[Лат. Paula] (5.05(06).347 - 26.01.404), прп. (пам. зап. 26 янв.), подвижница, одна из первых «матерей пустыни».
Основным источником сведений о П. является эпитафия (Hieron. Ep. 108), составленная блж. Иеронимом Стридонским вскоре после смерти преподобной. Среди исследователей нет единого мнения о точной дате написания этого произведения: Ф. Кавальера предложил датировать его 404 или 405 г. (Cavallera. 1922. Р. 296), Н. Пронбергер - кон. 404 г. (Pronberger N. Beiträge zur Chronologie der Briefe des hl. Hieronymus. Amberg, 1913. S. 69-70), Ж. Лабур - весной 404 г. (St. Jérôme. Lettres / Éd. J. Labourt. P., 1955. Vol. 5. P. 213). Также сведения о святой содержатся в посланиях блж. Иеронима к П. и ее дочери Евстохии и в письме «Утешение на смерть Блесиллы» (Hieron. Ep. 30, 31, 33, 39 и др.). Кроме того, он посвятил П. некоторые из своих толкований на книги ветхозаветных пророков (PLRE. Vol. 1. P. 674-675).
П. род. в Риме. Отец - Рогат, из патрицианского клана Фуриев (Cain. 2013. P. 112), ведущих свое происхождение от легендарного Агамемнона (Daux. 1877. P. 438-440). Мать - Блесилла, потомок Аниция Петрония Проба, из рода Корнелиев (Montalambert. 1873. P. 154), к которому принадлежали Публий Корнелий Сципион Африканский и братья Гракхи. В 360 или 362 г. П. выдали замуж за сенатора Юлия Токсотия из патрицианского рим. рода Юлиев; ко времени его смерти (379 или 381; см.: Nautin. 1972. P. 217-218) П. родила ему 5 детей: прп. Блесиллу, прп. Евстохию, Павлину, Руфину и Токсотия. Муж был язычником, но терпимо относился к тому, что П. веровала во Христа. Еще при жизни мужа П. вдохновлялась примерами из жизни христианских вдов и дев из старой аристократии Рима, гл. обр., примером св. Маркеллы († 410), организовавшей монашескую общину в своем доме на Авентинском холме. Эту общину П. неоднократно посещала вместе с дочерьми и служанками (Coppieters. 2010. S. 38). Оставшись вдовой, П. не захотела во 2-й раз выходить замуж. Летом или осенью 382 г. она познакомилась с блж. Иеронимом, который прибыл в Рим как знаток Свящ. Писания и духовный наставник в аскетической жизни, желающий приобрести в столице покровителей и учеников. Вскоре благодаря разносторонней одаренности и безупречной нравственности блж. Иеронима вокруг него образовался кружок почитателей, в к-рый входили мн. христиане, принадлежавшие к рим. аристократии (см., напр.: Hieron. Ep. 33. 1; 34. 1; 45. 7). Блж. Иероним стал духовным руководителем П. и наставником в монашеской жизни ее дочери Евстохии (см. его Письмо к Евстохии о сохранении девства- Ep. 22). П. настолько сильно привязалась к учителю, что, когда в 385 г. он отправился из Рима в Палестину, она вместе с Евстохией последовала за ним, оставив в Италии все самое дорогое. С этого момента и вплоть до самой смерти П. и Иероним оставались сотрудниками в монашеском делании. П., Евстохия и сопровождающие их лица последовали за Иеронимом спустя неск. недель после его отъезда и присоединились к нему в Калабрии (согласно разным источникам - возможно, в Антиохии или на Кипре) (Kelly. 1975. P. 116-117). Оттуда они совершили паломничество по св. местам Палестины, Сирии, Финикии. В дек. 385 г. прибыли в Иерусалим, и, поклонившись святыням, отправились в Вифлеем, где побывали в пещере Рождества, а затем посетили еще неск. палестинских городов, были на горе Фавор и у р. Иордан (Hieron. Adv. Rufin. III 22; Idem. Ep. 108. 8-13). Весной 386 г. они отправились в Египет, посетили скиты и мон-ри в Нитрийской пустыне, а также неск. египетских отшельников, затем ок. месяца пробыли в Александрии у Дидима Слепца. Летом 386 г. вернулись в Вифлеем, где и решили поселиться (Idem. Adv. Rufin. III 22; Idem. Ep. 46. 10-12; 108. 