[Греч. παράστασις], наименование панихиды, принятое в западнорус. (украинских и белорусских) изданиях Требников и Псалтирей, включая униатские. Как правило, П. подразумевает совершение полного чинопоследования панихиды с пением непорочнов (17-й кафизмы) и заупокойного канона. Кроме того, в обиходном языке П. может обозначать заупокойную утреню в родительские субботы, хотя такое употребление термина не соответствует тому, как он используется в книгах.
Название «парастас» появляется в колонтитулах чинопоследования панихиды в печатных Требниках нач. XVII в. (Стрятин, 1606; Вильно, 1617). В киевском издании 1646 г., известном как Требник Петра Могилы, приводится «Указ о Парастасе» (С. 848), в к-ром дается трактовка слова «парастас» как «ходатайство». В «Указе...» под П. подразумевается коливо или кутья из пшеницы с медом, а в следующем далее «Указе, како подобает пети Парастас» имеется в виду собственно последование панихиды с непорочнами и каноном.
В том же Требнике помещается «Всеночное бдение, бываемое о усопшом» - особое заупокойное чинопоследование, включающее малую и обычную вечерни, утреню и указания для литургии. Оно часто ассоциируется с П., поскольку с посл. четв. XIX в. печатается вместе с П. в отдельных книжках под названием «Последование Парастаса, сиречь великия панихиды и всенощного бдения, певаемыхъ по усопшим» (напр., киевские издания 1876 и 1911 гг.; СПб., 1884, 1897, 1899, 1903, 1907, 1913), однако представляет собой отдельное чинопоследование, не называемое П.
В последование П. входит канон 6-го гласа с ирмосами нач.: В отдельных изданиях П. и всенощного бдения по усопшим, а также в униат. изданиях XX в. в этом каноне приводятся ирмосы 8-го гласа но тропари канона оставлены те же, что были в предыдущих изданиях.