Вердье, стиль работ Н. В. (прежде всего объемных фигур 2 реликвариев) оказал влияние на монументальную скульптуру франц. готики (в частности, на скульптуру порталов юж. трансепта собора в Шартре, ок. 1230 (Williamson. 1995. P. 47-48)) и на работы 1-го поколения рейнских мастеров (20-30-е гг. XIII в.).
Присутствие аллегорических персонажей и типологический принцип построения программы были характерны для предшествующей традиции украшения реликвариев в Маасском регионе. Вердье указывает, что аллегорические фигуры добродетелей были уже введены в иконографическую программу реликвария Св. Креста из ц. Св. Креста в Льеже (сер. XII в., Льеж, Музей религ. искусства Маасского региона). Типологический принцип, основанный на очевидном согласовании ВЗ и НЗ, к сер. XII в. использован уже не только в богословских трудах. Он широко представлен в художественной традиции заальпийской Европы: в витражах хора собора Сен-Дени, в многочисленных памятниках книжной миниатюры. Этот принцип встречается также в предшествующей художественной традиции Маасского региона (напр., в эмалевом декоре переносного алтаря из Ставло, ок. 1160, Брюссель, Королевский музей истории и искусства), где присутствуют ветхозаветные прообразы Крестной жертвы. Ф. Жорж связывает появление типологических программ с влиянием текстов средневекового автора Руперта Дейцкого (George. 2002. P. 177). В работах Н. В. этот принцип развивается, усложняется и монументализируется (Van den Bossche. 2005). В основе иконографических программ его произведений лежит более сложный вариант применения принципа согласования ВЗ и НЗ, когда охватывается вся Свящ. история. Кроме того, Э. Цвирляйн-Диль (Zwierlein-Diehl. 1997) констатирует использование приема «христианской интерпретации» античных мотивов в греч. и рим. геммах, украшающих реликварий Трех волхвов.
Декор алтарной преграды с кафедрой (леттнера) выполнен в 1181 г. для нем. августинского мон-ря Клостернойбург на северо-востоке Свящ. Римской империи, недалеко от Вены. Преграда, освященная Вернером, 6-м аббатом мон-ря, в 1181 г. (об этом сообщает посвятительная надпись), была облицована медными листами, покрытыми выемчатой сине-золотой эмалью. В 1320 г. леттнер был поврежден во время пожара и в 1331 г. превращен в 3-частный ретабль. Сохранилось 45 медных пластин (10 утраченных были заменены в сер. XIV в.) с композициями в технике выемчатой эмали в архитектурных ячейках, завершающихся 3-лопастными арками. Х. Бушхаузен сравнивает первоначальные формы памятника с каменными алтарными преградами соборов в Обуде (ныне в черте Будапешта, Венгрия) и Сент-Омере (Buschhausen. 1975. P. 120), подчеркивая влияние на его композицию монументального искусства. Программа Клостернойбургского алтаря, по мнению исследователя, может быть объяснена с помощью более ранних по времени аналогов типологических программ алтарных преград (Ibid. P. 121) и литургических текстов эпохи, связанных между собой общей для периода темой согласования ВЗ и НЗ. Композиция Клостернойбургского алтаря включает 3 ряда эмалей, на к-рых представлены события Свящ. истории в соответствии с периодизацией, предложенной Августином в трактате «О граде Божием» (Idem. 1974. P. 11): «до Закона» (от Сотворения мира до получения Моисеем скрижалей), «под Законом» (от получения скрижалей до Воплощения) и «под благодатью» (от Воплощения до Второго пришествия). Центральный ряд представляет собой новозаветный цикл от Благовещения до Страшного Суда, верхний и нижний ряды состоят из параллелей новозаветным сценам. Второй способ прочтения программы - вертикальные столбцы, организованные по принципу согласования ВЗ и НЗ (напр., «Положение во гроб» - «Братья бросают Иосифа в колодец» - «Иона, заглатываемый китом»; «Воскресение» - «Пророчество Иакова об Иуде» - «Самсон с воротами Газы» и т. п.). Бушхаузен связывает возникновение таких параллелей с текстами проповедей на соответствующие праздники и песнопений Пасхального цикла Сен-Викторской школы, в первую очередь с пасхальной секвенцией Адама Сен-Викторского (Ibid. P. 12, 18; исследователь указывает, что монахи Клостернойбургского мон-ря заказали для себя копию Сен-Викторского градуала), откуда взяты следующие прообразы Крестной смерти и Воскресения: Иосиф, брошенный в колодец; Лев от колена Иудина; Иона, выходящий из чрева кита; Самсон с воротами Газы; виноградная гроздь из земли обетованной и т. д. Каждая сцена снабжена поясняющей надписью в соответствии с назидательным характером программы.
предназначен для хранения мощей волхвов, вывезенных герм. имп. Фридрихом I Барбароссой в 1162 г. из базилики Сант-Эусторджо в Милане и переданных в дар канцлеру Райнальду фон Дасселю, к-рый в 1164 г. перевез их в Кёльн. Преемник фон Дасселя, Филипп фон Хайнсберг, архиеп. Кёльнский (1167-1191), видя, что реликвии привлекают в город многочисленных паломников, начинает сбор золота и драгоценных камней для изготовления реликвария. Он поручает работу Н. В. и его мастерской. Реликварий Трех волхвов, изготовленный между 1181 и 1205 гг., представляет собой крупнейший образец такого типа (153×110×220 см). Он должен был располагаться в главном нефе собора, на специально устроенном в честь переноса реликвий алтаре (ныне находится в заалтарной части). Реликварий состоит из 2 ярусов, объединенных в некое подобие 3-нефной базилики, где в каждом из нефов покоятся мощи одного из волхвов, а в верхней части базилики (в клеристории) - мощи св. мучеников Феликса и Набора, перенесенные из Милана, и реликвии св. Григория из Сполето (с Х в. они принадлежали Кёльнскому собору). Реликварий украшен рельефными фигурами из позолоченных меди и серебра, а также золотыми чеканными и эмалевыми орнаментами и античными геммами и камеями. На главной торцовой стороне помещена сцена «Поклонение волхвов», в к-рой присутствует изображение имп. Оттона IV (сопровождается надписью: «Otto rex»), держащего в руках небольшой ковчежец. Появление фигуры императора в сцене связано с его приездом в Кёльн после коронации в Ахене (1198) и с пожертвованием драгоценностей и золота для венцов волхвов. Вторая композиция торцовой стороны - «Крещение». Над ними расположена откидная трапециевидная крышка; такое устройство позволяет пастве в дни праздников созерцать реликвии волхвов. Во фронтонной части главного торца помещена композиция «Страшный Суд». Т. о., главная сторона реликвария, обращенная к зрителю, представляет 3 сцены теофании: детство, служение и Второе пришествие Христа. Именно в такой последовательности эти события упоминаются в тексте мессы праздника Епифании и в службе коронования. Откидная крышка была украшена 3 античными предметами: камеей Птолемея с изображениями Птолемея II и его супруги Арсинои II (украдена в 1574), инталией с изображениями Венеры и Марса (слева) и камеей с изображениями Нерона и Агриппины (справа), а также рядом др. гемм и камей. В соответствии с понятием «interpretatio сhristiana», введенным в научный оборот Э. Панофским (Панофский. 1998. С. 73), Цвирляйн-Диль связывает все 3 изображения с 3 расами, к которым принадлежали волхвы (Zwierlein-Diehl. 1997. P. 69). Автор подкрепляет свое мнение рядом примеров «христианизации» и даже почитания античных гемм и камей в Свящ. Римской империи (напр., гемма с профилем Медузы, украшавшая трон еп. Бернварда Хильдесхаймского, почиталась как изображение Девы Марии). Продольные стороны реликвария украшены рельефными изображениями царей Давида и Соломона, к-рые фланкированы фигурами пророков. В пазухах арок были представлены аллегории добродетелей, ныне перемещенные на 2-й ярус. На 2-м ярусе базилики в аркадах помещены изображения юноши-серафима со стороны царя Соломона (сопровождается надписью: «Seraphim ardens karitate») и херувима со стороны царя Давида и апостолов с моделями основанных ими церквей. Евангельские сцены, располагавшиеся в медальонах на скатах кровель боковых нефов базилики, утрачены. Однако о том, как они выглядели, можно судить по реликварию Божией Матери. На кровле базилики в 3-лопастных арках были представлены апокалиптические сцены (не сохр.). Торец тыльной стороны реликвария украшен сценами «Бичевание» и «Распятие» с изображением прор. Исаии между ними, выше находилась персонификация Терпения с ангелами. Т. о., мастер развивает в наглядной форме, ориентированной прежде всего на восприятие отдельной объемной фигуры, идею согласования ВЗ и НЗ, к-рая позднее будет воплощена в монументальной скульптуре (напр., в композиции «Апостолы на плечах пророков» в Княжеском портале собора в Бамберге, 2-я четв. XIII в.) в сочетании с введенными в программу аллегорическими персонажами, что характерно для предшествующей рейнско-маасской традиции. Особенностями программы реликвария Трех волхвов являются отсутствие ее непосредственной связи с реликвией и ее «имперский» характер, выраженный в идее коронования.
- последняя известная работа Н. В. (сакристия собора в Турне, Франция, 1205), к-рая дает представление о высшей точке развития его стиля; выполнена по заказу Стефана, еп. Орлеанского. Реликварий из Турне, как и кёльнский реликварий, изготовлен из позолоченной и посеребренной меди с включением гемм и эмалей, но отличается более скромными размерами (162×90×70 см). Программа декора, как и в кёльнском памятнике, слабо соотносится с хранящимися в нем реликвиями св. Элигия и Аманда. Название реликвария связано с посвящением Богоматери собора в Турне. Его композиция и иконографическая программа декора значительно проще, чем в предшествующих работах. Реликварий представляет собой предмет прямоугольной формы, с 2-скатной крышкой, украшенный сценами Новозаветного цикла. На длинных сторонах изображен цикл «Детство Христа», в 3-лопастных арках с одной стороны - «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество», и «Бегство в Египет»; «Принесение во храм», «Крещение» - с другой. На скатах крышки помещены в медальонах сцены Страстного цикла и цикла Воскресения: «Бичевание», «Распятие», «Сошествие во ад», «Воскресение», «Явление Марии Магдалине», «Уверение Фомы». Торцовые стороны украшены изображениями Христа во Славе с ангелами, держащими орудия Страстей, и сценой «Поклонение волхвов». Фигуры трактованы более рельефно, драпировки еще более пластичны по отношению к фигуре, чем в кёльнском реликварии.
Творчество Н. В. явилось высшей точкой в развитии стиля и иконографии церковного искусства малых форм в Рейнско-Маасском регионе в переходный романо-готический период. Оно оказало влияние на др. виды искусства за пределами региона, в т. ч. в последующие эпохи (Buschhausen. 1975. P. 119).