ПАИСИЙ
Том LIV, С. 229-230
опубликовано: 24 октября 2023г.

ПАИСИЙ

Паисий (Зафиров), митр. Пловдивский. Литография. 1872 г. (Центральный гос. архив Болгарии)Паисий (Зафиров), митр. Пловдивский. Литография. 1872 г. (Центральный гос. архив Болгарии) (Зафиров Петр; 1810 - 25.02.1872, К-поль), митр. Пловдивский. Род. в г. Янине (ныне Греция) или г. Аргирокастрон (ныне Гирокастра, Албания) в семье учителя Зафира и Александры, по происхождению был албанцем. Служил диаконом при митр. Янины Иоакиме (см. Иоаким II (Коккодис (Курсулудис)), патриарх К-польский в 1860-1863, 1873-1878), вместе с ним жил на Св. Горе. В 1838-1841 гг. учился в Афинах, где познакомился с иером. Иларионом (Михайловским; впосл. епископ Макариопольский и митрополит Тырновский). Стал послушником бывш. К-польского патриарха Германа IV, к-рый в 1852 г. повторно возглавил К-польский престол. В 1853 г. хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Смирны (ныне Измир, Турция). В нояб. 1857 г. переведен на кафедру Пловдивской епархии, 22 марта 1858 г. был торжественно встречен в Пловдиве. Поддержав желание болгар получить церковную независимость, разрешил в нескольких храмах Пловдива и в небольших селах совершать богослужения на славянском языке. Но это вызвало недовольство местных греков, что в кон. 1859 г. привело к столкновениям болгар и греков во время богослужений по поводу использования греческого или славянского языка. На Рождество Христово, 25 дек. 1859 г., П. отслужил службу на слав. языке. 11 мая 1860 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, он отказался возглавить службу из опасений, что поминание имени К-польского патриарха вызовет недовольство местных болгар, поэтому службу провел викарный епископ, помянувший только самого митрополита. После издания новоизбранным патриархом К-польским Иоакимом II «противоречащего существующим постановлениям и традициям» циркуляра П. под давлением паствы 9 нояб. 1860 г. отказался подчиняться К-полю и заявил о своем присоединении к независимой болг. иерархии во главе с еп. Макариопольским Иларионом. В янв. 1861 г. П. вызвали в К-поль, чтобы он объяснил свой отказ. Но он не поехал и 24 февр. по решению К-польского Синода вместе с еп. Иларионом и митр. Велесским Авксентием заочно был отстранен от кафедры и лишен всех духовных званий. 12 марта, в Неделю Православия, вместе с 24 священниками из епархиальных городов и сел П. совершил торжественное богослужение и подписал акт об отделении Пловдивской епархии от К-польской Патриархии. 15 апр. по требованию К-польского патриарха он был арестован османскими властями и в тот же день под конвоем направлен в заточение в афонский мон-рь Ватопед. Местные жители более месяца не знали об аресте владыки; во время пасхальной службы они поставили его портрет на кафедру, а потом вынесли на крестный ход вместе с хоругвями. 31 мая в епархию пришло послание П. с призывом противостоять действиям Вселенского престола. К-польский Синод 27 февр. 1861 г. назначил на Пловдивскую кафедру болгарина Панарета (Мишайкова), но большая часть духовенства и паствы епархии до 1870 г. продолжала считать П. своим архиереем и оказывать ему финансовую помощь. В кон. 1862 г. П. отправили в г. Чанаккале (ныне Турция), в сент. 1863 г.- на о-в Халки. В 1864 г. еп. Илариона и митр. Авксентия по требованию болгар освободили, но П. оставили под арестом, поскольку Патриархия считала его вину более существенной в силу того, что он не был болгарином и не имел права бороться за церковную автономию болгар. На предложение просить прощения у нового К-польского патриарха Софрония III (1863-1866) П. ответил отказом. В 1868 г., после долгих переговоров между представителями болгарской стороны, К-польским патриархом Григорием VI (Фуртуниадисом) и османскими властями, П. попросил патриарха об освобождении и 14 апр. 1868 г. прибыл в К-поль, где поселился вместе с еп. Иларионом. Он продолжал активно выступать за болгарскую церковную независимость, но присутствовал на богослужениях как простой священнослужитель, чтобы не быть объектом критики со стороны церковных властей. В послании от 25 дек. 1869 г. свое низложение он назвал неканоничным и призвал изменить положение болгар в составе К-польской Церкви. После издания фирмана об учреждении Болгарского Экзархата (1870, см. в ст. Болгарская Православная Церковь, разд. «Церковь в период Болгарского Экзархата (с 1870)») П. вошел в состав Временного Болгарского синода, принимал участие в составлении Устава Экзархата и в заседаниях I Церковно-Народного Собора Экзархата (23 февр.- 24 июля 1871). Вопрос о возвращении П. к управлению Пловдивской епархией не был решен из-за его смерти. Похоронен близ болгарской ц. мч. Стефана в К-поле.

Лит.: Гошев И. Пловдивските архиереи от турско робство // Сб. в чест на Пловдивски митр. Максим по случай 80 години от раждането му и 60 години от приемането на духовно звание. София, 1931. С. 122; Кирил (Константинов), митр. Пловдивски. Паисий митр. Пловдивски в църковно-народната борба. Пловдив, 1948; Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 220-221; Бонева В. П. Българското църковнонационално движение, 1856-1870. София, 2010. С. 98-99, 190-195, 235-236, 276-278, 316, 326-327, 336, 347-348, 354-357, 433, 466-467, 566, 571, 574, 659-660, 663, 797-799, 805, 820, 825, 837, 839, 841, 893, 895, 1013.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНФИМ I (Чалыков), 1-й экзарх Болгарского экзархата
  • БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
  • БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви
  • БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви