[Альвиан] († нач. IV в.), сщмч. (пам. 4 мая; пам. греч. 29 мая), еп. Анейский. Основным источником сведений об О. является анонимное греч. Мученичество (BHG, N 2319-2320), известное по 3 рукописям: Ath. Vatop. 84. Fol. 14-16 (кон. IX - нач. X в.); Monac. gr. 366. Fol. 30v - 33 (X-XI вв.); Vat. Palat. gr. 27. Fol. 59-61 (XI в.). Первая рукопись представляет собой Минологий с мая по авг., 2 другие - Минологии на май. Издатель Мученичества Ф. Алькен отметил, что текст из Ath. Vatop. 84 отличается некоторыми деталями от текста из 2 др. рукописей, но имеет достаточно совпадений с Мученичеством из рукописи Monac. gr. 366. На основе этого он пришел к выводу о том, что текст Мученичества в Ath. Vatop. 84 и Monac. gr. 366 отстоят ближе к тексту утраченного оригинала (Halkin. 1975. P. 29-30). По мнению Алькена, Мученичество является «эпическим», т. е. вымышленным, согласно определению И. Делеэ (см.: Delehaye. Passions. P. 171-226), и было составлено не позднее IX в. Издатель отметил в Мученичестве заимствования из текста Мученичества сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (Halkin. 1975. P. 30-31).
Согласно Мученичеству, во время правления рим. имп. Максимиана Геркулия и консулов Александра и Максима в пров. Асия, где правителем был Юлий Секст Элиан, началось гонение на христиан. Элиан отправил в г. Анею неокоров (хранителей храма) Агриппина и Клементия для того, чтобы они принуждали жителей города приносить жертвы Гере и Гелиосу. Тех, кто не подчинялся приказу, подвергали пыткам. Тогда был схвачен епископ города - О. Он отказался выполнить имп. приказ и смело обличал языческих богов. После многочасового допроса, не сумев переубедить О., Агриппин и Клементий приказали пытать епископа раскаленным железом. Но О. не изменил своего решения. Тогда неокоры доложили Элиану, что епископ не только сам не почитает богов, но и других призывает не приносить им жертвы. Элиан приказал всех, кто не подчинится приказу императора, сжигать заживо. Воины наместника прибыли в Анею и попытались склонить О. к отречению от веры во Христа. О. остался непреклонен, тогда мучители публично раздели епископа, избили его палками, а затем вывели за городские ворота, чтобы предать огню. Перед казнью О. помолился и сам вошел в пламя. Это произошло 3 мая (в ркп. Ath. Vatop. 84 дата кончины мученика исправлена на 4 мая). В конце Мученичества говорится о том, что О. был сожжен после мч. Каллиста, а вместе с ним пострадали Македоний, Симфор и мн. другие. Язычники и иудеи были поражены стойкостью епископа; христиане с честью похоронили останки мученика.
По мнению исследователей, О. пострадал в нач. IV в., при имп. Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310) (Sauget. 1967. Col. 1143; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 363), и/или при имп. Диоклетиане (284-305) (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 9. Σ. 322); консулы Александр и Максим, а также правитель Асии Юлий Секст Элиан являются вымышленными персонажами.
В Cинаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) память О. обозначена дважды - под 4 и 29 мая (SynCP. Col. 657-658, 715-716; PG. 117. Col. 436-437, 481; Mateos. Typicon. T. 1. P. 280, 300). В 1-й раз епископ поминается с учениками, имена которых не обозначены. В краткой заметке из Синаксаря, составленной на основе Мученичества, говорится, что О. был чудотворцем при жизни и после его кончины чудеса происходили в месте, где покоились мощи святого. В синаксарном сказании под 29 мая ошибочно указано, что О. был доставлен к правителям Юлию и Элиану; в конце добавлено, что в этот день в К-поле совершалась торжественная служба в честь О. в ц. св. Прокопия, расположенной близ Хелоны. Р. Жанен предположил, что церковь была построена равноап. имп. Константином I Великим (306-337) или после его смерти, но не позднее V в., и существовала до кон. XII в. Квартал Хелона располагался на склоне, ведущем к Золотому Рогу (на сев. склоне 3-го холма) (Janin. Églises et monastères. P. 444). В некоторых визант. минеях память О. обозначена под 5 мая (напр.: Paris. gr. 1575, XII в.- SynCP. Col. 660). Прп. Никодим Святогорец поместил краткое сказание о епископе под 29 мая; как и в Синаксаре К-польской ц., он указал на то, что епископ был приведен на суд к Юлию Сексту и Элиану (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 147).
В палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 26 июня отмечена память мч. Ольфиана (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 74, 261). Под этим же числом в рукописи Sinait. gr. 620 (X в.) содержится память мч. Ольвиана. По мнению некоторых исследователей, в обоих случаях речь идет об О. (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 363).
Из визант. календарей память О. и сказание о нем перешли в славянские агиографические памятники: под 4 мая они содержатся в слав. переводе стишного Пролога, созданном в Болгарии в XIV в., в этом тексте упоминается только один безымянный ученик епископа (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 9. С. 14); в ВМЧ митр. Макария и в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского имя священномученика передается как Альвиан (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 146 [2-я паг.]; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Л. 375 об.). В зап. церковной традиции О. не почитается.