(Годунова Ксения Борисовна; ок. 1582 - 30.08.1622, Владимир), рус. царевна (с 1598), мон. Из рода Годуновых, дочь царя Бориса Феодоровича Годунова, сестра царя Феодора Борисовича Годунова. Современник О., кн. И. М. Катырев-Ростовский, так описал ее: «...девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше» (РИБ. Т. 13. Вып. 1. Стб. 621).
30 апр. 1598 г., во время торжественной встречи в Москве избранного царем Бориса Феодоровича Годунова, царевна шла рядом с отцом, матерью и братом. Неоднократно участвовала в различных торжественных мероприятиях, в т. ч. в поездках царской семьи в мон-ри (напр., в 1601 в Пафнутиев Боровский (Макарий (Веретенников). 2002. С. 93).
Стремясь укрепить положение новой династии, Борис Годунов предпринял неск. попыток устроить брак Ксении: с Густавом, сыном свергнутого швед. короля Эрика XIV (1599); с эрцгерцогом Максимилианом, братом императора Свящ. Римской империи Рудольфа II (1599); с Хансом (Иоганном), братом датского короля Кристиана IV (1602); с Филиппом, двоюродным братом Кристиана IV и сыном герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургского Ханса (Иоганна) (1603); с груз. царевичем Кайхосро (1604).
По всей видимости, царевна была художественно одаренным человеком. Ей приписывают 2 замечательных произведения древнерус. лицевого шитья, хранящиеся ныне в музее Троице-Сергиевой лавры: покровец на гробницу прп. Сергия Радонежского (вклад царя Бориса Феодоровича Годунова 1601 г.) и индитию (облачение на жертвенник) с изображением «Предста Царица одесную Тебе». «Шитье индитии исполнено мастерски. Мелкие стежки тонкого крученого шелка чуть сероватого тона и более темного в затененных местах так искусно лепят объем ликов, что пропадает впечатление шитья, кажется, что они написаны кистью» (Маясова. 1971. С. 32). Вклад индитии в Троице-Сергиев мон-рь относят к 1602 г., когда царевна была просватана за принца Ханса, к-рый вскоре умер в Москве.
После смерти 13 апр. 1605 г. царя Бориса Годунова жители Москвы присягнули Феодору Борисовичу, его матери - царице Марии Григорьевне и сестре - «государыне царевне Ксении Борисовне». Однако уже 1 июня москвичи, подстрекаемые грамотами Лжедмитрия I, свергли Годуновых. 10 июня на глазах царевны по приказу самозванца были умерщвлены ее брат и мать. С июня по авг. 1605 г. царевна жила в доме одного из руководителей убийства - кн. В. М. Мосальского Рубца. Несомненно, что жизнь ей была оставлена с ведома Лжедмитрия I. По свидетельству нек-рых современников, царевна была принуждена стать наложницей самозванца. Слухи о нахождении царевны при Лжедмитрии I дошли до отца его невесты (Марины Мнишек) Ю. Мнишека, к-рый в письме от 25 дек. 1605 г. (4 янв. 1606) настоятельно просил буд. зятя отдалить ее от себя (СГГД. Ч. 2. № 112. С. 243).
По свидетельству архиеп. свт. Арсения Элассонского, в нояб. 1605 г. царевна была пострижена в монахини с именем Ольга и отправлена в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь (Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 177), откуда позднее была переведена во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь. В сент. 1606 г., в царствование Василия Иоанновича Шуйского, О. принимала участие в церемонии перезахоронения останков своих родителей и брата из московского Варсонофиевского жен. мон-ря в Троице-Сергиев мон-рь. Вероятно, вскоре после этого О. переселилась в находившийся неподалеку от Троице-Сергиева мон-ря Подсосенский жен. мон-рь. Во время осады Троице-Сергиева мон-ря польско-литов. войсками, в 1608-1610 гг., она находилась в обители вместе с осажденными (сохр. письмо О. в Москву кнг. Д. Б. Ноготковой от 29 марта 1609 с описанием тягот осадной жизни; см.: АИ. Т. 2. № 182. С. 213). После снятия осады О., по всей видимости, переехала в Москву в Новодевичий монастырь, который в 1611 г. захватили казаки И. М. Заруцкого: «...они церковь Божию разорили, и образы обдирали и кололи поганским обычаем, и черниць королеву княж Володимерову дочь Ондреевича и царя Борисову дочь Олгу, на которых преж сего и зрѣти не смѣли, ограбили до нага» (СГГД. Ч. 2. № 277. С. 584-585).
Последние годы жизни О. провела, по разным данным, в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре или во владимирском Княгинином мон-ре. Согласно завещанию, О. была погребена вместе с родителями и братом в Троице-Сергиевом мон-ре. Душеприказчик О., Н. Д. Вельяминов, дал по ней крупный вклад в Троице-Сергиев мон-рь: богато украшенные иконы Божией Матери «Одигитрия», Спаса Еммануила, «Видение прп. Сергия Радонежского», церковную утварь (в т. ч. золотой крест, украшенный жемчугом, серебряную панагию и др.), серебряную посуду (в т. ч. 2 братины, 2 достоканца, 5 чарок) и 3 соболиные шубы (Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987. С. 30. Л. 56 об.- 57). Имя О. было записано в синодик для вечного поминовения в Троице-Сергиевом мон-ре.
О трагической судьбе О. еще при ее жизни слагались народные песни (авторство нек-рых приписывается самой О.); ряд из них сохранился в записях, сделанных для англичанина Р. Джемса в 1619-1620 гг. (впервые опубл.: Симони П. К. Великорус. песни, записанные в 1619-20 гг. для Р. Джемса на Крайнем Севере Моск. царства. СПб., 1907). В XIX-XX вв. образ царевны привлекал внимание мн. рус. художников; среди наиболее известных картин, на к-рых изображена О.,- «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» К. Е. Маковского (1862; ГТГ), «Ксения Годунова» С. И. Грибкова (1876; Тверская областная картинная галерея), «Представление Ксении Годуновой Дмитрию Самозванцу» Н. В. Неврева (1882; частное собрание), «Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова» К. В. Лебедева (1912; частное собрание), а также эскиз ненаписанной картины В. И. Сурикова «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича» (1881; ГТГ).