[Греч. Πέτρος Μανουήλ ᾿Εφέσιος] (между 1771 и 1776 (?), Нов. Эфес (ныне Кушадасы, Турция) - 1840, Валахия), протопсалт, греко-валашский мелург, учитель пения, издатель певч. книг. В подготовленных им изданиях и во мн. рукописях указано его 2-е имя - Мануил (иногда - Еммануил, Манолакис), к-рое может быть как его собственным, так и именем его отца. П. Э. обучался у мелурга Георгия Критского († 1815), ученика протопсалта Иакова, и записал способ «истолкования» своим учителем некоторых произведений в «древнем» стиле. П. Э. был также одним из первых учеников к-польских Трех учителей - лампадария Григория (впосл. протопсалт), хартофилакса Георгия Хурмузия и архим. Хрисанфа из Мадита (впосл. митрополит) в «общей народной школе новой системы», действовавшей в 1815-1820 гг. рядом с р-ном Фанар в К-поле.
Ок. 1816 г. (вероятно, в возрасте 40-45 лет) П. Э. прибыл в Бухарест, где стал преподавать нотацию Нового метода и впервые попытался создать типографию для певч. книг. Он выучил румын. язык, пел в церкви и по поручению господаря Валахии Иоанна Караджи (1812-1818) основал 16 июня того же года школу для большого количества учеников при ц. свт. Николая (Сфынтул-Николае-дин-Шелари); в Анастасиматарии 1820 г. он называет себя «учителем господарской школы». П. Э.- автор мн. произведений (или обработок греч. мелодий для румын. текстов), нек-рые из к-рых посвятил Кесарию, еп. Бузэускому.
П. Э. обладал знаниями, талантом и воображением, к-рые позволяли ему создавать более свободные композиции, нек-рые из них не были приняты в консервативной церковной среде. Г. Пападопулос писал, что П. Э. в херувимские и причастны (и не только в них) «вводил светские напевы». Кроме того, он сохранил мн. произведения старых музыкантов, гл. обр. «экзегезисы» своих учителей (прежде всего протопсалта Григория) в нотации Нового метода. П. Э. распространял и систематически преподавал в Валахии их «толкования» и теоретические тексты. Похоронен, вероятно, в мон-ре Черника под Бухарестом.
Учениками П. Э. были румынский иером. и протопсалт Макарий (переложил на румын. язык произведения своего учителя и песнопения к-польской традиции и издал некоторые из них в Вене в 1823), протопсалт Бухарестской митрополии Панайотис Эгирлиу, Феодоракис Кастрино, композитор, поэт и фольклорист румынско-греч. происхождения Антон Панн (в ркп. Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 777 (fol. 49) он назвал себя Антонием Пантолеоном; ранее обучался у мелурга Дионисия Фотиноса; его «Достойно есть» П. Э. опубликовал в 1819), Константин, учитель пения из Арты (автор рукописей Athen. S. Karas. 174, 174, 179, 180, 181) и, вероятно, Димитриос Феодоридис (написал в Бухаресте рукописи ЦИАМ. № 1108, 1849 г.; № 1107, 1851 г.; № 541, 1106, обе - 1853 г.). Ученики П. Э. написали также рукописи: Ath. Doch. 413; Ath. Pantel. 917; БАН. РАИК. № 41; Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 1171 (вероятно, Николай Триандафиллу Лемносский - fol. 268), 957, 1465; Ath. Prodr. 23/18. В рукописях П. Э. иногда именуется «учителем Бухареста» (надписание его херувимских в рукописях архим. Серафима (Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 1309. Fol. 103) и некоего румына Иоанна (Ibid. 1503. Fol. 52)). Сам П. Э. написал нек-рые листы в рукописи Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 1743.
В 1820 г. в Бухаресте П. Э. издал 2 певч. книги: «Новый Анастасиматарий» лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского († 1778) (часто ошибочно называется «Анастасиматарием Петра Эфесского») и совместно с коллегами - «Краткий Доксастарий» Петра Пелопоннесского. Эти книги были переведены в нотацию Нового метода лампадарием Григорием, хотя П. Э. считал, что «истолкование» принадлежит всем Трем учителям. В предисловии к Анастасиматарию, датированном маем 1820 г., он отметил, что Три учителя добавили то, что оставил нераспетым Петр Пелопоннесский: отпустительны, седальны, ипакои, степенны, ексапостиларии, блаженны; также в каждый глас добавлены кекрагарии со стихами протопсалта Петра Византийского. На титульном листе Анастасиматария указано, что издание осуществлено на средства «всеблагороднейшего правителя великого судьи господина Григория Баллианоса», к-рый был куратором школы с 17 июня 1817 г. и которому П. Э. посвятил эту книгу. Трехлетняя типографская деятельность П. Э. окончилась банкротством: ок. 1825 г. он был уже в Трансильвании, а его сотрудников судили за долги. П. Э. не прекращал преподавать и писать музыку, в т. ч. по чьему-либо заказу.
Две певч. книги, изданные П. Э., послужили основой для распространения и развития певч. искусства, стали отправной точкой для др. изданий. В рукописях его учеников в надписаниях произведений П. Э. часто встречаются определения: «первого издателя музыки» и т. п. (Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 957. Fol. 252; Ibid. 1465. Fol. 108v, 310, 354; 1171. Fol. 74; БАН. РАИК. № 41. Л. 238-289).
В последние годы была обнаружена и переиздана «Анфология утрени» (500 с.), опубликованная П. Э. в 1830 г. в нотации Нового метода с использованием собственного типографского метода (χαρτογραφία). Вероятно, вышло ограниченное количество экземпляров: в каталоге подписчиков указано только 22 чел. В этой книге опубликованы древний мелос, принадлежащий иером. Дамиану Ватопедскому (рубеж XVII и XVIII вв.), много произведений учителей 2-й пол. XVIII в. (протопсалта Иоанна Трапезундского, лампадария Петра Пелопоннесского, протопсалта Даниила, Мелетия Синаита Критского и протопсалта Иакова), неск. произведений мелургов XIX в. (протопсалта Мануила († 1819), Георгия Критского, протопсалта Григория, Хурмузия), а также неск. сочинений и «экзегезисов» самого П. Э. В предисловии он указал на то, что использовал в большинстве случаев более детализированное (аналитическое) муз. письмо, однако избегал «преувеличения аналитичности» мелодий, чтобы не затруднять обучение учеников и не отходить от «обычной музыкальной» орфографии.
Феодор Папапарасху Фокейский в музыкально-теоретической работе «Основание» (Κρηπίς. 1842) упоминает П. Э. в списке знаменитых музыкантов (Ibid. Μέρος 2. Σ. 40). Родом из той же области, что и П. Э., Феодор начал учиться у Трех учителей в 1816 г. (Ibid. Σ. 35), вероятно, тогда же познакомился с П. Э., и был хорошо осведомлен о его издательской деятельности.
Ок. 1832-1834 гг. П. Э. издал неск. брошюр с церковными песнопениями в буквенной муз. нотации, полагая, что т. о. исправляет несовершенство нотации Нового метода. А. Панн отметил, что П. Э. использовал более раннюю симиографию Агапия Палиерма с о-ва Хиос, изменил и улучшил ее. Сравнение певч. издания 1830 г. со сборниками в буквенной нотации показывает, что они напечатаны одним и тем же типографским способом и что выбраны одинаковые шрифты для текстов песнопений.
П. Э. переписал в буквенной нотации и напечатал 4 книги Анфологии, «истолкованной» лампадарием Григорием, или, по крайней мере, ее важнейшие песнопения (8 тетрадей Ath. Xeropot. 408-415 (279 л.); Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 722 (и еще 1 том из 2 книг, скорее всего в составе печатных изданий этого собрания); Athen. K. Psachou. М8/95, и, возможно, др.). Первая тетрадь (Ath. Xeropot. 408. 3 л.) является «ключом» к системе, остальные 7 содержат песнопения Петра Пелопоннесского (из Анастасиматария и др. книг), Петра Берекета, протопсалтов Иоанна Трапезундского, Даниила, Иакова и Мануила, Мануила Хрисафа, прп. Иоанна Кукузеля, Георгия Критского, протопсалта Григория, лампадария Иоанна Клады, протопсалта Панайотиса Халацоглу и П. Э. В рукописи Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 722 (205 л.) содержатся многие из песнопений рукописей Ath. Xeropot. 409-415 для вечерни, утрени и литургии, а также неск. дополнительных песнопений литургии (напр., седмичные херувимские Петра Пелопоннесского и протопсалта Григория, песнопения протопсалта Даниила и др.). Печатный сборник Athen. K. Psachou. М8/95 (66 л.) содержит те же песнопения литургии, что и Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 722.
Предисловие к изданию с буквенной нотацией, хранящемуся в Библиотеке Румынской АН («Избранное из важнейших матим Анастасиматария»), подписано П. Э. в 1832 г. и опубликовано Никулае Попеску в 1909 г. со стихами Иоанна Хавиараса (протопсалт и учитель греч. языка в греч. общине Вены), в которых восхваляются «новое одеяние» музыки и его создатель, «новый Аполлон» - П. Э. В издании Попеску после этих текстов следуют стихи П. Э., в к-рых он обращается к тем, кто осуждают эту систему, и призывает оценить ее правильно. Судя по стихам Хавиараса, он был связан с П. Э. (возможно, был его учеником в Валахии или в Вене). «Ключ» нотации, который есть в рукописях мон-ря Ксиропотам, не сохранился в рукописях Библиотеки Румынской АН, поэтому Попеску отмечает, что П. Э. не оставил никакой «грамматики» симиографии, и затем сам пытается перечислить ее основные функции. Позднее П. Э. отказался от буквенной симиографии и вернулся к нотации Нового метода.
Многие из песнопений П. Э., опубликованные в буквенной нотации, известны и в нотации Нового метода. Иногда он использовал ранние модификации нотации (гл. обр. в элементах, обозначающих длительности), к-рые позднее, когда П. Э. был уже в Бухаресте, были отвергнуты или упрощены Тремя учителями. Нек-рые его произведения известны только из изданий в буквенной нотации, но не обнаружены в рукописях Нового метода. Как следует из записей Панна, П. Э. особое внимание уделял правильной акцентуации и осмысленному распеванию текстов песнопений и обучал этому учеников, к-рые применяли эти принципы, приспосабливая мелодии к румын. текстам.
В грекоязычной рукописной традиции XIX в. неоднократно встречаются произведения П. Э., прежде всего песнопения литургии и великое славословие на 4-й хроматический плагальный глас. Афонский мелург и «экзегет» иером. Иоасаф Дионисиат включил во мн. свои рукописи произведения П. Э., что свидетельствует об их использовании в мон-рях Св. Горы Афон (где их продолжают петь и в наст. время, особенно херувимские). Нек-рые сочинения П. Э. малоизвестны, поскольку содержатся только в рукописях, хранящихся в Румынии и не описанных, напр., в рукописи Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 957, с самым большим числом произведений П. Э.
Произведения П. Э. напечатаны в ряде греч. певч. изданий, начиная с его Анфологии 1830 г. По сообщению Г. Пападопулоса, протопсалт г. Пловдива (Филиппополя) Георгий в Анфологии 1846 г. опубликовал в аналитической нотации под своим именем «Достойно есть», воскресные херувимские и причастны на 8 гласов, славословия, Трисвятое и др. сочинения. Распространение произведений П. Э. в румынских рукописях и печатных изданиях мало изучено.
Немногие образцы «экзегетической» деятельность П. Э. важны, поскольку в них сохранились ранние принципы «истолкования» песнопений. Они не имеют точной датировки, однако ясно, что П. Э. выполнил их, уже имея в распоряжении «экзегезисы» Григория и Хурмузия. П. Э. «истолковал» «Τὸν δεσπότην» на глас βαρύς Георгия Критского (Ath. Doch. 413. Fol. 267 sqq.), пространный мелос Петра Пелопоннесского «Господи, яже во многия грехи» на 4-й плагальный глас «по преданию» Георгия Критского (Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 957. Fol. 267; в ркп. Bucur. Acad. Română. 3942 (fol. 177) с надписанием: «Петра Эфесского в подражание протопсалту Даниилу», к-рое, вероятно, относится к первоначальному произведению П. Э., а не к аналитической записи), осмогласник Петра Берекета «Богородице, Дево» (Ibid. Fol. 270v), степенны 8 гласов протопсалта Еммануила († 1819), «переданные» в древней нотации доместиком Марком, и ирмосы 9-й песни (Athen. S. Karas. 174; ᾿Ανθολογία. 1830 (без ирмосов; Bucur. Acad. Română. 843. Fol. 111v)), «Достойно есть» на глас βαρύς (Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 1465) и др.
П. Э. делал переложения на румын. язык греч. песнопений, напр. славника протопсалта Иакова «Святых отцов лик» (Bucur. Acad. Română. Bibl. rom. 1743. Fol. 114v).
Благодаря преподавательской деятельности П. Э. и его учеников в Валахии появились элементы к-польской певч. традиции. На это указывают, в частности, схемы церковных звукорядов, составленные протопсалтом Григорием и частично изданные на румын. языке его учеником Макарием в Теоретиконе 1823 г., а также опубликованный в 1854 г. Панном традиц. мелос апостольского и евангельского чтений на 4-й плагальный глас (аналогичная румын. запись мелоса апостольского чтения 1855 г. найдена в мон-ре Черника).
Первенство в создании муз. типографии, преподавательская деятельность в Валахии и муз. творчество позволяют считать П. Э. одним из самых известных музыкантов греч. традиции 1-й пол. XIX в. Муз. стиль П. Э. восходит к стилю традиц. учителей Ионии и К-поля и был унаследован его учениками в Валахии. Параллельно у него сложился и собственный, в нек-рых случаях новаторский, стиль песнопений, испытавший влияние муз. традиций Валахии. Нередко его мелодии выходят за рамки церковной традиции и требуют особых «истолковательных» способностей от исполнителей. Многие более традиционные мелодии П. Э. также отличаются особыми выразительными характеристиками и стремлением подчеркнуть словесный текст.