НОТР-ДАМ ШКОЛА
Том LII, С. 126-130
опубликовано: 12 апреля 2023г.

НОТР-ДАМ ШКОЛА

Пример 1. Органум «Descendit de caelis» (начало) в сборнике кон. XIII — нач. XIV в. (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 14–15v)Пример 1. Органум «Descendit de caelis» (начало) в сборнике кон. XIII — нач. XIV в. (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 14–15v)

[Франц. École de Notre Dame de Paris], название, данное современными исследователями группе церковных музыкантов, деятельность которых была связана с собором Нотр-Дам в Париже в период ок. 1150 - ок. 1250 гг. (закладка 1-го камня в основание собора на месте первой христианской церкви Парижа - базилики св. Стефана, состоялась в 1163).

Важнейшим достижением Н.-Д. ш. было превращение полифонии из импровизационной исполнительской практики в искусство муз. композиции, к-рое предполагает письменную фиксацию музыки до процесса ее исполнения (см. также в ст. Многоголосие). Репертуар, созданный представителями Н.-Д. ш., знаменует начало европ. полифонического языка как такового: утверждается система консонансов и диссонансов, устанавливается самая ранняя форма муз. метра, вырабатывается сложный контрапункт. Эти явления были впервые описаны Иоанном де Гарландиа в трактате «О мензуральной музыке» (2-я четв.- сер. XIII в.). Сохранились имена 2 представителей школы Н.-Д. ш.- Леонин и Перотин.

Основным источником сведений о Н.-Д. ш. является анонимный трактат «De mensuris et discantu» (О мензурах и дисканте; написан ок. 1272-1280 гг. (см. ст. Анонимы)). Предполагается, что автор трактата, условно называемый Аноним IV Кусмакера, был родом из Англии, в 70-80-х гг. XIII в. учился и работал в Париже, после чего вернулся на родину.

Согласно Анониму IV, «магистр Леонин... был лучшим сочинителем органумов, который составил большую книгу органума [на песнопения] из Градуала и Антифонария для украшения (multiplicando, букв.- «расширение» - М. Г.) богослужения» (Anonymous IV. 1967. S. 46). К. Райт отождествил Леонина с магистром Леониусом, к-рый жил во 2-й пол. XII в. и был связан с собором Нотр-Дам в Париже: о Леониусе сохранилось 14 упоминаний в финансовых документах собора (Wright. 1986). В документе 1179 г. Леониус назван магистром искусств и каноником парижской ц. Сен-Бенуа,- одной из 4 коллегиальных церквей Парижа, подчиненных собору (Description historique. 1763. P. 335); на тот момент он занимал эту должность уже довольно длительное время. К 1187 г. Леонин стал также каноником августинского аббатства Сен-Виктор в Париже. С 1192 г. он фигурировал в документах собора Нотр-Дам как пресвитер; место, где стоит подпись Леонина, свидетельствует о достаточно высоком положении, занимаемом им в должностной иерархии собора. В 2 документах 1193 г. используется уменьшительная форма имени - Leoninus, к-рая в тот период указывала на близкое знакомство с человеком, а также на его почтенный возраст. Наименование «магистр Леонин» встречается только в 2 вышеназванных документах и у Анонима IV (у последнего - наряду с Leo). Имя Леонин последний раз появляется в документах 1201 г.: вероятно, он умер в этом году или немногим позже. В некрологах собора Нотр-Дам и аббатства Сен-Виктор указаны разные даты смерти: 24 марта и 26 дек. соответственно (без года). Леонин был известен и как автор неск. поэтических сочинений, в т. ч. обширной поэмы «Священная история от сотворения мира» и 4 писем в стихах, адресованных Римским папам Адриану IV и Александру III.

Пример 2. Фрагмент органума «Descendit de caelis» (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 14–15v)Пример 2. Фрагмент органума «Descendit de caelis» (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 14–15v)

Аноним IV замечает, что «Большая книга органума» «использовалась вплоть до времени великого Перотина, который ее сократил и сочинил множество прекрасных клаузул или puncta, будучи самым лучшим дискантистом (т. е. сочинителем многоголосной мензуральной музыки.- М. Г.), лучшим, чем Леонин» (Anonymous IV. 1967. S. 46; понятие punctum, букв.- «точка», «кусочек», в подобном значении нигде, кроме как у Анонима IV, не встречается). Аноним IV утверждал, что Перотин - автор многочисленных муз. сочинений, и назвал 7 из них: «Сам же магистр Перотин сочинил лучшие четырехголосные органумы, как то: «Viderunt», «Sederunt» с изобилием украшений музыкального рода. И сходным образом превосходные трехголосные оргунумы, как то: «Alleluia, Posui adiutorium», «[Alleluia,] Nativitas» и другие. Он также сочинил кондукты - трехголосные, как то «Salvatoris hodie», и двухголосные, как то «Dum sigillum summi Patris», и простые [одноголосные] помимо многих прочих, как то: «Beata viscera», и другие» (Ibidem). Перотин упоминается как магистр, т. е. он имел степень магистра искусств. Аноним IV использовал в отношении Перотина (как и в отношении Леонина) уменьшительную форму имени (Иоанн де Гарландиа также называл его «magister Perrotinus») и эпитет «великий».

Как историческая личность Перотин точно не идентифицирован. Наиболее вероятно то, что им является магистр Петр, который к 1198 г. был каноником собора Нотр-Дам, а в 1207 г. или незадолго до этого стал помощником (succentor) главного певчего (praecentor или cantor) и занимал этот пост приблизительно до 1238 г. (Wright. 1989. Р. 288-294).

Датировка атрибутированных сочинений Перотина позволяет уточнить период его творческой активности: примерно 1190-1230/40 гг. Четырехголосные органумы «Viderunt omnes» на Рождество и Обрезание Господне и «Sederunt principes» на день св. Стефана часто датируются на основании указов еп. Парижа Эда (Одо) де Сюлли от 1198 и 1199 гг. о реформировании праздника Обрезания Господня (1 янв.) и дня памяти св. Стефана (26 дек.) в соборе Нотр-Дам. В указе о празднике Обрезания Господня, в частности, рекомендуется исполнять респонсорий вечерни, 3-й и 6-й респонсории утренней службы matutinum, «Benedicamus Domino», а также градуал и аллилуиарий мессы «в виде трехголосного, или четырехголосного, или [двухголосного] органума» (in triplo, vel quadruplo, vel organo) (Collection des cartulaires. 1850. P. 74). Кондукт «Salvatoris hodie» предназначен для мессы на Обрезание Господне и, возможно, также связан с реформой Эда де Сюлли. Вероятно, Перотин был знаком с Филиппом Канцлером, занимавшим пост канцлера собора Нотр-Дам с 1218 по 1236 г. Кондукт «Beata viscera» написан на поэтический текст Филиппа Канцлера, два 4-голосных органума Перотина найдены в мотетных версиях с поэтическими текстами, которые приписываются тому же автору.

Аноним IV утверждает, что «Большая книга органума» создавалась для собора Нотр-Дам и в переработанном Перотином виде продолжала использоваться в богослужении вплоть до времени написания им трактата: «Книга или, вернее, книги магистра Перотина были в употреблении вплоть до времени магистра Роберта де Сабилоне (более нигде не упом.- М. Г.) в хоре большого парижского собора Блаженной Девы и с его времени вплоть до сегодняшнего дня» (Anonymous IV. 1967. S. 46).

Репертуар Н.-Д. ш. сохранился в рукописях, появившихся спустя значительное время после того, как начала создаваться самая ранняя его часть, составившая, согласно Анониму IV, «Большую книгу органума» Леонина. Эти рукописи датируются 30-ми гг. XIII - нач. XIV в. Известно 4 основных источника «Большой книги органума». Самым ранним из них считается сб. Guelf. 628 Helmst. (содержит 328 сочинений), скопированный для августинианского кафедрального собора Сент-Андрус в Шотландии. Рукопись Laurent. Plut. 29. 1 (886 сочинений; листы 48-64, 94, 185-200, 255-256 утеряны) имеет франц. происхождение и относится к сер. XIII в. Мадридская рукопись Matrit. 20486 (100 сочинений) была скопирована несколько позже в Испании, скорее всего для Толедского собора. Самая поздняя рукопись - Guelf. 1099 Helmst. (312 сочинений) - почти наверняка была создана во Франции.

Пример 3. Клаузула «Tanquam» (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 147v)Пример 3. Клаузула «Tanquam» (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 147v)

Аноним IV трактует понятие «органум» в названии «Большая книга органума», по всей видимости, расширительно, относя его не к жанру органума, а скорее к мензуральной музыке (musica mensurabilis), полифонии вообще (подобная трактовка присутствует у Иоанна де Гарландиа, труд которого послужил одним из источников для трактата Анонима IV). Это не мешало включать в рукописные копии и одноголосные образцы.

О составе «Большой книги органума» можно судить по самому обширному сборнику Laurent. Plut. 29. 1, наиболее тесно связанному с собором Нотр-Дам. В начале его помещены образцы музыки sine littera (букв.- «без букв», т. е. без текста) - органумы и клаузулы, написанные на григорианский первоисточник. В примере 1 приведено начало 3-голосного органума «Descendit de caelis». В нижнем голосе, теноре, помещен литургический напев. Два сочиненных голоса, дуплум и триплум, располагаются в партитуре выше. Начальный раздел содержит выдержанные, силлабически подтекстованные тоны в теноре (так, на 1-й слог «Des-» в каждом из верхних голосов приходится почти 50 нот). В примере 2 представлен другой раздел органума. В теноре распевается слог «Tan-», этот голос подчиняется модальной ритмике и идет в 5-м модусе. Из чередования разделов на выдержанных, силлабически подтекстованных тонах и разделов на мелизматическом распеве в теноре (последние получили название дискантовых) складывается композиция органума. В примере 3 приводится 2-голосная клаузула, также написанная на мелизматический распев слога «Tan-». В какой-то момент дискантовый раздел отделился от органума и стал самостоятельным жанром, получившим название «клаузула».

Далее в сборнике помещены образцы музыки cum littera («с буквами», т. е. с текстом) - кондукты и мотеты. В примере 4 приведено начало 3-голосного кондукта «Trine vocis tripudio». От др. многоголосных жанров Н.-Д. ш. кондукт отличался прежде всего тем, что его тенор основывался на свободном мелодическом материале. Поэтический текст подписан под партией тенора (с силлабической подтекстовкой) и синхронно пропевается во всех голосах. Кондукт открывается каудой (cauda, букв.- «хвост») - мелизматическим распевом 1-го слога текста. Мотет являлся самым поздним многоголосным жанром Н.-Д. ш., он возник в результате добавления поэтических текстов в верхние голоса клаузулы. Сначала выписана партия верхнего голоса, мотетуса, затем - партия тенора с григорианским напевом.

Завершает сборник подборка песенных рефренов, к-рые имеют наиболее тесную связь со светским репертуаром.

Внутри жанровых групп сочинения расположены в порядке убывания количества голосов. В начале манускрипта помещены 4-голосные композиции, собранные независимо от их жанра: это 2 органума Перотина - «Viderunt omnes» и «Sederunt principes», клаузула «Mors» (ее приписывают Перотину на основании стилистической общности с атрибутированными ему сочинениями) и 3 кондукта. За ними следуют органумы и клаузулы для 3 голосов, для 2 голосов, кондукты для 3 голосов, для 2 голосов, кондукт-мотеты для 3 голосов (2 верхних голоса в них записаны так, как если бы это были 2-голосные кондукты), мотеты для 2 голосов, а также неск. мотетов для 3 голосов (записанных в виде отдельных партий), одноголосные кондукты и песенные рефрены.

Внутри групп с григорианским первоисточником песнопения записаны в порядке церковного календаря.

Другие крупные сборники «Большой книги органума» обнаруживают сходные принципы организации, но имеют несколько иные репертуарные акценты. Так, Guelf. 628 Helmst. содержит совсем немного мотетов, исключительно с лат. текстами, в то время как в Guelf. 1099 Helmst. мотеты составляют примерно 2/3 сочинений, в конце сборника представлена большая подборка мотетов с франц. текстами.

Пример 4. Кондукт «Trine vocis tripudio» (начало) (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 205–206v)Пример 4. Кондукт «Trine vocis tripudio» (начало) (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 205–206v)

Репертуар Н.-Д. ш. распространялся по Европе существенно варьируясь. Дуплум одного и того же 2-голосного органума мог отличаться в разных источниках, сохраняя при этом общий мелодический каркас. Таковы мелодические версии дуплума органумов «Non conturbentur» и «Dum complerentur» (их первоисточники звуковысотно идентичны) в рукописях Guelf. 628 Helmst. Fol. 15-16, Laurent. Plut. 29. 1. Fol. 71v - 72v, Guelf. 1099 Helmst. Fol. 49v - 51. Некоторые органумы возникали как контрафактуры других органумов. Трехголосый органум Перотина «Alleluia, Nativitas» в Laurent. Plut. 29. 1. Fol. 31-32v был использован для органумов «Alleluia, Iudicabunt sanctis» и «Alleluia, Sanctissime Iacobe» в Guelf. 1099 Helmst. Fol. 17v - 19v, 19v - 21. Дискантовый раздел органума мог заменяться др. дискантовым разделом. Двухголосный органум «Viderunt omnes» имеет разные дискантовые разделы на мелизматическом распеве слога «Do-» в Laurent. Plut. 29. 1. Fol. 99-99v и Guelf. 1099 Helmst. Fol. 63-64 и т. д. В то же время сочинение может не содержать к.-л. явных различий в разных источниках.

Все это указывает на непрекращающееся обновление репертуара «Большой книги органума», к-рое описано Анонимом IV как «сокращение и сочинение множества прекрасных клаузул», осуществленное Перотином. В действительности в этот процесс было вовлечено гораздо больше музыкантов - певцов-солистов (главных певчих и их помощников), сочинителей («органистов»), переписчиков.

До 2-й пол. XII в. полифония как средство украшения григорианского пения создавалась непосредственно в процессе исполнения. Большинство сохранившихся образцов полифонического двухголосия того времени являются не композициями в строгом смысле слова, но в большей степени дидактическими примерами, демонстрирующими как подстроить еще один голос к литургическому напеву. Практика импровизации продолжала играть важную роль в самой Н.-Д. ш. Присутствие в рукописях «Большой книги органума» различающихся мелодических версий дуплума в одном и том же 2-голосном органуме имеет сходство с разными мелодическими его реализациями певцами-солистами в рамках устной певч. традиции. Композиция и импровизация здесь нераздельны.

Трех- и 4-голосные сочинения Перотина, наряду с 3-голосным кондуктом «Congaudeant catholici», авторство которого в Кодексе Каликста приписывается кантору собора Нотр-Дам Альберту Парижскому,- первые известные композиции для более чем 2 голосов. Сочинения Перотина стали вехой в истории западноевроп. музыки. Они демонстрируют принципиально новый подход (уже не «органиста», но «дискантиста») к организации муз. текста.

Спонтанная координация голосов в процессе исполнения-импровизации уступила место строгому контролю над многоголосием посредством приведения всех голосов к единой мере, что положило начало становлению муз. метра.

Вертикальная координация голосов подчиняется определенной, установленной системе консонансов и диссонансов. Верхние голоса звучат примерно в одном диапазоне, каждый из них координируется с тенором без особого учета того гармонического эффекта, к-рый верхние голоса произведут при их соединении. Подобная техника (согласования каждого контрапунктирующего голоса прежде всего с тенором, а не друг с другом) сохранится и позднее, вплоть до XVI в., в широко распространенной практике импровизации контрапункта, известной как «пение над книгой» (cantus supra librum).

В сочинениях Перотина утверждается система ритмических модусов. Аноним IV указывает на то, что Перотин применял более развитую нотацию ритма, чем Леонин: «Эти правила [нотации ритма] используются во многих книгах древних, и это со времени и во время великого Перотина... и сходным образом со времени Леонина в какой-то мере» (Anonymous IV. 1967. S. 46).

