НИКОПОЛЬСКИЕ МУЧЕНИКИ, 45
Том LI, С. 57-59
опубликовано: 17 января 2023г.

НИКОПОЛЬСКИЕ МУЧЕНИКИ, 45

Никопольские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. th. f. 1. Fol. 47r)Никопольские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. th. f. 1. Fol. 47r)

[Греч. Μάρτυρες ἐν Νικοπόλει τεσσαράκοντα πέντε] (нач. 20-х гг. IV в.) (пам. 10 июля). Пострадали в Никополе Армянском (ныне г. Коюлхисар, Турция). Первоначальный текст Мученичества, написанный на греч. языке, не сохранился (MartRom. Comment. P. 281). Основные сведения о святых содержатся в его поздних переработках: пространной метафрастической редакции (BHG, N 1216), изданной в 1723 г. И. Пинием в «Acta Sanctorum» с лат. переводом (ActaSS. Iul. T. 3. P. 37-47), и в более краткой версии (BHG, N 1216e) из Императорского минология («Царской минеи») XI в., опубликованного в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым.

Согласно 1-й редакции Мученичества, имп. Лициний (Ликиний) (308-324) разослал по всей империи эдикт о том, что следует разыскивать христиан, обещая дары и почести, пытаться склонить их к отречению от веры, в случае же отказа предавать мечу и огню, не щадя жен и детей, а имущество казненных отдавать в языческие храмы, городские термы или использовать на др. общественные нужды. После того как имп. указ был обнародован, мн. христиане, несмотря на жестокие пытки, остались твердыми в вере и смело исповедали Христа перед правителем Армении Лисием. Среди них были Леонтий, Маврикий и Даниил - почетные граждане города, образованные и благочестивые христиане. Вместе с др. единоверцами они добровольно предстали перед Лисием и на допросе сказали, что нек-рые из них - жители Никополя, другие происходят из его окрестностей, но все они - христиане, а потому не поклоняются глухим и немым идолам. Леонтий обличил Зевса и др. языческих богов, показав при этом превосходное знание греч. мифов. Разгневанный правитель повелел бить христиан камнями по лицу и губам, к-рые поносили хулой его кумиров. Антоний, к-рый был среди Н. м., обратился со смелой речью к Лисию и высказал презрение к его угрозе отдать их тела на съедение воронам и псам. Правитель велел сковать цепями руки, ноги и шеи мучеников и отвести их в темницу, к-рая находилась в сев. городской башне. Тюремным сторожам (Менею и Вилираду) Лисий приказал следить, чтобы никто не приносил христианам ни воды, ни пищи. В заключении мученики воздали благодарение Господу и ободряли друг друга пением псалмов и молитвами. Леонтий привел им примеры стойкости из ВЗ и НЗ: напомнил о страданиях Иова, об усекновении главы Иоанна Предтечи, побиении камнями первомч. и архидиак. Стефана, о мученической кончине апостолов Петра, Павла и Фомы, а также о христианах, пострадавших при императорах Максимиане Геркулии, Деции (Декии), Адриане и др. Также Леонтий вспомнил и о женах-мученицах: Евфимии Всехвальной (пам. 16 сент., 11 июля), Капитолине (пам. 27 окт.; см. ст.: Капитолина и Еротиида) и об Иулитте (пам. 31 июля). Кроме того, Леонтий привел рассказ о прп. Потамиании (пам. греч. 7 июня), к-рый ему поведал их учитель, пришедший из Египта от отшельника Антония. В то время стояла невыносимая жара и узников одолевала жажда. Несмотря на запрет Лисия посещать кому-либо Н. м., благочестивая женщина по имени Вассиана беспрепятственно проникла в темницу и тайно напоила единоверцев водой. Ночь Н. м. провели в молитве и пении псалмов, тогда как Лисию во сне явился демон в образе бога Асклепия и повелел подвергнуть христиан новым пыткам за то, что они якобы злословили по его поводу в темнице. Бес советовал правителю сломать кости Н. м., сжечь их тела в огне, а пепел бросить в р. Лик (ныне Келькит), чтобы христиане не смогли найти останки святых, построить для них величественные храмы и поклоняться им. Утром Лисий вышел из города, сел на высоком месте и приказал привести заключенных. Правитель обещал им свободу, различные дары и почести, если они принесут жертву богам; в противном случае их ожидали пытки. Н. м. вновь отказались подчиниться и обличили верования язычников. Разгневанный правитель велел привязать их нагими к столбам и строгать железными когтями, а также острыми глиняными черепками, при этом глашатай должен был во всеуслышание объявлять, что такая участь постигнет всех, оскорбляющих богов и не приносящих им жертвы. Истязания святых продолжались до полудня, солнце начало палить землю, и правитель ушел с места пыток, чтобы укрыться от жары, а христиан приказал вновь бросить в темницу. Леонтий опасался, что нек-рые из его спутников после столь жестоких мучений могут отречься от Христа, поэтому он попросил Филина, секретаря Ирода, приближенного Лисия и тайного христианина, к-рого все считали язычником, убедить правителя казнить их на следующий день. Когда Лисий позвал Ирода на трапезу, тот отказался, сказав, что после увиденных страданий мучеников не может есть, и посоветовал немедленно умертвить христиан. Правитель согласился завтра же предать смерти заключенных. Филин поспешил в темницу и сообщил Н. м. о решении Лисия. Затем туда пришла Васиана и по просьбе Леонтия через небольшое оконце передала христианам воды. Ночью святые пели псалмы и молились Богу; им явился ангел, наполнив тюрьму Божественным сиянием, и ободрил Н. м., возвестив им близкую кончину. Стражники Меней и Вилирад, к-рые были родом из Египта, увидев неземной свет в темнице, уверовали во Христа и просили Н. м. разрешить им пострадать вместе с ними. Утром Лисий воссел на судейском месте за городскими стенами, к нему привели 45 заключенных вместе со стражами. Правитель приказал отрубить им руки и ноги, затем предать огню, а останки бросить в р. Лик. Нек-рые из Н. м. тотчас скончались, другие, среди которых был Аникита, долго терпели страдания, радуясь и молясь Богу. Сисиний, опершись на камень, просил Господа сотворить чудо и излить оттуда воду, чтобы напоить его истерзанных единоверцев и его самого. Тотчас после этого из камня забил источник. Палачи разожгли огромный костер недалеко от Никополя и бросили в него святых, а их останки утопили в реке. Казнь Н. м. произошла 10 июля. Христиане Никополя отыскали св. мощи, к-рые река чудесным образом сохранила в одном месте, принесли их в город и положили в надежном убежище. После того как владения Лициния перешли к имп. Константину I Великому, мощи Н. м. были открыты для всеобщего поклонения. Мученики стали покровителями Никополя, по молитве к к-рым все верующие получали помощь от Бога.

