[Государство Палестина; араб. ], частично признанное гос-во в Зап. Азии, реального суверенитета не имеет; правительство Государства Палестина осуществляет частичный контроль над палестинскими территориями (Западный берег р. Иордан (ЗБРИ) и сектор Газа), не аннексированными Израилем после оккупации 1967 г. На нач. 2019 г. Палестинскую декларацию о независимости от 15 нояб. 1988 г. признали 137 стран - членов ООН (в т. ч. СССР 19 нояб. 1988 и Россия как правопреемник СССР), а также Ватикан. Территория П. состоит из 2 частей - ЗБРИ и сектора Газа, к-рые разделены территорией Израиля и общих границ не имеют. ЗБРИ граничит на севере, западе и юге с Израилем, на востоке - с Иорданией (часть границы проходит по акватории Мёртвого м.); сектор Газа на северо-востоке, востоке и юге граничит с Израилем, на юго-западе - с Египтом, с запада и северо-запада омывается Средиземным м. Площадь ЗБРИ - 5655 кв. км, сектора Газа - 365 кв. км. Функцию адм. центра П. выполняет Рамалла (в агломерации с г. Эль-Бира - 84 тыс. чел.; 2016), где сосредоточены все органы власти. Крупные города (2016): на ЗБРИ - Хеврон (216 тыс. чел.), Наблус (154 тыс. чел.), Тулькарм (62 тыс. чел.), Калькилья (52 тыс. чел.), Вифлеем (в агломерации с городами Бейт-Джала и Бейт-Сахур - 63 тыс. чел.), Иерихон (24 тыс. чел.); в секторе Газа - Газа (584 тыс. чел.), Хан-Юнис (186 тыс. чел.), Джабалия (172 тыс. чел.), Рафах (164 тыс. чел.). В Вост. Иерусалиме проживают ок. 265 тыс. чел. Административно-территориальное деление: 16 губернаторств (11 - на ЗБРИ, 5 - в секторе Газа). Офиц. язык - арабский; распространены английский, иврит. П. представлена в ряде международных орг-ций (в качестве члена, ассоциированного члена или наблюдателя), включая Орг-цию исламского сотрудничества (1969; до 2011 - Орг-ция Исламская Конференция), ЛАГ (1976), Союз для Средиземноморья (2008), ЮНЕСКО (2011). География. Рельеф ЗБРИ представляет собой сильно пересеченное плоскогорье, постепенно понижающееся к западу и резко обрывающееся на востоке, где расположена долина р. Иордан. Наивысшая точка - гора Таль-Асур (1022 м), самая низкая - сев. берег Мёртвого м. (408 м ниже уровня океана). Климат - средиземноморский, с мягкими зимами (+ 9-12°C в янв.) и жарким летом (+ 24-30°C в авг.). На западе воздух охлаждается и увлажняется потоками с побережья Средиземного м. На востоке Иудейская пустыня нагревает и осушает воздушные массы. Среднегодовой уровень осадков - ок. 200 мм на востоке (долина р. Иордан), ок. 500 мм на западе (район Иерусалима). Лесной покров, встречающийся гл. обр. на западе, составляет ок. 1% общей площади ЗБРИ. Рельеф сектора Газа представляет собой прибрежную низменность с песчаными дюнами у побережья. Наивысшая точка - Абу-Ауда (105 м). Жаркий полусухой климат, средняя температура янв. + 12°C, авг. + 27°C. Среднегодовой уровень осадков ок. 300 мм (выпадает преимущественно с нояб. по март).
По оценке Центрального статистического бюро Палестины (ЦСБП) на 2017 г., численность населения составляет 4 952 168 чел. (на ЗБРИ - 3 008 770 чел.; в секторе Газа - 1 943 398 чел.). За пределами П., по оценкам ЦСБП на 2017 г., проживают ок. 8 млн палестинских арабов: в Израиле (на территории П. в границах 1948 г.) - ок. 1,5 млн чел., в араб. странах - 5,7 млн чел., в др. странах - ок. 710 тыс. чел. Многие из них имеют офиц. статус беженцев и перемещенных лиц или являются лицами без гражданства. На ЗБРИ, в т. н. израильских поселениях, также проживают граждане Израиля: в 126 постоянных поселениях - 285 тыс. чел., в 100 временных поселениях (т. н. форпосты) - 300 тыс. чел., в 23 поселениях Вост. Иерусалима (т. н. израильские кварталы) - до 200 тыс. чел. (данные МИД РФ).
Среднегодовой прирост населения составляет 2,8% (2016), рождаемость - 30,9 чел. на 1 тыс. жителей (2016), смертность - 3,5 чел. на 1 тыс. жителей (2016), показатель фертильности - 4,1 ребенка на 1 женщину (2011-2013). В возрастной структуре: 38,9% - дети до 14 лет, люди 15-59 лет - 56,5, люди 60 лет и старше - 4,6% (2017). Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 73,9 года (72,3 - мужчины, 75,4 - женщины; 2017). Уровень грамотности - 96,9% (2016).
