ПАРФЕНИЙ
Том LIV, С. 647-649
опубликовано: 29 декабря 2023г.

ПАРФЕНИЙ

Смоленский кремль с Успенском собором. Гравюра. Кон. XVIII в.Смоленский кремль с Успенском собором. Гравюра. Кон. XVIII в. (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 6.12.1717 г., с. Мотовиловка близ Киева - 7.03.1795 г., Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской ДА (однокурсником был буд. свт. Георгий (Конисский), архиеп. Могилёвский). В списке учеников риторики за 1736/37 г. Сопковский упомянут ближе к концу как «сын мужичий, учения мерного», в доношении архиеп. Рафаила (Заборовского) от 21 февр. 1738 г. уже указан 1-м в списке (67 учеников), а в ведомости 9 дек. 1739 г. отмечен среди учеников «школы философии» (Петров. 1904. С. 43, 109). По окончании академии, в 1744 г., архиеп. Амвросием (Юшкевичем) был вызван в Новгородскую ДС и 18 нояб. того же года указом Синода назначен учителем синтаксимы, а затем риторики. 24 июня 1749 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года архиеп. Стефаном (Калиновским) рукоположен во диакона, 23 дек.- во иерея и в 1750 г. назначен префектом семинарии, с сент. 1754 г. преподавал в ней философию. В течение 6 лет «толковал катихизис» в Софийском соборе. Весной 1755 г. «ведал» Новгородской ДС во время отпуска и болезни ректора архим. Иоасафа (Миткевича). 18 февр. 1756 г. П. возведен в сан архимандрита Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря и назначен ректором, 23 апр. 1758 г. перемещен в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь, с оставлением в должности ректора. Одним из его любимых учеников был Т. С. Соколов (буд. свт. Тихон). 10 апр. 1758 г. в семинарском храме Антониева мон-ря П. совершил иноческий постриг Соколова с наречением имени в честь свт. Тихона, епископа Амафунтского. Иером. Платон (Левшин), посетивший в 1759 г. Новгород, познакомился с ректором, впосл. состоял с ним в переписке и вспоминал о П. как о «муже благочестивом, добродетельном» (Снегирёв. 1891. С. 116).

По желанию имп. Елизаветы Петровны указом Синода от 1 окт. 1759 г. П. был определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) с оставлением в должности настоятеля Хутынской обители. 6 нояб. 1759 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась его хиротония. 7 марта 1761 г. П. получил назначение на самостоятельную Смоленскую кафедру, «яко весьма к тому способный и достойный». Епископом Кексгольмским по предложению П. утвержден свт. Тихон (Соколов).

15 июля 1761 г. П. прибыл в Смоленск. При нем завершилось многолетнее строительство кафедрального Успенского собора (1677-1772). К 1760 г. его центральный купол «совсем провалился», богослужения совершались в боковых приделах. Еще в столице П. испросил разрешение имп. Елизаветы Петровны «исправить» этот храм на средства (3,7 тыс. червонцев и ок. 5 тыс. р.), оставленные предшественником - Смоленским еп. Гедеоном (Вишневским; Ɨ 1761). В 1765 г. главы, своды и стены до верхних окон были разобраны. По проекту тверского архит. П. И. Обухова на пожертвование (11 900 р.) имп. Екатерины II Алексеевны и на средства, собранные самим архипастырем, удалось завершить постройку: вместо 7 глав было сделано 5, центральная из к-рых - глухая деревянная - покоилась на 8-гранном барабане, а 4 меньшие - на цилиндрических барабанах; под верхними сводами для их укрепления протянуты железные связи и «утверждены» в подвалах собора. К 1772 г. закончили все внутренние работы: «резьба, позолота, живопись», к-рые были выполнены «с таким великолепием и богатством, что... вызывает невольное уважение к владыке, умевшему приобресть достаточные для того средства» (Ист.-стат. описание. 1864. С. 117). 13 сент. того же года П. освятил 5-главый Успенский собор с 2-ярусной колокольней (1763-1772). По словам профессора Смоленской семинарии Н. В. Трофимовского (1812-1887), «любимою мыслью» П. было «созидание и украшение» церквей. При П. построено большинство существовавших в Смоленске к нач. XX в. каменных храмов, в т. ч. собор Богоявления (1785-1787; архит. М. Н. Слепнёв; епископ передал в собор золотые сосуды, напрестольный крест, митру), и 2-этажные архиерейские палаты с крестовой ц. апостолов Петра и Павла (80-е гг. XVIII в.). На средства П., президента городского магистрата И. Б. Пискарёва и городского головы В. Г. Хлебникова обустроены архиерейские дачи в селах Нов. Двор и Дресна. В 1785 г. в Нов. Дворе П. освятил каменную 3-престольную ц. Рождества Пресв. Богородицы (закрыта в 1931; руинирована), разбил липовую аллею, лично посадил кедр в архиерейском саду.

Др. заботой П. было состояние духовных школ. По прибытии в епархию он обратил внимание на излишнее число воспитанников в низших классах Смоленской ДС и славяно-рус. школах уездных городов. Среди них оказалось много великовозрастных и не стремившихся к учебе воспитанников, к-рые своим пребыванием в школах лишь затрудняли преподавание учебных дисциплин в высших классах семинарии. В связи с этим П. отчислил из низших школ неспособных юношей, расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук; указом от 28 окт. 1787 г. увеличил срок преподавания богословия с 2 до 4 лет, ввел обучение нотному пению, основам языкознания. В 1763 г. начал действовать класс греч. языка, к-рый воспитанники посещали «по желанию» (Сперанский. 1892. С. 61-62, 64). В 1768 г. для учеников 3 высших классов устанавливались обязательные «чередные» богослужения. Лучших воспитанников П. направлял в Московский ун-т, где они обучались на его личные средства, а по возвращении становились преподавателями в Смоленской семинарии. «Неспособных к наукам» П. отдавал в «ремесла»; один из них, С. М. Трусиций, позже руководил сооружением иконостаса Успенского собора. При П., в 1779-1783 гг., в семинарии обучался Н. А. Мурзакевич (1769-1834) - 1-й историк Смоленска. Епископ, узнав об увлечении юноши историей, предоставил ему свою б-ку и допустил в архив духовной консистории. Указом Синода от 22 янв. 1780 г. П. исходатайствовал увеличение жалованья до 2000 р. ассигнациями в год на содержание семинарии. Однако впосл. эта сумма «далеко не удовлетворяла всем нуждам заведения», поэтому при встрече с имп. Екатериной II, к-рая остановилась в Смоленске в 1787 г., П. пожаловался, что семинария располагает «самыми скудными материальными средствами», и испросил у императрицы в «добавление к отпускаемой сумме» еще 2260 р. Имп. Екатерина II повелела немедленно выдать прибавочные 2500 р. и выплачивать такую же сумму впредь.

В янв. 1768 г. П. составил и издал правила для «благоустройства низших духовных школ», состоявшие из 16 пунктов (Сперанский И. В. Мат-лы для истории духовно-учебных заведений. 1878. № 17. С. 480-496). Архиерей писал, что рус. школы (в дополнение к латинским) открываются для того, чтобы дети клириков «твердо и благопристойно по русским как церковным, так и штатским книгам обучались читать и чтомое разуметь, хорошим и четким почерком писать и церковное пение ординарное уметь порядочно по ноте петь»; к сожалению, мн. выпускники семинарии в «чтении, пении, правописании» оставались «невежи» (Там же. С. 487). Плохое знание выпускниками духовных школ рус. языка связывалось с долгим обучением в лат. школе, где они редко посещали богослужения, не упражнялись в чтении и церковном пении. Свои правила 1768 г. П. велел переписать для всех рус. школ и повесить на стенах, чтобы «всяк знал чему он должен обучитися». Указом от 22 апр. 1768 г. управители духовных дел должны были составить реестры (списки) всех учеников и «повсянедельно» по субботам или др. дням инспектировать учащихся. 22 сент. 1786 г. в Смоленске П. вместе с генерал-губернатором кн. Н. В. Репниным (1734-1801) открыл «главное народное училище», в к-ром стали преподавать учителя, присланные из С.-Петербурга. Четырех лучших воспитанников семинарии П. направил в это уч-ще «для ознакомления с приемами преподавания», чтобы затем они поступили учителями в уездные уч-ща. При П. в Смоленской епархии было 5 уч-щ (Вяземское, Дорогобужское, Торопецкое, Бельское и Рославльское), к-рые получали содержание от сборов с духовенства; клирики выдавали «нужные для них потребностей суммы» только благодаря «энергичным требованиям преосвящ. Парфения» (Знаменский. 1881. С. 522-523).

В 1767 г., стремясь искоренить «грубое невежество» прихожан, П. учредил в церквах должности надзирателей, к-рые должны были обеспечивать порядок во время богослужений (в дни больших праздников часто «подымался шум и крик, так что совсем не слышно было ни чтения, ни пения»); молящимся «назначены были места, где стоять в храме». П. старался пресекать поминальные трапезы в храмах с винопитием и драками, штрафовал за это священников и диаконов. Архиерей, видевший причину необразованности паствы в «недостатке воспитания», обязал всех священников регулярно проповедовать и во время литургии, и на утренних богослужениях. «В случае немощи священника или диакона» П. дозволял проповедовать даже причетникам, лишь бы звучало «неопустительно слово Божие для народа». За неисполнение этого поручения в 1785 г. П. повелел лишать «не токмо места, но и степени священства». Белому духовенству П. приказал завести особые тетради, в которых конспектировать поучения св. отцов, а монашествующим в 1792 г. поручил записывать «достопамятные происшествия» Смоленской епархии (Ист.-стат. описание. 1864. С. 119-122).

В 1763 г. П. запретил клирикам, приезжавшим в Смоленск, «смотреть забав и слушать музык», учредил особую должность смотрителей. Они «отлавливали» на городских ярмарках нетрезвых священников и приводили в консисторию. При этом П., в отличие от многих современных ему архиереев, избегал телесных наказаний, даже если духовная консистория их назначала; он обычно ссылал клириков на «черные» монастырские работы, на некоторое время отстранял от служения и назначал епитимии в виде поклонов, к-рые называл «пристойным и едким пластырем». Самым строгим наказанием за время служения П. стало заключение «на хлебе и воде» в 1773 г. в башне Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря некоего иеромонаха «за немалыя безчинства и соблазны в церкви и по улицам» (Там же. С. 124-126).

П. почти не выезжал за пределы епархии, лишь с 20 нояб. 1774 до марта 1776 г., получив титул члена Синода, проживал в С.-Петербурге для участия в синодальных делах. Перед отъездом П. составил подробную инструкцию из 4 пунктов - «экстракт» правил, к-рыми следует руководствоваться при управлении епархией; в затруднительных случаях благословил обращаться к Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому). В соавторстве со святителем П. составил пособие по вопросам канонического права, литургики, гомилетики и пастырского богословия «О должностях пресвитеров приходских» (СПб., 1776). Этот труд выдержал неск. переизданий и использовался в СПбДА в качестве учебного пособия, а в сер. XIX в. переведен на англ. язык «доктором Палмером» (Петров. 1904. С. 372). Путешественник Уильям Кокс (1748-1828), побывавший в Смоленске, называл П. самым образованным человеком города (Хохлова. 2015. С. 461). По поручению П. иером. Иоасаф (Шупинский) написал соч. «История города Смоленска к первому приезду в Смоленск императрицы Екатерины II с римским императором Иосифом II 1780 года июня 2-го дня», позже опубликованное по списку, пожертвованному Киевским митр. Евгением (Болховитиновым) в б-ку киевского Софийского собора (Смоленские ЕВ 1876. № 3. С. 73-90). После кончины в марте 1789 г. груз. царевича Александра Багратовича, сосланного кн. Г. А. Потёмкиным из Астрахани в Смоленск, архиерей «издержки погребения принял на себя» и благословил похоронить его близ деревянной ц. Всех святых в Солдатской слободе.

П. был почетным благотворителем Имп. воспитательного дома в Москве и Воспитательного об-ва благородных девиц (Александровского женского ин-та) в С.-Петербурге. Отличался нестяжательностью; «случалось, что нужно было прибегать к займу даже на самые нужные покупки для дома... Если кто-нибудь из бедных требовал помощи, он брал заимообразно у ближайшего лица, бывшего на эту пору с ним: у келейника, казначея,- приказывал непременно записать; впоследствии это выплачивалось или из экономии архиерейского дома, или из жалованья владыки» (ЖПодв. С. 48). П. запомнился «добрым, благодушным человеком» (Здравомыслов. Словарь // РНБ. Ф. 102. № 436. Л. 135), в отличие от мн. архиереев XVIII в. с подчиненными был «общедоступен». «В дружеских беседах был откровенен и прост; терпеть не мог пьяных», но с генерал-майором и командиром дворянского полка Смоленской шляхты Д. Г. Лыкошиным «на дружеских обедах бывал уподчиваем, но слабость сию скрывал» (Мурзакевич. 2012. С. 211). «Искренняя и постоянная дружба» связывала П. с Могилёвским свт. Георгием (Конисским). Однажды оба святителя, встретившись на архиерейском подворье в Нов. Дворе, пообещали: «...кто переживет другого, тот непременно придет на погребение умершего». Однако «оба... почти одновременно отошли в вечность» (Преосв. Парфений. 1895. С. 184).

После кончины П. Смоленская консистория рапортовала в Синод, что покойный завещал «по отдаленности» Смоленской епархии и «по малому количеству оставшегося после него имения» не направлять для погребения никого из епархиальных архиереев. 18 марта 1795 г. похоронен в Успенском соборе, у зап. дверей, отпевание возглавили 3 архимандрита (к 2019 над погребениями П. и еп. Иоанна (Соколова) в архиерейской усыпальнице установлено единое мраморное надгробие). 6 марта 1895 г. по инициативе еп. Гурия (Охотина) в Смоленске отмечалось 100-летие со дня кончины архиерея. Панихидная память П. праздновалась 7 марта (ЖПодв. С. 38).

Над гробницей висел необычный портрет П., «изображающий его в положении мертвого с закрытыми глазами, но, несмотря на печать смерти, лицо его сохранило добродушие, благочестие, искренность и преданность благу» (Преосв. Парфений. 1895. С. 185). По воспоминаниям современников, «при жизни несколько раз хотели снять с него портрет, но он отказывал». В архиерейской ризнице хранились панагия епископа, «на которой в красном камне изображена Троица», и 2 медали - «золотая в 57 золотников», пожалованная имп. Екатериной II «по случаю мира с королем Шведским», и серебряная «от короля Польского, неизвестно по кому случаю» (Ист.-стат. описание. 1864. С. 132, 133). Б-ка П., разделенная «между его внуками», состояла из «417 иностранных и 438 русских книг» (Здравомыслов. 1897. С. 94). Часть рукописей П. хранилась у протоиерея Нижнениколаевской ц. А. Васильева и его сыновей: прот. Илии († 1882) и собирателя древностей П. А. Васильева. После кончины последнего некоторые рукописи еп. Нестор (Метаниев; † 1910) передал в епархиальную б-ку, «где большая часть и пропала». Др. часть архива епископ Смоленский Димитрий (Устимович; Ɨ 1805) завещал игуменам Павлу (Саббатовскому; Ɨ 1832; впосл. архиепископ Астраханский) и болдинскому Иоанну (Трофимовскому). В ОР РНБ сохранились письмо П. «к неустановленному лицу» от 24 июля 1779 г. (Ф. 588. Оп. 3. № 334) и ставленая грамота П. «Тимофею Андрееву, поставленному дьячком к Троицкой церкви...» от 28 февр. 1760 г. (Ф. 487. Оп. 2. № 176. F-176).

Соч.: в соавт. с: Георгий (Конисский), свт. О должностях пресвитеров приходских. СПб., 1776. М., 2004; Три слова при открытии Полоцкого наместничества. СПб., 1779.
Ист.: Кокс У. Путевые записки от Москвы до С.-Петербурга одного англичанина в царствование имп. Екатерины II, заключающие в себе весьма любопытные исторические сведения, относящиеся к России в XVIII ст. М., 1837; ОДДС. 1754. Т. 34. № 386, 503; 1759. Т. 39. № 237; 1770. Т. 50. № 112, 119, 140, 248, 271, 337, 377, 447; Петров Н. И. Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской академии. К., 1904. Отд. 2: (1721-1795). Т. 1: (1721-1750) Ч. 2. Прил. С. 43, 65, 109, 372; По России и Польше в исход XVIII в.: Путевые впечатления англичанина, 1779-1785 // РС. 1907. № 8. С. 291-307; № 9. С. 617-642; № 10. С. 175-202; № 12. С. 663-675.
Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем-академиею. К., 1856. Т. 2. С. 141-142; Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб, 1864. С. 114-133; Мурзакевич Н. А. Дневник священника, 1776-1834 // Мурзакевич Н. Н. Н. А. Мурзакевич - историк г. Смоленска. СПб., 1877; он же. История г. Смоленска. Смоленск, 2008, 2012; Сперанский И. В. Мат-лы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии: Из дел консисторского архива // Смоленские ЕВ. 1878. № 17. С. 480-496; он же. Об отношениях митрополитов, архиепископов и епископов, бывших в Смоленской епархии, к с. Рождественскому,- Новый Двор тож и его храму // Там же. 1878. № 11. С. 332-334; он же. Состояние учебных заведений при преосв. Парфении, еп. Смоленском и Дорогобужском // Там же. 1879. Отд. неофиц. № 4. С. 109-128; он же. Очерк истории Смоленской ДС и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 г. (1728-1868 гг.). Смоленск, 1892; он же. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, обществ. благотворительности, науки и нар. образования: Парфений (Сопковский) // Смоленские ЕВ. 1899. № 8. С. 452-457; № 9. С. 501-503; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Каз., 1881. С. 468, 504-506, 509, 522-523, 531, 592-593, 595, 736 и др.; Снегирёв И. М. Жизнь Московского митр. Платона. М., 1891. Ч. 2; Преосв. Парфений, еп. Смоленский (1761-1795) // Смоленские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. № 5. С. 179-185; Адрес-календарь Смоленской епархии, с ист. и церк.-практическими указаниями. Смоленск, 1897; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии с древнейших времен до наст. времени: Кр. биогр. очерки. Новг., 1897. С. 92, 94; Вишневский Д. Смоленский еп. Парфений Сопковский: (Биогр. заметка) // РС. 1898. № 12. С. 587-590; Санковский А. Кр. описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1; ЖПодв. Март. С. 38-50; Поселянин Е. Рус. Церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб., 1905. С. 141-145; Воронин Н. Н., Рaппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII-XIII вв. Л., 1979; Хохлова М. С. История святости и главные святыни земли Смоленской. Смоленск, 2015.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский