[древнерус. Олгъ, Ольгъ] (ум.- после 2.09.911), кн. Киевский (кон. IX - 1-я четв. X в.). Первый из правителей Древнерусского гос-ва, чье имя засвидетельствовано в офиц. документе - тексте русско-визант. договора, заключенного 2 сент. 911 г. Имя князя является древнерусской адаптацией распространенного древнесканд. имени Helgi, соответствующего древнеисл. helgi (слабая форма прилагательного heilagr; в языческую эпоху - священный, сакральный).
Главный и практически единственный источник сведений о деятельности О.- древнерус. летописи, прежде всего «Повесть временных лет» (ПВЛ) и Новгородская I летопись младшего извода (НПЛ), к-рые существенно расходятся в определении статуса О., в изображении его деяний и в датировках связанных с его именем событий, включая дату его смерти. Главным различием является соотношение деятельности О. и кн. Игоря: в ПВЛ О. представлен родичем кн. Рюрика («от рода его суща» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 22), опекуном малолетнего кн. Игоря и киевским князем, совершившим поход на К-поль. Согласно ПВЛ, после смерти О. в 912 г. к власти пришел кн. Игорь. В НПЛ О. изображен воеводой кн. Игоря, совершившего неудачный поход на К-поль, осуществившим 2-й поход уже сам. Сообщение о смерти О. помещено под 922 г. Эти и более частные различия породили множество интерпретаций сохранившихся текстов и большое количество реконструкций событий кон. IX - нач. Х в., к-рые основываются прежде всего на том, какому варианту (ПВЛ или НПЛ) отдается приоритет, при этом подавляющее число историков опираются на описание в ПВЛ.
По мнению А. А. Шахматова, НПЛ в целом отразила Начальный свод 90-х гг. XI в. и, соответственно, представляет более ранний текст, нежели ПВЛ (Шахматов. 2001. С. 228-243; относительно точным считают отражение Начального свода в НПЛ А. А. Гиппиус (см.: Гиппиус. 2012. С. 47) и ряд др. исследователей). Однако при этом Шахматов считал, что повествования об О.- князе, а не воеводе присутствовали уже в реконструированном им Древнейшем летописном своде 30-х гг. XI в. в составе «Сказания о первых русских князьях» и потому ПВЛ в данном случае содержит более раннюю редакцию сказания об О., нежели НПЛ.
Все даты как ПВЛ, так и НПЛ условны, т. к. хронологическая сетка была внесена в летописный текст не ранее 70-х или 90-х гг. XI в. Все датировки для IX и большей части Х в., за исключением 3 или 4 (Назаренко. 2016. С. 626-627),- результат собственных расчетов летописца, основанных на неск. датах, к-рые заимствованы из визант. источников и касаются собственно визант. истории. Ненадежность летописных датировок побуждает исследователей пересматривать хронологию описанных в этих текстах событий, связанных с О. Так, на основе отождествления О. с Х-л-г-у из «Кембриджского документа» К. Цукерман определил время правления О. как 911-941 гг. (Цукерман. 2007. С. 344-347). В связи с появлением сведений о росах в византийских источниках только в нач. Х в., после почти 40-летнего молчания, у историков вызывает сомнение летописная датировка захвата О. Киева (882): это событие они предлагают отнести к самому кон. IX в. или даже нач. Х в. (Щавелев. «Держава Рюриковичей». 2017). Единственными достоверными и опорными для исторических построений датами являются 2 сент. 911 г. (заключение О. договора с Византией) и 941 г. (нападение на К-поль кн. Игоря и разгром его войска в сент. того же года, засвидетельствованные в визант. источниках - см.: Половой. 1961).
За исключением бесспорного упоминания О. в русско-визант. договоре 911 г. в качестве «великого князя рускаго», от лица к-рого заключался этот договор, визант. источники О. не знают.
С походом О. на К-поль нередко связывают сообщение о росах-дромитах в «Хронике» Псевдо-Симеона при описании событий 904 г. (Symeonis Magistri. 2006. P. 84*-91*, 139*). По обоснованной гипотезе А. Карпозилоса, это сообщение заимствовано из несохранившегося географического (или географо-этимологического) трактата (Карпозилос. 1988. С. 115-117). Как убедительно показал П. В. Кузенков, пассаж о росах «был вставлен на каком-то этапе в текст одной из хроник семейства Симеона Логофета (в виде схолий?), а в редакции Псевдо-Симеона даже вытеснил основное повествование» (Кузенков. 2011. С. 22), в к-ром речь шла или просто имелось упоминание о росах. Однако никаких указаний на то, что в этом месте говорилось именно о походе О., как полагает Кузенков (Там же. С. 25), нет: в сохранившемся тексте рассказывается о войне византийцев на море с араб. адмиралом Львом Триполитом, разгромленным патрикием Имерием в 905/6 г. Более вероятно, что упоминание росов связано не с походом О. (Щавелев. «Держава Рюриковичей». 2017. С. 86-87), а с их участием в событиях 905/6 г. и 910-911 гг. (имп. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях» (Const. Porphyr. 2012. P. 651) писал об использовании Имерием отряда из 700 росов в морском походе против арабов в последние годы жизни имп. Льва VI Мудрого (886-912): по традиционному мнению исследователей, речь шла о сражении у о-ва Крит в окт. 911, по мнению Э. Арвейлер и К. Цукермана,- о походе в Сирию 910 г. (Ahrweiler. 1966. Р. 113. Note 4; Zuckerman. 2015. Р. 73-91; Роменский. 2017. С. 177)). Лишь в одном источнике, возможно, содержится намек на поход О.: по осторожному предположению А. П. Каждана, в комментарии Космы Иерусалимского на стихи Григория Назианзина упоминается о передвижении моноксил (так обычно назывались в византийских источниках корабли росов) по суше (Каждан. 1991. С. 149-150), что может (но не обязательно) служить отголоском тактического маневра О., описанного в летописи,- перемещения кораблей по земле, чтобы обойти препятствие на воде.
Среди достаточно многочисленных сообщений вост. авторов о русах (росах) начиная еще с IX в. (Ибн Хордадбех) выделяются 3, к-рые соотносятся в историографии с деятельностью О. В кн. «Золотые копи и россыпи самоцветов» (ок. 947-948, переработана в 956) аль-Масуди упомянул 3 «царей (малик) ас-Сакалиба»: ад-Дира (к-рого сопоставляют с кн. Диром - соправителем кн. Аскольда в Киеве (см. в ст. Аскольд и Дир)), al-‘.w.n.g - аль-Олванга (аль-Аванджа; аль-Алунджа; возможны и др. прочтения имени по разным рукописям) и ат-Турка. Второй из них, по сообщению аль-Масуди, имел многочисленное войско и воевал с ар-Румом (Византия), аль-Ифранджем (Франкия) и ан-Нукубард (Ma