Впервые в Свящ. Писании выражение появляется в пророческой лит-ре и обозначает возобновление нарушенного народом Израиля синайского Завета (Иер 31. 31-34; Иез 16. 60; ср.: 37. 26; Ис 61. 8); т. о., оно связано с представлением об осуществлении ветхозаветных обетований о новом, вечном Завете Бога с людьми (Иез 16. 60; 36. 26). Раннехрист. авторы отнесли это пророческое обетование к плодам искупительного подвига Иисуса Христа. Евангелисты свидетельствуют о том, что Сам Христос употребил это выражение на Тайной вечере: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26. 28; см. также: Мк 14. 24; Лк 22. 20; 1 Кор 11. 25). Ап. Павел также противопоставлял Ветхий Завет, знаком к-рого были высеченные на камне слова закона Моисея, Новому, установленному благодаря спасению человечества во Христе (2 Кор 3. 6-15). В кон. II в. выражение «Новый Завет» стало использоваться в качестве наименования 2-й части христ. Библии, тогда как 1-ю часть стали называть Ветхим Заветом (подробнее см. в статьях Библия, Канон библейский, Завет).