[Лат. Petronius] (1-я пол. V в.), свт. (пам. зап. 4 окт.), еп. г. Бонония (ныне Болонья, Италия). В позднесредневек. списке Болонских епископов (Elenco Renano dei vescovi di Bologna // Bonon. 2251, нач. XIV в.) П. назван 8-м епископом Бононии. Ранние надежные источники о жизни П. немногочисленны; позднейшая агиографическая традиция (с XII в.) очень богата малодостоверными фактами. Ок. 432 г. Евхерий, еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция), в наставлении родственнику Валериану упоминал П. (уже в сане епископа) в числе живущих достойных подражания людей (наряду со св. Иларием, еп. Арелатским), к-рые отринули власть и богатство и встали на путь духовного самосовершенствования (Eucher. Lugd. Ep. ad Valerian. Col. 719A). В кон. V в. богослов Геннадий Марсельский составил 1-ю биографию П.: по его словам, П. с детства воспитывался как монах; возможно, он был автором жизнеописаний егип. подвижников (Vitae patrum Aegypti monachorum, см. ст. «История монахов»); еще одним трудом П., согласно Геннадию, считался трактат «О епископском поставлении» (De ordinatione episcopi), хотя в действительности его изящный стиль указывал на то, что истинным автором текста был отец П., префект претория, носивший то же имя; П. умер во время совместного правления Феодосия II и Валентиниана III, т. е. до 28 июля 450 г. (Gennad. Massil. De script. eccl. Col. 1082B - 1083A). Сообщения еп. Евхерия и Геннадия противоречат друг другу: еп. Евхерий намекал на то, что П. до поставления во епископа занимал высокие светские должности, Геннадий писал о его монашеском воспитании с самого детства. Предположения исследователей о принадлежности П. к патрицианскому роду Петрониев (его членами были консул 341 г. Петроний Пробин и его сын, проконсул Африки, а затем префект претория Италии и Галлии Секст Петроний Проб), о его происхождении из Бононии, Вероны, Медиолана (Милана) или Галлии, а также рассуждения о возможном пребывании в Лугдуне, где он мог познакомиться с еп. Евхерием, являются спекуляциями. Предположительно П. заступил на кафедру ок. 431 г., сменив на ней уроженца Медиолана еп. Феликса и приняв рукоположение от митрополита Медиоланского. В др. ранних источниках П. по имени не назван. По свидетельству еп. Григория Турского (Greg. Turon. Hist. Franc. II 16), ок. 450 г. Намаций, еп. Клермонский, получил в Бононии мощи мучеников Виталия и Агриколы и поместил в построенную им базилику. Вероятно, их передал ему именно П.
Гомилиарий 2-й пол. IX в. Monac. Lat. 14386 (Fol. 31r - 32v) содержит 2 гомилии, приписанные «Петронию, еп. Вероны»: 1-я посвящена свт. Зинону, еп. Веронскому, 2-я - поставлению епископов (CPL, N 210-211; Morin. 1897). Филологический анализ текстов позволяет датировать их V в., но однозначно утверждать, что их автором был П., невозможно, равно как невозможно с уверенностью считать, что 2-я гомилия - это тот текст, о к-ром писал Геннадий Марсельский. Выдвигались гипотезы о существовании церковной династии Петрониев: Петроний-отец был ок. 402-408 гг. префектом претория Галлии, а ок. 432 г.- епископом Вероны, именно он составил обе гомилии; Петроний-сын был епископом Бононии ок. 425-450 гг. (Mathisen. 1981).
О почитании П. в эпоху Каролингов ничего не известно. 4 окт. 1141 г. еп. Болонский Генрих обрел в мон-ре Санто-Стефано, по преданию основанном П., мощи святого. Обретение мощей стимулировало развитие культа: 13 мая 1144 г. папа Луций II (1144-1145) провозгласил П. святейшим (sanctissimus); в течение неск. десятилетий были написаны «Речь об обретении мощей Петрония» (BHL, N 6643) и Житие П. (BHL, N 6641, ок. 1180), сохранившиеся в составе кодекса Bonon. 1473. Автор Жития П., монах Санто-Стефано, описал деятельность П. как восстановителя города (после его легендарного разорения имп. Феодосием I), покровителя образования и собирателя реликвий. Житие изобилует легендарными сведениями: П. назван уроженцем К-поля, братом св. имп. Евдокии, занимавшим должность квестора священного дворца (quaestor sacri palatii); затем имп. Феодосий II отправил его в Рим искать союзников в борьбе с несторианством. Возведение П. на кафедру объяснялось чудесным откровением, данным во сне папе Римскому Целестину I.
В простонародном Житии кон. XIII - нач. XIV в., основанном на неизвестном лат. источнике, рассказано о паломничестве П. в Иерусалим, о привилегиях для Болоньи, полученных от императора в К-поле, о проекте воссоздания сакральной топографии Иерусалима в Болонье, об основании ун-та и обозначении 4 крестами пределов города (кресты, датированные XII-XIII вв., в 1798 были перенесены в ц. Сан-Петронио).
Если в XII в. поклонение П. отмечалось только в мон-ре Санто-Стефано, то по крайней мере с 1253 г. П. почитался как 2-й покровитель города наряду со свт. Амвросием Медиоланским; в последующие века почитание его только укреплялось. Так, в статуте городской коммуны Болоньи в 1376 г. подчеркивалась роль П. как основателя ун-та. В 1390 г. была заложена большая базилика Сан-Петронио. В 1720 г. композитор Дж. А. Перти написал ораторию «Св. Петроний». В 1743 г. папа Бенедикт XIV распорядился перенести главу П. из мон-ря Санто-Стефано в базилику Сан-Петронио; в 1918 г. мощи П., остававшиеся в Санто-Стефано, по распоряжению папы Бенедикта XV были помещены в серебряную раку; с 2000 г. в Сан-Петронио находятся все мощи святого.