[῾Η ἱερὰ μονὴ Παναγίας ᾿Ολυμπιωτίσσης (᾿Ολυμπιώτισσας)], женский (ранее мужской) общежительный действующий мон-рь Элассонской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на юж. склоне горы Олимп, на северо-западе от г. Эласоны (Элассон; Фессалия). Самый древний и самый крупный мон-рь региона. Кафоликон мон-ря построен при имп. Андронике II Палеологе в кон. XIII в. и, вероятно, существовал еще до возникновения обители. На одной из реликвий мон-ря - резной деревянной двери на зап. стороне кафоликона - имеется дата: 1296 г. Однако неизвестно, что обозначает этот год: основание, или обновление храма, или учреждение мон-ря. Ктиторами храма являлись севастократоры Константин и Феодор, сыновья и преемники в качестве правителей Фессалии Иоанна I Дуки Комнина († 1289), их погребения находятся в обители.
Древнейшим документом, подтверждающим существование монастыря, а не только храма на склоне горы, является хрисовул от 1336 г. имп. Андроника III Палеолога (1328-1341), подлинность к-рого ученые иногда ставят под сомнение. Вторым важным и несомненно подлинным источником, сообщающим о мон-ре, служит сигиллий 1342 г. патриарха К-польского Иоанна XIV Калеки, дарующий О. Б. м. статус стравропигиального. Впосл. К-польские патриархи регулярно подтверждали этот статус на протяжении всего многовекового существования мон-ря, в т. ч. и во времена тур. владычества (сохр. множество патриарших грамот, свидетельствующих об этом). Первоначально обитель была посвящена празднику Преображения Господня и до XVIII в. упоминалась в документах с этим посвящением; когда именно произошло переименование, точно установить невозможно.
Название «Панагия Олимпиотисса» связано с одноименной иконой Божией Матери, к-рая чудесным образом начала двигаться из заброшенного мон-ря в Карье (также на Олимпе) по направлению к мон-рю Преображения. Согласно преданию, ночью местный пастух увидел в траве странный свет и, опасаясь приближаться к нему, швырнул в свечение камень, после чего его руку парализовало. Подойдя, он увидел икону Божией Матери. Пастух немедленно рассказал о случившемся односельчанам, к-рые, сбежавшись в указанное место, обрели икону и торжественно перенесли ее в обитель над Элассоном. Рука пастуха исцелилась после того, как он принес покаяние. В связи с обретением чудотворной иконы обитель стала называться «Панагия Олимпиотисса» и в ней помимо праздника Преображения Господня стали с особой торжественностью отмечать праздник Успения Пресв. Богородицы.
Чудотворная икона хранится в обители и является главной почитаемой святыней. Пресв. Богородица изображена в полный рост с молитвенно сложенными руками, без Младенца Христа. Икона украшена большим серебряным окладом с изображением 2 ангелов, держащих над Пречистой Девой позолоченный венец. В верхней части оклада серебряным кругом отмечен застрявший в доске камень, к-рый пастух бросил в икону. В нижней части есть надпись о проведенной в 1893 г. реставрации образа.
Кафоликон относится к достаточно редкому архитектурному типу: одноглавый купольный храм со входом через галерею, расположенную по 3 сторонам. Мн. архитектурные черты храма встречаются в фессалоникийских храмах, напр., купол, покрытый красной и белой черепицей, сходен с куполом храма св. Апостолов в мон-ре Влатадон. Способ кладки также имеет много общего с кладкой большинства храмов Фессалии, однако отличается лучшим качеством. В зап. рукаве п-образной галереи находится древняя резная дверь - редкий образец визант. резьбы по дереву с сохранившимися следами краски и инкрустацией костью.
Внутренние росписи кафоликона - одного времени с его постройкой. Иконографическая программа содержит ветхо- и новозаветные сюжеты, двунадесятые праздники, Акафист Пресв. Богородице, изображения святых, из к-рых наиболее хорошо сохранились фигуры прп. Ефрема Сирина и мч. Феодора Стратилата, а также фигуры евангелистов Марка и Матфея. В куполе находится плохо сохранившееся изображение Христа Вседержителя. Большинство росписей, также плохой сохранности, выполнены в т. н. грузном стиле, распространенном в кон. XIII в. Иконописец, вероятно, был знаком с росписями мон-ря Протат на Афоне (ок. 1290), создание к-рых приписывается Мануилу Панселину и его артели; возможно, кафоликон расписывал кто-то из его учеников, высказываются также предположения о том, что это мог быть сам Панселин. Мн. древние иконы, хранившиеся в храме, были украдены в 1980 г. и заменены современными.
Характерной чертой наружной отделки храма являются многочисленные керамические украшения, к-рые встречаются в храмах в этой части Греции, но снаружи кафоликона О. Б. м. они представлены наиболее богато и разнообразно. В поствизант. период с зап. стороны к кафоликону пристроили небольшое помещение (разобрано в 1960), где могли молиться женщины-паломницы: мон-рь в то время был мужским. В 1817 г. с юж. стороны к храму пристроили 2-этажное здание для укрепления стены. Оно сохранилось до наст. времени, в нем находится часовня во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского († 1920).
О. Б. м. с начала своей истории стал важнейшим духовным центром Фессалии. Обитель владела обширными земельными угодьями и недвижимостью. Во время османского ига мон-рь переживал тяжелые времена. Возрождение обители началось после обретения Грецией независимости в 1830 г. Однако в отличие от основной части Фессалии, к-рая была освобождена от турок и присоединена к Греции в 1881 г., Элассон окончательно обрел свободу лишь в результате Балканских войн в 1912 г.
В наст. время О. Б. м.- это крупный паломнический центр. Мон-рь известен обширным собранием редких книг и рукописей, основание к-рому положил Анфимий Олимпиотис. В 1777 г. он привез из Вены ок. 400 книг богословского и филологического содержания. Каждый год 5 окт. (день освобождения города в 1912) из мон-ря выходит торжественный крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери, завершающийся в храме вмч. Димитрия Солунского в центре Эласоны (Элассона).