ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LV, С. 419-421
опубликовано: 28 февраля 2024г.

ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Бориспольской и Броварской епархии Киевской митрополии УПЦ) находится в г. Переяслав-Хмельницкий Киевской обл. (Украина).

Вознесенский собор. 1695–1700 гг. Фотография. 2008 г.Вознесенский собор. 1695–1700 гг. Фотография. 2008 г.Основан в 1700 г. как резиденция Переяславских викарных архиереев в центре города, при соборе Вознесения Господня (1695-1700). Собор был построен на средства гетмана И. С. Мазепы (более 300 тыс. золотых) и освящен 1 июня 1700 г. в его присутствии (см. подробнее: Ступак Ф. Я. Доброчинна дiяльнiсть гетьмана I. Мазепи // Укр. ист. журн. 2005. № 1. С. 138-148). До 1785 г. монастырь являлся резиденцией Переяславских архиереев, первым из к-рых 1 окт. 1700 г. стал еп. Захария (Корнилович). При нем в 1701 г. Мазепа подарил собору и обители Пересопницкое Евангелие (1556-1561) и своим универсалом от 4 янв. 1701 г. передал насельникам с. Мацковка, Трехтемировский перевоз и др. угодья. В 1725 г. в обители проживали наместник Савватий (Горунович) и ок. 30 насельников (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 900-912). В 1786 г. П. В. м. был отнесен ко 2-му классу с архимандричьим управлением, 16 мая 1816 г.- к внештатным «с неопределенным количеством монашествующих», братия переведена в саратовский в честь Преображения Господня мужской монастырь; Вознесенский собор оставался кафедральным до перевода архиерейской кафедры в Полтаву. В 1847 г. обитель была причислена к 3-му классу «с неопределенным количеством монашествующих» под управлением казначея и по ходатайству архиеп. Гедеона (Вишневского) приписана со всеми угодьями к Полтавскому архиерейскому дому (Вознесенская ц. 1868. № 15. С. 351-352).

Вознесенский собор (1695-1700) имеет форму креста, выступы к-рого заканчиваются стройными «волнистой формы» фронтонами, а центральная часть увенчана куполом на высоком граненом барабане. Входы храма, окна, двери и внутреннее убранство украшает лепнина, стены расчленены плоскими раскрепованными пилястрами. В целом в объемно-пространственной композиции и декоре храма ярко выражены черты архитектуры барокко. Историку Н. И. Костомарову ансамбль Вознесенского храма напомнил архитектуру киевского Софийского собора (Костомаров. 1885. С. 500). В переяславском соборе было 3 престола: центральный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Рождества Пресв. Богородицы (в 1820 к нему пристроили ризницу), и левый - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (переосвящен в 1851 указом еп. Нафанаила (Савченко; † 1875) во имя прмч. Макария Овручского). В 1833 г. первоначальный «громадных размеров» иконостас (1703) собора был заменен новым. За левым клиросом находилась усыпальница Переяславских архипастырей, в к-рой погребены епископы Никодим (Сребницкий), Иоанн (Козлович; † 1757), Гервасий (Линцевский), Иов (Базилевич; † 1776).

Колокольня. 1770–1776 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Wikimedia CommonsКолокольня. 1770–1776 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Wikimedia Commons4 окт. 1766 г. в Вознесенском соборе с почестями была погребена глава мч. Даниила Кушнира - старосты Успенской ц. с. Млиев близ Смелы, казненного за участие в возвращении своего храма из унии в Православие (отсеченная во время казни глава мученика была насажена на кол, но затем сохранена и тайно перенесена православными на Левобережье, остальные мощи после сожжения тела были погребены близ места казни. Почитание мч. Даниила началось сразу после его кончины; в 1994 Свящ. Синод УПЦ принял решение о его канонизации).

С 4 авг. 1786 г. в Макариевском приделе собора почивали мощи прмч. Макария Овручского. В нояб. 1791 г. на средства проживавшего в П. В. м. на покое еп. Аггея (Колосовского) кипарисовая рака была оправлена в серебро и вызолочена. Рядом в небольшом ковчеге хранились частицы Креста Господня и мощей вмц. Варвары, свт. Ефрема, митр. Переяславского, преподобных Иоанна Дамаскина, Авраамия Ростовского, Иоанна Многострадального, Марка Гробокопателя, Исаакия и Саввы Киево-Печерских. В 1811 г. на средства вдовы подполковника С. Г. Ханенковой ковчег был обложен серебром и украшен чеканными и финифтевыми образами.

В Богородице-Рождественском приделе собора справа от иконостаса находилась почитаемая Переяславская икона Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризой со стразами и «бриллиантовым браслетом». Перед иконой по субботам перед Божественной литургией служили акафист, а 2 мая ее на особых «носилках» выносили крестным ходом на берег р. Альты, где в 1015 г. был убит св. князь-страстотерпец Борис. В соборной ризнице хранились плащаница, шитая серебром и золотом (1569), фелонь «золотого глазета, обложен широкою золотою сеткою... очень древний», принадлежавшая, по преданию, свт. Ефрему Переяславскому и поступившая в П. В. м. из переяслав-хмельницкого во имя архангела Михаила монастыря. Также в П. В. м. хранились книга «Бесед...» (К., 1623) свт. Иоанна Златоуста, принадлежавшая прмч. Макарию, напрестольное Евангелие (М., 1698), различные реликвии.

Первоначально к собору примыкали деревянные колокольня, архиерейский двор, кельи, трапезная, поварня, гостиница, сгоревшие при городском пожаре 18 июля 1748 г. Впосл. в мон-ре были выстроены деревянный архиерейский корпус с 5 кельями (1753; в 1800 перевезен в монастырскую усадьбу в с. Андруши) и возведены каменные 3-ярусная колокольня (1770-1776; колокола привезли из Москвы) с пристроенной в 1782 г. теплой каменной ц. вмц. Варвары, часовня-беседка, ограда (1782), торговые лавки (1828-1830; разобраны после пожара 1916), здание консистории. В 1825-1826 гг., когда был сооружен новый деревянный архиерейский корпус с теплой крестовой ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, Варваринский храм был упразднен и в его помещении устроили консисторский архив, но 24 июля 1874 г. по инициативе еп. Полтавского Иоанна (Петина; † 1889) его возродили с посвящением прор. Иоанну Предтече и вмц. Варваре. В 1845 г. центральную часть обители запечатлел на рисунке поэт и художник Т. Г. Шевченко.

2 окт. 1738 г. по инициативе еп. Арсения (Берло) на территории П. В. м. был открыт Переяславский коллегиум, в котором было 6 классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика. В 1773 (?) г. с открытием богословского класса коллегиум был преобразован в семинарию (среди наставников - игум. Варлаам (Шишацкий)), позднее также преподавались основы медицины, факультативно изучались нем. и франц. языки. В семинарии учительствовали: в 1782-1783 гг. Анастасий (Братановский-Романенко), ок. 1783-1785 гг. игум. Варлаам (Шишацкий), в 1753-1754 гг. Г. С. Сковорода, И. В. Леванда (1734-1814), впосл. именитый киевский митрофорный протоиерей, проповедник. Обучение было доступно для всех сословий. Половина учеников были из малоимущих семей, они находились на содержании епархии и проживали в общежитии при коллегиуме.

Первоначально коллегиум размещался в деревянном корпусе, собранном на территории П. В. м. из 4 хат, подаренных еп. Арсению (Берло) архимандритом Киево-Печерской лавры Иларионом (Негребецким; † 1740). Во время пожара 1748 г. этот корпус сгорел, и по инициативе еп. Никодима (Сребницкого) занятия перевели в частный двор С. Мировича. В 1753-1757 гг. на средства еп. Переяславского Иоанна (Козловича) к северо-востоку от собора близ монастырских ворот были построены кирпичный корпус учебного заведения (сохранился), а также 2 деревянных флигеля общежития, в к-рых проживало до 40 чел. (сгорели через 20 лет). В 1812 г. в зданиях семинарии размещали больных и раненых солдат. В 1814 г. из-за увеличения числа учеников каменный корпус был надстроен 2-м деревянным этажом. Решением Свящ. Синода (авг. 1861) в сент. 1862 г. семинарию перевели в Полтаву, а в ее помещении открылось ДУ.

Ко 2-й пол. XIX в. П. В. м. принадлежали несколько деревянных и каменных домов и флигелей, а также архиерейское подворье (более 31 дес. земли) в с. Андруши с каменным корпусом и теплой домовой церковью, построенными в 1781 г. попечением еп. Илариона (Кондратковского). Престол этого храма неоднократно переосвящался: при еп. Сильвестре (Лебединском) в нач. XIX в.- во имя свт. Сильвестра, папы Римского; при еп. Мефодии (Пишнячевском; † 1845) ок. 1825 г.- во имя прп. Михаила Малеина, при еп. Иоанне (Петине) - во имя святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. При подворье с 1788 г. имелось более 30 дес. сенокосной земли и рыболовные озера. Также мон-рю принадлежали подворье в Киеве, хутор в с. Демьянцы (с 1799), участки земли в дер. Кондоидовке (Борисовке) на левом берегу р. Альты.

В нач. 20-х гг. XX в. Вознесенский храм заняла община УАПЦ, в 1925 г. территория мон-ря передана воинской части, в соборе до 1974 г. находилось зернохранилище, в колокольне была устроена водонапорная башня; на территории П. В. м. построены казармы, гаражи и склады. В годы Великой Отечественной войны собор лишился купола, в его стенах появились трещины, пострадала колокольня, была разрушена Варваринско-Иоанновская ц. В 1946 г. монастырские здания были взяты на учет как памятники архитектуры национального значения. В 1953-1964 гг. собор был капитально отреставрирован, но росписи забелены. Хотя в 1955 г. была установлена охранная зона памятника, куда вошли собор, колокольня и здание коллегиума, часть территории мон-ря занимали военные. В 1972 г. в здании коллегиума на территории П. В. м. был открыт Мемориальный музей Григория Сковороды, с 1975 г. в соборе находился Музей-диорама, посвященный форсированию советскими войсками Днепра в 1943 г. В 2002 г. начался процесс передачи территории воинской части Национальному историко-этнографическому музею-заповеднику «Переяслав». 10 февр. 2011 г. Синод УПЦ благословил открытие мон-ря, однако Вознесенский собор по-прежнему используется музеем-заповедником. К июню 2019 г. наместником возрождающейся обители являлся архим. Аркадий (Демченко).

Монастырский скит вмч. Георгия Победоносца (с. Лазаревка Брусиловского р-на Житомирской обл.) учрежден 26 авг. 2011 г. решением Свящ. Синода УПЦ. 2 сент. того же года в скиту был освящен Георгиевский храм.

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 595; Описание мон-рей в Российской империи находящихся. М., 1817. С. 25; Арандаренко Н. И. Атлас-карты видов к запискам о Полтавской губ. Полтава, 1851; он же. Записки о Полтавской губ. Полтава, 1852. Ч. 3; Вознесенская ц. в г. Переяславе // Полтавские ЕВ. 1868. Ч. неофиц. № 15. С. 347-392; Бутовский Д. Переяславская Варваринская ц. // Там же. 1874. Ч. неофиц. № 18. С. 690-692; Костомаров Н. И. Поездка в Переяслав // ИВ. 1885. [Т.] 6. С. 489-508; Андриевский А. Страничка из прошлого г. Переяслава // Киев. старина. 1889. Т. 26. № 8. С. 468-490; Демидовский В. Кр. ист. очерк состояния Переяславско-Полтавской семинарии со времени основания ея (1738 г.) до преобразования в 1877 г. // Полтавские ЕВ. 1888. Ч. неофиц. № 20. С. 735-776; Пархоменко В. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии (1733-1785 гг.) в связи с общим ходом малороссийской жизни того времени. Полтава, 1908; Грабовский П. А., Днестров И. А. Переяслав-Хмельницкий: Архит.-ист. очерк. К., 1954; Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII вв. К., 1967. С. 159-161; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. К., 1983. Т. 1. С. 139; Набок Л. М. Особливостi архiтектури Переяславщини // Iсторiя та культура рiдного краю: (Мат-ли на допомогу вчителям та учням). Переяслав-Хмельницький, 1994. Ч. 1. С. 94-102; Нiкiтiна В. В. Культура i освiта Переяславщини XVII-XVII ст. // Там же. С. 71-75; Павленко С. Iван Мазепа як будiвничий укр. культури. К., 2005; Набок Л. М., Колибенко О. В. Правосл. храми Переяславщини: Iсторiя, дослiдження, сучаснiсть. К., 2007; Тетеря Д. А. Деякi пiдсумки та перспективи археол. дослiджень 2003-2008 pp. на територiï Вознесенського мон-ря у Переяславi // Переяславiка: Наук. записки Нац. iст.-етногр. заповiдника «Переяслав». Переяслав-Хмельницький, 2015. Вип. 9(11). С. 326-342; Юрченко О. До iст. топографiï Вознесенського монастыря XVIII в. // Нови дослiдження памяток козацькоï доби в Украïнi: Зб. наук. ст. К., 2016. Вип. 25. С. 55-64.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также