[Греч. Παΐσιος] (кон. XV - 1-я пол. XVI в.), иером., греч. мелург. В певч. рукописях, в частности в каталоге «тех, кто в различные времена преуспели в церковной музыке» (Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.; см.: Στάθης. 1975. Σ. 149), он называется также монахом. Самое раннее упоминание П. (в качестве иеромонаха) найдено в Анфологии-Энколпии Sinait. gr. 1323, датируемом Д. Балагеоргосом и Ф. Критику кон. XV - нач. XVI в.: здесь помещена херувимская на 3-й глас (Fol. 113v). Это произведение П. наиболее часто встречается в рукописной традиции. Сравнение списков херувимской в ряде источников подтверждает, что мон. Паисий и иером. Паисий - один и тот же мелург (напр.: Sinait. gr. 1323. Fol. 113v - «Паисия иеромонаха»; Пападики письма Иоанна Трапезундского Athen. K. Psachou. Fol. 236v, 1766 г.- «кир Паисия монаха»; см. также списки: Анфология - Матиматарий Ath. Iver. 993. Fol. 79v, сер. XVII в.; Анфология Ath. Iver. 1096. Fol. 87v, кон. XVII в.; Анфология Ath. Iver. 1250. Fol. 230v, ок. 1675-1685 гг.; Пападики письма иером. Афанасия из Мудании Sinait. gr. 1299, Fol. 228, 1715 г.; Пападики Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 244, 1743 г.; «экзегезис» хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 337v - 339, 1819 г.). Судя по надписаниям в рукописях, П. работал в пападическом стиле церковного пения. Его херувимская регулярно помещалась в соответствующих разделах произведений мелургов XVI-XVII вв. С именем П. в рукописях также встречаются: др. херувимская 3-го гласа, называемая «краткая» (συνοπτικόν; известна только по Анфологии - Матиматарию сер. XVII в. Ath. Iver. 993. Fol. 80-80v), стих «Господи, что ся умножиша стужающии ми» из 3-й статии песнопения «Блажен муж» с указанием: «Это поется во святой и великой Лавре Святой горы. Творение Паисия иеромонаха, глас 4-й плагальный» (известен только по Анфологии - Анастасиматарию Ath. Xeropot. 273. Fol. 23, 2-я пол. XVI в.).