ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LV, С. 415-416
опубликовано: 28 февраля 2024г.

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Русской митрополии К-польского Патриархата (XI-XIII вв.); центр - Переяславль Русский (ныне г. Переяслав-Хмельницкий, Украина), к юго-востоку от Киева. Точная дата учреждения П. е. неизвестна (1-е упоминание относится к 1072 г.); в соответствии с некоторыми источниками ее основание датируют как первыми годами после крещения Руси, так и временем после 1036 г. (смерть черниговского кн. Мстислава (Константина) Владимировича) (А. В. Поппе) или относят к эпохе киевского княжения Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого († 1054) (Я. Н. Щапов). В самом раннем (кон. 70-х гг. XII в.) из сохранившихся визант. перечней рус. епархий (notitia 13, по Ж. Даррузесу) П. е. значится на 6-м месте, входит во 2-ю группу епископий наряду с Владимиро-Волынской епархией, Ростово-Суздальской (см. Ярославская и Ростовская епархия) и Туровской (см. Туровская и Мозырская епархия) епископиями (№ 4-8). Это дает относительно прочное основание отнести время учреждения П. е. к правлению Ярослава Мудрого, вероятно, это произошло после заключения русско-визант. мира 1045/46 г. (А. В. Назаренко) или в 1051 г., если понимать слова из проложного сказания об освящении ц. во имя св. Георгия в Киеве 26 нояб. митр. Иларионом о том, что Ярослав «створи въ ней настолование новоставимым еп(и)с(ко)п(о)м» (Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 326-327), как относящиеся не ко всем впредь поставляемым епископам, а к таким, которых предстояло поставить сразу после освящения Георгиевской ц. (А. Ю. Виноградов). П. е. просуществовала до 1261 г., затем была объединена с новоучрежденной Сарайской епископией (см. Крутицкая кафедра).

Благодаря трудам А. В. Поппе выяснилось, что во 2-й пол. XI в. П. е. (наряду с Черниговской; см. Черниговская и Новгород-Северская епархия) некоторое время была титулярной митрополией. Это связано с правлением на Руси 3 сыновей Ярослава Мудрого - Киевского кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича, Черниговского блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича и Переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича. В перечни визант. митрополий (№ 11, 12, 15 по Даррузесу) П. е. внесена как «ἡ ῾Ρωσία Πρεσθλάβα» и стоит на 77-м месте. Возвышение П. е. до статуса митрополии иногда (Щапов, К. Цукерман) относят ко времени не раньше кон. мая 1072 г., когда в описании перенесения мощей святых Бориса и Глеба Петр Переяславский именуется епископом в отличие от митр. Неофита Черниговского (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подгот. к печ.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 55-56). Однако возникновение митрополий в Переяславле и Чернигове вслед. одной и той же политической ситуации скорее предполагает, что это произошло одновременно, вероятно в 1069/70 г., когда был упразднен сеньорат Киевского кн. Изяслава, установленный по завещанию Ярослава Мудрого. Отсутствие титула митрополита у еп. Петра, а также разные позиции Переяславля и Чернигова в византийских перечнях митрополий (последний отмечен на 72-й позиции) объясняются, вероятно, кратким перерывом в наличии митрополии в Переяславле в связи с тем, что ни Петр, ни его преемник Николай, рус. ставленники переяславского кн. Всеволода Ярославича, не были утверждены в К-поле. Переяславская митрополия просуществовала как минимум до рубежа XI и XII вв., когда скончался свт. Ефрем Переяславский; имеется некоторая вероятность того, что она была и при еп. Симеоне в самом нач. XII столетия по настоянию Переяславского блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Во всяком случае начиная с Лазаря (1105-1117) Переяславские архиереи снова носили титул «епископ».

П. е. занимала область Переяславского княжества, т. е. земли на левобережье Днепра, восточнее Н. Десны, к югу от р. Остёр, с подвижной юж. степной границей. До кон. XI в. в состав П. е. входило также Курское Посемье, позднее перешедшее под власть Черниговских епископов. Некоторое время в кон. XI в. (после смерти еп. Ростовского свт. Исаии) и в 1-й трети XII в. под управлением Переяславских епископов находилась Ростовская епархия. Примерно в то же время вплоть до образования Смоленской епископии (см. Смоленская митрополия) в 1136 г. частью П. е. являлась также территория Смоленской волости. Есть основания предполагать, что в 1135-1141 гг. П. е. была присоединена к Митрополичьей области.

Первый известный по имени епископ Переяславский (очевидно, первый и в ряду Переяславских митрополитов) - грек Лев (Леонт), автор антилатинского полемического трактата, именуемый в рукописях «Лев, митрополит Переяславля на Руси» (Λέων μητροπολίτης τῆς ἐν ῾Ρωσίᾳ Πρεσθλάβας) (ПДРКП. 1920. Ч. 2. Вып. 1. С. 73-101). Эта атрибуция, убедительно обоснованная Поппе, опровергает как версию рус. историков XIX - 2-й трети ХХ в., считавших, что автор трактата - гипотетический первый (или второй) митрополит Руси рубежа Х и XI вв. (Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 853-854; Мошин В. Послание рус. митр. Леона об опресноках в Охридской рукописи // Bsl. 1963. T. 24. P. 87-105; и др.), так и распространенную преимущественно в зарубежной науке т. зр., согласно которой автор связан не с рус. Переяславлем, а с Преславом в Болгарии и тождествен митр. Маркианопольскому Льву, жившему в нач. XII в. (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 312, 608-609; и др.). Наиболее известным из предстоятелей П. е. был свт. Ефрем (не позднее 1076-1091/1101), с деятельностью к-рого связано активное (не только церковное) каменное строительство в стольном городе, в т. ч. и кафедрального собора арх. Михаила, Феодоровской ц. на городских воротах, ц. св. Андрея. В источниках упоминаются также (помимо уже названных архиереев) свт. Сильвестр (1118-1123) - летописец, поставленный на Переяславскую кафедру, как и Лазарь, из игуменов Киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (фамильной обители Всеволода Ярославича и Владимира Всеволодовича Мономаха), Марк (1125-1135) из игуменов переяславского Иоанновского мон-ря - родовой обители переяславского кн. Ярополка (Иоанна) Владимировича, свт. Евфимий (1141 - после 1149), видимо из монахов Киево-Печерского монастыря, Василий (Василец) (поставлен в 1157), Павел (упоминается в 1197), ставленник вел. кн. Владимиро-Суздальского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, а также сщмч. Симеон (погиб при взятии Переяславля монголами в 1239).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208-209; Т. 2. Стб. 200; Darrouzès. Notitiae.
Лит.: Poppe A. Le traite des azymes Λέοντος μητροπολίτου τῆς ἐν ῾Ρωσίᾳ Πρεσθλάβας: Quand, où et par qui a-t-il été écrit? // Byz. 1965. Vol. 35. P. 504-527 (Idem // Poppe A. The Rise of Christian Russia. L., 1982. N VII); он же (Поппэ А.). Рус. митрополии К-польской патриархии в XI ст. // ВВ. 1968. Т. 28(53). С. 85-108; 1969. Т. 29(54). С. 95-104; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 38-39, 209-210; Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей: К вопросу о митрополиях Чернигова и Переяславля // Дьнєслово: Зб. праць на пошану П. П. Толочка з нагоди його 70-рiччя. К., 2008. C. 40-50; Назаренко А. В. Др. Русь и славяне: (Ист.-филол. исслед.). М., 2009. С. 172-245. (ДГВЕ, 2007); он же. Об обстоятельствах учреждения Смоленской епископии // Вел. Новгород и средневек. Русь: Сб. ст. к 80-летию акад. В. Л. Янина. М., 2009. С. 468-481; он же. Переяславская митрополия на Руси на рубеже XI и XII вв.: (Династическая и внешнеполит. подоплека церк. географии) // Книга картины земли: Сб. ст. в честь И. Г. Коноваловой. М., 2014. С. 192-211.
А. В. Назаренко
Рубрики
Ключевые слова
См.также