Алексеевна Кузнецова (28.12.1887, г. Лальск Устюжского у. Вологодской губ.- 14.05.1938, Каргопольский ИТЛ Архангельской обл.), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из семьи урядника. С детства стремилась к духовной жизни, любила молиться, посещать мон-ри, читать духовные книги. Вела монашеский образ жизни. Отец отдал ей под келью амбар и покупал духовные книги. Н. принимала у себя странников и обездоленных людей.
В 1932 г. была арестована по обвинению в антисоветской агитации, но вскоре освобождена из-за болезни. В тюрьме Н. разбил паралич, до конца жизни она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. По причине болезни ей оставили родительский дом, в к-ром она продолжила принимать нуждавшихся, в основном жен репрессированных. В доме Н. также нашла приют часть братии закрытого Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря и схиигум. Павел (Хотемов). Н. вела строгий образ жизни: спала 4 ч. в сутки и в 2 ч. ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву, в храме присутствовала за каждой службой. В нач. 30-х гг. XX в. власти распорядились закрыть Воскресенский собор в Лальске, но Н. стала писать в Москву ходатайства о сохранении храма, организовала поездку в столицу ходоков. Она действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.
В нач. 1937 г. сотрудники НКВД арестовали настоятеля Воскресенского собора, псаломщика, старосту, певчих и многих его прихожан, а также последних, еще остававшихся на свободе священников ближайших приходов. 31 окт. того же года была арестована и Н. Полмесяца ее продержали в тюрьме в Лальске, не предъявив обвинений. Зам. председателя Лальского сельсовета дал показания, что Н. является активной церковницей, к-рая не только противится закрытию храмов, но и неустанно хлопочет об открытии новых: «Летом 1936 г., когда сельсовет намеревался закрыть церковь в Лальске, Кузнецова организовала кампанию, приведшую к срыву этого мероприятия, она собирала подписи и проводила собрания верующих, предоставляя для этой цели свой дом. В августе 1937 г. сельсовет начал собирать подписи среди жителей Лальска, которые желали бы закрыть храм, но Кузнецова снова собрала собрание верующих в своем доме и, таким образом, сорвала мероприятие, намеченное к проведению советской властью. Когда был арестован псаломщик... Кузнецова сразу же стала хлопотать за него, просить, чтобы его освободили, брала его под защиту». На основании этих показаний в сер. нояб. 1937 г. Н. было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации. Виновной себя не признала. Была отправлена в тюрьму в Котласе. 23 нояб. Особая тройка при УНКВД по Архангельской обл. приговорила Н. к 8 годам заключения в лагерях. Она была отправлена в Каргопольский ИТЛ в Архангельской обл., где вскоре скончалась. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.