ПАРФЕНИЙ МЕТЕОРСКИЙ
Том LIV, С. 662-663
опубликовано: 28 декабря 2023г.

ПАРФЕНИЙ МЕТЕОРСКИЙ

Анфология письма иером. Парфения Метеорский с его изображением. 2-я пол. XVIII в. (Meteor. Metamorph. 329. Fol. 116)Анфология письма иером. Парфения Метеорский с его изображением. 2-я пол. XVIII в. (Meteor. Metamorph. 329. Fol. 116) [Греч. Παρθένιος Μετεωρίτης] († 1807), игумен Б. Метеорского мон-ря, греч. мелург. В певч. рукописях он обычно упоминается с прозвищем Μετεωρίτης (см.: Χαλδαιάκης. 2014), но часто - только по имени, вероятно, для того, чтобы его невозможно было перепутать с такими мелургами или кодикографами посл. четв. XVIII в.- 1807 г., как Парфений Милеос (муз. кодекс его письма указан в изд.: Πολίτης, Πολίτη. 1994. Σ. 601; он известен и как автор славословия 1-го плагального гласа (Ath. Cutl. 418. Fol. 95-99), с обозначением макама «адзем асиран» рядом с мартирией) и живший немногим ранее иером. Парфений Византийский из мон-ря Каракал (известен как автор херувимской 1-го гласа (Ath. Doch. 399. Fol. 76v-77, сер. XVIII в., автограф) и ряда кратких седмичных причастнов (Ath. Gregor. 20. Fol. 127-130v; Ath. Iver. 952. Fol. 267, автограф; и др.); еще 2 его автографа указаны в изд.: Πολίτης, Πολίτη. 1994. Σ. 600 (один из них - Athen. Bibl. Nat. 2218 - датирован 1782 г., см. описание: Πολίτης, Πολίτη. 1991. Σ. 249), однако здесь ошибочно указано, что одну из этих рукописей выполнил не иером. Парфений Византийский, а иное лицо). В сер. XVIII - нач. XIX в. жили еще 2 автора муз. рукописей с тем же именем: иером. Парфений Хиосский (описание его автографа см.: Πολίτης, Πολίτη. 1994. Σ. 602; он известен и как мелург: в ркп. сер. XVIII в. Ath. Cutl. 447 (P. 654 sqq.) помещено его великое славословие на глас πρωτόβαρυς) и иером. Парфений Георгиадис с Лесбоса (см.: Πολίτης, Πολίτη. 1994. Σ. 598). Еще один Парфений - иеродиакон - написал в 1786-1792 гг. Пападики (Athen. Bibl. Nat. 972 - см.: Στάθης. 2006. Σ. ξθ´, ὑποσημ. 13) скорее всего за пределами обл. Фессалия: в том же кодексе (Athen. Bibl. Nat. 972. Fol. 227-241) содержатся 8 херувимских на все дни седмицы свящ. и иконома Великой ц. Антония, к-рые автор кодекса узнал от свящ. Никифора из Кефалонии (см.: Στάθης. 2006. Σ. ο´, ὑποσημ. 15). Только по имени П. М. назван в рукописи мон. Дамаскина Аграфорендиниота, что, вероятно, свидетельствует о знакомстве этих музыкантов. То, что П. М. был игуменом, подтверждается, в частности, в Анфологии (предположительно автограф) Meteor. Metamorph. 329 (Fol. 108), в котором он назван иеромонахом и кафигуменом метеорского мон-ря и где указано место его происхождения - г. Трикка (ныне Трикала, Фессалия). Эта рукопись составлена, по косвенным данным, в 1-й пол. 80-х гг. XVIII в., ее terminus ante quem определяется по записи, сделанной 20 мая 1790 г. на листке, приклеенном к задней стороне переплета. В этой рукописи содержатся почти все известные в наст. время произведения П. М. (см.: Βέης. 1967. Σ. 343-344; Idem. 1947. Σ. 49; Στάθης. 2006. Σ. 155-168). Впервые предположение о том, что писцом этой рукописи был П. М., выдвинул проф. Г. Статис (Παρθένιος ἱερομόναχος Μετεωρίτης. 1993. Σ. [γ], ζ´-η´; Στάθης. 2003. Σ. 124-129; Idem. 2006. Σ. ο´-οα´, 155, 160, 168). Самым весомым аргументом в пользу авторства П. М. является его портрет, помещенный в начале раздела пасапноариев, в сочетании с надписанием на том же листе данного цикла именем П. М. (см. ил.). Это не может быть несомненным доказательством того, что данный кодекс является автографом П. М. Статис (Παρθένιος ἱερομόναχος Μετεωρίτης. 1993. Σ. ζ´; Στάθης. 2003. Σ. 124) определил его почерк только в рукописи Athen. Bibl. Nat. 972 (на с. 1 она подписана иеродиак. Парфением 13 июня 1786 г.), хотя ранее он же оспаривал его авторство (см., напр., доклад 1990 г., опубл. в изд.: Στάθης. 2006. Σ. ξθ´-ο´), отмечая, в частности, что при таком отождествлении П. М. должен одновременно быть иеродиаконом и игуменом Б. Метеорского монастыря. Кодекс Athen. Bibl. Nat. 972 выполнен поспешно, с небрежно выписанной нотацией, он неполный: отсутствуют не только эпититлы и инициалы, но и «беззвучные» муз. знаки, т. е. те элементы, к-рые должны быть выписаны красным цветом. Т. о., на основании просмотра этого кодекса можно заключить, что он все-таки не принадлежит руке П. М.

Статис опубликовал список произведений П. М. с музыковедческими комментариями (Στάθης. 2003. Σ. 125-134; см. также: Idem. 2006. Σ. ο´-οα´, οβ´, οε´-οζ´). Великое славословие П. М. на 1-й глас в «экзегезисе» Статиса выпущено на виниловом диске «Μετέωρα τὰ ῾Ιερά» (Δίσκος 1. ᾿Αρ. 8; в буклете к диску опубликован муз. текст этого произведения); проимий Акафиста Пресв. Богородице «Взбранной Воеводе», распетый П. М. на 1-й глас, напечатан (также в «экзегезисе» Статиса) в изд. «Παρθένιος ἱερομόναχος Μετεωρίτης» (1993. Σ. α´-η´; переизд.: Τιμὴ πρὸς τὸν διδάσκαλον. 2001. Σ. 365-377). Неск. произведений П. М. найдены в фессалийских (гл. обр. в метеорских) и др. певч. рукописях (см.: Βέης. 1947. Σ. 47 (в т. ч. о ркп. из частного собрания); Στάθης. 2006. Σ. οα´, ὑποσημ. 17; Idem. 2003. Σ. 127-128 (о распространении произведений П. М.): «Взбранной Воеводе победительная» на 1-й глас (Meteor. Metamorph. 340. Fol. 182-183), «О Тебе радуется, Благодатная» на 4-й плагальный (8-й) глас (Ibid. Fol. 184), «Хвалите Господа» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. 921. Fol. 113v-114; это песнопение помещено в конце кодекса и могло быть добавлено позднее, но тем же писцом, к-рый написал основную часть кодекса; оно выполнено быстрым и размашистым почерком так, что в тексте выходит за линии, ограничивающие его в остальной части рукописи; песнопение прерывается на 3-м слоге слова «аллилуия»; эта рукопись происходит из мон-ря Дусику в Фессалии, что следует из ктиторских записей 1794 г. иером. Игнатия, в ней также сохр. произведения мелургов этого мон-ря; см. краткое описание: Σακκελίων ᾿Ι, Σακκελίων ᾿Α. 1892. Σ. 167-168), цикл из 8 пасапноариев (Ath. Xen. 137. Fol. 221-231).

Дискогр.: Μετέωρα τὰ ῾Ιερά, 1387/88-1988: 600ετηρίδα τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Μεταμορφώσεος τοῦ Σωτῆρος τοῦ Μεγάλου Μετεώρου: Ψάλλει ὁ χορὸς ψαλτῶν «Οἱ μαΐστορες τῆς ψαλτικῆς τέχνης», χοράρχης Γ. Θ. Στάθης. ᾿Αθῆναι, 1990 [2 диска].
Каталоги рукописей: Σακκελίων ᾿Ι., Σακκελίων ᾿Α. ᾿Ι. Κατάλογος τῶν χειρογράφων τῆς ᾿Εθνικῆς Βιβλιοθήκης τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1892; Βέης Ν. Α. Τὰ χειρόγραφα τῶν Μετεώρων. ᾿Αθῆναι, 1967. Τ. 1; Στάθης. Χειρόγραφα; idem. Τὰ χειρόγραφα βυζαντινῆς μουσικῆς: Μετέωρα. ᾿Αθήνα, 2006; Πολίτης Λ., Πολίτη Μ. Κατάλογος χειρογράφων τῆς ᾿Εθνικῆς Βιβλιοθήκης τῆς ῾Ελλάδος, ἀρ. 1857-2500. ᾿Αθῆναι, 1991; Σοφιανός Δ. Ζ. Τὰ χειρόγραφα τῶν Μετεώρων. ᾿Αθήνα, 1993. T. 4: Τὰ χειρόγραφα τῆς μονῆς ῾Αγίας Τριάδος.
Лит.: Βέης Ν. Α. ῾Ο μελῳδὸς Παρθένιος, ὁ ἐκ Τρίκκης, ἡγούμενος τοῦ κατ᾿ ἐξοχὴν Μετεώρου // Μετέωρα. 1947. Τ. 1. Σ. 46-49; Οἱ θησαυρο τοῦ Μεγάλου Μετεώρου. Μετέωρα, 1988; Παρθένιος ἱερομόναχος Μετεωρίτης (δ´ τἐταρτο ιη´ αἰῶνος), ἡ ζωὴ κα τὸ ἔργο του: Πρόγραμμα τῆς ὁμώνυμης η´ μουσικολογικῆς σπουδῆς τοῦ ῾Ιδρύματος Βυζαντινῆς Μουσικολογίας τῆς ᾿Εκκλησίας τῆς ῾Ελλάδος. [᾿Αθῆναι, 1993]; Σοφιανός Δ. Ζ. Μετέωρα: ῾Οδοιπορικό. Μετέωρα, 1990; Χατζηδάκης Μ., Σοφιανός Δ. Ζ. Τὸ Μεγάλο Μετέωρα: ῾Ιστορία κα Τέχνη. ᾿Αθήνα, 1990; Πολίτης Λ., Πολίτη Μ. Βιβλιογράφοι 17ου-18ου αἰώνα: Συνοπτικὴ καταγραφή // Δελτίο τοῦ ῾Ιστορικοῦ κα Παλαιογραφικοῦ ᾿Αρχείου. ᾿Αθήνα, 1994. Τ. 6. Σ. 313-645; Τιμὴ πρὸς τὸν διδάσκαλον: ῎Εκφραση ἀγάπης στὸ πρόσωπο τοῦ καθηγητοῦ Γ. Θ. Στάθη: ᾿Αφιέρομα στὰ ξηντάχρονα τῆς ἡλικίας κα τὰ τριαντάχρονα τῆς ἐπιστημονικῆς κα καλλιτεχνικῆς προσφορᾶς του. ᾿Αθῆναι, 2001; Στάθης Γ. Θ. ῾Η μουσικολογικὴ σπουδὴ τῆς σειρᾶς «Βυζαντινο κα Μεταβυζαντινο μελουργο» μέ θέμα: Παρθένιος ἱερομόναχος Μετεωρίτης (δ´ τἐταρτο ιη´ αἰῶνος), ἡ ζωὴ κα τὸ ἔργο του // ᾿Επίσημοι Λόγοι [Πανεπιστημίου ᾿Αθηνῶν]. ᾿Αθῆναι, 2003. Τ. 32. Σ. 119-135; Χαλδαιάκης Α. Γ. ῾Ο πολυέλεος Παρθενίου ἱερομονάχου τοῦ Μετεωρίτου. ᾿Αθήνα, 20142.
А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также