ПАНЧЕНКО
Том LIV, С. 507-509
опубликовано: 18 декабря 2023г.

ПАНЧЕНКО

Семен Викторович (1867, Суджанский у. Курской губ.- 10.06.1937, Ленинград), рус. композитор, дирижер, педагог, просветитель. Представитель с.-петербургской ветви Нового направления в рус. духовной музыке. Детские годы П. провел за границей, после смерти отца вернулся с матерью в Россию. Окончил гимназию. Начал изучать теорию музыки с П. С. Штейнбергом, в 1884 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, но не окончил ее. Впосл. брал уроки композиции у А. К. Лядова. С 1892 г. занимался педагогической деятельностью: преподавал музыкально-теоретические предметы в муз. школе К. И. Даннемана и Н. М. Кривошеина и на муз. курсах Б. В. Поллака. Имел много частных учеников. Из переписки П. с В. В. Бесселем следует, что в 1896 г. он участвовал как корректор в подготовке 1-го издания партитуры оперы П. И. Чайковского «Опричник». В 1894-1899 гг. заведовал муз. частью в народной аудитории В. Н. фон Дервиз, где устраивал общедоступные хоровые концерты для рабочих, сопровождая их вступительным словом, и муз. вечера, читал лекции. 27 апр. 1899 г. состоялся 1-й общедоступный симфонический концерт при участии хора и оркестра аудитории под упр. П. В 1901 г. он организовал 2 симфонических концерта в зале Дворянского собрания в С.-Петербурге, в к-рых П. дирижировал сочинениями В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, А. Брукнера, К. Сен-Санса и Р. Штрауса. В сер. 90-х гг. XIX в. литератор П. В. Засодимский рекомендовал его как «всесторонне образованного» человека, хорошего музыканта и композитора, примыкающего к Могучей кучке. В 1899-1900, 1901-1904 гг. и во 2-й пол. 1900-х гг. жил за границей (Берлин, Вена, Цюрих, Женева), где занимался композицией, посещал концерты, общался с музыкантами, пропагандировал рус. музыку.

С. В. Панченко. Фотография. 1901 г. (РГАЛИ)С. В. Панченко. Фотография. 1901 г. (РГАЛИ)В 90-х гг. XIX в. П. познакомился с А. А. Блоком через его тетку М. А. Бекетову, которая пела в хоре у П., посещала его концерты и брала у него уроки композиции (жена Блока Л. Д. Блок также брала уроки у П.). В 1903 г. П. первым написал неск. вокальных сочинений на стихи Блока. Противоречивый психологический портрет П. можно составить по его письмам Блоку (1900-1912), дневникам и записным книжкам поэта, воспоминаниям Бекетовой, А. Белого. По свидетельству Бекетовой, П. оказал «несомненное влияние» на молодого Блока.

С 1911 г. был учителем пения в гимназии и реальном училище Г. К. Штемберга (там же преподавал свящ. М. А. Лисицын (впосл. протоиерей)), в том же году открыл собственные курсы теории композиции в С.-Петербурге. В 1912 г. начал преподавать на хоровых курсах В. В. Певцовой. По заказу П. М. Киреева П. редактировал сб. «Кондаки на акафистах, припевы и концерты двунадесятым праздникам», в к-рый включил и свои припевы на акафисте Покрову Пресв. Богородицы (Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. СПб., 1913. Вып. 6; репринт: М., 1999). В 1913-1914 гг. должен был стать главным редактором планировавшегося к изданию альманаха о церковном творчестве «Стародавнему и нашему» (затем переименованному в «Вечную песнь»), приглашал к сотрудничеству прот. М. Лисицына, Г. Н. Тимофеева, А. Т. Гречанинова, С. М. Ляпунова, Н. Ф. Финдейзена, Н. С. Голованова.

В 1921-1924 гг. жил в Смоленске и преподавал теорию музыки в муз. школе. В 1-й пол. 30-х гг. XX в., возможно, преподавал в ленинградском муз. техникуме. В последнем письме М. Ф. Гнесину в февр. 1937 г. он писал о своей болезни (РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. № 612). Умер в Ленинграде. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище.

П. принадлежат 76 опусов муз. сочинений: камерно-инструментальные и вокальные миниатюры (23 опуса фортепианной музыки, всего 102 произведения, 9 опусов романсов на стихи К. Д. Бальмонта, Блока, В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба и др., преимущественно рус. поэтов, всего 28 произведений) и хоровая музыка, как светская (6 опусов, 28 произведений), так и гл. обр. духовная (30 опусов, изд. с 1902 по 1916). В духовно-муз. наследии П. большое значение имеют крупные циклические сочинения, среди которых - 4 Литургии св. Иоанна Златоуста, 2 Всенощных бдения, а также Песнопения к чину выноса креста, Панихида, Пение на венчании. П. создавал как свободные сочинения, так и многоголосные обработки церковных распевов (преимущественно киевского).

Большая подборка духовных сочинений П. была напечатана изд-вом П. И. Юргенсона. В 1902 г. в ж. «Музыка и пение» (издатель П. К. Селиверстов) опубликован проект под названием «Народный обиход годичного церковного пения для 3-голосного и 4-голосного хоров, составленного по напевам придворному, знаменному, киевскому, греческому и другим, сочинения и переложения С. В. Панченко», предполагалось издать 13 вып., вышло только 3 (Литургии op. 20, 21, Молебны op. 29 (обнаружены 2 из объявленных 5)).

Стиль духовной музыки П. рассмотрен во мн. работах прот. М. Лисицына, одной из первых была «Церковь и музыка» (1902), а самой значительной - «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909), где это направление было обосновано как синтез всех предыдущих этапов развития рус. богослужебного пения. Сочинения П. представляли самый радикальный вид синтеза: церковных распевов и «вагнеризма», под к-рым понимались расширение возможностей мажорно-минорной системы, свобода модулирования в отдаленные тональности. В большинстве случаев подобное сочетание неубедительно, приводит к эклектичности композиции. Но прот. М. Лисицын находил такой синтез органическим и прочным, напр., в Херувимской (Oр. 24), где «при первом взгляде трудно сказать, где кончается руссицизм и где начинается вагнерианство» (О новом направлении. С. 20), хотя отмечал, что «Яко да царя» написано в рус. стиле, а все предыдущие разделы, в особенности «и Животворящей»,- в совр. зап. стиле «с большой дозой вагнеризма». Во мн. сочинениях П. встречаются разделы, основанные на длительном тональном «блуждании», эллиптических последованиях (напр., в «Великом славословии» (Oр. 25)), применяются резкие гармонические и стилистические модуляции (напр., в «Хвалите имя Господне» из ор. 45). Сам П. также высказывал идеи включения в «систему европейского мышления» формы «русской манеры выражения», к-рая пока еще далека от «системы абсолютных формул, с помощью которых возможно было бы выразить всякую общечеловеческую мысль, идею, общечеловеческое представление, настроение» (Предисл. // Op. 26-27: Литургия св. Иоанна Златоуста. М., 1912. С. 2-3). Опора на синтез рус. и зап. стилей сближает музыку П. с творчеством композиторов рус. зарубежья Н. Н. Черепнина, А. Г. Чеснокова.

Не все современники разделяли идеи подобного синтеза, не раз появлялись заметки с осуждением «резких гармоний, странного и угловатого соединения аккордов» в Панихиде (Oр. 47) (ХРД. 1909. № 1. С. 31), Пении на венчании (Oр. 68) (Там же. 1914. № 3. С. 30). Не нашел отклика и др. тип синтеза, связанный с введением в церковное пение цитат из народных песен, намеренно противоречащих смыслу текста, напр. «Эй, ухнем» (начальный мотив в Херувимской, почти весь напев в «Хвалите имя Господне» в Литургии (Oр. 21), хотя свящ. М. Лисицын использовал в характеристике этого опуса выражения «чрезвычайно ново», «небывало оригинально» и т. п.).

Принцип синтеза хоровой фактуры и оркестрового, симфонического мышления, нашедший отражение в партитурах композиторов Нового направления (напр., Гречанинова), можно встретить и в произведениях П. В крупных сочинениях он нередко прибегает к многочисленным divisi с целью достижения яркого звукоизобразительного эффекта, напр. в Херувимской (Oр. 24), где в разд. «Трисвятую песнь припевающе» дважды имитируется колокольный звон. Нек-рые опусы П., напротив, предназначены для малых хоров и опираются на трехголосие, типичное для обиходного пения (Oр. 19, 20, 21).