Государственное устройство имеет ряд особенностей с учетом военно-политической обстановки в регионе. С 1967 г. ЗБРИ оккупирован Израилем. По итогам соглашений в Осло и Вашингтоне от 1993 г., ЗБРИ разделен на многочисленные анклавы 3 типов: зону «А» - полный палестинский контроль (17,2% территории, крупные палестинские города); зону «B» - палестинский контроль в гражданских делах и совместный с Израилем - в сфере безопасности (23,8%, окрестности городов, отдаленные населенные пункты); зону «C» - полный израильский контроль (59%, пограничные районы, израильские военные базы и гражданские поселения, природные заповедники, побережье Мёртвого м.). Вост. Иерусалим преимущественно с арабским населением признаётся международным сообществом частью ЗБРИ, но юрисдикция Государства Палестина на него не распространяется. Сектор Газа, формально контролируемый Гос-вом Палестина, с 2007 г. фактически обособился от ЗБРИ.
До 2013 г. органом палестинского самоуправления на ЗБРИ и в секторе Газа была Палестинская национальная администрация (ПНА), образованная в 1994 г. под эгидой Организации освобождения Палестины (ООП) на основе палестино-израильских соглашений Осло-I (1993) и Осло-II (1995). 29 нояб. 2012 г. резолюцией 67/19 Генеральная Ассамблея ООН постановила предоставить П. статус государства-наблюдателя в ООН, не являющегося ее членом. 5 янв. 2013 г. глава ПНА М. Аббас (род. в 1935) подписал указ о переименовании ПНА в Государство Палестина.
Основные общественно-политические силы представлены гл. обр. группами, входящими в состав ООП (создана в 1964 под эгидой ЛАГ для мобилизации палестинцев в целях противостояния Израилю, освобождения территории Палестины и создания независимого гос-ва). Наиболее влиятельные из них - Движение за палестинское освобождение (ФАТХ; доминирует на ЗБРИ) и Исламское движение сопротивления (ХАМАС; доминирует в секторе Газа).
Временный Основной закон принят в 2003 г. (действует в редакции 2005 г.). Главой гос-ва является Президент Государства Палестина (до 2013 - глава Палестинской национальной администрации), к-рый избирается путем прямых всеобщих выборов на 4 года (с 2005 президентские выборы не проводились). Функции исполнительной власти разделены между президентом и правительством. В 2007-2014 гг. в П. де-факто действовали 2 правительства: международно признанное в Рамалле и правительство ХАМАС в Газе, обособившееся в 2007 г. ввиду обострения отношений с ФАТХ. В 2014 г. создано т. н. правительство национального согласия во главе с Р. Хамдаллой (род. в 1958), к-рое тем не менее лишь номинально контролирует сектор Газа.
Законодательный орган власти - Палестинский законодательный совет (ПЗС; 132 места), избираемый на 4 года (после основания в 1996 переизбирался только в 2006, 74 места получили представители ХАМАС). В наст. время работа ПЗС фактически прекратилась.
Губернаторов назначает Президент П.; совместно с муниципалитетами они выполняют гл. обр. хозяйственно-адм. функции.
По оценкам на 2014 г., ок. 93% жителей П. (без учета граждан Израиля, проживающих в израильских поселениях на ЗБРИ) исповедуют ислам (гл. обр. сунниты, а также шииты, друзы), ок. 6% - христианство, ок. 1% являются представителями малых религ. групп (самаряне (ок. 360 чел.) и др.).
Христианство исповедуют преимущественно палестинские арабы. Большинство христиан - православные, гл. обр. принадлежат к Иерусалимской Православной Церкви, а также к Русской Православной Церкви (Русская духовная миссия в Иерусалиме), Русской Православной Церкви за границей, Румынской Православной Церкви. Также представлены католич. Церковь лат. и вост. обрядов (Армянская католическая Церковь, Маронитская католическая Церковь, Мелькитская католическая Церковь, Халдейская католическая Церковь, Сирийская католическая Церковь), древние вост. Церкви (Ассирийская Церковь (см. Церковь Востока), Армянская Апостольская Церковь, Коптская Церковь, Эфиопская Церковь, Сирийская яковитская Церковь), протестант. орг-ции (Епископальная церковь Иерусалима и Ближ. Востока (англикане), Евангелическая лютеранская церковь Иордании и Св. земли, Ассоциация баптист. церквей Израиля, Церковь Назарянина, Ассамблеи Бога, Церковь Бога пророчеств, Церковь Бога (Кливленд) и др.).
Большинство христиан проживают на ЗБРИ, гл. обр. в Вост. Иерусалиме, Вифлееме, Рамалле, Наблусе, Иерихоне. Согласно данным Центрального статистического бюро Израиля (ЦСБИ), в 2017 г. на ЗБРИ проживали ок. 50 тыс. христиан. В Иерусалиме (в зап. и вост. частях) ок. 61% населения (граждане Израиля) исповедовали иудаизм, ок. 37% - ислам, 1,6% - христианство (ок. 14 тыс. чел., из них 12 тыс.- палестинские арабы). По оценкам ЦСБИ, в «израильских поселениях» на ЗБРИ в 2017 г. проживали ок. 400 тыс. иудеев - граждан Израиля. В секторе Газа подавляющее большинство населения - мусульмане; кроме того, проживают ок. 1 тыс. христиан. Отмечается активная миграция христ. населения с территории Гос-ва Палестина в Израиль и др. страны.
Согласно временному Основному закону 2003 г. (с поправками 2005), гос. религией П. является ислам при соблюдении уважения к проч. «божественным» религиям (ст. 4 п. 1). Принципы ислам. шариата считаются основным источником законодательства (ст. 4 п. 2). Ст. 9 гарантирует равенство всех палестинцев перед законом вне зависимости от пола, расы, цвета кожи, политической принадлежности, религии и физических возможностей. Ст. 18 провозглашает свободу вероисповедания при условии сохранения общественного порядка. Временный Основной закон формально действует только в подконтрольной П. зоне «А» на ЗБРИ. В зонах «B» и «C» применяется законодательство Израиля. В секторе Газа действуют постановления правительства ХАМАС.
Государство Палестина на основе действовавшего еще в эпоху Османской империи религ. законодательства признаёт следующие христ. деноминации: правосл. Церковь, католич. Церковь (включая вост. обряды), Армянскую Апостольскую Церковь, Ассирийскую Церковь Востока, Коптскую Церковь, Эфиопскую Церковь, Сирийскую яковитскую Церковь, а также англиканскую и евангелическо-лютеранскую церкви. Признаваемые религ. орг-ции имеют право учреждать церковные суды для решения вопросов, связанных с личным статусом своих прихожан (брак, развод) и их имуществом (наследство). Среди проч. протестант. деноминаций беспрепятственно могут действовать Ассамблеи Бога, Церковь Назарянина и ряд евангелических церквей, однако для решения вопросов личного статуса они должны запрашивать разовое разрешение.
Согласно закону, ислам. учреждения и храмы должны получать от гос-ва финансовую поддержку. В гос. общеобразовательных школах преподавание основ ислама или христианства является обязательным предметом. Для мусульман и христиан организуют отдельные курсы. Ученики и их родители вправе выбрать, какой курс посещать, но не могут отказаться от религ. воспитания в школе. На ЗБРИ разрешена деятельность частных религ. школ, как исламских, так и христианских. По закону, 6 мест в ПЗС зарезервированы за христианами, 9 муниципальных советов ЗБРИ (включая Рамаллу, Вифлеем, Бир-Зайт и Бейт-Джалу) должны возглавлять христиане, в 10 муниципальных советах ЗБРИ за христианами зарезервирована квота.
В условиях напряженной военно-политической ситуации сохраняется постоянная угроза нарушения религ. свободы и актов насилия на этнорелиг. почве.
В природно-географическом и этнокультурном плане П. в средние века и Новое время развивалась в составе более крупного ареала т. н. Большой Сирии (араб.- Биляд аш-Шам) - зап. дуги историко-географического региона Благодатный Полумесяц, включающего территории современных Сирийской Арабской Республики, Ливана, Палестины и Иордании. Границы палестинского региона были размыты и условны. Так, территории к востоку от р. Иордан были исключены из понятия «Палестина» только после образования эмирата Трансиордания в 1921 г. Идея П. как особой политической единицы зародилась в кон. XIX в. в контексте сионистского движения и планов построения на этой территории евр. гос-ва. Немногочисленные араб. националисты рубежа XIX и XX вв. рассматривали П. лишь как составную часть буд. араб. гос-ва в границах Большой Сирии или всей араб. Азии.
В 1917 г. в ходе первой мировой войны П. была занята брит. войсками. Брит. правительство, желая утвердить свой контроль над этой территорией, объявило себя покровителем сионистского движения и планов построения в П. евр. «национального очага». Лига Наций передала Великобритании мандат на управление П. После первой мировой войны в араб. палестинской среде возник ряд политических орг-ций, выступавших против сионистской колонизации и брит. мандата и ориентировавшихся на араб. правительство в Дамаске во главе с эмиром Фейсалом (1885-1933) - сыном хиджазского короля. В марте 1920 г. Сирийский генеральный конгресс в Дамаске провозгласил Фейсала королем Большой Сирии, включая П. Однако летом того же года режим Фейсала пал под ударом франц. войск. Араб. элита П. была вынуждена ограничить свою деятельность рамками брит. подмандатных территорий. В марте 1921 г. Лондон принял решение о выделении заиорданских земель в отдельное политическое образование - эмират Трансиордания, к-рый возглавил брат Фейсала - эмир Абдалла (1882-1951), но эмират остался под брит. мандатным управлением.
В 1-й пол. XX в. араб. палестинское общество было весьма традиционно в социальном и культурном плане. В политической жизни доминировала традиц. землевладельческая аристократия. Самосознание большинства палестинцев определялось религиозными, клановыми и корпоративными связями, ощущение своей араб. идентичности только начинало складываться в среде немногочисленной городской элиты. Однако становление этнического сознания арабов ускорялось в условиях сопротивления сионистской экспансии, что способствовало, в частности, сближению христиан и мусульман П. перед лицом общих проблем. Араб. националисты 20-х гг. XX в. были относительно лояльны по отношению к мандатным властям, считая главной угрозой сионистский проект. В национальном движении доминировал клан аль-Хусейни с его лидером иерусалимским муфтием Амином аль-Хусейни (1895-1974). В 1922 г. он возглавил Высший мусульманский совет, созданный мандатными властями для управления исламскими религ. учреждениями. Став фактическим главой мусульм. общины П., муфтий сосредоточил в своих руках немалые финансовые средства и политическое влияние, вел активную деятельность на межараб. арене.
Араб. палестинской элите не удалось добиться представительства в адм. органах и участия в управлении страной. Причиной тому были как просионистская позиция Великобритании, не желавшей отказываться от прямого управления П., пока евреи составляли там меньшинство, так и внутренние раздоры между араб. лидерами.
В 30-х гг. XX в. в П. начал заметно меняться демографический баланс, усилились социальные проблемы, порожденные Великой депрессией, и обострилась политическая ситуация. В результате массовой иммиграции доля евр. населения менее чем за десятилетие выросла с 17 до 31%. Растущее араб. недовольство сионистской экспансией и брит. правлением привело к восстанию 1936-1939 гг. Брит. правительство направило в П. комиссию для изучения ситуации. В 1937 г. комиссия огласила вывод о невозможности совместного проживания арабов и евреев в одном гос-ве и предложила план раздела П. между 2 народами. Араб. политические лидеры во главе с муфтием аль-Хусейни резко выступили против плана Великобритании, после чего нек-рые из них были арестованы, другие бежали из страны. В ходе подавления восстания погибли от 3 до 5 тыс. арабов, традиц. элита была разгромлена.
В мае 1939 г. брит. правительство, пытаясь вернуть симпатии арабов, опубликовало «Белую книгу» - меморандум о своих планах относительно П., где обещало через 10 лет предоставить стране независимость и вводило квоты на евр. иммиграцию. В результате сионистское руководство переориентировалось с Великобритании на США, всемерно поддерживавшие сионистский проект. Араб. палестинское общество долгие годы было лишено руководства и полностью дезорганизовано в политическом плане. Муфтий аль-Хусейни в годы второй мировой войны выступал на стороне Германии, в результате чего не имел возможности вернуться в П. и нашел убежище в Египте. Защиту интересов палестинских арабов взяли на себя лидеры сопредельных араб. гос-в, преследовавшие собственные цели. После второй мировой войны ситуация в П. снова стала выходить из-под контроля, росла волна араб. и евр. выступлений и терактов, направленных в т. ч. против брит. присутствия. В нач. 1947 г. Великобритания отказалась от мандата на П. и передала судьбу страны на рассмотрение ООН. Обсуждались варианты раздела П. на арабское и еврейское гос-ва (этот план поддерживали сионисты и покровительствующие им державы) или создания федеративного арабо-евр. гос-ва, на чем настаивала Великобритания.
29 нояб. 1947 г. на Генеральной Ассамблее ООН прошло голосование по вопросу разделения П.: 33 страны проголосовали за (в т. ч. США и СССР, к-рый рассматривал Израиль как инструмент для подрыва брит. влияния на Ближ. Востоке), 13 выступили против (почти все афро-азиатские страны) и 10, включая Великобританию, воздержались. Ввиду симпатий мирового сообщества к евреям после холокоста раздел палестинских территорий оказался неравным. Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 г., еврейское гос-во (евреи составляли 33% населения П.) должно было получить 14,1 тыс. кв. км, или 56% территории,- полосу побережья от Яффы до Хайфы, сев.-вост. часть страны, прилегающую к Тивериадскому оз., и большую часть пустыни Негев на юго-востоке. На этих землях жили 499 тыс. евреев и 509 тыс. арабов. Араб. гос-ву было выделено 11,1 тыс. кв. км, или 43% территории П.,- вост. часть страны (Иудея и Самария), северо-зап. половина Галилеи и Газа с прилегающими территориями на юго-западе. Там жили 10 тыс. евреев и 749 тыс. арабов. Иерусалим, где насчитывалось 100 тыс. евреев и 105 тыс. арабов, должен был остаться специальной зоной под международным контролем. Т. к. ни одно из политических образований не имело сплошной территории, предполагалось создание экономического и таможенного союза 2 гос-в, введение общей валюты, единой сети коммуникаций. Однако резолюция не удовлетворила ни одну из сторон и привела к вооруженному конфликту между евреями и арабами.
Практически сразу после голосования по вопросу раздела П. начались теракты и вооруженные столкновения между арабами и евреями. Однако до сер. мая 1948 г. страна оставалась под брит. управлением, англ. войска пытались поддерживать порядок и пресекать военные действия. Тем не менее евр. и араб. отряды свободно действовали в своих зонах влияния. Локальные ополчения палестинских феллахов уступали евр. вооруженным формированиям количественно и качественно, а главное, не были способны к координации своих действий и подчинению единому командованию. Предпринимались лишь отдельные попытки создания общепалестинских военных структур - «Армии джихада» во главе с двоюродным братом муфтия Амина, Абд аль-Кадиром аль-Хусейни (погиб в апр. 1948 в бою под Иерусалимом), и Арабской освободительной армии, сформированной под эгидой ЛАГ и укомплектованной добровольцами из разных араб. стран.
Со 2-й пол. апр. 1948 г. Великобритания начала выводить свои гарнизоны из палестинских городов. Противоборство за дальнейшее обладание ими, как правило, заканчивалось победой евр. отрядов и массовым исходом местного араб. населения (Сафед, Табария, Хайфа и др.). Евр. боевая орг-ция «Хагана» (впосл. Армия Израиля) и вооруженные формирования радикальных сионистских группировок «Иргун» и «Лехи» практиковали на захваченных территориях террор и этнические чистки (самый известный эпизод - резня в араб. дер. Дейр-Ясин в апр. 1948, где были убиты ок. 250 чел.). В результате сотни тысяч палестинских арабов бежали из своих домов.
14 мая 1948 г. завершился вывод брит. войск из П., и было провозглашено создание гос-ва Израиль. На следующий день в П. вторглись армии араб. гос-в - Египта, Трансиордании, Сирии, Ливана, Ирака. Началась 1-я арабо-израильская война. Каждая араб. армия действовала самостоятельно, араб. лидеры не доверяли друг другу и особенно королю Трансиордании (1946-1950; 1950-1951 - король Иордании) Абдалле бен Хусейну, формально избранному главнокомандующим, к-рого подозревали в планах аннексии П. На 1-м этапе войны араб. армиям удалось добиться нек-рых успехов благодаря превосходству в тяжелом вооружении. Военные действия дважды прерывались перемириями, продолжавшимися с перерывами с 11 июня по 15 окт. За это время израильтяне сумели превратить свои полупартизанские ополчения в регулярную армию и оснастить ее совр. вооружением. Одновременно нарастали противоречия между араб. лидерами. В сент. в Газе, контролируемой египтянами, было провозглашено создание палестинского правительства. Оно было признано всеми членами ЛАГ, кроме Трансиордании, у к-рой были свои экспансионистские планы в регионе. 1 дек. в Иерихоне был проведен Национальный палестинский конгресс, провозгласивший Абдаллу королем П. Еще раньше были достигнуты некие договоренности между Абдаллой и израильским руководством о разделе П., к-рые привели к прекращению боевых действий на иорданском участке фронта. Воспользовавшись этим, израильтяне сконцентрировали силы на др. направлениях - разбили Арабскую освободительную армию в Галилее (кон. окт.) и отбросили егип. войска на юге. В янв. 1949 г., уже после вторжения Израиля на собственно егип. территорию, было достигнуто соглашение о прекращении огня на юж. фронте. К 10 марта израильские войска заняли пустыню Негев до Умм-Рашраша (Эйлат), не встретив серьезного сопротивления.
По итогам войны Израиль удержал за собой евр. часть П. и захватил 6,7 тыс. кв. км араб. части. Вост. Иерусалим и ЗБРИ остались под контролем Иордании, Газа - под управлением Египта. Из 1,3 млн чел. довоенного араб. населения П. 960 тыс. чел. оказались беженцами.
Благодаря высокому естественному приросту общая численность палестинцев, по оценкам на 1982 г., составила 4,3-4,6 млн чел. Из них на территории собственно Израиля проживали 500 тыс. чел., на ЗБРИ - 700-800 тыс., в секторе Газа - свыше 450 тыс. чел. Палестинская диаспора в Иордании насчитывала свыше 1 млн чел. (60-65% от всего населения страны), в Ливане - 400-600 тыс. чел. (свыше 15% населения), в Кувейте - 300 тыс. чел. (ок. 25%; депортированы в 1991 за сотрудничество с ирак. режимом в период оккупации Кувейта), в Сирии - 200-250 тыс. чел.
Арабы, оставшиеся в Израиле, оказались в положении маргинальной дискриминируемой группы населения. После 1948 г. в секторе Газа и в Иордании существовали боевые орг-ции палестинцев, совершавшие набеги на территорию Израиля. Муфтий аль-Хусейни пытался создать в Газе очаг палестинской государственности, но не получил поддержку егип. правительства и отошел от активной политической деятельности. На ЗБРИ иорданский режим систематически подавлял политическую активность и самосознание палестинцев. Вопреки протестам ЛАГ правительство Иордании обязало палестинцев ЗБРИ получить паспорта этой страны. Консервативный режим Абдаллы был непопулярен в палестинской среде. Кроме того, иорданского короля подозревали в контактах с сионистами. В июле 1951 г. кор. Абдалла был убит террористом.
Политическая активность палестинцев разворачивалась прежде всего в странах диаспоры. В палестинской среде сер. XX в. доминировала идеология панараб. национализма. Так, палестинцы составили костяк партии «Движение арабских националистов», принявшей участие во множестве путчей и революций 50-60-х гг. XX в. на территориях от Сирии до Омана. Наряду с этим у палестинских арабов стали складываться представления о собственной национальной идентичности и возникать движения, нацеленные на решение непосредственно палестинских проблем. Наиболее известна в этом ряду орг-ция ФАТХ, созданная Ясиром Арафатом (1929-2004) и его соратниками в секторе Газа в 1956 г. (название орг-ции принято в кон. 50-х гг. XX в. в Кувейте). В 1965 г. ФАТХ и др. группировки палестинских арабов начали боевые операции против Израиля.
Рост самосознания палестинцев стимулировал решение ЛАГ о создании Организации освобождения Палестины (ООП). Она оформилась в июне 1964 г. по итогам работы Палестинского национального конгресса, прошедшего в Вост. Иерусалиме. Было объявлено об учреждении ООП, о формировании ее Вооруженных сил, Палестинского национального фонда, приняты национальная хартия и устав. ООП получила статус наблюдателя в ЛАГ. Однако в тот период орг-ция была несамостоятельной, полностью следовала политике Президента Египта Г. Насера (1956-1970) и боролась с внутренними разногласиями. Первым председателем ООП был дипломат А. Шукейри (1964-1967).
«Шестидневная война июня 1967 г.» привела к захвату Израилем оставшихся территорий П. и появлению новой волны палестинских беженцев. Однако палестинское национальное движение в последующие годы пережило пик своего влияния. Боевые орг-ции палестинцев, закрепившиеся на территории Иордании и Ливана, вели активную партизанскую войну против Израиля. Израильская армия наносила ответные удары по палестинским лагерям в сопредельных странах. Полевые командиры добились смены руководящего состава ООП. В 1969 г. во главе исполкома орг-ции встал Арафат.
ООП представляла собой конфедеративную структуру, объединявшую множество орг-ций, каждая из к-рых имела свои аппарат, армию и бюджет. Наиболее заметными среди них были: ФАТХ, придерживавшийся идеологии светского национализма и стремившийся к независимости от любых араб. режимов; Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) во главе с Ж. Хабашем; Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), возглавлявшийся Н. Хаватме (оба - выходцы из христ. среды). НФОП и ДФОП стояли на марксистско-маоистских позициях и периодически составляли оппозицию ФАТХ, стремясь отодвинуть его от ключевых ролей в ООП. Боевики Хабаша практиковали наиболее жесткие формы вооруженной борьбы против Израиля. Кроме того, в составе ООП или независимо от нее действовали палестинские орг-ции, ориентировавшиеся на те или иные араб. режимы,- просир. группировка «ас-Саика», «Организация Абу Нидаля», связанная с ирак. спецслужбами, и др. Под эгидой ООП функционировал ряд квазигос. структур: Палестинский национальный конгресс (парламент в изгнании), исполком, осуществлявший руководство в промежутках между сессиями конгресса, совет министров, военные формирования. В районах компактного проживания палестинцев действовали собственные полиция, сеть медицинских учреждений и фабрик.
Концентрация палестинских вооруженных формирований в Иордании привела к установлению в этой стране фактического двоевластия. Прозап. режим короля Иордании Хусейна бен Талала (1952-1999) оказался в конфликтных отношениях с леворадикальными палестинскими группировками, что в конечном счете привело к масштабному вооруженному столкновению между ними в сент. 1970 г. («черный сентябрь»). В результате войны, в к-рой погибли, по нек-рым оценкам, до 20 тыс. чел., палестинские отряды потерпели поражение и к лету 1971 г. были окончательно вытеснены с территории Иордании. Центр палестинского движения переместился в Ливан. Полевые командиры ООП фактически контролировали юж. часть этой страны. Палестинское присутствие раскололо ливан. общество и привело в 1975-1977 гг. к гражданской войне между доминирующей маронитской общиной, выступавшей за нейтралитет в арабо-израильском конфликте и изгнание палестинцев из Ливана, и ливанскими левыми, преимущественно из мусульман и друзов, и их палестинскими союзниками. В то же время ООП удалось добиться признания на уровне ООН: в 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила ООП «представителем палестинского народа», ей был предоставлен статус наблюдателя.
После заключения Египтом сепаратного мира с Израилем (1979) и прекращения поддержки Правительством Египта палестинского движения баланс сил на Ближ. Востоке резко изменился в пользу Израиля. На оккупированных территориях израильское правительство проводило политику строительства евр. поселений, скупки земель, выдавливания араб. населения. В 1980 г. Иерусалим был провозглашен «вечной и неделимой» столицей Израиля. По состоянию на 1981 г. 110 тыс. евр. поселенцев занимали 1/3 земель ЗБРИ и контролировали 90% водных ресурсов при численности местного араб. населения 800 тыс. чел.
Стремясь создать условия для окончательного поглощения ЗБРИ (Иудеи и Самарии), Израиль летом 1982 г. нанес массированный удар по палестинским вооруженным формированиям в Ливане. Палестинские отряды были оттеснены в Зап. Бейрут. Город, лишенный продовольствия, отрезанный от водоснабжения и электричества, в течение 2 месяцев подвергался ожесточенным обстрелам и бомбардировкам. В кон. авг. было достигнуто соглашение об эвакуации палестинских отрядов из Бейрута - они были вывезены по морю в араб. страны; штаб-квартира ООП переместилась в Тунис. Вошедшие в Зап. Бейрут маронитские боевики устроили резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила.
С осени 1982 г. Арафат стал предпринимать попытки решить палестинский вопрос путем уступок и компромиссов с Иорданией и США (обсуждалась, в частности, ассоциация палестинских территорий с Иорданией). Эти шаги привели к очередному расколу в ООП и военным столкновениям между сторонниками и противниками Арафата. Однако попытки компромисса разбились о непреклонную позицию Израиля, отказывавшегося иметь дело с ООП.
В кон. 80-х гг. XX в. центр силы палестинского движения переместился на оккупированные территории. В дек. 1987 г. в секторе Газа и вслед за этим на ЗБРИ началось восстание палестинцев («интифада») - демонстрации, забастовки, акции гражданского неповиновения. Руководители выступлений призывали к бойкоту израильских товаров, отказу от уплаты налогов, от работы в Израиле. На оккупированных территориях наступил полный хаос, администрация бездействовала. Вооруженные силы Израиля применили силу, в ходе подавления выступлений были убиты ок. тысячи чел., десятки тыс. ранены. Однако израильская армия была неспособна остановить кампанию гражданских протестов.
Во главе восстания стояло неск. конкурирующих центров. Помимо активистов, ориентировавшихся на ООП, обозначился др. полюс - в лице исламистов, прежде всего группировки ХАМАС (возникла в Газе в кон. 80-х гг. XX в. как военное крыло местного палестинского отделения исламистской орг-ции «Братья-мусульмане»), которая была наиболее влиятельна и непримирима.
Араб. страны приняли решение о финансовой поддержке восстания. В июле 1988 г. иорданский кор. Хусейн заявил об отказе от претензий на ЗБРИ. 15 нояб. того же года Палестинский национальный конгресс принял Декларацию о независимости Палестинского гос-ва согласно резолюции ООН 1947 г. о разделе П. Декларация была признана всеми араб. и мн. др. гос-вами, включая СССР.
Постепенно протестные выступления стали ослабевать, в среде палестинцев отмечались усталость и недовольство экономической ценой, к-рую приходилось платить за восстание, не приносившее ощутимых результатов. К кон. 1991 г. восстание прекратилось.
В нач. 90-х гг. общая численность палестинцев составляла 5 млн чел., в т. ч. в границах собственно Израиля - 650 тыс. чел. (16% населения), на оккупированных территориях - 1,7 млн чел.
«Интифада», смягчение политической позиции ООП и Израиля способствовали началу в 1991 г. палестино-израильского мирного процесса. Его результатом стали возвращение национального руководства из диаспоры непосредственно в П., а также создание в 1994 г. под эгидой ООП Палестинской национальной администрации (ПНА) - органа палестинского самоуправления с ограниченными полномочиями и суверенитетом на части территорий ЗБРИ и в секторе Газа. После этого начался процесс передачи ей израильской гражданской администрацией управленческих полномочий и подготовка выборов главы ПНА и членов Палестинского законодательного совета (состоялись в 1996).
Создание ПНА позволило Израилю сократить военное присутствие на оккупированных территориях, передать ей отдельные полномочия и ответственность за гражданское управление палестинцами, но сохранить за собой полный военно-политический контроль над оккупированными территориями и возможность при необходимости вмешиваться в дела палестинских властей. Одновременно Израиль продолжал освоение палестинских территорий, остававшихся вне сферы ответственности ПНА, включая расширение существующих поселений и строительство новых.
В 90-х гг. XX в. внутриполитическая ситуация в П. осложнялась конкуренцией между прибывшим из-за рубежа руководством ФАТХ и ООП, с одной стороны, и местными деятелями, в т. ч. молодыми активистами ФАТХ, приобретшими авторитет во время «интифады»,- с другой. Острые противоречия обозначились между националистами и исламистами, выступавшими против палестино-израильского мирного процесса и властной монополии ФАТХ в ПНА.
В 2000-2005 гг. произошла новая палестинская «интифада». Основную роль в ней играли уже не гражданские силы, а политические организации (националисты, исламисты, левые). Общей программы действий у участников «интифады» не было, к тому же они часто соперничали между собой. «Интифада» часто принимала характер вооруженной конфронтации между палестинскими группировками (включая силовые подразделения ПНА) и израильской регулярной армией, проводившей на оккупированных территориях войсковые операции с использованием тяжелой боевой техники. Жертвами вооруженного насилия часто становились гражданские лица, в т. ч. на территории Израиля, в результате силовых акций палестинских группировок при участии террористов-смертников. Восстание способствовало срыву мирного процесса, усилению военного присутствия Израиля на оккупированных территориях и обострению накопившихся межпалестинских противоречий, прежде всего между националистами и исламистами.
В июне 2004 г. Израиль начал строительство т. н. разделительной стены по периметру ЗБРИ, заявив, что тем самым он хочет пресечь неконтролируемый доступ палестинцев с территории ЗБРИ на территорию Израиля и обеспечить национальную безопасность. Для палестинцев следствием сооружения стены стало фактическое отчуждение ок. 10% территории ЗБРИ, в основном под зоны безопасности. Еще свыше 3% территории ЗБРИ оказалось полностью или частично отрезано от остальных палестинских территорий. Нек-рые палестинские населенные пункты были отделены от принадлежащих им сельскохозяйственных угодий. Произошло нарушение традиц. гуманитарных, экономических и культурных связей между арабским Вост. Иерусалимом и близлежащими палестинскими городами.
В 2004 г. Международный суд (МС) принял консультативное заключение о том, что возведение стены противоречит нормам международного права, нарушает право палестинцев на самоопределение. Он потребовал от Израиля прекращения строительства, демонтажа уже построенных участков и выплаты компенсаций населению. Решение МС утверждено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН ES-10/15 от 20 июля 2004 г., однако Израилем не выполнено, строительство заграждений было продолжено. Аналогичного рода заграждения возведены и на границе с сектором Газа.
11 нояб. 2004 г. скончался Арафат. Его преемником на посту главы ПНА и председателя ООП стал один из его ближайших сподвижников по ФАТХ - Махмуд Аббас (род. в 1935).
В 2005 г. Израиль в одностороннем порядке полностью вывел свои войска и поселения из сектора Газа, однако сохранил за собой контроль над сухопутными границами (за исключением границы с Египтом), воздушным пространством и территориальными водами.
В 2010-2011 гг. участились столкновения между израильскими поселенцами, в т. ч. вооруженными, и местным населением, сопровождавшиеся потерями среди палестинцев, порчей их имущества. Инфраструктура поселений, разделительные стены, израильские военные объекты, система контрольно-пропускных пунктов между палестинскими городами привели к разделению палестинских районов ЗБРИ на анклавы.
В 2006 г. движение ХАМАС одержало победу на выборах в Палестинский законодательный совет. В 2007 г. противоречия между ним и ФАТХ вызвали внутрипалестинский раскол, в результате к-рого исламисты захватили власть в секторе Газа, сформировали там собственные правительство и органы безопасности, независимые от ООП и центральной власти ПНА на ЗБРИ.
В 2007 г. Израиль ввел блокаду сектора Газа и объявил его «враждебным образованием». С 2005 г. палестинские группировки в Газе (прежде всего исламисты) периодически обстреливали самодельными ракетами и из минометов приграничные районы Израиля, предпринимали попытки похищения израильских военнослужащих. Израиль наносил авиа- и артудары, проводил наземные операции. Наиболее масштабная операция, приведшая к многочисленным жертвам среди гражданского населения Газы, была проведена зимой 2008/09 г. С 2009 г. ХАМАС пытается поставить все местные вооруженные формирования под свой контроль с целью не провоцировать Израиль на военные действия.
Окончательный статус палестинских территорий не определен. Палестино-израильский мирный процесс, в рамках к-рого данная проблема должна быть решена, с перерывами продолжался до 2009 г. и с того времени практически не продвинулся вперед, несмотря на активные усилия международного сообщества, включая Россию, являющуюся коспонсором ближневост. мирного процесса. Не способствовало этому и принятие Генеральной Ассамблеей ООН в нояб. 2012 г. значительным большинством голосов решения о придании П. статуса государства-наблюдателя в этой международной орг-ции и переименование в янв. 2013 г. ПНА в Государство Палестина. Израиль и США не поддержали эти решения.