ПАРАСТАС
Том LIV, С. 605
опубликовано: 25 декабря 2023г.

ПАРАСТАС

[Греч. παράστασις], наименование панихиды, принятое в западнорус. (украинских и белорусских) изданиях Требников и Псалтирей, включая униатские. Как правило, П. подразумевает совершение полного чинопоследования панихиды с пением непорочнов (17-й кафизмы) и заупокойного канона. Кроме того, в обиходном языке П. может обозначать заупокойную утреню в родительские субботы, хотя такое употребление термина не соответствует тому, как он используется в книгах.

Название «парастас» появляется в колонтитулах чинопоследования панихиды в печатных Требниках нач. XVII в. (Стрятин, 1606; Вильно, 1617). В киевском издании 1646 г., известном как Требник Петра Могилы, приводится «Указ о Парастасе» (С. 848), в к-ром дается трактовка слова «парастас» как «ходатайство». В «Указе...» под П. подразумевается коливо или кутья из пшеницы с медом, а в следующем далее «Указе, како подобает пети Парастас» имеется в виду собственно последование панихиды с непорочнами и каноном.

В том же Требнике помещается «Всеночное бдение, бываемое о усопшом» - особое заупокойное чинопоследование, включающее малую и обычную вечерни, утреню и указания для литургии. Оно часто ассоциируется с П., поскольку с посл. четв. XIX в. печатается вместе с П. в отдельных книжках под названием «Последование Парастаса, сиречь великия панихиды и всенощного бдения, певаемыхъ по усопшим» (напр., киевские издания 1876 и 1911 гг.; СПб., 1884, 1897, 1899, 1903, 1907, 1913), однако представляет собой отдельное чинопоследование, не называемое П.

В последование П. входит канон 6-го гласа с ирмосами     нач.:     В отдельных изданиях П. и всенощного бдения по усопшим, а также в униат. изданиях XX в. в этом каноне приводятся ирмосы 8-го гласа    но тропари канона оставлены те же, что были в предыдущих изданиях.

Лит. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1999.
А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение