ПАВЕЛ
Том LIV, С. 41-44
опубликовано: 5 октября 2023г.

ПАВЕЛ

Павел (Попов), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Фотография. 60-е гг. XIX в.Павел (Попов), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Попов Петр Лаврентьевич, 1.01 1812, с. Усть-Питское Енисейского у. Томской губ.- 25.05.1877, Благовещенск), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Род. в многодетной семье дьячка Л. Т. Попова († не ранее 1828), впосл. священника Михаило-Архангельской ц. в с. Кемском Енисейского у. Имел братьев - свящ. Николая († после 1877), диаконов Георгия († до 1858), Василия († до 1858), Иоанна († до 1858), позже служивших с ним в Красноярске, и диак. Александра († после 1846). В 1820 г. поступил в 1-й класс только что открытого Енисейского приходского ДУ, смотрителем которого был архимандрит енисейского в честь Преображения Господня мужского монастыря Ксенофонт (Попов). С 1 сент. 1828 г. обучался в Иркутской ДС, при ректоре архим. Никодиме (Лебедеве). 14 июля 1834 г. окончил семинарию по 3-му разряду (звание воспитанника получил 20 авг. 1834), «совершив в оной курс при способностях слабых, прилежании довольном» (Виноградов. 1878. № 1. С. 8-9). 4 авг. 1834 г. уволен в епархиальное ведомство. Имел сына (священник) и дочь Анну (замужем за свящ. Иоанном Словецким (1863-1915)).

7 окт. 1834 г. архиепископом Иркутским, Нерчинским и Якутским свт. Мелетием (Леонтовичем) Попов был рукоположен во священника к Петропавловскому собору на Б. Нерчинском заводе, 8 февр. 1835 г. определен членом духовного правления. 22 февр. того же года ему поручили посещать рабочих, заключенных в Нерчинской заводской тюрьме, для преподания «нравственного утешения чрез наставление их в вере и благочестии» (Очерк жизни. 1877. С. 229). С 9 марта 1835 г. служил законоучителем в Нерчинском горном уч-ще. 4 марта 1836 г. по прошению переведен в новоучрежденную Томскую епархию, 4 мая переехал в Красноярск, 3 авг. 1836 г. определен к Благовещенской ц. 19 мая 1836 г. в Иркутске награжден набедренником еп. Мелетием (Леонтовичем). 28 сент. 1836 г. определен членом Красноярского духовного правления. С февр. 1843 г. П. посещал арестантов в Красноярском тюремном замке «для приведения их убеждениями в чувство чистосердечного раскаяния» и «много благодетельствовал заключенным в тюрьме». После смерти (не позднее июня 1857) супруги Ираиды (в девичестве Шастиной) вел «почти монашескую жизнь», не брал денег с бедняков за совершение церковных треб, мн. горожане избирали его руководителем в духовной жизни. В Красноярске «бедные знали о нищелюбии» свящ. Петра «и пятками и десятками ходили к нему за милостыней, между прочим, за теми или другими обносками и отопками; он их наделял ими и таким образом спасал их от холода и простуды» (Виноградов. 1878. № 1. С. 4). 8 дек. 1858 г. по представлению Томского и Енисейского еп. Парфения (Попова) (с характеристикой: «кроток и смирен сердцем») возведен в сан протоиерея и назначен благочинным городских церквей.

В сер. XIX в. архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским свт. Иннокентием (Вениаминовым) был поднят вопрос о переустройстве Камчатской епархии, в которую с 1852 г. входила обширная Якутская обл. Паства состояла из новокрещеных якутов, тунгусов, ламутов, чуванцев, юкагиров, чукчей. По ходатайству (1855) свт. Иннокентия на территории области разрешалось строить молитвенные дома, не придерживаясь обычных правил архитектуры, т. е. без составления планов и проч.; приход не ограничивался количеством прихожан; иконостасы и иконы не требовались, подвижной иконостас на холсте каждый раз привозил священник. В 1858 г. духовенству Якутской обл. были даны особые права и привилегии, в т. ч. повышены оклады. Определением Синода, Высочайше утвержденным 21 дек. 1858 г., Камчатская епархиальная кафедра была перенесена из Якутска в Благовещенск. В 1859 г. в Камчатской епархии было 72 церкви и до 130 часовен, в основном они находились в Якутской обл. В 1857-1858 гг. вышло 1-е издание богослужебной книги на якутском языке. 19 июля 1859 г. в кафедральном Троицком соборе Якутска состоялось 1-е богослужение на якут. языке.

Во внимание к «особенным нуждам и обстоятельствам» Якутской обл. по настоянию свт. Иннокетия было учреждено «особое викариатство с допущением бо́льших в сравнении с другими викариатствами, прав и власти викария». 11 янв. 1858 г. утверждено определение Синода об учреждении Новоархангельского и Якутского викариатств, святителю поручено подобрать кандидатов на должность викарных епископов и написать для них инструкции (Проект инструкции епископу Новоархангельскому // Крылов. 1908. С. 105-108). Архиеп. Иннокентий предъявлял к Якутскому викарию особые требования, считая главнейшим как можно более длительное («всю жизнь») пребывание в Якутском крае, который требует особого изучения. При этом он отдавал учености «преимущество относительное, но отнюдь не главное». Прот. П. Попов в июне 1857 г. был представлен архиеп. Иннокентию (во время остановки в Красноярске по дороге в столицу для присутствования в Синоде), дал согласие поступить на службу в Камчатскую епархию и служить в ней «где бы то ни было» (Иннокентий (Вениаминов). 1898. Кн. 2. С. 182-183). Как «человек высокой жизни и добродетели» он был рекомендован свт. Иннокентием обер-прокурору Синода гр. А. П. Толстому в числе 3 кандидатов (после архимандритов Аввакума (Честного) и Петра (Екатериновского)) сначала на должность в Новоархангельское вик-ство, затем 2-м епископом Якутского вик-ства (после прот. Д. В. Хитрова (впосл. еп. Дионисий), перед прот. С. Поповым и архим. Герасимом (Добросердовым). «Этот человек высоко уважаем в Красноярске за его истинно христианские и пастырские добродетели, и за его скромный характер, любивое сердце и здравый и основательный ум» (Там же. С. 183).

16 нояб. 1859 г. Попов по докладу Синода был Высочайше утвержден викарным епископом Якутским с пребыванием в якутском Спасском мон-ре - единственном в Камчатской епархии. 2 марта 1860 г. в домовой церкви Иркутска принял постриг, возведен в сан архимандрита, 6 марта в иркутском кафедральном Богоявленском соборе хиротонисан во епископа Якутского и Вилюйского, викария Камчатской епархии, архиепископами Иркутским и Нерчинским Евсевием (Орлинским) и Камчатским Иннокентием (Вениаминовым). С 7 по 15 марта свт. Иннокентий обучал П. служению по Архиерейскому чиновнику и давал ему разные наставления. 15 марта 1860 г. П. покинул Иркутск и 31 марта прибыл в Якутск. Сопровождавший его келейник вспоминал, что П. «поразил всех необыкновенною простотою обращения, тою простотою, которая, не доходя до фамильярности, делает почти нечувствительным расстояние между начальником и подчиненным» (Виноградов. 1878. № 1. С. 12). Определенных приемных часов у П. не было, он принимал каждого приходящего к нему священника в любое время, всегда угощал чаем.

Первое время управление якутской паствой, ведение официальной переписки, контакты с представителями гражданских властей осуществлял в основном и. о. ректора Якутской (Новоархангельской) семинарии, настоятель Троицкого собора прот. Димитрий Хитров. 4 марта 1860 г. свт. Иннокентий писал ему: «Владыка Ваш решительно ступить не умеет,- ни где, ни куда. Он чистый Павел препростой, и потому Вам придется ему подсказывать даже в самых простейших действиях служебных... Он решительно ничего хмельного не пьет и не пил никогда, даже и пива пивал мало. Смеяться он, кажется, совсем не умеет, в пище он невзыскателен, словом сказать, монах. Но к делам, кажется, он не скоро привыкнет» (Иннокентий (Вениаминов). 1898. Кн. 2. С. 212, 209). Архиеп. Иннокентий подробно инструктировал в письмах, как вести себя с П., предупреждая при этом, чтобы о. Димитрий Хитров не дал повода ни П., ни другим думать, что руководит новым епископом (Там же. С. 212). В то же время святитель писал П., чтобы «он впредь, пока не узнает людей и край, вполне верил только» прот. Хитрову и слушался бы только его советов» (Там же. С. 211). П. переписывался с еп. Дионисием (Хитровым) до конца своих дней. Внук П.- свящ. П. И. Словецкий († 27 авг. 1912) - был его крестником.

Перед Якутским викарием были поставлены 4 основные задачи: 1-я и главная - постепенно вводить в обиход богослужение на якут. языке, 2-я - усиливать катехизические поучения, 3-я - определить места для поселения причтов при часовнях и 4-я - решить дело о церковных старостах. С особой ревностью П. принялся за введение богослужения на якут. языке и изучение языка. По его предложению (4 мая 1860) ввиду незнания многими из священнослужителей якут. языка ранняя литургия на якут. языке совершалась только по воскресным и праздничным дням в расположенной в центре города Преображенской ц. После литургии П. оставался в храме и до вечера вел через переводчиков беседы с якутами, к-рых собиралось много. «Не отличаясь даром проповедничества», он назидал паству «более жизнию»; «редко говорил проповеди (к русским), зато он любил учить якутов, для которых искусственных проповедей не требовалось» (Виноградов. 1878. № 1. С. 5). 27 мая 1862 г. в Якутске состоялось 1-е совместное богослужение 2 иерархов: архиеп. Иннокентия и П., привлекшее огромное количество народа.

П. пользовался большой любовью местного населения. В письмах к митр. Московскому и Коломенскому свт. Филарету (Дроздову), обер-прокурору гр. А. П. Толстому, еп. Евсевию (Орлинскому), генерал-губернатору Вост. Сибири Н. Н. Муравьёву, А. Н. Муравьёву и другим лицам архиеп. Иннокентий отмечал, что П. «оказался на деле именно таким, какого требует край» (Иннокентий (Вениаминов). 1898. Кн. 2. С. 335, 363). «Все доходы, получаемые по званию настоятеля монастыря», П. разделял на 2 части: «...одну часть нищим, а другую на улучшение братского стола» (Виноградов. 1878. № 2. С. 22).

В 1862 г. по ходатайству свт. Иннокентия в Якутске был учрежден цензурный комитет, разрешено печатать в местной типографии переводы церковных и богослужебных книг на якут. язык. Вскоре стараниями П. и его помощников в Якутской обл. увеличилось число причтов, велась работа по более равномерному распределению приходов, сооружению часовен (если невозможно было возведение церквей) и поселению около них служителей. П. было вверено попечение над семинарией, инспектор к-рой еженедельно являлся к нему с рапортом. Епископ стал ежегодно ревизовать городские храмы, обращая большое внимание на состояние церковных документов; если нужно, сверялся со статьями законов, в финансовых документах лично уточнял все цифры; проверял по описи наличие икон и риз, особенно старинных; требовал от подчиненных беспрекословного послушания в выполнении распоряжений, в противном случае строго относился к нарушителям, особенно «не терпел свободомыслия относительно той или другой стороны церковных порядков и жизни» (Очерк жизни. 1877. С. 233). 13 марта 1866 г. в якутском мон-ре П. освятил каменный храм в честь Нерукотворного образа Спасителя.

Из-за климатических условий П. мог совершать объезды епархии лишь 2-3 месяца в году. Первое такое путешествие состоялось в кон. 1860 - нач. 1861 г., 2-е - в кон. 1863 г. При этом «по чрезвычайной трудности сообщения» епископ не мог посетить самые дальние округа: Колымский и Верхоянский. Во время обозрения епархии П. иногда, увидев неск. юрт, выходил из повозки, входил в одну из юрт, собирал якутов и несколько часов «учил истинам веры христианской и правилам святой жизни» ([Виноградов]. 1878. № 1. С. 5-6). С 29 нояб. 1864 по янв. 1866 г. по поручению свт. Иннокентия (или вместо него) П. посещал Камчатку; туда ехал через Гижигу, а обратно - через Аян с заездом в Иркутск, где находился с 24 дек. 1864 по 9 янв. 1866 г., для встречи с архиеп. Иннокентием. Почти за полуторагодовое путешествие П. проделал путь в 15 тыс. верст. После поездок у него обнаружились каменная болезнь и ревматизм; ноги постоянно были в язвах.

С сент. 1864 по 8 июня 1865 г. (во время отсутствия П.) в Якутской обл. находился свт. Иннокентий с целью подготовить необходимые сведения для возбуждения вопроса об учреждении самостоятельной Якутской епархии. Главным кандидатом на кафедру являлся прот. Димитрий Хитров, а П. должны были перевести на Новоархангельское вик-ство. «Конечно, было бы ближе всего быть епархиальным - нынешнему викарию Якутскому, преосвященному Павлу; но я должен сказать, и скажу откровенно, что он при всех достоинствах монаха и епископа (кроме одного: он плохой хозяин), он совсем не администратор, и притом характера очень скромного, и потому ему будет совсем нелегко управлять епархиею, какою бы то ни было» (Иннокентий (Вениаминов). 1898. Кн. 2. С. 480-481); «а викарий он такой, какого для нашего края и желать нельзя лучшего, и в Новоархангельске он будет совершенно на месте» (Там же. 1901. Кн. 3. С. 4). 31 дек. 1863 г. свт. Иннокентий представил П. к награждению орденом св. Владимира 3-й степени, отметив, что епископ с усердием исполняет все его поручения и «заботливо» следит за делопроизводством Духовного правления, а главное - своей настойчивостью и примером ввел и укоренил в г. Якутске богослужение на якут. языке (Крылов. 1908. С. 241-243, 261-263). Из-за нарушений процедуры подачи документов награждение П. состоялось только в апр. 1865 г.

Указом Синода от 9 нояб. 1866 г. П. был перемещен на Новоархангельское вик-ство Камчатской епархии; его преемником (на недолгое время) стал бывш. еп. Новоархангельский Петр (Екатериновский). Из-за плохого состояния дорог и по иным причинам П. оставался в Якутске до лета 1867 г., считался управляющим якут. паствой. В это время ему было разрешено принять на служение в Америке своего сына (священника) для занятия им миссионерской должности. В марте 1867 г. свт. Иннокентий поручил П. купить в Новоархангельске (Ситке) дом для устройства ДУ и помещения при нем для вдов и сирот. 8 июня 1867 г. П. покинул Якутск и 22 авг. на пароходе «Александр II» прибыл в Ситку. Однако вскоре в связи с продажей Аляски в Новоархангельской крепости был водружен флаг США. По распоряжению П. в 1868 г. в Сан-Франциско был направлен священник-миссионер Николай Ковригин с причетником и положено начало устройству православной церкви. Весной 1869 г. вопрос о Новоархангельском вик-стве, преобразовании его в самостоятельную епархию и переносе кафедры рассматривался в Синоде, П. стал именоваться епископом Новоархангельским и Алеутским. В июне 1869 г. свт. Иннокентий предлагал уволить П. в Россию, «до открытия вакансии в Сибири» поместить на время в иркутском или енисейском мон-ре, называя его также возможным кандидатом на замещение предполагаемой новой Туркестанской кафедры. «Преосвященный Павел может занять оную, как человек твердо благочестивый, строго исполнительный во всех отношениях, неутомимо деятельный, невзыскательный, всегда и всем довольный, кроткий, уживчивый, и главное - любящий и умеющий беседовать с простыми людьми,- писал он 1 июня 1869 г. гр. Д. А. Толстому.- Но как простой семинарист, и притом сибирский, прост (и простоват),- и потому для европейскороссийских городов не совсем пригодный» (Иннокентий (Вениаминов). 1901. Кн. 3. С. 207-208).

Пребывание П. с немногочисленным духовенством в Ситке (Новоархангельске) становилось все более затруднительным, в нач. 1870 г. русских там оставалось «не более 150 душ обоего пола» (Там же. С. 252). Епископ жил на окраине селения, на берегу Тихого океана, в 2-этажном деревянном доме. Здесь же помещалось Духовное правление; проживали «благочинный американский церквей и миссии» прот. Павел Кедроливанский, 2 священника и причт. По воспоминаниям одного из рус. жителей Аляски, «положение духовной миссии было еще затруднительнее, чем светской власти. Средства миссии были незначительные, и хотя алеуты все номинально были православные и религиозны, но в сущности настолько неразвиты, бедны, дики, разбросаны незначительными селениями по островам обширной территории, что продолжать миссию распространения православия на алеутских островах стало невозможным». Деревянный собор арх. Михаила в Ситке был упразднен, часовни, «разбросанные по островам территории Аляски», разрушались и уничтожались «вместе с туземным населением». «Из русских остались очень немногие, да и тем не особенно повезло в Америке, где практические американцы на каждом шагу далеко опережали их в практическом приспособлении к жизни и обстоятельствам» (Вавилов. 1886. С. 597-598).

Предполагалось кафедру перенести из Ситки (Новоархангельска) в Сан-Франциско и вместо П. назначить нового викария, знающего англ. язык. В числе главных кандидатов рассматривался лондонский прот. Е. И. Попов (Иннокентий (Вениаминов). 1901. Кн. 3. С. 207), однако он соглашался стать епископом «не только без пострижения в монашество, но даже и без перемены настоящего его костюма» (Там же. С. 257), что было неприемлемо. В апр. 1870 г. новую кафедру предложили занять архим. Иоанну (Митропольскому). 10 июня 1870 г. из состава Камчатской епархии была выделена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско; в тот же день П. был назначен епископом Енисейским и Красноярским с пребыванием в Красноярске. 19 окт. (по др. сведениям, 18 сент.) 1870 г. П. покинул Ситку. «Только он один и мог жить в Ситхе в последнее время. Купить было нечего и не у кого, питался почти одним хлебом с рыбою, какая случилась. Но он и не думал роптать» (Там же. С. 270). Из Ситки на пароходе П. отправился в Калифорнию, 3 дек. 1870 г. прибыл в С.-Петербург, 9 дек. выехал, а 1 янв. 1871 г. прибыл в Красноярск.

Своей главной задачей П. считал духовное просвещение: 14 февр. 1871 г. в Красноярске он открыл Енисейское отд-ние Православного миссионерского об-ва. За недолгое время совершил неск. поездок по Енисейской епархии (в мае-июле 1871, в июле 1872, в февр. и марте 1873; был на родине, в с. Усть-Питском), обращал особое внимание на комплектование б-к, работу с документацией, качество образования в учебных заведениях и уровень знаний, приложил усилия к созданию красноярского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, который был основан в 1879 г. уже его преемником еп. Антонием (Николаевским; † 1889). По инициативе П. ученик Красноярского ДУ В. В. Плотников (впосл. епископ Борис) был направлен в Томскую ДС.

По свидетельству современников, у П. не сложились отношения с благочинным красноярских церквей авторитетным прот. В. Д. Касьяновым (1817-1897), к-рый писал о «трудности епархиальных дел» влиятельным лицам, в частности митр. Киевскому и Галицкому Арсению (Москвину), что стало возможной причиной перевода епископа на другую кафедру. При этом предшественник П. на Енисейской кафедре еп. Никодим (Казанцев) писал о нем Касьянову: «Тихий, добрый, ищущий правды архиерей. Мирские воды и расчет, кажется, удалены от него. Он не грозит Енисейской епархии. Полагаю, что доступен будет всякому» (см. подробнее: Малашин. 2011. С. 140-141).

31 марта 1873 г. П. назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским с пребыванием в Благовещенске. 10 июля покинул Красноярск, 6 авг. 1873 г. прибыл в Благовещенск. Со дня приезда и до кончины «был занят то письменными делами своего епископского служения, то нелегкими разъездами по своей обширнейшей епархии» (Очерк жизни. 1877. С. 231). Особое внимание уделял миссионерской деятельности среди корейцев и маньчжуров и созданию церковных институтов на вновь присоединенных к России землях. В 1874 г. предпринял «двукратное путешествие для обозрения Амурских церквей», в 1875 г. совершил плавание в Японию для ознакомления с Японской православной миссией. В православном храме Воскресения Христова в г. Хакодате 12 июля 1875 г. впервые рукоположил из японцев: во священника - Павла Савабе и во диакона - Иоанна Сакай. 23 мая 1876 г. отправился на отдаленную территорию своей епархии - на Камчатку, вернулся 5 дек. 1876 г.

П. следил за должным отправлением богослужений, не дозволял нарушать церковный устав. «Если священник или диакон, по какой-либо причине, опускал одно из двух положенных евангельских чтений, то служение восполнялось, по окончании литургии, особенным молитвословием, «ибо,- как он говаривал опустившему чтение,- сделанное тобою опущение лежит на моей ответственности пред Богом»». По отзыву свт. Николая (Касаткина), П. «много потрудился на миссионерском поприще… был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, все выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный... живущий только для других...» (Там же. С. 233-234; Малашин. 2011. С. 142).

Награжден орденами св. Владимира 3-й степени (4 апр. 1865), св. Анны 1-й степени (8 апр. 1873). Похоронен у правого клироса 1-го амурского собора Благовещения Пресв. Богородицы (1858-1864, сгорел в 1924). Впосл. на месте собора был устроен городской сквер, в июле 2013 г. на месте алтаря установлена гранитная стела.

Ист.: Иннокентий (Вениаминов), митр. Письма, 1855-1865. СПб., 1898. Кн. 2. С. 183, 207-213, 217, 232, 233, 236, 237, 241, 250, 267-268, 270, 277, 280, 281, 289, 295, 296, 299, 314, 352, 356, 359, 360, 362, 363, 369, 370, 371, 381, 389, 391, 392, 396, 429, 432, 434, 458, 485-487, 493; 1901. Кн. 3. С. 4, 7, 9, 13, 18, 20, 27, 29, 31, 32, 35, 36, 40, 41, 44, 64, 83, 91, 103, 110, 120, 128, 140, 206, 218, 251, 260, 270; он же. Письма (3) еп. Павлу (Попову). 9-29 марта 1860 г. Благовещенск // Крылов. 1908. С. 334-337, 339-340; Никодим (Казанцев), еп. Путевые записки // РА. 1903. Кн. 2. № 5. С. 133-134; № 7. С. 466-467; Крылов В., сост. Административные док-ты и письма высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Камчатского, по управлению Камчатской епархиею и местными духовно-учебными заведениями за 1846-1868 гг. Каз., 1908. С. 75, 102, 104-108, 166-167, 242-243, 261-263, 270-280, 296, 327; Касьянов В. Д., прот. Из дневников 1870-1897 гг. / Автор-сост.: А. В. Броднева. Красноярск, 2012. 2 кн.
Лит.: Очерк жизни покойного преосв. Павла, еп. Камчатского // Странник. 1877. Т. 4. № 11. С. 227-234; Преосв. Павел, еп. Камчатский: (Некр.) // Моск. ЕВ. 1877. № 24. С. 230; Сулоцкий А. И., прот. Нек-рые черты из жизни покойного Камчатского еп. Павла // ДЧ. 1877. Июнь. С. 217-222 (отд. отт.: М., 1877); он же. Заметки к статье «Восп. о преосв. Павле, еп. Камчатском» // Иркутские ЕВ. Приб. 1878. № 25. С. 285-289; [Виноградов А., прот.]. Восп. о преосв. Павле, еп. Камчатском // Там же. 1878. № 1. С. 8-12; № 2. С. 16-22; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 327-330, 365-370, 413, 416-417; Енисейское духовное приходское училище: (1820-1828 гг.) // Енисейские ЕВ. 1885. Ч. неофиц. № 2. С. 21-29; № 14. С. 249-266; Вавилов М. И. Последние дни в Рус. Америке, 1867-1868 гг.: Из записок очевидца // РС. 1886. Июнь. С. 594, 597-598; Словецкий И., свящ. Письмо в редакцию Якутских ЕВ // Якутские ЕВ. 1891. Отд. неофиц. № 3. С. 29-31; Кириллов А. В. Мат-лы для истории Камчатской епархии // Камчатские ЕВ. 1894. № 16. С. 333-343; № 17. С. 353-359; Ист. записки о Якутской епархии, собранные по случаю 25-летия ее самостоятельности // Якутские ЕВ. 1897. № 1. С. 7-13; № 2. С. 20-24; № 3. С. 36-38; Мисюрев А. А., прот. Кр. ист.-стат. очерк Томской епархии. Томск, 1897; Парышев С. Е. Распоряжения преосв. Павла и Дионисия, епископов Якутских, об отправлении богослужения на якутском яз. // Якутские ЕВ. 1902. № 7. С. 110-112; он же. По поводу посещения архиеп. Камчатским Иннокентием г. Якутска в 1862 г. // Там же. 1911. № 2. С. 25-28; № 5. С. 69-76; 1912. № 1. С. 12-16; № 4. С. 64-66; № 7. С. 127-128; № 11. С. 185-192; № 12. С. 205-208; № 14. С. 236-240; № 15. С. 252-255; № 16. С. 267-270; Климент (Капалин), митр. РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 139-142.
Т. А. Богданова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский