[Нефалий; греч. Νηφάλιος; сир. ] (кон. V - нач. VI в.), церковный писатель, сторонник антихалкидонского богословия (см. ст. Монофизитство), перешедший на позиции правосл. неохалкидонизма. Основным источником информации об учении Н. является его «Защитительная речь» (Συνηγορία), фрагменты которой сохранились в составе 2 «Слов против Нифалия» (Λόγοι πρὸς Νηφάλιον), написанных Севиром, патриархом Антиохийским († 538), одним из основоположников классического монофизитства. Полный текст этих произведений сохранился лишь в сир. переводе. Биографические сведения о Н. приведены в трудах церковных историков VI в.: как антихалкидонитов («Церковная история» и Житие Севира Захарии Ритора, еп. Митилинского, а также Житие Иоанна бар Афтоньи), так и православных («Церковная история» Евагрия Схоластика и «Бревиарий» диак. Либерата Карфагенского). Сведения более поздних хронистов - Иоанна, еп. Никиуского (VII в.), и Михаила Сирийца (XII в.) - имеют вторичное значение, поскольку они взяты гл. обр. из «Церковной истории» Захарии Ритора.
Первое упоминание о Н. в источниках относится к 482 г., когда он, будучи настоятелем одного из мон-рей в Н. Египте, принадлежал к чис-лу радикальных антихалкидонитов. Н. и еще 300 монахов приняли участие в протестах против «Энотикона» имп. Зинона (474-475, 476-491), к-рый был принят патриархом Александрийским Петром III Монгом, занимавшим более умереннную позицию. Впосл., не найдя широкой поддержки среди клира Александрии, Н. переехал в Палестину. В 507 г. он проживал в одном из мон-рей близ Маюмы и выступал уже как сторонник учения о двух природах. При поддержке свт. Илии I (II), патриарха Иерусалимского (494-516), Н. начал борьбу с жившим в Палестине Севиром; по всей видимости, именно в то время Н. работал над своей «Защитительной речью». Поскольку влияние антихалкидонской партии в данном регионе уже значительно уменьшилось, в 508 г. Севир вместе с 200 поддерживавшими его монахами был вынужден покинуть Палестину. Он прибыл в К-поль, надеясь на покровительство имп. Анастасия I (491-518), к-рый поощрял тех, кто находился в оппозиции Вселенскому IV Собору. В том же году Севиром была начата работа над «Словами...». В них он обвинял Н., как и др. своего оппонента, Иоанна Грамматика (см. Иоанн Кесарийский), в том, что они строили свои богословские доводы на основе категорий Аристотеля.
Насколько можно судить по сохранившимся фрагментам из «Защитительной речи», Н. являлся одним из основоположников неохалкидонского богословия, представлявшего собой синтез учения Халкидонского Собора и христологии свт. Кирилла, архиеп. Александрийского († 444). Прежде всего Н. стремился согласовать 2 богословские формулы, занимавшие центральное место в христологических спорах V-VI вв.: «из двух природ» (ἐκ δύο φύσεων) и «в двух природах» (ἐν δύο φύσεσιν). Первая формула, указывавшая на божественную и человеческую природы, из к-рых составлен единый Христос, встречается в произведениях свт. Кирилла; она же была одной из центральных для Севира и его сторонников. Вторая формула, содержащаяся в Халкидонском оросе (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 129-130; ДВС. Т. 4. С. 48), не использовалась Александрийским святителем, однако признавалась его противником Несторием, архиеп. К-польским. По этой причине формула «в двух природах» отвергалась антихалкидонитами: она казалась им недостаточно выражающей единство Христа и близкой к несторианству. Н., будучи неохалкидонитом и признавая обе формулы, ввел также промежуточную - «в двух соединенных природах» (сир. греч. ἐν δύο φύσεσιν νωθεῖσιν; см.: Sever. Antioch. Orationes ad Nephalium. II (CSCO. Vol. 119: [Textus]. P. 11-12, 17, 29-30; Vol. 120: [Versio]. P. 9, 13, 22-23)). По мнению Н., фраза «в двух соединенных природах» равнозначна утверждению «из двух - Единый [Христос]» (ἐκ δύο εἷς). Севир возражал против формулы, введенной Н., приведя неск. доводов: 1) она противоречит богословию Халкидонского Собора и, следов., не может использоваться халкидонитами; 2) она является недостаточной для выражения единства Христа в отличие от формул «из двух природ» и «единая природа Бога Слова воплощенная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη).
Сведения о деятельности Н. вне контекста христологических споров отсутствуют.