ПАЛАУ
Том LIV, С. 266-269
опубликовано: 22 ноября 2023г.

ПАЛАУ

Содержание

[Республика Палау; англ. Republic of Palau; на языке палау Beluu er a Belau], островное гос-во в Океании. Расположено в зап. части Тихого океана; входит в историко-культурную обл. Микронезия; имеет статус «свободной ассоциации» с США. Территория суши - 489,5 кв. км, исключительная экономическая зона - 613,8 кв. км. Столица - Нгерулмуд (на о-ве Бабелтуап (Бабелдаоб)). Крупнейший город - Корор (11,4 тыс. чел.; перепись 2015 г.). Офиц. языки - палау и английский. Административно-территориальное деление: 16 штатов. П.- член ООН (1994), МВФ (1997), МБРР (1997), Форума тихоокеанских островов (1995). География. Территорию П. составляют более 340 островов (обитаемы - 8) вулканического и кораллового происхождения в зап. части Каролинского архипелага: собственно архипелаг Палау (острова Бабелтуап (крупнейший - 396,3 кв. км), Корор (7,8 кв. км), Ангаур и др.) и Юго-Западные о-ва, состоящие из нескольких атоллов - Сонсорол, Тоби и др. Климат влажный, тропический. Среднегодовая температура +28,1°С. Среднегодовое количество осадков 3265 мм.

Население

Население страны 17 661 чел. (из них граждане П.- 12 845 чел.; перепись 2015 г.). Этнический состав: палау (белау, палауанцы) - 73%, филиппинцы - 16,3, бутанцы - 5,4, каролинцы - 2, лица европ. происхождения - 1,2, бенгальцы и проч.- 2,1%.

По данным переписи 2015 г., ежегодный прирост населения составил 0,03%, рождаемость - 13,7 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 7,7 чел. на 1 тыс. жителей; уровень фертильности - 2,21 ребенка на 1 женщину. Возрастная структура населения: дети до 17 лет - 31,5%, лица от 18 до 64 лет - 67,2%, лица 65 лет и старше - 1,3%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 66,1 года (57,6 - мужчины, 74,5 - женщины). Степень урбанизации - 78,7% (2012). Уровень грамотности - 99,5% (2015).

Государственное устройство

П.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действует Конституция 1979 г. Президент является одновременно главой гос-ва и главой правительства. Исполнительная власть осуществляется правительством, законодательная власть принадлежит правительству и парламенту - Национальному конгрессу Палау (Олбиил Эра Келулау), избираемому на 4 года. Конгресс состоит из 2 палат - сената (13 членов, избранных общенациональным голосованием) и палаты депутатов (16 членов, по одному от каждого штата). В стране отсутствуют политические партии, хотя закон не препятствует их формированию. При президенте действует консультативный совет вождей, в который входят традиционные верховные вожди от каждого штата.

Религия

По данным переписи 2015 г., католиками назвали себя 45,3% населения; евангеликами - 26,4; адвентистами седьмого дня - 6,9; мормонами - 1,5; членами Ассамблеи Бога - 0,9; баптистами - 0,7; последователями местной синкретической религии модекнгей (перевод с языка палау - «собираться вместе») - 5,7; мусульманами - 3; приверженцами проч. религий и атеистами - 9,7%.

Римско-католическая Церковь

Территория П. находится в юрисдикции еп-ства Каролинские о-ва с центром в Вено (о-ва Чуук (Трук), Федеративные Штаты Микронезии). Католиков насчитывается 7995 чел. (перепись 2015 г.), из них большинство - палауанцы (ок. 58%) и филиппинцы (ок. 31%). Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 2001 г.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Крупнейшей протестант. организацией в П. является Евангелическая церковь Корора (Koror Evangelical Church), объединяющая евангеликов. Всего в П. проживают ок. 4,6 тыс. евангеликов (2015). Адвентисты седьмого дня насчитывают ок. 1,2 тыс. чел., пятидесятники из орг-ции Ассамблеи Бога, основанной в П. в 80-х гг. XX в.,- 163 чел., баптисты - 119 чел., мормоны - 273 чел. (2015).

Прочие религии

В П. насчитывается ок. 1 тыс. приверженцев местной синкретической религии модекнгей, объединяющей традиц. палауанские верования с элементами христианства. Ее возникновение в нач. XX в. связано с палауанцем по имени Тамадад, к-рый проживал в дер. Кхол на сев. оконечности о-ва Бабелтуап. Он происходил из среды вождей (рубак) и носил высокий титул «кодеп», к-рый наделял его правом быть посредником между богом Нгиркхомкуулом и людьми. Тамадад эксцентрично проводил культовые действия. Когда он вместе со своим родственником Онгеси «оживил» якобы умершую женщину, у него стали появляться последователи. У складывавшейся религии были определенные особенности, привлекавшие мн. палауанцев: исцеление больных, пророчества, циркуляция традиц. денег (удоуд), отмена пищевых запретов, избавление от мн. элементов старой палауанской религии, но при этом инкорпорирование в вероучение нек-рых местных богов, внедрение компонентов христ. религии (напр., бог Нгиркхомкуул отождествлялся с Иисусом Христом). В период япон. господства религия модекнгей была своеобразной формой сопротивления чуждым порядкам, особенно во время между 2 мировыми войнами. Собрания проводятся в храмах, где распеваются гимны (кесекес), отражающие доктрину этого религ. движения.

В связи с миграцией в кон. XX в. в П. появились мусульмане (согласно переписи 2015 г., 524 чел.), буддисты (до 180 чел.), бахаисты (до 160 чел.), сторонники даосизма и конфуцианства (до 60 чел.), иудеи.

Религиозное законодательство

Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, запрещает провозглашение гос. религии и любые формы дискриминации по религ. признаку. Правительство не стимулирует и не ограничивает деятельность религ. общин в рамках закона. Религ. группы обязаны получить статус некоммерческих орг-ций в Генеральной прокуратуре (в составе Мин-ва юстиций) и в Администрации Президента Палау. Иностранные миссионеры должны получать разрешение на миссионерскую деятельность в Управлении иммиграции и труда. Религ. обучение в гос. школах запрещено, однако гос-во в нерелиг. целях оказывает финансовую помощь частным школам, находящимся под управлением католиков, евангеликов, адвентистов седьмого дня, приверженцев модекнгей (в 2017 в П. насчитывалось 10 конфессиональных школ, на содержание к-рых правительство выделило 902 тыс. долл. США). Религ. орг-ции и частные школы освобождены от уплаты налогов. 13 апреля является Национальным днем молитвы, когда «приветствуются все проявления религии» вне зависимости от вероисповедания. Рождество Христово считается национальным праздником, открытие различных гос. мероприятий часто сопровождается христ. молитвой.

История

Острова Палау были заселены выходцами из островной Юго-Вост. Азии в сер. II тыс. до Р. Х. В этногенезе палауанцев принимали участие меланезийцы. Обитатели Юго-Западных о-вов по культурным традициям и языку существенно отличаются от палауанцев, т. к. эта островная группа была заселена мигрантами из центрально-каролинских атоллов (расположены между о-вами Яп на западе и о-вами Чуук на востоке).

Традиц. палауанское общество имело сложную структуру, его особенностью был принцип дуализма и ранжирования. Четыре самых высших клана назывались «четыре столба» (клоал саос). Вожди всех кланов заседали в совете (клобак). Существовали мужские и женские клубы. Деревни образовывали округа, к-рые делились на 2 альянса, охватывавшие весь архипелаг. Первый альянс (Баб эл Даоб - «верхние моря») включал округа сев.-вост. части П.: Мелекеок, Нгивал, Нгкхесар, Нгерекхелонг, Каянгел и часть окр. Айрай. Второй альянс (Йоу эл Даоб - «нижние моря») состоял из округов юго-зап. части архипелага: Корор, Нгеремленгуи, Аймелик, Нгатпанг, Нгардмау, Пелелиу, Ангаур и оставшейся части окр. Айрай. Первый альянс возглавлялся окр. Мелекеок, 2-й - окр. Корор. Между альянсами велись частые войны, но междоусобицы происходили и между округами внутри альянсов.

Для традиц. палауанской религии были характерны развитые космологические представления и мифология. Сверхъестественные существа делились на 3 категории: духов предков (бладек), богов (кхелид) и богов-вестников (рукхел). Боги в свою очередь состояли из 2 категорий: территориальных богов, являвшихся покровителями кланов, деревень и групп деревень, и природных богов. Первые, по поверьям островитян, играли решающую роль в политической жизни общин, вторые - в ежедневных делах. У каждого из богов был собственный жрец (коронг), к-рый, общавшись напрямую с божеством, действовал как предсказатель и медиум. Жрецы играли важную социальную и политическую роль в палауанском обществе.

В 1522 г., когда испан. судно «Тринидад» (из флотилии Ф. Магеллана) пыталось пересечь Тихий океан, его командой был замечен атолл Сонсорол из группы Юго-Западных о-вов. В 1579 г. англ. мореплаватель Ф. Дрейк, наиболее вероятно, первым из европейцев посетил о-ва Палау. Его корабль простоял у берега 3 дня, в течение к-рых команда вела торговлю с островитянами, подходившими к судну на своих лодках. В 1710 г. направленная иезуитами экспедиция под рук. испанца Ф. Падильи была вынуждена оставить на Сонсороле 2 иезуитов, И. Кортила и И. Дуберрона, вместе с группой испан. солдат. Вскоре они были убиты местными жителями. Через неск. дней после высадки миссионеров на Сонсороле Падилья повторно открыл архипелаг Палау. В 1783 г. команда англ. торгового корабля «Антилопа» во главе с капитаном Х. Уилсоном после кораблекрушения 3 месяца провела на Палау, где была вовлечена в конфликт между Корором и Мелекеоком. С кон. XVIII в. численность местного населения стала сокращаться вслед. завезенных европейцами болезней и междоусобных войн, ставших более кровопролитными из-за распространения огнестрельного оружия. В 80-х гг. XIX в. П. захватили испанцы (формально еще с XVI в. эти острова считались владением Испании как часть Каролинского архипелага), в 1885 г. папа Римский Лев XIII (1878-1903) подтвердил право Испании на Каролинские о-ва, включая Палау.

В 1886 г. 6 испан. капуцинов по пути на о-ва Яп (там планировалось открыть 1-ю миссию) посетили Палау, где встретились с Айбедулом (название самого высокоранжированного титула в Короре) и др. знатными вождями Корора, оказавшими им радушный прием. В 1891 г. 4 капуцина основали постоянную миссию в Короре. Этот год считается началом распространения христианства в П. В 1-й год своего пребывания испан. капуцины крестили 14 детей и построили первую на Палау церковь (из дерева), освященную в честь Св. Сердца, в нач. 1892 г. открыли 1-ю миссионерскую школу. Взрослые палауанцы, как правило, не желали оставлять свои традиции и принимать новую веру, но позволяли миссионерам обучать своих детей. В 1893 г. капуцин Луис де Гранада начал христианизацию населения в сев. части о-ва Бабелтуап. Позже он переехал в Мелекеок, где заручился поддержкой Реклая (название самого высокоранжированного титула в Мелекеоке). Его чрезмерные усилия в борьбе против местных обычаев стали причиной неудач в проповеди.

Айбедул Корора Иленгелекей (1871–1911), первая (1891) и совр. (1935) церкви св. Сердца в Короре. Почтовые марки в честь столетия христианства в Палау. 1991 г. Фото: Republic of Palau Postal ServiceАйбедул Корора Иленгелекей (1871–1911), первая (1891) и совр. (1935) церкви св. Сердца в Короре. Почтовые марки в честь столетия христианства в Палау. 1991 г. Фото: Republic of Palau Postal ServiceВ 1899 г., после поражения в испано-амер. войне, Испания продала Каролинские о-ва (вместе с Палау) и Сев. Марианские о-ва Германии, но до 1906 г. испан. капуцины продолжали работу на Палау. В 1905 г. была основана апостолическая префектура Каролинских о-вов, охватившая в т. ч. о-ва Палау. В 1907 г. в Корор прибыли нем. капуцины. К тому времени католич. община на Палау насчитывала ок. 140 чел. Герм. колониальное правительство всесторонне поддерживало миссионеров в борьбе с традиц. клубами и со жрецами, деятельность к-рых колониальные власти пытались пресечь. В 1909 г. на Палау прибыли 3 францисканские монахини для преподавания в школе для девочек в Короре. В 1910 г. нем. капуцины восстановили основанный ранее испанцами миссионерский стан в Мелекеоке. На этот раз проповедь здесь была более успешной, чем в Короре: в первый же год крещение приняли 60 чел., в 1911 г. в местной миссионерской школе насчитывалось ок. 150 учеников. В последующие годы католич. миссии появились и в др. районах о-ва Бабелтуап. В 1911 г. префектура Каролинских о-вов была преобразована в викариат Марианских и Каролинских островов.

В окт. 1914 г., вскоре после начала первой мировой войны, Япония захватила о-ва Палау и депортировала всех нем. граждан, за исключением миссионеров. В 1915 г. нем. капуцинов обвинили в подстрекательстве местных жителей к восстанию против японцев, после чего их депортировали вместе с францисканскими монахинями. Католич. община, насчитывавшая к тому времени ок. 400 чел., лишилась пасторов. Японцы продолжали политику насильственной аккультурации и ассимиляции местного населения. С противодействием палауанцев япон. оккупации связывают возникновение в тот период синкретической религии модекнгей. В 1920 г. Япония, получившая мандат Лиги Наций на управление Палау, обратилась в Ватикан с просьбой прислать католич. миссионеров на управляемые ею острова Микронезии при условии, что они не будут немцами по национальности. В 1921 г. на Палау прибыли 4 испан. иезуита, к-рые занялись восстановлением миссионерских станов, пришедших в упадок или исчезнувших за 7 лет отсутствия пасторов. В окт. 1921 г. на о-ве Ангаур иезуиты освятили небольшую деревянную часовню, к-рую выстроили ок. 100 католиков-чаморро (представители коренного населения Марианских о-вов), переехавших сюда для работы на фосфатных рудниках.

В 1929 г. на Палау прибыли первые протестант. проповедники с о-вов Чуук - нем. семейная пара евангеликов, связанная с Либенцелльской миссией, и обращенный ими чуукец. Они основали общину в поселении Нгивал, на сев.-зап. побережье о-ва Бабелтуап, и быстро нашли последователей как среди адептов модекнгей, так и среди католиков. В 1930 г., впервые с 1710 г., на Сонсороле высадился католич. миссионер Э. Фернардес и в том же году крестил 90 взрослых местных жителей. В течение 30-х гг. XX в. население Юго-Западных о-вов было обращено в католичество. В 1931 г. католич. община на Палау насчитывала до 1 тыс. чел. В 1935 г. в Короре на месте старой, деревянной церкви, основанной в 1891 г., была торжественно освящена первая на Палау каменная (из бетона) католич. ц. Св. Сердца. В 1938 г. церкви были воздвигнуты на о-ве Ангаур (из дерева и цемента) и в Мелекеоке (на бетонном фундаменте). К 1941 г. число католиков возросло до 2 тыс. чел., что составляло примерно 1/3 местного населения. Во время япон. владычества на Палау появились последователи синтоизма, в 1940 г. в Короре был торжественно открыт синтоистский храм.

Накануне и во время второй мировой войны усилилось недоверие япон. властей к иностранным миссионерам. Их деятельность была ограничена только Корором. С началом Марианско-Палауанской операции (июнь 1944) ц. Св. Сердца в Короре служила местным жителям укрытием во время налетов амер. авиации. Впосл. по приказу япон. администрации она была закрыта и превращена в военные бараки. В 1944 г. 6 иезуитов вместе с филиппинско-чаморрийской семьей были арестованы и предположительно убиты япон. военными. К нояб. 1944 г. о-ва Палау были оккупированы амер. войсками. Активные боевые действия привели к гибели мн. мирных палауанцев. В 1947 г. США стали управлять П. в составе Подопечной территории Тихоокеанские острова. Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. на Палау возникло движение за предоставление островам самостоятельности. В 1978 г. в ходе референдума большинство жителей, отвергнув вхождение в состав единого микронезийского гос-ва в качестве автономии, высказались за создание на Палау отдельного гос-ва. В 1981 г. вступила в силу принятая еще в 1979 г. Конституция, в соответствии с к-рой о-ва Палау получили широкую автономию.

В послевоенный период на Палау начался религ. подъем, сопровождавшийся строительством многочисленных церквей. В дек. 1946 г. в Корор прибыли 2 испан. иезуита для восстановления миссии и церквей. В 1947 г. католич. миссия Каролинских и Маршалловых островов была передана амер. иезуитам, в нояб. того же года на Палау прибыл 1-й иезуит амер. происхождения Х. Фьюрей. В 1948 г. была восстановлена работа католич. школы. С нач. 50-х гг. XX в. палауанских мальчиков стали отправлять на Филиппины для обучения в семинарии и последующего получения священнического сана или вступления в орден иезуитов; палауанские женщины также начали вступать в жен. монашеские конгрегации. К 1959 г. католич. Церкви удалось выстроить систему дошкольного, младшего и среднего школьного образования, число учеников достигло 550 чел. В февр. 1964 г. в Короре был рукоположен Г. Рамаруи, 1-й католич. священник из числа палауанцев.

После войны быстро росла протестант. община. В 1950 г. представитель Либенцелльской миссии Х. Тиена закончил 1-й перевод НЗ на язык палау, в 1985 г. был опубликован перевод ВЗ. В сер. 80-х гг. XX в. на Палау под эгидой Либенцелльской миссии постоянно работали 4 иностранных и 21 местный миссионер, действовали 2 школы-интерната (для мальчиков и для девочек), в к-рых обучались дети со всей Микронезии. Появились новые протестант. деноминации: свидетели Иеговы (в сер. 60-х гг.), мормоны (в сер. 70-х гг.), адвентисты седьмого дня, баптисты и Ассамблеи Бога (в сер. 80-х гг.). В 1979 г. было образовано католич. еп-ство Каролинские и Маршалловы острова, к-рое в 1993 г. было разделено на еп-ство Каролинские острова и викариат Маршалловы острова.

В 1994 г. по итогам очередного референдума П. стало независимой республикой, свободно ассоциированной с США сроком на 50 лет. С нач. XXI в. Правительство П. особое внимание уделяет сохранению окружающей среды: в 2012 г. о-ва Рок-Айлендс были объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2017 г. в связи с увеличением потока туристов принята уникальная иммиграционная программа, согласно которой все прибывающие в страну при получении въездной визы обязаны подписать клятву о сохранении местной природы (т. н. клятва Палау).

Лит.: Force R. W. Leadership and Cultural Change in Palau. Chicago, 1960; Forman Ch. W. The Island Churches of the South Pacific: Emergence in the 20th Cent. N. Y., 1982; Parmentier R. J. The Sacred Remains: Myth, History, and Polity in Belau. Chicago, 1987; Ibáñez y Garcia L., de. The History of the Marianas, with Navigational Data, and of the Caroline and Palau Islands: From the Time of their Discovery by Magellan in 1521 to the Present. Mangilao, 1992; Hezel F. X. The Catholic Church in Micronesia: Historical Essays on the Catholic Church in the Caroline and Marshall Islands. Pohnpei, 2003; Dobbin J. Summoning the Powers Beyond: Traditional Religions in Micronesia. Honolulu, 2011.
И. В. Чининов
Рубрики
Ключевые слова
См.также