Арх.: РГБ НИОР. Ф. 16. К. 2. № 76а: Засодимский П. В. Письма Я. Л. Барскову; РГАЛИ. Ф. 2430. Оп. 1. № 1183; Ф. 2954. Оп. 1. № 612 [письма П. М. Ф. Гнесину]; Ф. 952. Оп. 1. № 558 [автограф Херувимской, op. 24, март 1903?]; РНБ. Ф. 816. Оп. 3. № 2326; Ф. 585. Ед. хр. 3772; Ф. 451. Оп. 1. № 663; Ф. 773. Оп. 1. Ед. хр. 860; Ф. 816. Оп. 2. № 1674 [письма П.]; ГЦММК. Ф. 269. № 1007 [автограф Трисвятого из op. 16].
Ист.: Лит. наследство. М., 1980. Т. 92: Александр Блок: Нов. мат-лы и исслед. Кн. 1. С. 418; 1982. Кн. 3. С. 112-114; Письма С. В. Панченко А. А. Блоку / Публ.: З. Г. Минц, А. В. Лавров // Блоковский сб. Тарту, 1998. Вып. 14. С. 208-274.
Муз. соч.: [Для смеш. хора, если не указано иное]: М.: Изд-во П. И. Юргенсона: Op. 16: Три Трисвятых песни. 1902; Op. 18: Литургия св. Иоанна Златоуста. 1902; Op. 19: Всенощная: Староцерковные распевы: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. [1911]; Op. 20: Литургия св. Иоанна Златоуста по напевам Придворного обихода: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. 1902; Op. 21: Литургия св. Иоанна Златоуста характера народного: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хора. 1902; Op. 24: Херувимская песнь. 1904; Op. 25: Песнопения к чину выноса Креста. 1903; Op. 26: Литургия св. Иоанна Златоуста: Придворного расп. [перелож. op. 20]: Для малого смеш. хора [1912]; Op. 27: То же: Для большого смеш. хора. [1912]; Op. 30. № 1–3: Великая ектения № 1, 2: Сокр. знам. расп., № 4–5: Великая ектения № 3: Сокр. знам. расп., № 6–9: «Приидите, поклонимся» и «Господи, спаси благочестивыя»: Киев. расп. 1905; Op. 33. № 1: «Единородный Сыне» и Малая ектения: Знам. расп., № 2: «Милость мира» и «Тебе поем»: Киев. расп., № 3: «Достойно есть»: Киев. расп. 1904; Op. 34: «Милость мира» и «Тебе поем»: Для муж. хора. 1905; Op. 45: Пение на всенощной. [1908]; Op. 46. № 1: «Хвалите Господа с небес» [на подобен «Да молчит»], № 2: «Блажени яже избрал». [1908]; Op. 47: Панихида. Пение из Парастаса: Для большого хора. [1908]; Op. 48: То же: [перелож. на 4 голоса op. 47]. [1909]; Op. 54. № 1: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс 102): Греческого расп., № 2: «Слава и ныне». «Единородный Сыне». Малая ектения: Киев. расп., № 3: «Во царствии Твоем», № 4: «Милость мира»: Киев. расп. [1909]; Op. 61. № 1–3: Херувимская песнь, № 4: «Милость мира». [1910]; Op. 62. № 1–3: «Ныне силы небесныя», № 4: «Вкусите и видите». [1910]; Op. 68: Пение на венчании: № 1–2: Для большого и малого хоров. [1913]; СПб.: Изд-во П. К. Селиверстова: Op. 20: Литургия св. Иоанна Златоуста по напевам Придворного обихода: Перелож.; Op. 21: Литургия св. Иоанна Златоуста характера народного. 1902; Op. 29: Молебны, изложенные по напевам Придворного обихода: Для 3-голосного однородного хора. № 1: Благодарственный молебен, № 5: Молебен пред началом учения [из цикла 5 молебнов]. 1905; Пг.: Училищный совет при Св. Синоде: Op. 75: Гимн во славу св. равноап. кн. Владимира: «Всей Руси просветителю» (слова П. М[ироносицкого].). № 1: Для смеш. хора, № 2: Для детского хора. Пг., 1915; «Во царствии Твоем», «Свете тихий»: Киев. расп. // Чесноков П. Г. Переложения со смешанного на однородный хор духовно-муз. соч. совр. авторов. М., [1912]. М., 1998р. № 8, 51; СПб.: Прилож. к ж. «Приходское чтение» (прилож. к неофиц. ч. ЦВед.): «Се Жених грядет»: Киев. расп. // Приходское чтение. 1913. № 37. С. 1078–1079; «Хвалите Бога во святых Его» // Там же. 1913. № 44. С. 1306–1308; Op. 74. № 1: «Днесь весна душам», № 2: «Воскликните Господеви вся земля» // Там же. 1915. № 13. С. 445–448; Op. 75. [№ 3]: Стихира св. Владимиру: «Слава Отцу... Приидите, стецемся вси» // Там же. 1915. № 15. С. 543–544; Op. 76: «Ликуют ангели вси на небеси», «Хвалите, отроцы, Господа» // Там же. 1916. № 23. С. 900–904; «Правды одежды обложени белою» // Там же. № 26. С. 1030–1032; Пг.: Прилож. к ж. «Народное образование». Op. 73: «Да исправится молитва моя»: Трио с хором, «Слава в вышних Богу» // Народное образование. 1915. Янв.; М.: Изд-во «Живоносный Источник»: «Многая лета»: Патриаршее // Архиерейское богослужение: Избр. песнопения / Ред.: Г. Н. Лапаев. 2003; [Великая ектения]: Сокр. знам. расп. (Op. 30. № 2) // Ектении: [Сб.]. М., 2004. № 26; «Благослови, душе моя» (Пс 103) // Всенощное бдение: Сб. духовно муз. песнопений: Для малого смеш. хора [№ 13, 15: Репринт изд. П. М. Киреева 1915, 1916 гг.]. 20092. № 1; Многолетие // Песнопения Божественной литургии. 2009. Ч. 2. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; вып. 3); Херувимская песнь, «Милость мира» № 2 // На литургии: Cб. Духовно-муз. песнопений: Для небольшого смеш. хора: [№ 12, 14: Репринт изд. П. М. Киреева 1915, 1916 гг.]. 2011; «Ликуют ангели»: Стихира на литии на Рождество Христово (Op. 76) // Рождество Христово: Сб. 20132. № 71. (Песнопения двунадесятых праздников; 4); Ектения (Op. 25. № 3), «Приидите, вернии», «Днесь Владыка твари»: [Стихиры на поклонение] // Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста: Сб. 20152. № 80, 83, 87. (Песнопения двунадесятых праздников; 2).
Лит.: L. [Лисицын М., свящ.]. С. В. Панченко (к портрету) // Музыка и пение. 1901/1902. № 6. С. 2; он же. С. В. Панченко (о сочинениях) // Там же. № 5. С. 2-3; [Лисицын М., свящ.]. Церковь и музыка. СПб., 1902, 19042 (доп. подзаг.: Панченко, Кастальский и Гречанинов); он же. С. В. Панченко (к портрету) // Музыка и пение. 1902. № 5. С. 2-3; он же. Библиогр. заметка // Там же. 1904. № 3. С. 8; он же. Библиогр. заметка // Там же. № 12. С. 6; он же. Концерт Придворной капеллы (22 мая 1905 г.) // Там же. 1905. № 5. С. 6; он же. [Оp. 47 П.: Нотогр. заметка] // Там же. 1907-1908. № 12; он же. Библиогр. заметка // Там же. 1908. № 2. С. 7; он же. О новом направлении в рус. церковной музыке. М., 1909; он же. Фортепианная музыка С. Панченко // Музыка и пение. 1909/1910. № 2. С. 3-4; № 3. С. 3-4; № 8. С. 4-5; № 11. С. 5-6; он же. Творец абстрактных настроений. СПб., 1911; Николов А. По поводу концерта Церковно-певч. благотворительного об-ва // РМГ. 1906. № 12. Стб. 307-311; Буки. [Оp. 54 П.: Нотогр. заметка] // ХРД. 1909. № 10. С. 261; В. [Оp. 47 П.: Нотогр. заметка] // ХРД. 1909. № 1. С. 30-31; Уч-ль. [О духовных соч. П.: Нотогр. заметка] // Музыка и жизнь. 1912. № 2; [Оp. 68 П.: Нотогр. заметка] // ХРД. 1914. № 3; Белый А. Воспоминания об А. Блоке // Эпопея. М.; Берлин, 1922. № 2. С. 216-217; Блок и музыка / Сост.: Т. Хопрова, М. Дунаевский. Л., 1980; Бекетова М. А. Воспоминания об А. Блоке. М., 1990; Плотникова Н. Ю. Забытое имя: композитор кон. XIX - 1-й трети XX в. С. В. Панченко // Периферия в культуре: Мат-лы междунар. конф. (апр. 1993). Новосиб., 1994. С. 162-173; она же. Многоголосные формы обработки древних распевов в рус. духовной музыке XIX - нач. XX в.: Канд. дис. М., 1996; она же. Музыкант, философ, пророк // Она же. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007. С. 194-198; Гуляницкая Н. С. Поэтика муз. композиции: Теоретические аспекты рус. духовной музыки ХХ в. М., 2002; Артемова Е. Г. Петербургская ветвь в Новом направлении: Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко: Канд. дис. М., 2003; она же. Духовно-музыкальное творчество С. В. Панченко (1867-1937) // Тр. МРПС, 2002-2003. М., 2005. С. 343-354.
Н. Ю. Плотникова, А. А. Наумов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
  • ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер
  • ДМИТРИЕВ Николай Дмитриевич (1829 - 1893), композитор, пианист, дирижер, педагог
  • ЗОЛОТАРЁВ [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель
  • ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (1859-1935), рус. композитор, дирижер, педагог
  • КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич (1870-1921), рус. композитор, пианист, педагог, дирижер
  • МАЛАШКИН Леонид Дмитриевич (1842-1902), дирижер, композитор, педагог, собиратель песенного фольклора
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
  • АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
  • АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог