[Лат. poenitentiarius, от poenitentia - покаяние], в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур). С распространением в католич. Европе в XII в. частной сакраментальной исповеди и практики выдачи особых разрешительных грамот - индульгенций связано возникновение особой должности клирика-духовника, иногда называвшегося П. (одно из первых упоминаний - в постановлениях Собора в Йорке в 1195 - Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204 / Ed. D. Whitelock e. a. P. 1051). Латеранский IV Собор (1215) предписал епископам назначать помощников и заместителей для приема исповеди и определения церковных прещений (канон 10), однако термин «пенитенциарий» в постановлении не используется. Под влиянием соборных постановлений должность П. к сер. XIII в. появилась в большинстве диоцезов Сев. Франции и Англии (Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in XIIIth-Cent. France. Ithaca (N. Y.); L., 2005. P. 100-101). Согласно решению Тридентского Собора (1545-1563), в кафедральных капитулах надлежало создать должность каноника-П. На нее могли назначаться клирики не моложе 40 лет, имевшие степень магистра, доктора или лиценциата теологии или канонического права (CTrident. T. 5. P. 241-242; T. 9. P. 982). Действующим Кодексом канонического права Римско-католической Церкви (1983) каноник-П. определяется как лицо, имеющее в силу самой должности ординарное полномочие принимать исповеди на территории своей юрисдикции (CIC. 968 § 1), а также в рамках покаянной дисциплины (forum internum) «освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, не объявленных и не сохраняемых за Апостольским Престолом. На территории диоцеза он может освобождать от цензур и лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих к нему,- даже за пределами диоцеза» (CIC. 508 § 1).
С распространением учения о непогрешимости папы Римского возникло мнение, что папе принадлежит и исключительное право рассмотрения нек-рых наиболее тяжких проступков (causae reservatae). В кон. XII в. впервые упоминается о кардинале, к-рому папа поручил принимать исповеди у христ. паломников, приезжавших в Рим для совершения покаяния. В понтификат папы Римского Гонория III (1216-1227) такой кардинал начинает именоваться П. С этой должностью связывается формирование на протяжении XIII в. особого учреждения Римской курии - Апостольской пенитенциарии во главе с верховным П. (poenitentiarius summus, позднее - poenitentiarius generalis). Со 2-й пол. XIV в., после того как папа Римский Бенедикт XII (1334-1342) конституцией «In agro dominico» от 8 апр. 1338 г. установил структуру Апостольской пенитенциарии и ввел в ее состав должность «доктора, сведущего в каноническом праве» (doctor expertus in iure canonico), полномочия этого учреждения фактически распространились и на сферу церковного суда (forum externum), что было официально подтверждено буллой «Quoniam nonnulli» от 9 мая 1484 г. папы Римского Сикста IV (1471-1484). Папа Пий IV (1559-1565) вновь ограничил сферу компетенции Апостольской пенитенциарии (булла «In sublimi» от 4 мая 1562), папа Пий V (1566-1572) упразднил ее 23 апр. 1569 г., а 18 мая того же года восстановил в реформированном виде, резко ограничив компетенцию в сфере forum externum и учредив в ее составе должность богослова, к-рую должен был занимать представитель ордена иезуитов. Структура и функции Апостольской пенитенциарии, утвержденные папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758) (булла «Pastor bonus» от 13 апр. 1744; конституции «Quamvis» от 13 дек. 1747 и «Pastoralis» от 5 авг. 1748), существенно не менялись до нач. ХХ в., когда папа Римский Пий X (1903-1914) конституцией «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 г. окончательно ограничил ее компетенцию сферой forum internum. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) motu proprio «Alloquentes» от 25 марта 1917 г. закрепил за Апостольской пенитенциарией обязанность предоставления верующим индульгенций. Совр. статус и структура Апостольской пенитенциарии установлены конституцией «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005).
В подчинении верховного П. находились младшие П. (poenitentiarii minores), служившие при главных рим. базиликах (св. Петра, Латеранской и Санта-Мария-Маджоре), где они принимали исповеди у приезжавших в Рим паломников. Папа Римский Урбан V (1362-1370) установил численность П.- 12 чел.: по одному для приезжих из Франкии (Сев. Франции), Англии, Окситании (Юж. Франции), Фландрии, Бретани, Германии (Alemannia), Богемии, Польши, Дании (Dacia; включала всю Скандинавию и Балтику), Венгрии, Испании (включала Каталонию, Арагон, Португалию и Наварру) и Италии (Haug. 2008. P. 91-92). Позднее число П. могло быть увеличено до 19. Младшие П. принадлежали гл. обр. к нищенствующим орденам доминиканцев и францисканцев; обычно получали образование в сфере теологии или канонического права. Как правило, П. были уроженцами того региона, куда они назначались. Нередко они были и папскими посланниками, выполняли поручения понтификов, способствовали поддержанию связей Рима с различными частями католич. Европы, часто получали назначение на епископские кафедры.
В 1569 г. папа Римский Пий V учредил 3 коллегии малых П.: францисканцев (при Латеранской базилике), доминиканцев (при базилике Санта-Мария-Маджоре) и иезуитов (при базилике св. Петра).