В сказании из Императорского минология Маврикий назван Маврилием; имя женщины, к-рая приносила воду в темницу,- Василла, имя одного из сторожей - Вирилад.

Пиний считал, что Мученичество не является подлинным и исторически достоверным текстом, т. к. содержит анахронизмы (упоминание егип. отшельника Антония, под которым, вероятно, следует понимать Антония Великого) и лит. тропы (ActaSS. Iul. T. 3. P. 36-37). Время кончины Н. м. определяется неоднозначно: кард. Ц. Бароний датировал это событие 316 г. (Baronius C. Annales ecclesiastici. Lucae, 1738. T. 3. P. 615), болландисты - 319 г. (ActaSS. Iul. T. 3. P. 36). Однако на основе сведений из сочинений Евсевия Кесарийского и Лактанция (Euseb. Hist. eccl. X 8. 8-19; Lact. De mort. persecut. 51-56) традиционно принято относить начало гонений на христиан при имп. Лицинии ко времени ок. 320 г., когда был издан ряд антихрист. законов (см., напр.: The Cambridge Companion to the Age of Constantine / Ed. N. Lenski. Camb., 2012. P. 75). Согласно др. т. зр., преследования христиан при Лицинии не было (Gearey J. R. The Persecution of Licinius: Diss. Calgary, 1999).

По мнению нек-рых исследователей, сведения о почитании Н. м. содержатся в письме свт. Василия Великого (Ɨ 379) сщмч. Евсевию, еп. Самосатскому, где говорится, что ежегодно в сер. июня в дер. Фаргамун (или Фармагун) проходило празднование дня памяти неких не названных по имени мучеников (Basil. Magn. Ep. 95 // PG. 32. Col. 489). Прокопий Кесарийский (Ɨ после 562) в соч. «О постройках» указал на мон-рь во имя Н. м., возведенный имп. Юстинианом I Великим (527-565) в Никополе (Procop. De aedif. III. 4). Прп. Иосиф Песнописец († ок. 886) составил канон в честь Н. м. (Ταμεῖον. Σ. 240-241).

В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) и в более поздних визант. Синаксарях и минеях память Н. м. отмечена под 10 июля. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под этим же числом содержится краткое сказание о мучениках без упоминания женщины, посещавшей святых в темнице, и стражников, уверовавших во Христа. Также здесь не сообщается о том, что останки святых были брошены в реку. В конце сказания отмечено, что торжественная служба (синаксис) святым совершалась в К-поле в ц. мц. Акилины недалеко от Форума (SynCP. Col. 811). Известно, что эта церковь сгорела во время восстания «Ника» в янв. 532 г., но затем была восстановлена. Помимо синаксиса Н. м. в храме совершались торжественные богослужения в честь его небесной покровительницы (13 июня), св. папы Мартина I (16 сент.) и прп. Ефрема Сирина (28 янв.). Церковь располагалась в квартале Филоксена, к юго-западу от колонны Константина (Janin. Églises et monastères. P. 17). В заметке о Н. м. из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) также не говорится о женщине-христианке и о том, что останки Н. м. были утоплены; имена стражников, пострадавших вместе со святыми, не обозначены. Согласно сказанию, Н. м. были схвачены, а не пришли добровольно к правителю Лисию; в тюрьме они провели много дней без пищи (PG. 117. Col. 533-534). Из визант. синаксарей память Н. м. и посвященное им двустишие были заимствованы прп. Никодимом Святогорцем, к-рый датировал кончину святых 315 г., и помещены в составленный им «Синаксарист» под тем же числом. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского годом, когда Н. м. были подвергнуты мучениям, указан 316-й.

Греч. сказания о Н. м. были переведены на слав. язык и вошли в состав ВМЧ митр. Макария под 10 июля (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307 [2-я паг.]), а также в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 296 об.-300).

В Сирийском Мартирологе (411) память святых под 10 июля отсутствует, однако под 11 авг. здесь содержится поминовение Павла, пострадавшего в Никополе, к-рый, возможно, входил в число 45 Н. м. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 19. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Иеронимовом Мартирологе под 10 июля упомянуты Милион, Декомед, Антоний и Аникита, пострадавшие в Никополе. Под этим же числом, но с указанием на Александрию как место кончины обозначены имена мучеников Леонтия, Маврикия, Меллита, Гелиция, Ахиллея и Даниила (MartHieron. P. 362). И. Делеэ предложил исправить и объединить эти 2 записи следующим образом: «...в городе Никополе Малой Армении Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Аникиты, Сисиния и др. 39 мучеников» (MartHieron. Comment. P. 367). Под 11 авг. в Иеронимовом мартирологе содержится запись: «В Никополе страдание многих мучеников, имена которых знает Бог» (MartHieron. P. 434), вероятно, как и в Сирийском Мартирологе, речь идет о 45 Н. м. В зап. «исторических» мартирологах IX в. память Н. м. отсутствует. Лишь в 80-х гг. XVI в. кард. Цезарь Бароний, опираясь на греческие источники, обозначил под 10 июля память Леонтия, Маврикия, Даниила и др., пострадавших с ними в Никополе Армянском (MartRom. P. 280). В совр. редакции Римского Мартиролога память Н. м. содержится под тем же числом (MartRom (Vat.) P. 360).

Ист.: BHG, N 1216-1216e; ActaSS. Iul. T. 3. P. 35-47; PG. 115. Col. 324-345; Latyšev. Menol. T. 2. P. 158-161; Νικóδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 48; ЖСв. Июль. С. 250-259; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 11. Σ. 99-100 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. T. 6. С. 129-131).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208; Т. 3. С. 264; Delehaye. Origines. P. 179; Sauget J.-M. Nicopoli // BiblSS. 1967. T. 9. Col. 989-991.
И. М. Косов, А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также