ПАРИЖСКАЯ ПСАЛТИРЬ
Том LIV, С. 613-614
опубликовано: 29 декабря 2023г.

ПАРИЖСКАЯ ПСАЛТИРЬ

Давид, играющий на лире. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 1v)Давид, играющий на лире. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 1v) Одна из самых знаменитых рукописей в истории визант. искусства; получила свое название по месту хранения в Национальной б-ке Франции в Париже (Paris. gr. 139). Существуют по меньшей мере еще 2 рукописи, именуемые в научной лит-ре таким образом,- Paris. gr. 20 и Paris. lat. 10525 (др. название - Псалтирь Людовика Святого).

Между 1557 и 1559 гг. роскошно украшенная рукопись Псалтири с комментариями была куплена Жаном Юро де Буастайе, франц. послом в К-поле, у к-рого ее приобрел кор. Людовик XIII; в 1622 г. рукопись поступила в Королевскую б-ку. Кодекс, состоящий из 449 пергаменных листов (37×26,5 см), написан минускулом «bouletée» - письмом, широко использовавшимся в Византии в 1-й пол. X в. Его переплет изготовлен во Франции во 2-й пол. XVI в. По характеру цикла иллюстраций П. П. принадлежит к числу Псалтирей т. н. аристократической редакции (в 1895 Й. Я. Тикканен разделил иллюстрированные Псалтири на 2 группы: «монастырской редакции» - с изображениями, располагающимися преимущественно на полях текста, и «аристократической редакции» - с полностраничными миниатюрами на сюжеты из жизни прор. Давида и библейских Песней).

Моисей получает скрижали завета. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 422v)Моисей получает скрижали завета. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 422v)В П. П. имеются 14 полностраничных изображений на вставных листах: 8 сцен из жизни прор. Давида, почти все в начале рукописи: «Давид как новый Орфей, играющий на лире, с персонификацией Мелодии» (Fol. 1v), «Давид, борющийся со львом» (Fol. 2v), «Помазание Давида прор. Самуилом» (Fol. 3v), «Битва Давида с Голиафом» (Fol. 4v), «Жены израилевы танцуют перед Саулом и Давидом» (Fol. 5v), «Коронование Давида» (Fol. 6v), «Давид с персонификациями Мудрости и Пророчества» (Fol. 7v), «Упреки прор. Натана и покаяние Давида» (Fol. 136v) - и 6 иллюстраций к Песням: «Переход через Чермное море» (Fol. 419v), «Моисей, получающий скрижали завета» (Fol. 422v), «Пророчица Анна» (Fol. 428v), «История прор. Ионы» (Fol. 431v), «Прор. Исаия с персонификациями Ночи и Зари» (Fol. 435v), «Предвестие исцеления царя Езекии» (Fol. 446v). Нек-рые совр. исследователи полагают, что источником для миниатюр на сюжеты из жизни прор. Давида послужил не непосредственно библейский текст, а его парафраз в произведении иудейского автора I в. Иосифа Флавия «Иудейские древности» (Wander. 2014).

Миниатюры близкого к квадрату формата заключены в широкие орнаментальные рамы. Изображения имеют пейзажные и архитектурные фоны; живописное пространство развивается вглубь. Помимо античных архитектурных и буколических мотивов в миниатюрах встречается целый ряд персонификаций (Мелодия, Сила, Вифлеем, Синай, Раскаяние и т. д.). Фигуры людей почти всегда написаны с точным соблюдением пропорций и верной передачей поз и движений. Колористическая гамма яркая; художники, украшавшие рукопись, иногда прибегали даже к приему цветового диссонанса. Изображения тщательно моделированы как светом и тенью, так и цветом. Композиции нередко имеют сложную структуру, но всегда уравновешенны; в нек-рых, как в миниатюрах с прор. Давидом в окружении персонификаций Мудрости и Пророчества и помазанием Давида, действие как будто происходит на театральной сцене. В украшении рукописи принимали участие неск. художников, с разной степенью точности сумевших воспроизвести классические модели. В целом миниатюры П. П. являются прекрасным подражанием античным образцам; однако, будучи созданы в др. эпоху, они наделены качествами характерного для нее стиля: чуть большей жесткостью форм, статуарностью фигур, особой торжественностью и иератичностью поз, застылостью движений, меньшей, чем в античной живописи, гармонией цветовых сочетаний.

П. П. считается одной из наиболее известных рукописей македонского ренессанса - сравнительно короткого периода в истории визант. культуры (кон. IX - 1-я пол. X в.), когда под эгидой сначала патриарха Фотия, а затем имп. Константина Багрянородного имело место увлечение античной лит-рой, наукой и искусством, нашедшее отражение в копировании древних манускриптов, иногда вместе с их иллюстрациями. Сцена «Моисей, получающий скрижали завета» в П. П. похожа на композицию на тот же сюжет в др. рукописи македон. ренессанса, Библии сакеллария Льва (Vat. Reg. 1B. Fol. 155v); изображение помазания прор. Давида очень близко в обоих манускриптах - возможно, миниатюристы использовали одни и те же образцы.

Помимо миниатюр рукопись украшают изящные заставки с геометрическим и растительным орнаментом и искусно написанные золотом заголовки. П. П. производит впечатление созданной с большим мастерством и тонким вкусом книги, в к-рой воплотилось стремление художников той эпохи передать свое восхищение античной культурой. Вероятно, современники и следующие поколения визант. интеллектуалов ценили ее столь же высоко, как и исследователи кон. XIX - нач. XXI в., потому что в один из следующих периодов увлечения античной культурой, в кон. XIII в., с нее было выполнено неск. копий, среди них - Vat. Palat. gr. 381 и Hieros. S. Jacob. Taphou. 51.

Лит.: Tikkanen J. J. Die Psalterillustration in der Kunstgeschichte. Helsingfors, 1895. S. 112-147; Weitzmann K. Der Pariser Psalter ms. grec. 139 und die mittelbyzantinische Renaissance // Jb. f. Kunstwissenschaft. 1929. Bd. 6. S. 178-194; idem. The Character and Intellectual Origins of the Macedonian Renaissance // Weitzmann K., Kessler H. Stud. in Classical and Byzant. Manuscript Illumination. Chicago, 1971. P. 176-223; idem. The Old Pictures of the Aristocratic Psalter Recension // DOP. 1976. Vol. 30. P. 65-84; Buchtal H. The Miniatures of the Paris Psalter: A Study in Middle Byzantine Painting. L., 1938. (Studies of the Warburg Inst.; 2); Kalavrezou-Maxeiner I. The Paris Psalter // Abstract of Papers: Annual Byzantine Studies Conf. Chicago, 1982. P. 50-51; Cutler A. The Aristocratic Psalters in Byzantium. P., 1984. P. 63-71. (Cah. Arch.: Bibl.; 13); Byzance: L'art byzantin dans les collections publiques françaises: [exposition, Paris], Musée du Louvre, 3 nov. 1992 - 1er févr. 1993. P., 1992. P. 350-351; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era: A. D. 843-1261 / Ed. Y. C. Evans, H. C. and W. D. Wixom. N. Y., 1997. P. 240-242; Wander S. H. The Paris Psalter (Paris, Bibliothèque nationale, cod. gr. 139) and the 'Antiquitates Judaicae' of Flavius Josephus // Word & Image. 2014. Vol. 30. N 2. P. 90-103.
И. А. Орецкая
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ПОГОДИНСКАЯ ПСАЛТИРЬ (РНБ. Погод. № 8), пергаменная рукопись кон. XIII (?) - 1-й четв. XIV в.
  • АНТИОХИЙСКАЯ ЧАША литургичесий сосуд, найденный в 1910 г. в Антиохии
  • АПСЕВД ФЕОДОР визант. художник, (кон. XII в.)
  • АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором
  • БЕСТИАРИЙ средневековый жанр лит-ры
  • BIBLIA PAUPERUM краткое иллюстрированное изложение библейских сюжетов; жанр назидательной лит-ры
  • БОЛОНСКАЯ ПСАЛТИРЬ памятник болг. книгописания
  • БУЗУКУ Гьон (Иоанн) (XVI в.), албан. католич. свящ., автор первой печатной книги на албан. языке
  • «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания)
  • «BOOK OF KELLS» рукопись Четвероевангелия, памятник раннесредневек. искусства Ирландии