ОМЕЙЯДЫ
Том LII, С. 678-682
опубликовано: 16 июня 2023г.

ОМЕЙЯДЫ

Содержание

[Умайяды, бану умайя; араб.    ], династия, правившая Арабским халифатом в 661-750 гг., когда во многом определился сохраняющийся ныне религиозный и культурный облик Ближ. Востока и сложились мн. элементы вероучения ислама. Тем не менее в то время мусульмане еще составляли явное меньшинство населения халифата, к-рый, т. о., может рассматриваться как преимущественно христ. общество, оказавшееся под властью араб. военной элиты.

История династии

Приход к власти

О. происходили из араб. клана Абд Шамс племени курайш, населявшего Мекку. Основатель ислама Мухаммад принадлежал к др. курайшитскому клану (бану хашим), а О. первоначально находились среди его противников. Лидер О. Абу Суфьян в 624-630 гг. возглавлял противостояние мекканцев Мухаммаду. Лишь когда поражение Мекки стало неизбежным, Абу Суфьян с сыновьями Язидом и Муавией принял ислам. Мухаммад, стараясь заручиться расположением представителей мекканской верхушки, оказывал О. всевозможные благодеяния, но отношение его давних сподвижников (асхабов) к О. всегда оставалось сдержанно-негативным. Муавия участвовал в арабских завоеваниях в Сирии, в 639 г. стал ее наместником. Он был инициатором строительства араб. флота и первых заморских экспедиций мусульман. В 644 г. халифом стал троюродный брат Муавии Усман. Муавия был одним из самых надежных сторонников халифа и беспрепятственно укреплял свою власть, опираясь на армию из араб. племен Сирийской пустыни. В числе его союзников было христ. племя таглиб, ранее оказавшее ожесточенное сопротивление мусульманам. Пребывая мн. годы в окружении сир. христиан, Муавия воспринял некоторые элементы их культуры и поддерживал дружественные отношения с местным епископатом, обеспечившим ему лояльность христ. населения.

После убийства халифа Усмана (656) главой мусульм. общины был избран Али бен Аби Талиб, считавшийся его противником. Муавия объявил себя мстителем за Усмана и не признавал власть Али, обвиняя его в косвенной причастности к убийству. В 656-661 гг. в халифате продолжалась 1-я фитна (междоусобная война; букв.- «искушение», «смута»), в ходе к-рой после битвы при Сиффине (657) часть сторонников Али отделилась от него, образовав радикально-эгалитаристское крыло хариджитов. В 659 г. Муавия провозгласил себя халифом, а после убийства Али (661) его сын Хасан передал Муавии свои права на власть на условиях щедрой денежной компенсации.

Халифат Муавии (661-680)

Консолидация халифата при Муавии - важный рубеж в политической эволюции мусульм. общества, все больше вбиравшего в себя наследие доислам. империй. Сирия стала ядром гос-ва, столица из Медины была перенесена в Дамаск. Произошла трансформация ислам. теократии в араб. монархию, основанную на доминировании араб. племен как привилегированной военной касты. Обращение в ислам мало повлияло на племенное сознание арабов, принимавших в свою среду новообращенных мусульман из неараб. народов как неполноправных клиентов того или иного племени (араб. «мавла»; мн. ч.- мавали) на основе социальных механизмов доислам. родоплеменного общества. При этом мавали часто отличались большим религ. рвением, чем арабы-мусульмане, и играли важную роль в экономической жизни и адм. системе гос-ва, совсем не соответствовавшую их ущербному социальному статусу, что толкало их в оппозицию к О.

Долгие годы пребывания Муавии в Сирии в окружении христиан способствовали его веротерпимости. Мусульм. власть одинаково относилась ко всем христ. исповеданиям, что предопределило сохранение на землях халифата параллельных церковных иерархий. Ближневост. христ. хронисты сохранили исключительно позитивный образ Муавии, а Иоанн бар Пенкайе (VII в.) даже видел в его правлении последний своего рода «золотой век», а в наступившей затем 2-й фитне - события эсхатологического характера. В 679 г. Муавия за счет казны восстановил в Эдессе церковь, разрушенную землетрясением (Theoph. Chron. P. 356). Маронитская хроника 60-х гг. VII в. сообщает о религ. диспуте монофизитов (яковитов) и монофелитов в 659 г. в присутствии Муавии (что свидетельствует о его интересе к христ. вероучению) и о том, что перед принятием сана халифа он молился в Иерусалиме у Голгофы и у гробницы Богоматери (The VIIth Cent. in the West-Syrian Chronicles. 1993. P. 30-31; см. также: Humphreys. 2006. P. 84; Большаков. 1989-2010. Т. 3. С. 81). Мотивы этих действий остаются неясными; очевидно, Муавия стремился привлечь к себе симпатии христиан. Придворным поэтом-панегиристом О. был классик араб. поэзии аль-Ахталь (ок. 640-710) из христ. племени таглиб.

Наместники (эмиры) провинций при О. были почти полностью самостоятельны: халиф мог менять их, но не вмешивался в их дела. Ресурсы правителей Басры и Куфы, через к-рые шло управление вост. землями Халифата (Ираном и Хорасаном), вероятно, превосходили военно-экономический потенциал земель самого халифа, и лишь политическое искусство Муавии позволяло избегать сепаратизма. Полуавтономный статус провинций обеспечивал максимальное сохранение традиц. уклада. Бывшие византийские и сасанидские чиновники сохраняли посты на всех уровнях администрации. Документация по-прежнему велась на греческом, коптском и арамейском языках. Система сбора налогов и распределения жалованья воинам была децентрализована. На местах сохранялись старые региональные элиты; арабы не покушались на их авторитет, довольствуясь получением налогов (о Египте при О. см.: Kennedy. 1998; о В. Месопотамии см.: Robinson. 2000; об Иране см.: Daryaee T. Persian Lords and the Umayyads: Cooperation and Coexistence in a Turbulent Time // Christians and Others. 2016. P. 73-81). Характерным примером культурного синкретизма при первых О. является греч. надпись 662 г. христ. администратора г. Хамат-Гадер (южнее Тивериадского оз., ныне Израиль) о реконструкции комплекса терм с упоминанием халифа Муавии (его араб. титул «повелитель правоверных» (   ) передан греческими буквами) и сопровождающим этот текст изображением креста (Whitcomb D. Notes for an Archaeology of Mu(?)lsquo;a wiya: Material Culture in the Transitional Period of Believers // Ibid. P. 11-27).

Оправившись от 1-й фитны, халифат возобновил масштабные завоевания. Арабы продвигались на северо-восток - в Согдиану (Мавераннахр, Центр. Азия), на юго-восток - в долину Инда. В 670 г. в крайней зап. точке араб. владений, недалеко от Карфагена, был основан пограничный город Кайруан, ставший базой для дальнейшего араб. продвижения в Сев. Африку. Борьба с Византией разворачивалась как на суше, в М. Азии, куда арабы предпринимали регулярные вторжения, так и на море. В 70-х гг. VII в. араб. флот, закрепившись в Кизике (ныне Балкыз; азиатский берег Мраморного м., Турция), держал в морской блокаде К-поль, но захватить город арабы не смогли.

Внутриполитическая ситуация в гос-ве определялась подспудным противостоянием клана О. и мединской группировки асхабов. Наиболее неспокойными провинциями были Куфа и Басра. Куфа являлась главным центром оппозиции шиитов, которые выступали за наследование власти Алидами, потомками Али, и постепенно оформились в отдельное направление в исламе. После смерти в 669/70 г. сына Али - Хасана (в которой многие обвиняли Муавию) лидером шиитов стал его младший брат Хусейн. Оппозиция хариджитов была еще более радикальной; они неоднократно поднимали мятежи против О. в Куфе и Басре. Муавия со своей стороны старался закрепить право на халифат за своим сыном Язидом и в 676 г. привел араб. знать к присяге ему как наследнику. Решение Муавии вызвало сильное сопротивление мединцев и мекканцев.

Вторая фитна (680-692)

Смерть Муавии в 680 г. вскоре привела к новой междоусобной войне в халифате. Язид I принял власть, но против него готовили восстание сторонники Алидов в Куфе, к-рые призвали из Мекки Хусейна, чтобы возглавить борьбу. Язид I назначил в Куфу решительного наместника Убейдаллаха ибн Зияда, к-рый сумел подавить недовольство. 10 окт. 680 г. близ г. Кербела Хусейн и его люди погибли в бою; «мученическая» смерть Хусейна стала важным этапом в процессе формирования шиизма, к-рый превратился из политического движения в религ. направление.

Оппозицию в Хиджазе (включая Медину и Мекку) возглавил Абдаллах ибн аз-Зубайр, сын одного из героев раннего ислама. В период борьбы с восстанием Язид I умер вслед. несчастного случая (нояб. 683), а его сын Муавия II, провозглашенный халифом, скончался через 3 месяца от чумы. Абдаллах заявил свои претензии на халифат; его поддержали Аравия, города Ирака, восточные и африканские провинции. На стороне О. оставалось лишь племя кальб, контролировавшее Сирию. Летом 684 г. сторонники О. провозгласили халифом Марвана, престарелого троюродного брата Муавии I; после его смерти на престол взошел его сын Абд аль-Малик (685-705). Т. о. власть внутри рода О. перешла от Суфьянидов к Марванидам.

Междоусобная война привела к временной дезинтеграции халифата. О. удерживали Сирию и Египет. Абдаллах ибн аз-Зубайр контролировал Аравию и Ирак. Обоим халифам приходилось бороться не только друг с другом, но и с шиитами и хариджитами. В 686-687 гг. Куфа была охвачена мятежом шиитов-кайсанитов во главе с аль-Мухтаром, объявившим себя представителем главы Алидов Мухаммада ибн аль-Ханафии. В этой среде был сформулирован ряд ключевых концепций, в т. ч. доктрина о скрытом имаме-махди, которые впосл. легли в основу шиитского вероучения. В 687 г. мятеж был подавлен армией наместника Басры, брата Абдаллаха. Победителем в гражданской войне стал Абд аль-Малик, войско которого взяло Куфу (691), а затем Мекку (нояб. 692). Демонстрацией амбиций и ресурсов халифа стало строительство мечети Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме, завершенное в 691/2 г. Возможно, Абд аль-Малик хотел сделать Иерусалим центром для мусульм. паломников в противовес нелояльным по отношению к нему Мекке и Медине.

Реформы Абд аль-Малика и политика его преемников (692-724)

Руины дворца аль-Валида I в Анджаре, Ливан. 10-е гг. VIII в.Руины дворца аль-Валида I в Анджаре, Ливан. 10-е гг. VIII в.Одержав победу, Абд аль-Малик постепенно восстановил контроль над всеми землями халифата. Крупнейшей фигурой во время его правления стал полководец и администратор аль-Хаджадж (661-714). В 694 г. он был назначен наместником Куфы и на этом посту жестоко подавлял шиитскую и хариджитскую оппозицию. Абд аль-Малик предпринял масштабные реформы по укреплению арабо-мусульм. государственности. В 697 г. была проведена перепись земель (до этого использовались прежние византийские или персидские кадастры). Ужесточалось налогообложение, переданное в ведение специальных управленческих структур, не подчинявшихся наместникам. Были попытки ввести индивидуальное налогообложение иноверцев-зиммиев, очень болезненно воспринятые в христ. среде. Усилиями аль-Хаджаджа и филологов из его окружения ок. 700 г. была проведена реформа араб. письменности, введены диакритические знаки и огласовки. Это сделало возможной запись текстов любой сложности и способствовало канонизации текста Корана, а также переводу делопроизводства в гос-ве на арабский язык. В 90-х гг. VII в. впервые началась чеканка монеты с ислам. символикой.

Халиф аль-Валид I (705-715), сын Абд аль-Малика, прославился крупными строительными проектами. В качестве новой адм. столицы Палестины был основан г. Рамла. В Дамаске халиф, нарушив данные во время араб. завоеваний гарантии неприкосновенности городским церквам, конфисковал у христиан кафедральный собор св. Иоанна Крестителя и перестроил его под мечеть О., ставшую еще одним символом самоутверждения арабо-мусульм. цивилизации.

К кон. VII в. арабы под предводительством наместника Кайруана Мусы ибн Нусайра окончательно овладели Сев.-Зап. Африкой, однако власть халифата на берберских землях оставалась по большей части номинальной. В 711 г. арабо-берберская армия пересекла Гибралтар и высадилась в Испании; в течение неск. лет было завоевано Вестготское королевство. В нач. VIII в. арабы завершили покорение Армении, чьи князья ранее пытались балансировать между Византией и халифатом. На востоке в 705-715 гг. были подчинены Согдиана и Хорезм. При халифе Сулеймане (715-717) арабы, стремясь сокрушить Византию, предприняли поход на К-поль в 717-718 гг. Осажденный с суши и моря город, однако, выстоял; араб. войско понесло огромные потери и отступило.

Халиф Умар II (717-720) отказался от стратегии джихада. Во внутренней политике он старался примирить с властью О. шиитов и ревнителей благочестия из городов Хиджаза. Умар II вел аскетический образ жизни, всячески подчеркивал свое религ. рвение и стремился восстановить порядки раннего ислама, как их представляли себе консервативные мусульм. круги. Халиф отменил мн. налоги, повысил жалованье войскам и поощрял переход зиммиев в ислам, что вело к падению доходов казны. С именем Умара II связывают 1-е в истории ислама религиозно мотивированное гонение на иноверцев, выразившееся в бытовой дискриминации (особые знаки на одежде, запрет езды на лошадях), ограничении строительства церквей и попытке вытеснить христиан из гос. аппарата (что оказалось невыполнимым ввиду нехватки образованных мусульман). Впрочем, кампания преследований оказалась кратковременной, завершившись со смертью халифа (Бартольд В. В. Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности // Он же. Соч. М., 1966. Т. 6. С. 504-531; см. совр. научную полемику о религ. политике Умара: Levi-Rubin M. ‘Umar II's «ghiya r» Edict: Between Ideology and Practice // Christians and Others. 2016. P. 157-172; Yarbrough L. Did ‘Umar b. ‘Abd al-‘Azz Issue an Edict Concerning Non-Muslim Officials // Ibid. P. 173-206). Столь же непродолжительной и малоэффективной была серия антихристианских мер халифа Язида II (720-724), к-рый требовал уничтожить все изображения в церквах и истребить в гос-ве свиней.

Халифат Хишама и последние О. (724-750)

Уже в правление Язида II и особенно при халифе Хишаме (724-743) власти стали ужесточать налоговый гнет, в т. ч. вернули налогообложение новообращенных мусульман. Это привело к серии восстаний, в первую очередь в Мавераннахре. Только к 40-м гг. VIII в. арабы окончательно сокрушили согдийскую государственность, за чем последовал быстрый кризис местной культуры и доисламских религ. традиций. Фоном правления О. были постоянные восстания под хариджитскими лозунгами как на берберском западе, так и в Хорасане, где протестные настроения разделяли мн. мусульмане иран. происхождения.

Фрагмент фриза дворца Омейядов (Каср Эль-Мшатта) близ Аммана, Иордания. 40-е гг. VIII в. (Пергамский музей, Берлин)Фрагмент фриза дворца Омейядов (Каср Эль-Мшатта) близ Аммана, Иордания. 40-е гг. VIII в. (Пергамский музей, Берлин)

В 20-х гг. VIII в. арабо-берберские войска перешли Пиренеи и захватили Нарбонскую Галлию. Их дальнейшее продвижение на север было остановлено франками в битве под Пуатье (732), но еще в большей степени - климатическими и экономическими факторами, непривлекательностью Сев. Галлии для завоевания. На Кавказе арабам также пришлось перейти к обороне: с 20-х гг. VIII в. хазары неоднократно вторгались на земли халифата через Дербентский проход. В противоборстве с ними выдвинулся полководец Марван ибн Мухаммад, двоюродный брат халифа. В 736 г. войска Марвана перешли через Кавказский хребет, нанесли поражение хазарам в степях Сев. Кавказа и достигли, как считается, р. Дон.

Стабилизация халифата стимулировала масштабное строительство, мн. образцы к-рого сохранились до наст. времени. На просторах Сирийской степи (ныне на территории Сирии, Иордании и Палестины), часто на большом удалении от городов, известны ок. 30 дворцов и поместий, т. н. замков пустыни эпохи О. Их возведение датируется сер. 10-х - сер. 40-х гг. VIII в.

После смерти Хишама (февр. 743) халифат охватила новая смута. Его племянник и преемник аль-Валид II был убит в результате мятежа своего двоюродного брата Язида (апр. 744). Язиду III и вступившему после него на трон осенью 744 г. его брату Ибрахиму приходилось постоянно подавлять восстания в Сирии. Наконец, войска Ибрахима были разбиты эмиром Марваном ибн Мухаммадом, который в дек. 744 г. был провозглашен халифом. Не чувствуя себя уверенно в Сирии, он перенес резиденцию в г. Харран (Сев. Месопотамия). Все правление Марвана II также прошло в борьбе с мятежами, на фоне которых на крайнем востоке халифата набирала силу новая угроза власти О. Еще в 716 г. начала складываться подпольная пропагандистская сеть с центром в Хорасане, управлявшаяся Аббасидами, потомками аль-Аббаса, дяди Мухаммада. Эта группировка, не обозначая открыто своих лидеров, выступала под расплывчатым лозунгом возвращения власти «дому пророка», что позволяло ей привлечь в свои ряды шиитов и др. противников О. В решающем сражении на берегах р. Б. Заб (янв. 750) О. были разбиты. Марван с остатками сторонников поспешно отступал на запад, а преследовавшее его аббасидское войско без особого сопротивления занимало сирийские города. Не сумев закрепиться в Египте, поверженный халиф надеялся найти убежище в Нубии, но в нач. авг. в районе Файюма был настигнут аббасидской погоней и убит. Большая часть представителей рода О. была вероломно перебита в 750 г. на берегу р. Абу-Футрус в Палестине или казнена по приказу халифа. Один из немногих уцелевших О., Абд ар-Рахман, внук Хишама, пробрался в Андалусию, где объединил местные элиты и в 756 г. образовал независимый Кордовский эмират, управлявшийся династией О. еще почти 300 лет (см. в ст. Испания).

Положение христиан при О.

(См. также соответствующие разделы в статьях Антиохийская Православная Церковь, Арабы-христиане, Иерусалимская Православная Церковь, Коптская Церковь). Араб. завоевания, как правило, не сопровождались массовыми жертвами и разрушениями. Археологами не отмечено существенных изменений в материальной культуре и образе жизни народов Ближ. Востока в VII и большей части VIII в. В это время по-прежнему строили церкви и украшали их мозаиками, неотличимыми от византийских, продолжалось литературное творчество христиан, почти в неизменном виде сохранялось монашеское движение. Несмотря на военное противостояние халифата и Византии, ближневосточные православные не подвергались преследованиям, поддерживали довольно тесные контакты с зарубежными единоверцами и ощущали себя частью единого с ними духовного пространства.

В то же время все ресурсы завоеванных земель были направлены на нужды мусульманского общества, правосл. Церкви лишились гос. поддержки. Арабы в равной степени терпимо относились ко всем авраамическим религиям и христ. исповеданиям. Это способствовало некоторому культурному подъему коптов и сирийцев и окончательному оформлению в Египте и Сирии нехалкидонских церковных структур, которые ранее спорадически преследовались византийскими властями (Коптская Церковь, Сирийская яковитская Церковь). Православная община была дезорганизована в результате политических потрясений нач. VII в. и появления монофелитства. К нач. 40-х гг. VII в. пустовали все 3 вост. Патриарших престола, что создавало немалые трудности в воспроизводстве халкидонитской иерархии. Однако в 668 г. Муавия восстановил Патриаршество в Иерусалиме, как считается, в общем русле политики возвеличивания этого города, характерной для первых О. В науке высказывалось мнение о том, что термин «правоверные» ( ) в эпоху Муавии означал приверженцев всех монотеистических религий и что Муавия воспринимал себя как главу всего полиэтнического и разноверного населения халифата, к-рый лишь впосл. стал приобретать сугубо исламский характер (Borrut A., Donner F. M. Introduction // Christians and Others. 2016. P. 1-3).

Первые десятилетия араб. владычества, когда власть на местах еще принадлежала прежним региональным элитам, были наиболее благоприятными для немусульм. общин. Реформы Абд аль-Малика, повлекшие ужесточение всех видов контроля над податным населением, вызвали в христианской среде сильное недовольство и всплеск эсхатологических настроений. Копты, в особенности жители дельты Нила, с 20-х гг. VIII в. неоднократно поднимали восстания против налогового гнета.

Политика иконоборчества, проводившаяся византийскими императорами в VIII в., была крайне негативно воспринята большинством ближневост. православных. Возможно, из-за этих расхождений мусульм. власти перестали воспринимать своих правосл. подданных как сторонников Византии и санкционировали восстановление Александрийского (731) и Антиохийского (742) Патриарших престолов.

Часть немусульм. элит была тесно связана с правящими кругами халифата. Если в окружении Мухаммада и праведных халифов было ощутимо присутствие иудеев и выходцев из иудейской среды, то при О. заметную роль в гос. делах играли христиане (возможно, впрочем, это различие объясняется спецификой источников: об иудейской общине при О. почти ничего не известно - Ibid. P. 3-5). Различные христ. группировки халкидонитского, яковитского, монофелитского происхождения соперничали между собой за влияние при дворах халифов и наместников. Наиболее известны дамасский клан православных христиан Ибн Мансур и противостоявший ему эдесский яковитский род Бар Гумойе. Серджун (Сергий) ибн Мансур, влиятельный сановник при халифах от Муавии до Абд аль-Малика, был фактически главой правосл. общины халифата. После осуждения монофелитства на VI Вселенском Соборе (681) Серджун, пользуясь покровительством араб. власти, принуждал сир. монофелитов к принятию правосл. вероучения. Противостояние православных и монофелитов сохранялось на протяжении всей эпохи О. Сын Серджуна Мансур (прп. Иоанн Дамаскин), подобно отцу, начинал карьеру как секретарь при дворе О. По одной из версий, его уход со службы и принятие монашества приходятся на время антихрист. гонений Умара II, стремившегося вытеснить христиан из гос. аппарата. Считается, что усилия прп. Иоанна Дамаскина по кодификации правосл. вероучения были вызваны необходимостью самоутверждения мелькитской общины в условиях культурно-политических реалий халифата, идейных вызовов со стороны конкурировавших христ. исповеданий, иудаизма, манихейства и ислама, переживавшего аналогичный период систематизации религ. представлений (см. подробнее: Griffith S. The Mansu r Family and Saint John of Damascus: Christians and Muslims in Umayyad Times // Christians and Others. 2016. P. 29-51).

Специалисты указывают на сходные процессы духовного самоутверждения и в других христ. конфессиях. В сиро-яковитской среде роль, подобную роли прп. Иоанна Дамаскина, сыграл Иаков Эдесский, крупнейший сир. мыслитель и церковный писатель. Во 2-й пол. VII в. происходит подъем монашеского движения в среде несториан (см. Церковь Востока), ярким представителем которого стал Исаак Ниневийский (прп. Исаак Сирин). Об активности Церкви Востока в эту эпоху свидетельствует также миссионерская деятельность в евразийских степях и Танском Китае.

Ист.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897-1903. Т. 1-2; The VIIth Cent. in the West-Syrian Chronicles / Ed. A. Palmer. Liverpool, 1993; «Хроника» Йоханнана Бар Пенкайе о времени араб. завоевания / Пер.: Ю. Фурман // Символ. М.; П., 2010. № 58. С. 365-385; Theoph. Chron.; Eutych. Annales. Pars 1; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. M. J. de Goeje. Lugd. Batav., 1898. Ser. 1. T. 6; 1881-1883. Ser. 2. T. 1; 1883-1885. T. 2; 1885-1889. T. 3.
Лит.: Wellhausen J. The Arab Kingdom and Its Fall. Calcutta, 1927 (рус. пер.: Велльхаузен Ю. Арабский халифат: Золотой век ислама. М., 2018); Бартольд В. В. Ислам // Он же. Соч. М., 1966. Т. 6. С. 104-111; он же. Ислам и мелькиты // Там же. С. 651-658; Vaglieri L. V. The Patriarchal and Umayyad Caliphates // The Cambridge History of Islam / Ed. P. M. Holt e. a. Camb., 1977. Vol. 1A. P. 57-103; Grabar O. e. a. City in the Desert: Qasr al-Hayr East. Camb. (Mass.), 1978. (Harv. Middle Eastern Stud.; 23/24); Большаков О. Г. История халифата. М., 1989-2010. 4 т.; Piccirillo M. The Christians in Palestine during a Time of Transition: 7th-9th Cent. // The Christian Heritage in the Holy Land. L., 1995. P. 47-56; Kennedy H. Egypt as a Province in the Islamic Caliphate, 651-868 // The Cambridge History of Egypt. Camb., 1998. Vol. 1. P. 62-85; Sсhick R. Archaeological Sources for the History of Palestine: Palestine in the Early Islamic Period: Luxuriant Legacy // NEA. 1998. T. 61. N 2. P. 74-108; Hawting G. R. Umayyads // EI. Vol. 10. P. 840-847; Robinson C. F. Empire and Elites after the Arab Conquest: The Transformation of the Northern Mesopotamia. Camb., 2000; The Umayyads: The Rise of Islamic Art / Ed. I. Kehrberg, E. Schubert. Beirut etc., 2000; Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. М., 2004. С. 19-20, 24-25; Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов: 661-750. М., 2005; Burns R. Damascus: A History. L.; N. Y., 2005; Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екат., 2006. С. 46-60, 144-161; Humphreys R. S. Mu‘awiya ibn Abi Sufyan: From Arabia to Empire. Oxf., 2006; Cobb P. M. The Empire in Syria, 705-763 // The New Cambridge History of Islam. Camb., 2010. Vol. 1. P. 226-268; Robinson Ch. F. The Rise of Islam, 600-705 // Ibid. P. 173-225; Christians and Others in the Umayyad State / Ed. A. Borrut, F. M. Donner. Chicago, 2016; Awad N. G. Umayyad Christianity: John of Damascus as a Contextual Example of Identity Formation in Early Islam. Piscataway, 2018.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАСИДЫ арабская династия, стоявшая в 750–1258 гг. во главе мусульманского государства — халифата
  • АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. ХIII в.
  • БАЯЗИД I (1354 или 1360 - 1403), 4-й турец. султан Османской династии