В отличие от дуплумов более ранних 2-голосных органумов с их прихотливой, ритмически свободной мелизматикой в органумах Перотина голоса над тенором организованы при помощи рядов модусов (т. н. ordines) во фразы различной протяженности, как правило, с разделением их паузами. Возможность передавать подобные фразы из голоса в голос (точно или с варьированием) способствовала образованию в сочинениях Перотина сложного контрапункта и таких основанных на нем форм, как вертикально-подвижной контрапункт, бесконечный канон, каноническая секвенция и др. Когда Аноним IV указывал на «изобилие украшений музыкального рода» в 4-голосных органумах Перотина, он, несомненно, имел в виду в т. ч. «украшения» средствами контрапункта.

Новая, более сложная организация музыкального текста предполагала письменную его фиксацию и передачу.

Репертуар «Большой книги органума» получил широкое распространение по всей Зап. Европе. Помимо рукописей Guelf. 628 Helmst. и Matrit. 20486, копии «Большой книги органума» сохранились в бенедиктинском соборе в Вустере, в бенедиктинском мон-ре в Санто-Доминго-де-Силос, в цистерцианском жен. мон-ре Санта-Мария-ла-Реаль-де-лас-Уэльгас в Бургосе, в соборе св. Петра в Бове. Из библиотечных каталогов и архивов известно, что «Большая книга органума» использовалась в соборе св. Павла в Лондоне, в капеллах англ. королей Генриха III и Эдуарда I и, вероятно, в капелле франц. кор. Карла V; экземпляр, к-рый имел нек-рое сходство с Laurent. Plut. 29. 1, находился в сокровищнице рим. папы Бонифация VIII; есть также свидетельства присутствия репертуара Н.-Д. ш. в итал. францисканских монастырях того времени. Как «классический» репертуар периода Ars antiqua, «Большая книга органума» была отправной точкой для многочисленных локальных репертуаров и возникающих новых стилей не только во Франции, но и в Англии и Италии.

Ист.: Description historique des curiosités de l'Église de Paris. P., 1763; Collection des cartulaires de France. P., 1850. T. 4: Cartulaire de l'église Notre-Dame de Paris. (Coll. de documents inédits sur l'histoire de France. Ser. 1: Histoire politique); Anonymous IV. [De mensuris et discantu] // Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus IV. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. S. 22-89. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 4); Reimer E. Johannes de Garlandia: De mensurabili musica: Krit. Ed. mit Komment. und Interpret. der Notationslehre. Wiesbaden, 1972. Bd. 1. S. 35-89, 91-97. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 10).
Лит.: Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М., 1983. (История полифонии; 1); Wright C. Leoninus, Poet and Musician // JAMS. 1986. Vol. 39. Р. 1-35; idem. Music and Ceremony at Notre Dame of Paris, 500-1550. Camb., 1989.(Cambridge Studies in Music); Roesner E. H. Who «Made» the Magnus Liber? // Early Music History: Studies in Medieval and Early Modern Music. Camb., 2001. Vol. 20. Р. 227-266; Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв.: Основные реформы (на мат-ле трактатов). М., 2003; Flotzinger R. Von Leonin zu Perotin: Der musikalische Paradigmenwechsel in Paris um 1210. Bern, 2007; Taruskin R. Music from the Earliest Notations to the XVIth Cent. Oxf., 2010. (Oxford History of Western Music; 1); Гирфанова М. Е. Мензуральная система как исторический тип западноевроп. муз. метра: Докт. дис. Каз., 2015; Шиманский Н. В. Проблемы раннего многоголосия в период школы Нотр-Дам (на примере органумов Перотина) // Южно-Российский муз. альманах. Р.-н/Д., 2016. № 1(22). С. 5-11; он же. Раннее многоголосие в литургической музыке западноевроп. Средневековья (к типологии органума): Докт. дис. Минск, 2017.
М. Е. Гирфанова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
  • АНТЕМ в англиканской Церкви песнопение на текст из Библии на англ. яз.
  • ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда
  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением