[Нем. Niklaus von Flüe, Nikolaus von Fluehe; лат. Nicolaus de Rupe] (1417/21-21.03.1487, Ранфт, коммуна Заксельн), св. (пам. зап. 25 сент.) отшельник Флюэский (Унтервальдский), аскет и мистик. Покровитель Швейцарии. В народной традиции известен как брат Клаус.
Известны 3 латинских и одно немецкое Жития Н. из Ф. Еще при жизни святого (ок. 1479-1481) А. фон Бонштеттен составил трактат «История брата Николая с кручи» (Historia fratris Nicolai de Rupe). Наиболее ранние сведения о периоде жизни Н. из Ф., когда он стал известен как брат Клаус, содержатся в анонимном «Трактате паломника» (Pilgertraktat) 1487 г., созданном в Аугсбурге. Также биография святого написана Г. фон Гундельфингеном между 1488 и 1501 гг. Труд не издан и существует в рукописи (Gundelfingen H. Historia Nicolai Underwaldensis heremite // Bonon. Archigin. A 152). В этой работе Н. из Ф. представлен как историческая личность, лишенная склонностей к мистике. Историческое сочинение Г. Л. Берната «История брата Николая с горы» (Historia Fratris Nicolai de Saxo...) о жизни и деяниях святого также сохранилось в рукописи Paris. lat. 5618 (XVI-XVII вв.). На рубеже XVI и XVII вв. Бернат перечислил ок. 20 своих предшественников, работавших над биографией Н. из Ф.
Н. из Ф. род. в немецкоязычном полукантоне Обвальден в крестьянской семье. Отец - Генрих из Флюэ, урожденный Лёвенбруггер или Леопольтини, происходил из Италии. Мать - Хемма Руоберт из Обервиля. Считается, что первые божественные видения были ему посланы еще в утробе матери. В младенчестве Н. из Ф. отказывался от еды по субботам. В детстве проповедовал сверстникам. С 16 лет постоянно имел Божественные видения. С 22 лет работал горняком, служил в армии (см.: Krieg. 1967).
С 1440 по 1444 г. Н. из Ф. участвовал в Старой Цюрихской войне (1436-1450) в звании офицера. После возвращения женился на Доротее Вис из Альтцеллена и имел 10 детей. Был достаточно зажиточным крестьянином, являлся членом совета своего кантона, а также судьей в общине.
В окт. 1467 г., когда младшему сыну Н. из Ф. не было и года, а старшему, Гансу, уже исполнилось 20, так что он мог прокормить семью, с согласия супруги Н. из Ф. покинул дом, чтобы стать отшельником. На тот момент Н. из Ф. было 50 лет, его супруге - 33 года. Он отправился в обл. В. Рейн. По легенде, когда Н. из Ф. пересекал местность в р-не совр. г. Листаль, в Божественном видении ему было открыто, где искать место для уединения. После этого он поселился как отшельник в ущелье Ранфт (в окрестностях совр. селения Флюэли-Ранфт (Заксельн, Швейцария), недалеко от дома.
Особо подчеркивая аскетизм Н. из Ф., фон Гундельфинген сравнивал его жизнь с житием анахоретов IV в. (Bonon. Archigin. A 152. Fol. 47). Святой пребывал в непрестанной молитве и глубоких размышлениях о страданиях Христа. Возможно, подвижник был неграмотен, т. к., по словам его современника, брата Ульриха-отшельника из Кернса: «Брат Клаус - полный профан, не умеющий читать» (Rochholz E. L. Die Schweizerlegende vom Bruder Klaus von Flüe. Aarau, 1875. S. 143). Н. из Ф. же говорил, что имеет «книгу» - нарисованное колесо (рисунок опубл. в 1487) для использования в созерцательных практиках. Н. из Ф. объяснял, что в колесе он видел сущность Бога, Который был в центре, «подобно сим трем лучам исходят из единого Божества три Лица, объемлющие и небо, и мир». По преданию, Н. из Ф. каждый день произносил молитву: «Боже, возьми от меня все, что меня не пускает к Тебе. Боже, дай мне то, что меня ведет к Тебе…» (Begemann V. Hospizarbeit als prägende Erfahrung für das eigene Sterben // Übergänge - Annäherungen an das eigene Sterben. Gött., 2011. P. 72). Основными принципами духовной жизни Н. из Ф. считал послушание, нестяжательство и благодарность Господу.
Будучи мистиком и аскетом, Н. из Ф. проявлял интерес и к мирским делам, при этом в отношении к политике он руководствовался сакральными категориями, призывая к миру и отказу от насилия (Stirnimann. 2001. S. 37). Святой получил широкую известность не только как духовный наставник соотечественников, но и как советник правителей гос-в Европы XV в. Н. из Ф. оказал большое влияние на подписание соглашения 1481 г. в Стансе, урегулировавшего конфликт между кантонами городов и сельскими кантонами. Города Люцерн, Цюрих, Берн были на одной стороне, а Ури, Унтервальден, Гларус - на другой. Это грозило распадом швейцарского государства (союза вольных городов). Станский священник отправился за советом к Н. из Ф., а когда вернулся, призвал правителей кантонов еще раз собраться вместе для урегулирования конфликта. Тогда к Швейцарии были присоединены Фрибур (Фрайбург) и Золотурн. Со времен Станского соглашения союзники окончательно расторгли связь со Свящ. Римской империей и считали себя самостоятельной державой.
Чрезвычайный посол Милана в письме герцогу своего гос-ва Лодовико Мария Сфорце рассказал о посещении отшельника, с к-рым он обсуждал политические вопросы.
В 1469 г., при освящении верхней капеллы в ущелье Ранфт, к-рая была пристроена к хижине с кельей отшельника, вик. и еп. Констанца Томас Вальднер сказал, что брат Клаус должен быть похоронен в церкви, хотя формально для человека, не имевшего сана, это всегда было совершенно невозможным.
Последние 19 лет жизни Н. из Ф. ничего не вкушал, кроме св. причастия, и пил только воду. Н. из Ф. нашли мертвым на полу кельи. Он был погребен в старой церкви в Заксельне. 28 авг. 1679 г. гроб Н. из Ф. перенесли в новую приходскую церковь для паломников в Унтервальдене, где до наст. времени в нише алтаря хранятся его мощи.
Роберт Дуррер, редактор последнего издания Жития Н. из Ф., называет брата Клауса предшественником современного пацифизма (Bruder Klaus. 1917. Bd. 1. S. 117). Вся его политическая деятельность - это пропаганда мира. Н. из Ф. говорил, что любая война - это война против Бога и христ. любви. Он считал, что «...человек в счастье должен быть благодарным Богу, чтобы в той жизни обрести Его». Он выступал против стяжательства и коррупции в обществе: «Кто богат и имеет власть, тот может благодарить Бога, когда использует богатство и власть, чтобы приумножать справедливость перед Богом и людьми» (см.: Ibid. 1921. Bd. 2. S. 839).
Вопрос о причислении Н. из Ф. к лику святых вызывал неоднозначные суждения. К. Барт в статье «Святой» высказался против канонизации. Он писал о Н. из Ф. как о подвижнике, наполненном Христовой верой, к-рый произвел на современников огромное впечатление, когда вмешался в политический конфликт. В последующие столетия очень почитался швейцар. протестантами. Католики же особо отмечали его воздержанность и приписывали ему пророчество о грядущем расколе веры (Barth K. Ein Heiliger // Leben und Glauben: Evangelisches Wochenblatt. Laupen, 1944. Bd. 19. H. 45. S. 8-9).
Могила Н. из Ф. стала одним из самых популярных мест паломничества Швейцарии. В 1649 г. папа Римский Иннокентий X издал разрешение для литургического почитания отшельника, т. е. беатифицировал его. Его преемник папа Климент IX 8 марта 1669 г. подтвердил это разрешение, но только для церкви Заксельна. Папа Климент X 26 сент. 1671 г. распространил действие литургического почитания на г. Констанц и его окрестности (церковная провинция Майнц). Лишь 15 мая 1947 г. Н. из Ф. предложили колонизировать. 25 сент. было утверждено папой Пием XII как день поминовения святого.
Самым известным является т. н. Вальденбургское чудо: 13 мая 1940 г. была угроза нападения немецких захватчиков на Швейцарию. Неожиданно между 21.00 и 21.30 в небе над Вальденбургом появилась огромная сияющая рука. Люди узрели в этом помощь их святого покровителя брата Клауса, сохранившего Швейцарию от бомбежки с нем. самолетов. Многочисленные католические церкви в Швейцарии построены в честь Н. из Ф., это храмы в Беретсвиле (близ Цюриха), Базеле, Диссенхофене и Эшликоне в кантоне Тургау, а также капеллы в Эцгене (Аргау), Фрауэнфельде и Вайссенштайне (пригород Золотурна). Н. из Ф. изображается как сухопарый бородатый человек с тростью и четками из 50 бусинок.