[Сир. ] (†22.04.591), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 580/81), богослов, полемист. Род. в Каллинике (ныне Ракка, Сирия); примерное время рождения П. К. (сер. VI в.) устанавливается на основе косвенных данных. По всей видимости, состоял в братии мон-ря Мар Ханино ( ). Был возведен в сан патриарха через неск. лет после низложения Павла Чёрного. Ранее лидер антихалкидонитского движения (см. в ст. Монофизитство) в Византии митр. Иаков Барадей († 578) дважды предлагал П. К. занять Патриарший престол, однако тот отказывался. Одним из первых действий патриарха после избрания стала встреча с Дамианом, патриархом Александрийским (578-607), способствовавшая ликвидации схизмы между сирийскими и египетскими антихалкидонитами, начавшейся при Павле Чёрном. Во время визита в Александрию П. К. сопровождали богословы Проб и Иоанн Барбур, мнения к-рых вскоре вызвали в монофизитских кругах новый спор. Следуя учению толкователя Аристотеля, александрийского софиста Стефана, Проб и Иоанн выступили против принципиально важного для антихалкидонитов тезиса о том, что Христос обладает одной природой (греч. μία φύσις), составленной «из двух природ» (ἐκ δύο φύσεων). По их мнению, «различие в природном качестве» (διαφορὰ ἐν ποιότητι φυσικῇ) божества и человечества с необходимостью требует признания двух природ и после Воплощения. Дамиан принял решение изгнать Проба и Иоанна из города. В 584/5 г. П. К. созвал в мон-ре Губба-Баррая ( ), где, вероятно, находилась его резиденция, Собор, который осудил богословов. Впосл. Проб и Иоанн перешли в халкидонское Православие.
Ок. 586 г. между 2 антихалкидонитскими Патриархатами начался новый раскол, вызванный тритеитскими спорами. П. К. считал, что Дамиан Александрийский заходит в своем опровержении тритеизма слишком далеко и впадает в противоположную крайность, т. е. фактически принимает учение Савеллия. Переговоры между патриархами, продолжавшиеся неск. лет, не привели к согласию: в 588 г., после того как Дамиан обнародовал послание с критикой тритеизма Иоанна Филопона, П. К. разорвал с патриархом Александрийским общение и составил трактат «Против Дамиана» (CPG, N 7252); в отдельном сочинении он подверг критике и богословскую позицию тритеистов (Ibid. N 7251). П. К. также принадлежат гимн «О распятии» (Ibid. N 7250), послание к епископам Месопотамии (Ibid. N 7253) и анафора (Ibid. N 7251). Все произведения П. К. сохранились в сир. версии.