14). Там П. на свои средства построила за 3 года (386-389) 2 мон-ря: женский, недалеко от ц. Рождества Христова, где поселилась с дочерью и спутницами, и мужской, рядом с могилой Ирода Архелая, сына Ирода Великого, где жил Иероним со спутниками (Idem. Ep. 108. 20; Idem. Onomast). Кроме того, был построен странноприимный дом (Temmerman. 2017. S. 7). Иероним давал П. советы по поводу управления мон-рем, являясь духовным наставником обеих обителей (Kelly. 1975. P. 132). П. желала пригласить в Вифлеем Маркеллу, и блж. Иероним направил ей письмо от имени П. и Евстохии (Hieron. Ep. 46). К 404 г. в женском монастыре П. проживало ок. 50 насельниц (Pallad. Lausiac. 41). Между 385 и 395 гг. в Риме скончались дети П.- Руфина, Павлина, жена Паммахия, и Токсотий. Его дочь - Павла Младшая, впосл. жила в общине своей тетки Евстохии в Вифлееме. В первые годы V в. П. находилась в конфронтации с Иоанном Иерусалимским, Руфином и Меланией из-за оригенистских споров и жестокой антиоригенистской позиции блж. Иеронима. В 404 г. она тяжело заболела, скончалась 26 янв. в возрасте 56 лет (нек-рые исследователи датируют кончину П. 406 г. (Cain. 2013. P. 485)).
Иаков из Варацце († 1298) пересказал в «Золотой легенде» эпитафию блж. Иеронима, посвященную П. (Iacopo da Varazze. 2007. Vol. 1. P. 236-243). Также в XIII в. краткое Житие П. вошло в состав энциклопедического свода «Зерцало истории» Винцентия из Бове (Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIX. 48-50); в XIV в. Петр Наталис внес заметку о святой в «Перечень святых» (Petr. Natal. CatSS. III 29).
В палестино-груз. календаре X в. память П. указана под 28 авг. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86-87, 314-315). В Иеронимовом Мартирологе под 26 янв. содержится запись: «В Вифлееме успение святой Павлы» (MartHieron. P. 64). Под этим же числом память святой вошла в средневек. «исторические» мартирологи. В Мартирологе Флора Лионского находится заметка о П., к-рая составлена на основе эпитомы П., написанной блж. Иеронимом (Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 304, 416, 457, 481). Адон, архиеп. Вьеннский, сократил заметку, указав лишь место кончины П. и то, что, по словам блж. Иеронима, она была увенчана венцом долгого мученичества (Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 73). Подобная сокращенная заметка содержится и в Мартирологе Узуарда (MartUsuard. 1965. P. 169). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память П. под 26 янв. (MartRom. P. 35). Под этим же числом она вошла в совр. редакцию Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 111).
В 1283 г. доминиканский монах и паломник Бурхард с Сионской горы упомянул в «Описании Святой Земли» о захоронении преподобных П. и Евстохии в базилике, посвященной этим подвижницам (Burchardi de Monte Sion Descriptio terrae sanctae // Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 18732. P. 79).
Имп. Карл Великий (800-814) передал часть мощей П. в серебряном реликварии в кафедральный собор г. Санс (совр. деп. Йонна, Франция) (Ton, Celetti. 1968. Col. 135), к-рый потерпел ущерб во время пожара в X в. и не был полностью восстановлен. Мощи святой незначительно пострадали (Mazzarelli. 1874. P. 878). В XVI в. для них был изготовлен новый реликварий (Ton, Celetti. 1968. Col. 135-136). Ныне мощи хранятся в уцелевшей сокровищнице кафедрального собора. Подлинность останков святой была удостоверена в 1192, 1896 и 1966 гг. В 1951 г. во имя П. была освящена одна из приходских церквей в Риме.
П. традиционно изображается с Библией и распятием в руках (статуя XVI в. в церкви коммуны Риньи-ле-Феррон), а также в сопровождении своей дочери Евстохии и блж. Иеронима Стридонского (изображения XVII-XVIII вв.) (Ibid. Col. 136).