НИКОН
Том L, С. 728-732
опубликовано: 28 декабря 2022г.

НИКОН

Содержание
Преподобноисп. Никон (Беляев), иером. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.Преподобноисп. Никон (Беляев), иером. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.

(Беляев Николай Митрофанович; 26.09.1888, Москва - 8.07.1931, дер. Козлово Пинежского р-на Северного края (ныне Валдокурье Пинежского р-на Архангельской обл.), преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из купеческой семьи. Гимназистом получил совет от свящ. Симеона Ляпидевского, настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, по праздникам непременно ходить в церковь: «Это наш долг пред Богом». Стал посещать храм и в будние дни, вместе с братом Иваном начал петь и читать на клиросе, прислуживать в алтаре. В 1905 г. за участие в демонстрации весь класс, в котором учились Николай Беляев и его брат Сергей, был исключен из гимназии. Это подтолкнуло Николая к осмыслению жизненного пути. Вместе с др. братом Иваном он более тяготел к духовной жизни. Чтобы молиться более сосредоточенно, не отвлекаясь на чтение и пение, они стали посещать храм Василия Блаженного, Казанский собор, Благовещенский собор, ц. вмц. Варвары на Варварке, Чудов мон-рь в Кремле.

Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г.Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г.

В 1906 г. Николай Беляев поступил на физико-математический факультет Московского ун-та. Через полгода Николай практически перестал посещать учебные занятия, посвящая вместе с братом Иваном все время посещению богослужений в московских храмах. После одной исповеди в Чудовом мон-ре они практически отказались от мирской жизни, как отметил впосл. Николай в дневнике, «в Чудовом мон-ре совершилось чудо милосердия Божия над нами…». Братья вытянули по жребию название мон-ря, куда намеревались поступить, это была Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь. Получили благословение от Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова; впосл. митрополит), наместника московского Богоявленского мон-ря. 24 февр. 1907 г. прибыли в Оптину пуст. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) благословил братьев немного пожить в мон-ре, но Николаю, как бывшему участнику революционного движения, в приеме послушником отказал. Братья работали трудниками при скотном дворе. Николай стал близок к прп. Варсонофию (Плиханкову), к-рый говорил юноше, что их «сердца настроены на один лад…» (Житие. 1996. С. 53). Пробыв в обители Великий пост, братья вернулись в Москву, где прожили 8 месяцев.

5 дек. 1907 г. они вновь прибыли в Оптину пуст. 7 дек. получили благословение на переезд в мон-рь от прп. Варсонофия. 9 дек. выехали в Москву для окончательного устроения мирских дел. 23 дек. вернулись в мон-рь, на следующий день поселились в «Золотухинском» корпусе, в юго-вост. части Иоанно-Предтеченского скита. Николай Беляев был назначен на общие послушания (заготовка дров, работа в саду). 29 янв. 1908 г. Николая и Ивана приняли в число послушников.

По благословению прп. Варсонофия Николай Беляев вел дневник (1907-1910), впосл. опубликованный. Последняя часть дневника пропала при аресте одного из оптинских иноков. В кон. 50-х гг. XX в. Иваном Беляевым были написаны воспоминания о детских и юношеских годах брата Николая, комментарии к дневнику. Помимо описания жизни скита в дневнике есть записи бесед с прп. Варсонофием и его наставлений. Уникальность этого документа определяется и тем, что он помогает понять, сколь велико значение духовного старческого руководства в деле спасения человека.

Преподобноисп. Никон Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита. 2010 г. Худож. А. А. ПатраковПреподобноисп. Никон Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита. 2010 г. Худож. А. А. Патраков

В янв.-февр. 1908 г. Николай Беляев принял участие в работе над изданием писем прп. Амвросия (Гренкова), переписывая их и составляя краткое содержание. В связи с переносом б-ки скита в новое помещение на верхнем этаже храма св. Льва Катанского он был назначен помощником библиотекаря. Кроме того, он нес клиросное и др. послушания, помогал письмоводителю начальника скита. В апр. 1908 г. под рук. иером. Кукши (Степченкова) нек-рое время работал над составлением чина церковных служб, отличающихся от каждодневных, в т. ч. «Выноса креста», «Службы Страстной седмицы» и др., чтобы издать их отдельными книгами. 14 окт. 1908 г. назначен письмоводителем начальника скита, освобожден от всех послушаний, кроме клиросного. Получил опыт ведения как деловой, так и духовной переписки. В нояб. 1908 г. совместно с мон. Иоанном (Полевым) составлял описание скита Оптиной пуст.

3 нояб. 1909 г. по состоянию здоровья получил освобождение от воинской службы. 16 апр. 1910 г. в храме прп. Марии Египетской пострижен в мантию. Прп. Варсонофий наставлял своего ученика и сотаинника в правилах духовной жизни и молитве, отмечая, что «монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле. Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни» (Дневник. 2004. С. 224). Это духовное руководство обеспечивало духовное преемство в Оптиной пуст.

Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.)Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.)

В 1912 г. указом Синода прп. Варсонофий был назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря и 2 апр. покинул скит вместе с келейником Григорием Ермаковым (впосл. иеромонах Геронтий) и Иваном Беляевым. В нояб. 1912 г., в день 100-летнего юбилея прп. Амвросия, Николай Беляев написал слово для скитоначальника иером. Феодосия (Поморцева), исполнявшего должность настоятеля мон-ря. 15 мая 1913 г. переведен на должность письмоводителя. Тяжело заболел ревмокардитом. К 40-му дню со дня кончины прп. Варсонофия († 1913) при участии Николая Беляева была издана кн. «Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки». Также он написал слово для иеромон. Феодосия (Поморцева), которое тот произнес перед многочисленными богомольцами на 40-й день по кончине прп. Варсонофия. При активном участии Николая Беляева над могилой иеросхим. прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) и Варсонофия была воздвигнута часовня.

Воспитанный старцем, своей жизнью являл «высокий пример безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности со всеми исключительной, твердости и мужества, не колеблющегося ни перед лестию, ни перед угрозами, добросовестности в исполнении своих обязанностей образцовой. Не по годам серьезный, вдумчивый и в то же время всегда радостный» (Житие. 1996. С. 241). 24 мая 1915 г. принял постриг с именем в честь мч. Никона. 10 апр. 1916 г. рукоположен во диакона, 3 нояб. 1917 г.- во иерея.

После революции монахи пытались как можно дольше сохранить монастырскую жизнь в Оптиной пуст. В 1919 г. мон-рь был преобразован в животноводческое племенное хозяйство. В мае того же года Н. был временно назначен хранителем имущества музея. 30 сент. арестован, вероятно в качестве заложника, и заключен в тюрьму в Козельске. Освобожден 17 нояб. Вторично арестован 13 марта 1920 г. Калужским ГубЧК по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму в Калуге, освобожден 17 марта того же года.

Осенью 1922 г. в письме матери сообщал: «...тружусь несколько в письмоводительстве, много занят бываю различными делами по обители, или, вернее, делами, касающимися вообще нашего общего жития, пою на клиросе и, наконец, служу, предстою престолу Божию во святом алтаре» (Прп. Никон исповедник. 2014. С. 44). В марте 1923 г. комиссия Козельского уездного исполкома приступила к ликвидации мон-ря. Монахам предлагалось немедленно покинуть обитель, «иначе будут приняты самые решительные меры через административные органы в боевом порядке». К 15 апр. 1923 г. братия была выселена, все храмы, до этого находившиеся в ведении Об-ва верующих, перешли в ведение музея, к-рый был создан на базе мон-ря. Передачу имущества поручили Н. По просьбе крестьян дер. Стениной Козельского у. Калужской губ. в мон-ре для богослужений был оставлен Казанский теплый храм. Но на праздник Преображения Господня в 1923 г. и этот храм был закрыт. По благословению прп. Исаакия богослужения проводились в течение года в кельях больницы и в ц. прп. Илариона Великого. Н. принимал многочисленных богомольцев, к-рые приходили в мон-рь за духовным окормлением.

В кон. июля 1924 г. Н. переехал в Козельск и поселился на квартире, где жил мон. Кирилл (Зленко). Служил и проповедовал в Успенском соборе в Козельске, организовал монашеский хор. Выкупал священнические облачения, к-рые распродавал музей, и передавал их священникам.

Преподобноисп. Никон Оптинский. Портрет. 10-е гг. XXI в. Худож. И. В. Гайдук (Оптина пуст.)Преподобноисп. Никон Оптинский. Портрет. 10-е гг. XXI в. Худож. И. В. Гайдук (Оптина пуст.)

Прп. Нектарий (Тихонов), прмч. архим. Исаакий (Бобраков), духовник оптинского братства Досифей (Чучурюкин), духовник Казанской Амвросиевской жен. пуст. Мелетий (Бармин) благословляли верующих обращаться к прп. Н. за духовными советами. Во время исповеди он часто «не ограничивался одним принятием и разрешением грехов. Одновременно, по мере надобности, он преподавал совет, указание, предостережение. Иногда накладывал епитимию. Он весьма внимательно и мудро учитывал не только возраст своих духовных чад, но принимал во внимание и воспитание, и образование, и характер, и состояние здоровья, и окружающую среду. Соответственно этому, он к каждому умел подойти так, что становился действительно отцом» (Житие. 1996. С. 301). Со многими своими духовными чадами вел переписку, посещал монашеские общины в Козельске, где поселилась часть сестер из Шамординской Казанской Амвросиевой пуст. Некоторые проповеди и беседы с учениками были ими записаны и вошли в жизнеописание Н. В годы лихолетья для мн. верующих наставления Н. служили духовной опорой.

Согласно воспоминаниям духовных чад, в 1925 г. стало известно, что Н. планировали посвятить во епископа. В окт. 1926 г., после ограбления Козельского соборного храма, скоропостижно скончался его настоятель. На общем собрании церковного совета и прихожан все единогласно просили Н. занять освободившуюся должность, но он уклонился, предложив кандидатуру 2-го соборного свящ. Григория Никольского.

Преподобноисп. Никон Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец М. Б. Чабанова (ризница Оптиной пуст.)Преподобноисп. Никон Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец М. Б. Чабанова (ризница Оптиной пуст.)

По данным ОГПУ, «после окончательного разгона все главари бывшего мон-ря вместе с Никоном Беляевым переселились в город Козельск и окрестные селения, где занялись активной антисоветской агитацией. В местные церкви насаживали своих монахов и монашек, из последних составляли хоры в церквях и использовали их для своих связей, распространения контрреволюционных слухов и так далее… К ним из других городов также приезжают часто подозрительные лица, причем штаб-квартирой для них была квартира Никона Беляева…» (УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298. Л. 2). 16 июня 1927 г. Н. арестовали и поместили в тюрьму в Калуге. Всего по делу привлекли 11 чел. В тюрьме Н. работал в больничной канцелярии. Передавал небольшие записочки своим духовным чадам, мон. Амвросия (Оберучева) получила от него 5-й том сочинений Игнатия (Брянчанинова) с вложенными записками для духовных чад и с толкованиями текста и наставлениями Н. В воспоминаниях о своей жизни мон. Амвросия рассказывает о Н. как о духовнике и преемнике Оптинских старцев, описывает духовный портрет и исповеднический путь преподобномученика (Амвросия (Оберучева), мон. 2005).

16 авг. 1927 г. следствие было закончено; 19 дек. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Н. к 3 годам заключения в концлагере. 27 янв. 1928 г. он был отправлен по этапу в Соловецкий ИТЛ. В марте этап прибыл в Кемь. Из-за непогоды ссыльные были временно размещены в Кемском пересыльном пункте. В апр. 1929 г. переведен на Попов остров, где работал сторожем складских помещений и счетоводом в лагерной канцелярии.

23 мая 1930 г., после окончания срока заключения Н. в лагере, Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его без проведения нового следствия к 3 годам ссылки в Северный край. На медкомиссии у Н. был обнаружен туберкулез легких. В июне 1930 г. он прибыл в Архангельск, затем поселился в дер. Н. Ладино Приморского р-на Архангельского окр. В авг. переехал в г. Пинегу Северного края, оттуда - в дер. Вонга Пинежского р-на, затем - в дер. Воепала того же р-на, но вскоре был выгнан хозяйкой дома, где жил, из-за своей болезни. 4 апр. 1931 г. проживавший в соседней дер. Козлово ссыльный оптинский мон. Петр (Драчев; впосл. схиигумен) перевез Н. к себе. Несмотря на кратковременное улучшение здоровья, болезнь быстро прогрессировала. После кончины Н. был погребен на деревенском кладбище.

26 июля 1996 г. прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- для общецерковного почитания.

Жизнеописание Н. составлено мон. Марией (М. С. Добромысловой, 1900-1986). В архиве Оптиной пуст. сохранились рукопись 1965 г. и машинописный текст в редакции 1975 г., на основе к-рых в мон-ре в 1996 г. было подготовлено Житие оптинского старца Никона. В 2014 г. в изд-ве мон-ря вышло краткое Житие, составленное игум. Дамаскином (Орловским; ныне архимандрит), в приложении к к-рому были опубликованы письма Н. и др. материалы. Существует акафист Н., написанный насельником Оптиной пуст. иером. Никоном (Скаргой), составлена бденная служба.

Соч.: Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки от его духовных чад и почитателей к 40-му дню его блаженной кончины († 1 апр. 1913 г.). М., 1913; Завещание прп. Никона. М., 1996; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Письма, 1919-1931 // Прп. Никон исповедник / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский) / Оптина пустынь. [Козельск], 2014. С. 83-349; Заметки прп. Никона исповедника на полях V тома Собрания сочинений свт. Игнатия Брянчанинова // Там же. С. 353-394.
Арх.: Архив Оптиной пуст. Фонд новомучеников и исповедников; НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-352, 367, 368; ОПИ ГИМ. Ф. 521; УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298.
Лит.: Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пустыни: Ф. 214 // Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Варсонофий (Плиханков), схиархим. Беседы схиархим. оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991; Юхименко Е. М. История музея «Оптина пустынь» (1919-1928) и обзор его архива // Письменные источники в собрании ГИМ. Ч. 2: Мат-лы по истории культуры и науки в России. М., 1993. С. 75-87. (Тр. ГИМ; Вып. 84); Житие схиархимандрита Варсонофия / Сост. В. Афанасьев. Козельск, 1995; Житие оптинского старца Никона / Сост.: мон. Мария (Добромыслова). Козельск, 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Неизвестная Оптина. СПб., 1998; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостию. М., 2005; Прп. Варсонофий Оптинский: Духовное наследие / Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Серг. П., 2005; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Жизнеописание схиигум. Павла (Драчёва) // Оптинский альманах: 20-летию открытия Оптиной Пустыни посвящается. Козельск, 2007. С. 31-39; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013; Прп. Никон исповедник / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2014; Симеон (Кулагин), иером. Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в нач. ХХ в. (1900-1923 гг.). 2015. Маш.; Жизнеописания почивших скитян. Козельск, 2016; Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: Биогр. справ. / Сост.: иером. Платон (Рожков). Козельск, 2017.
В. В. Каширина

Иконография

Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг.Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг.

Житие Н., составленное его духовной дочерью мон. Марией (Добромысловой), содержит описание внешности преподобного в детском возрасте: «…имел весьма привлекательную наружность - овальное, белое, с нежным румянцем лицо, ясные голубые глаза и густые светло-русые волосы» (Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона / Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. Козельск, 1996. С. 33. (Преподобные Оптинские старцы)). В письме встретившего Н. на этапе в Соловецкий концлагерь неизвестного лица к сщмч. Павлину (Крошечкину) охарактеризован внешний облик святого в 1928 г.: «…на вид здоровый человек, не худощавый, волосы и борода русые, роста среднего; лицо открытое, приятное... в монашеском одеянии... Всегда с книжкой в руке, всегда спокойный, тихий, молчаливый, уравновешенный…» (Прп. Никон исповедник: [Житие. Письма] / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский), иеродиак. Платон (Рожков). Козельск, 2014. С. 341. (Жития Оптинских святых)).

Прп. Варсонофий, преподобноисп. Никон и прп. Анатоний (Зерцалов) Оптинские. Роспись собора Казанской иконы Божией Матери. 2004 г. Худож. мон. Мария (Левестам)Прп. Варсонофий, преподобноисп. Никон и прп. Анатоний (Зерцалов) Оптинские. Роспись собора Казанской иконы Божией Матери. 2004 г. Худож. мон. Мария (Левестам)

Сохранилось значительное количество фотографий Н., запечатлевших его одного, в кругу семьи и монастырской братии (архив Оптиной пуст., частные собрания). На семейных фото 1889-1899 гг. Н. показан в младенческом и отроческом возрасте с родителями, братьями и сестрами (Дневник послушника Оптиной пуст. 2016. C. 48-49; Архив Оптиной пуст.). Фотопортрет, сделанный в февр. 1907 г., сохранил юношеский образ подвижника во время его 1-го приезда в Оптину пуст., менее чем за год до поступления в мон-рь (Дневник послушника Оптиной пуст. 2016. С. 2). Лицо Н. с правильными чертами, овальной формы: высокий чистый лоб, прямой нос, большие глаза (внешний край верхних век немного опущен), широкие, с небольшим изломом брови, густые волнистые волосы. На снимках 1909 г.- 20-х гг. XX в. зафиксированы этапы монашеского пути Н. от послушника до иеромонаха (Жития мучеников и исповедников Оптиной пуст. 2014. Вкл. C. 4-6). На групповой фотографии 20-х гг. XX в. Н. запечатлен сидящим (рядом с иером. Геронтием (Ермаковым)) в рясе, без головного убора, на груди - наперсный крест, в левой руке - четки; длинные волосы разделены на прямой пробор, распущены, борода не густая, среднего размера (ЖНИР: Июнь. С. 486).

Прижизненный графический портрет Н. создан А. Белоконь в 1923 г. (1922?, 72×54 см, ЦИМ СДМ; см.: Русь Святая: Кр. иллюстр. история Православия на Руси / Авт.-сост.: Ю. Г. Малков. М., 1995. С. 276; Зеленская Г. М. Оптина пустынь и прп. старец Амвросий: По мат-лам выставки в Св.-Даниловом мон-ре // Даниловский благовестник. 1992. № 2-3. Ч. 1. С. 72). Портрет передала насельникам Оптиной пуст. духовная дочь Н. мон. Серафима (Бобкова) в 1988 г. в Гомеле (поступил в ЦИМ СДМ 9 янв. 1989). Н. изображен по пояс вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с наперсным крестом, в левой руке четки. На профессионально исполненном портрете запечатлены характерные особенности внешности подвижника. Известны совр. живописные портреты Н. в числе др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук, см.: Оптинские старцы: [Буклет]. Б. м., 2011. С. 15).

Иконописные образы Н., созданные в Оптиной пуст. к прославлению преподобноисповедника и после его канонизации, восходят к фотографиям. Святой обычно представлен в возрасте средних лет, в рост, прямолично, в монашеском облачении - рясе и мантии, на голове клобук, на груди - наперсный крест, правая рука написана в благословляющем жесте, в левой святой держит крест; в др. иконографическом варианте крест в правой руке Н., в левой - свиток с цитатами из его поучений. Варианты текстов следующие: «Наша жизнь устрояется не самолично, а Промыслом Божиим, успокоение обретается в отречении от своей воли»; «Предайся воле Божией и обретешь мир своей душе и сердцу».

Первая небольшая ростовая единоличная икона была создана М. Б. Чабановой в 1996 г. к прославлению Н. в лике местночтимых святых в Соборе преподобных отцов и старцев Оптинских (ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пуст. 2016. С. 25). Преподобный представлен фронтально, облачен в светлую рясу, красно-коричневую мантию, красную епитрахиль, украшенную ассистом, поверх нее - наперсный крест, на голове - черный клобук; правой рукой Н. именословно благословляет, левой держит крест. Образ святого узнаваем: красивый строгий лик, густые волнистые русые волосы спускаются на плечи, окладистая борода средней длины. В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Н. изображают в том же изводе, обычно в группе с преподобными Анатолием (Зерцаловым), Варсонофием (Плиханковым), прмч. Исаакием (Бобраковым). На большом ростовом образе, выполненном для иконостаса ц. Владимирской иконы Божией Матери, святой написан вместе с прмч. Исаакием Оптинским (2001, иконописец Чабанова).

Преподобноисп. Никон и прмч. Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Худож. Ю. Н. ЗахаровПреподобноисп. Никон и прмч. Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Худож. Ю. Н. Захаров

Образ Н. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на сев. стене между окон помещено его ростовое изображение вместе с фигурами преподобных Варсонофия и Анатолия (Зерцалова) Оптинских (2004, мон. Мария (Левестам)). В ц. Владимирской иконы Божией Матери Н. написан с непокрытой головой, вместе с др. оптинскими святыми, предстоящими Спасителю, в алтарной части (2006, игум. Иларион (Ермолаев)). В соборе Введения во храм Пресв. Богородицы, в приделе во имя прп. Амвросия Оптинского, в вост. части свода, Н. (в мантии, без клобука) вместе с прмч. Исаакием замыкает левую группу оптинских святых, молящихся Божией Матери (2015, мон. Мария, А. Н. Яшина). На зап. стене придела помещена композиция «Собор преподобных старцев, новомучеников и исповедников Оптинских», исполненная теми же мастерами в 2015 г.: Н. стоит в 3-м ряду в левой группе. В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на столбе помещено поколенное прямоличное изображение преподобноисповедника с крестом и свитком в руках (2010, А. А. Патраков). В традиц. изводе Н. представлен вместе с др. оптинскими старцами на юж. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и на зап. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Захаров).

В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» изображение Н. завершает вверху левую группу святых. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и передан в Оптину пуст. Затем иконография разрабатывалась к прославлению Оптинских старцев Т. А. Мушкетовой (икона из Владимирской ц. мон-ря, 1996), игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Д. М. Ермолаевым (впосл. игум. Иларион) (икона из Введенского собора мон-ря, 1997). Неск. подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в иконостасе Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писали также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Икона из ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова) отличается по деталям иконографии: преподобные представлены в овальных клобуках с воскрилиями древнего типа на фоне Иоанно-Предтеченского скита, особенности изображения Н. (епитрахиль, наперсный крест) сохраняются.

Образ Н. включен в состав святых на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. Оптинскими преподобными Н. изображается на совр. иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», выполненных по образцам мон. Иулиании (Соколовой), в композицию к-рых введены новопрославленные святые, в т. ч. Оптинские преподобные (напр., икона из ц. св. Николая в Клённиках в Москве). Изображения Н. встречаются также в иконографии «Собор новомучеников и исповедников Российских», напр. в группе с 5 оптинскими старцами на иконе, написанной к прославлению новомучеников в 2000 г. (ц. во имя мц. Татианы при МГУ; см.: Храм св. Татианы: Святыни. История. Современность. М., 2010. С. 330).

Лит.: Жития мучеников и исповедников Оптиной пуст. / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). [Козельск,] 2014. Вкл. C. 4-6; Дневник послушника Оптиной пуст. Николая Беляева (прп. Никона исповедника) / Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 2016. C. 2, 48-49; Оптина пуст.: [Буклет] / Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 2016. С. 25.
Т. В. Анатониева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • НИКИФОР (Кучин Николай Иванович; 1880-1928), иером., прмч. (пам. 4 апр., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ПАФНУТИЙ (Костин Борис Федорович; 1866-1938), иером., прмч. (пам. 8 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыне просиявших)
  • АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых)
  • АНТОНИНА Брянских (10 июня 1891, Иркутск – 9 января 1938, Архангельск), мученица (пам. 27 декабря, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедиков Церкви Русской)
  • АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших)
  • ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)