ОБЪЕДИНЁННАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Том LII, С. 336-339
опубликовано: 19 мая 2023г.

ОБЪЕДИНЁННАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Содержание

[англ. United Methodist Church], крупнейшая методистская церковь в США, имеющая своих последователей во всем мире. Член Всемирного Совета Церквей, Всемирного методистского совета, Национального совета церквей (США).

Вероучение и богослужебная практика

О. м. ц. приняла Исповедание веры Методистской церкви 1962 г., продолжила использовать в качестве вероучительных документов 25 статей религии (24 подготовленные Дж. Уэсли на основе 39 статей Церкви Англии, 25-я была добавлена амер. методистами в 1784), «Типовые проповеди Джона Уэсли» (1746-1760) и его «Объяснительные заметки к Новому Завету» (1755). В О. м. ц. признаются 2 таинства: Крещение и Евхаристия. Крещение как детей, так и взрослых совершается окроплением, обливанием или погружением (по желанию). Евхаристия в конгрегациях совершается с различной периодичностью - от ежеквартальной до еженедельной. В большинстве из них вместо вина используется неферментированный виноградный сок. С т. зр. О. м. ц. это выражает пастырскую заботу о выздоравливающих алкоголиках, обеспечивает участие детей и молодежи и поддерживает воздержание. Принимать причастие в О. м. ц. могут и христиане из других конфессий, ибо «стол, за которым мы собираемся, принадлежит Господу, он должен быть открыт для всех, кто отвечает на любовь Христа, независимо от возраста или членства в церкви» (Book of Worship. Nashville, 1992. P. 29). Кроме того, принимать участие в Вечери Господней могут и некрещеные, т. к. считается, что это может стать 1-м шагом на пути к таинству Крещения. Великий пост в О. м. ц. начинается в Пепельную среду и заканчивается на закате в Великую субботу. Пост не предполагает пищевых ограничений, а является временем саморефлексии, покаяния и сосредоточения на Боге.

О. м. ц., особенно в США и Европе, постоянно поддерживает диалог по темам, вызывающим дискуссии в Церкви и в обществе. Конфликты, связанные с равенством полов, разводами, абортами, нетрадиц. сексуальной ориентацией прихожан и пастырей и т. п., продолжались почти непрерывно с момента образования деноминации. Для определения позиции О. м. ц. по наиболее важным вопросам были разработаны и изданы «Социальные принципы», впервые утвержденные на Генеральной конференции 1972 г., к-рые дополняются на каждой конференции. Так, О. м. ц. определила свое отрицательное отношение к эвтаназии, смертной казни, насилию в семье, абортам, сексуальному насилию и домогательствам, клонированию человека, генно-модифицированным продуктам, алкоголизму, наркомании, азартным играм. О. м. ц. не осуждает самоубийц, т. к. «христианская точка зрения на самоубийство начинается с утверждения веры, что ничто, включая самоубийство, не отделяет нас от любви к Богу (Рим 8: 38-39)» (Ibid. P. 115). О. м. ц. не потворствует практике гомосексуализма и считает ее несовместимой с христ. учением, но, говоря, что «Божья благодать доступна всем», просит семьи и церкви не отвергать и не осуждать лесбиянок и гомосексуалистов, т. к. Церковь должна служить всем людям. Однако это служение не распространяется на легализацию однополых союзов, потому что брак определяется как союз мужчины и женщины. В нач. XXI в. в О. м. ц. обсуждаются и проблемы трансгендеров. В 2008 г. Судебный совет постановил, что назначенные пасторы-трансгендеры могут служить в конгрегациях в рамках деноминации. «Социальные принципы» также охватывают отношение О. м. ц. к окружающему миру в целом, т. к. «все творение принадлежит Господу, и мы несем ответственность за то, как мы используем его... Вода, воздух, почва, минералы, энергетические ресурсы, растения, животная жизнь и пространство должны цениться и сохраняться, потому что они являются творением Бога, а не только потому, что они полезны для людей» (The Book of Discipline. Nashville, 2012. P. 106); отношение к обществу и в обществе: О. м. ц. осуждает «акты ненависти или насилия в отношении групп или лиц по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, этнической принадлежности, возраста, пола, инвалидности, статуса, экономического положения, сексуальной ориентации, гендерной идентичности или религиозной принадлежности» и принимает «социальные условия, в которых человеческие сообщества поддерживаются и укрепляются во имя всех людей и их роста» (Ibid. P. 110); определяет отношение к экономике: «...мы утверждаем, что все экономические системы находятся под судом Божьим не меньше, чем другие аспекты созданного порядка» (Ibid. P. 128), и, «как церковь, мы призваны поддержать бедных и бросить вызов богатым. Для того, чтобы начать бороться с бедностью, мы выступаем за меры по поддержанию адекватного дохода, качественного образования, достойного жилья, профессиональной подготовки, реальных возможностей трудоустройства, адекватной медицинской помощи» (Ibid. P. 130); О. м. ц. определила свое отношение к гос-ву и международному сообществу: «...государство не должно пытаться контролировать церковь, и церковь не должна стремиться доминировать над государством. Законное и жизненно важное отделение церкви от государства, которое служило делу религиозной свободы, не должно быть истолковано как отмена всех религиозных выражений из общественной жизни» (Ibid. P. 135). Международное сообщество - «единство, которое сегодня насаждает технологическая революция» - не способствует достижению стабильного мира. Поэтому О. м. ц. «как церковь посвящает себя созданию мирового сообщества, которое стало бы сообществом людей, искренне любящих друг друга» (Ibid. P. 139), и выступает против войны как инструмента внешней политики.

Структура

О. м. ц. состоит из ежегодных конференций (Annual Conference); округов (District) и приходов (Local church). Приходы возглавляют служители (minister), округа - окружные суперинтенденты (District Superintendent), ежегодные конференции - епископы. Высший орган - Генеральная конференция (General Conference). Количество членов, включая автономные церкви, на 2018 г.- 12,3 млн чел. В США ежегодно проводятся 54 конференции под руководством епископов в 46 епископских районах. Существуют 75 ежегодных конференций в Африке, Европе и на Филиппинах, к-рые контролируются 20 епископами. Центральные конференции были впервые созданы в Методистской епископальной церкви в Азии (в Индии в 1885 и в Китае в 1897), затем в Европе (1908), в 20-х гг. XX в.- в Африке и Лат. Америке.

Дж. Уэсли. Худож. У. Гамильтон. 1788 г. (Национальная портретная галерея, Лондон)Дж. Уэсли. Худож. У. Гамильтон. 1788 г. (Национальная портретная галерея, Лондон)В 30-х и 60-х гг. XX в. по разным причинам ежегодные конференции за пределами США стали автономными, особенно в большинстве регионов Азии и во всей Лат. Америке. Подавляющее большинство этих автономных церквей являются аффилированными автономными или дочерними орг-циями О. м. ц. и отправляют делегатов на Генеральную конференцию (без права голоса). Главным управляющим органом О. м. ц. является Генеральная конференция, которая собирается раз в 4 года и состоит из равного количества священнослужителей и мирян (не более 1 тыс. чел.). Между генеральными конференциями деятельность О. м. ц. контролирует Совет епископов. Постоянно действует Судебный совет, который разбирает возникшие споры и дела, связанные с нарушениями Конституции О. м. ц. Также существуют агентства, советы и комиссии, связанные с видами деятельности О. м. ц.: по вопросам служения, финансов и администрации, по пенсионным и медицинским льготам, оказанию помощи, в сфере высшего образования, миссионерского служения, по проблемам религии и расовой принадлежности, положения и роли женщин, архивов и истории, массовых коммуникаций, издательского дела. О. м. ц. финансирует 13 семинарий и поддерживает ок. 100 колледжей и ун-тов в США, включая Бостонский ун-т, ун-т Эмори, ун-т Дьюка, Южный методистский ун-т. За пределами США О. м. ц. имеет 360 школ и образовательных учреждений.

История

О. м. ц. была создана 23 апр. 1968 г. (Даллас, шт. Техас) в результате слияния Методистской церкви и Объединенной евангелической братской церкви. Соглашение об объединении заключили еп. Л. Уик от Методистской церкви и еп. Р. Мюллер - от евангелической. Вошедшие в О. м. ц. церкви также возникли в результате слияния методистских и евангелических церквей, попытки объединения к-рых были еще в нач. XIX в. Первые конгрегации методистов в Сев. Америке возникли в 60-х гг. XVIII в. Р. Строубридж организовал общины в штатах Мэриленд и Виргиния, Ф. Эмбери - в Нью-Йорке, Т. Уэбб - в Филадельфии. В 1768 г. Джон Уэсли отправил в Америку 2 проповедников-мирян - Р. Бордмана и Дж. Пилмора. Два года спустя Р. Райт и Ф. Асбери были отправлены на помощь растущим амер. методистским об-вам. Первая конференция методистских проповедников в колониях состоялась в 1773 г. в Филадельфии. Присутствовавшие присягнули на верность руководству Уэсли и приняли решение, что, как миряне, они не будут совершать таинства. В местной англикан. приходской церкви методисты получали таинства Крещения и Вечери Господней. Была введена в действие система проведения регулярных конференций, аналогичная той, к-рую Уэсли учредил в Англии. Амер. революция внесла серьезные изменения в жизнь амер. методистов. В дек. 1784 г. в Балтиморе состоялась Рождественская конференция методистских проповедников, на к-рой была организована независимая Методистская епископальная церковь в Америке. В 1785 г. была опубликована 1-я Книга дисциплины, в 1792 г. состоялась 1-я Генеральная конференция, в 1808 г. разработан проект церковной конституции. В этот период также появились 2 церкви, которые почти полностью состояли из немецкоязычных прихожан. В сент. 1800 г. была создана Объединенная церковь братьев во Христе, общины которой находились на территории штатов Пенсильвания, Мэриленд и Виргиния. Основатели церкви - реформатский пастор Ф. Оттербейн (1726-1813) и меннонит М. Бём (1725-1812) - изначально движимые идеями пиетизма, приняли доктрину и организационное устройство методистов. В 1803 г. в Пенсильвании Дж. Олбрайт (1759-1808) создал Евангелическую ассоциацию. Олбрайт вначале был лютеран. проповедником, а затем перешел в методизм. В 1807 г. на 1-й ежегодной конференции он был избран епископом. Обе церкви активно использовали систему т. н. разъездных проповедников (circuit riders), к-рые посещали отдаленные поселения. Первые попытки слияния этих церквей, предпринятые в нач. XIX в., успехом не увенчались. Затем последовали расколы внутри Методистской епископальной церкви: из-за несогласия с епископальной системой устройства (1830); из-за разного отношения к рабовладению (1844), когда единая прежде церковь разделилась на Епископальную церковь Севера и Епископальную церковь Юга. Кроме того, в 1813-1917 гг. методисты-афроамериканцы образовали независимую Африканскую методистскую епископальную церковь и Африканскую методистскую епископальную церковь Сиона. Евангелическая ассоциация также не избежала раскола, в результате к-рого в 1891 г. возникла Объединенная евангелическая церковь. В 20-х гг. XX в. начался процесс постепенного сближения родственных церквей. В 1922 г. Евангелическая ассоциация и Объединенная евангелическая церковь создали единую Евангелическую церковь. В 1946 г. на базе Объединенной церкви братьев во Христе и Евангелической церкви возникла Объединенная евангелическая братская церковь. В 1939 г. был наконец преодолен раскол между методистскими церквами Севера и Юга и появилась единая Методистская церковь. В 1968 г. Объединенная евангелическая церковь и Методистская церковь создали О. м. ц., куда вошла большая часть амер. методистов (ок. 11 млн чел.). Объединенная церковь поставила перед собой ряд важных задач, одна из к-рых - получение женщинами «полного духовного статуса» - была выполнена в 1980 г., когда в О. м. ц. появилась 1-я женщина-епископ - Марджори Мэттьюз; в 2008 г. Хоакина Нханала (Мозамбик) стала 1-й женщиной методистским епископом в Африке.

О. м. ц. продолжает развиваться, придерживаясь принципов, разработанных Уэсли: нести любовь и справедливость, исцелять больных, питать голодных, освобождать угнетенных, заботиться о странниках и проявлять сострадание к людям. В 2008 г. определены 4 основных направления развития О. м. ц.: служение бедным, здравоохранение, развитие церквей и обучение лидеров для церкви. Так, О. м. ц. борется за ликвидацию болезней, связанных с нищетой,- малярии, ВИЧ, СПИДа и туберкулеза, снабжая больницы, клиники и миссии в Африке необходимыми лекарствами, а также обеспечивая санитарное просвещение, информационно-пропагандистскую деятельность и инфраструктуру. К 2020 г. планируется охватить медицинской помощью 1 млн африкан. детей. Хотя О. м. ц. принимает участие во многих глобальных программах, основная деятельность разворачивается на уровне местных конгрегаций.

Миссионерская деятельность О. м. ц.

Несмотря на конфликты и раскол в Сев. Америке, на протяжении всей своей истории методисты вели активную миссионерскую деятельность за рубежом. Они создавали собственные миссии и принимали участие в межденоминационных проектах. В 1820 г. афроамер. проповедник Д. Кокер организовал церковь в Либерии - колонии для бывш. рабов, созданной при участии Американского об-ва колонизации. До 1833 г. миссионерская работа велась мирянами, позднее в Либерию прибыл М. Кокс, к-рый стал 1-м официально назначенным миссионером. В 1856 г. Генеральная конференция приняла «Положения об избрании миссионерских епископов», к-рые в своей юрисдикции ограничивались выборным регионом. В 1863 г. «миссионерским епископом» был назначен бывш. раб Дж. Робертс, прибывший в Либерию в 1829 г. После его смерти в 1875 г. епископы снова стали на время приезжать из США. В 1884 г. на Генеральной конференции была представлена петиция Либерийской конференции, в к-рой содержалась просьба о назначении епископа-резидента в Африку. Им стал У. Тейлор. Он выполнял 2 конкретных задания: осуществлял надзор за Либерией и расширял миссии на Африканском континенте. С 20 мая по 10 сент. 1885 г. Методистская епископальная церковь основала 5 миссионерских пунктов, чтобы начать работу в Анголе. В 1886 г. епископ и его сотрудники вошли в Н. Конго. В том же году Тейлор также посетил короля Португалии и получил разрешение на работу в португ. Вост. Африке (Мозамбик). Он создал конгрегации в юж. части Либерии, Сьерра-Леоне, Анголе, в Мозамбике и Заире. В 1896 г. Дж. Хартцелл был избран епископом в Африку, а к 1897 г. Методистская епископальная церковь появилась в Родезии (Зимбабве). В течение этого периода ежегодные конференции помимо конференций в Соединенных Штатах были организованы на региональном уровне в рамках т. н. центральных конференций. В 1847 г. Дж. Коллинз и М. Уайт высадились в Фучжоу (Китай) под эгидой миссионерского об-ва Методистской епископальной церкви. В 1856 г. Уильям Батлер прибыл в Калькутту со своей женой К. Батлер (одной из буд. основательниц жен. миссионерского об-ва). В 1873 г. Р. Маклей приехал в Японию. В 1885 г. У. Скрантон, его мать М. Скрантон и Г. Аппенцеллер начали работать на Корейском п-ове. С 1870 по 1875 г. методистские миссионеры вели миссионерскую кампанию в Индии, к югу от р. Ганг, под рук. Дж. Тоберна и Тейлора. Эти усилия привели к созданию Южноиндийской конференции в 1876 г. Тоберн также начал работу в Юго-Вост. Азии, когда в 1879 г. открыл миссию в Рангуне, Бирма (ныне Янгон, Мьянма). В 1885 г. он возглавил создание миссии в Сингапуре, к-рая позже охватила весь Малаккский п-ов и Саравак. В 1902 г. была создана ежегодная конференция в Малайзии. Миссия распространилась и на территорию совр. Индонезии, включая вост. часть о-ва Борнео (1901), Суматру (1905), Яву (1905), зап. часть о-ва Борнео (1906) и о-ва Банка (1911). В 1899 г. Тоберн начал успешную работу в Маниле, и в 1908 г. была организована ежегодная конференция Филиппинских о-вов.

Европейская миссия О. м. ц. начала работу, когда мигранты, моряки, солдаты и др., познакомившиеся с амер. методизмом, вернулись домой в Европу. Л. Якоби присоединился к методистам после иммиграции в Цинциннати в 1838 г. Он вернулся в Германию в 1849 г. и начал собирать церковь в Бремене. Евангелическая ассоциация, имеющая этнические и языковые связи с Германией, отправила К. Линка в качестве своего 1-го офиц. миссионера в Германию в 1850 г. Норвеж. моряк О. Петерсен, ставший в Америке методистом, в 1849 г. начал проповедовать в Норвегии. Первая конгрегация в Дании была основана К. Виллерупом в 1856 г. В 1895 г. в Берлине состоялось 1-е заседание Центрального совета конференций и миссий Методистской епископальной церкви в Европе. В 1900 г. епископ, назначенный в Европу, поселился в Цюрихе. В 1908 г. Генеральная конференция санкционировала создание Центральной конференции для всей Европы. Его 1-я сессия состоялась в 1911 г. в Риме. Во время первой мировой войны епископский надзор по политическим мотивам был разделен между 2 епископами. Генеральная конференция 1920 г. создала 3 епископские зоны для Европы. После 1924 г. они стали 3 отдельными центральными конференциями. Конференция Центр. Европы включала в себя Германию, Швейцарию, Австрию, Венгрию, Югославию, Болгарию и Россию; Сев. Европы - Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию и страны Балтии; Юж. Европы - Францию, Испанию, Италию, Сев. Африку. Все конференции возглавляли епископы-американцы. Из-за тяжелого экономического кризиса и смерти епископа-надзирателя конференция Юж. Европы была распущена в 1932 г. Позднее конгрегации Юж. Европы присоединились к Конференции Центр. Европы. В 1936 г. Германия самостоятельно избрала своего епископа и стала Центральной конференцией (в границах герм. рейха). В 1970 г. методисты ГДР избрали епископом одного из своих пасторов и также создали независимую Центральную конференцию. После политического воссоединения Германии в 1992 г. 2 центральные конференции вновь объединились. Еп. Рюдигер Минор из ГДР был назначен для наблюдения за возрождением методистского присутствия на территории бывш. СССР. В 1993 г. он стал епископом Объединенной методистской церкви Евразии.

Миссии О. м. ц. (и ее предшественников) в странах Европы и бывш. СССР: в Албании (1889-1920, восстановлена в 1990), Австрии (1870-1897), Бельгии (1920-1967, восстановлена в 2008), Болгарии (1857, восстановлена в 1991), Хорватии (1923, 1995-2010), Франции (1791, 1868-1907), Венгрии (1905), Македонии (1873-1921), Румынии (1873-1920, восстановлена в 2011), Сербии (1899), Словацкой Республике (1925), Чешской Республике (1920), Швейцарии (1840, 1856-1866), Дании (1857), Норвегии (1953), Финляндии (1859-1883), Белоруссии (1920, восстановлена в 2002), Эстонии (1907), Казахстане (1999), Киргизии (2003), Латвии (1908-1911, восстановлена в 1991), Литве (1900-1905, восстановлена в 1995), Молдавии (2000), России (1889, восстановлена в 1990), Швеции (1854), Таджикистане (2006, на 2018 закрыта), Украине (1923-1994), Узбекистане (2004, на 2018 закрыта).

В наст. время в Европе существуют 3 центральные конференции: Центр. и Юж. Европа (15 стран) - одна епископская область, 7 ежегодных конференций; Германия - одна епископская область, 3 ежегодные конференции; Сев. Европа и Евразия (14 стран) - 2 епископские области, 10 ежегодных конференций. Приходы в России распределены по 4 конференциям: Центр. Россия (36 конгрегаций, 895 чел.), Сев.-Зап. Россия (24 конгрегации, 722 чел.), Юж. Россия (31 конгрегация, 743 чел.), Вост. Россия - Казахстан (20 конгрегаций, 847 чел.).

И. Р. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также