ПИЙ II
Том LVI, С. 385-389
опубликовано: 28 мая 2024г.

ПИЙ II

Коронация папы Римского Пия II. Роспись б-ки Пикколомини в Сиенском соборе. 1503–1509 гг. Мастер Пинтуриккио. Фото В. Е. СусленковКоронация папы Римского Пия II. Роспись б-ки Пикколомини в Сиенском соборе. 1503–1509 гг. Мастер Пинтуриккио. Фото В. Е. Сусленков(18.10.1405, Корсиньяно (ныне Пьенца), близ Сиены - 14.08. 1464, Анкона; до избрания папой - Энеа Сильвио Пикколомини), папа Римский (с 19 авг. 1458), итал. гуманист. По поводу даты рождения Э. С. Пикколомини существуют разные версии (подробнее см.: Зарецкий. 2000. С. 82-85). Происходил из знатного рода, был старшим из 18 детей Сильвио Пикколомини и Виттории Фортегверри. До избрания Э. С. Пикколомини на Папский престол дожили только 2 сестры; их сыновьям он оказывал покровительство. В возрасте 18 лет Пикколомини начал изучать право в Сиенском ун-те, с 1429 г. продолжил обучение во Флорентийском ун-те. К этому времени относится начало его увлечения античными писателями, к-рым он стал подражать, сочиняя лат. стихи и прозу. Во Флоренции он брал уроки древнегреч. языка у гуманиста Франческо Филельфо (1398-1481), познакомился с др. итал. гуманистами - Леонардо Бруни (1369 или 1374 - 1444) и Джанфранческо Поджо Браччолини (1380-1459). Он общался с монахом-францисканцем католич. св. Бернардином Сиенским (1380-1444) и, вероятно под его влиянием, задумывался о монашеском служении, однако решил, что еще не готов к нему. В 1431 г. Пикколомини закончил учебу и отправился в путешествие по городам Сев. Италии в поисках места службы.

В Сиене юноша познакомился с Доменико Капраникой (1400-1458), еп. Фермо (1425-1430; в 1430-1432 и 1434-1458 - администратор этой кафедры), который принял его к себе на службу в качестве секретаря. Весной 1432 г. вместе с Капраникой Пикколомини приехал в Базель, где заседал Базельский Собор (1431-1449), главной задачей к-рого было преодоление последствий схизмы в католической Церкви путем ее всеобщей реформы «во главе и членах». Участники Собора - многие из них были сторонниками Соборного движения - видели целями этой реформы ограничение папской власти и расширение полномочий Соборов. Именно Собор, по их мнению, должен был заменить папу Римского в качестве верховного судьи и высшей апелляционной инстанции в католической Церкви. Обсуждение этой реформы стало причиной противостояния Базельского Собора с папой Римским Евгением IV (1431-1447). На Соборе Капраника преследовал также и личные цели: он хотел получить от Собора признания его кардиналом и в конце концов добился своего. Примирившись с Евгением IV, кардинал стал выступать на стороне папы в его противостоянии с Собором, тогда как Пикколомини горячо отстаивал верховенство Собора над папой Римским и даже стал одним из главных действующих лиц на Базельском Соборе. От Капраники он перешел на службу к Никодемо делла Скале, еп. Фрайзинга (1421-1443), а в янв. 1433 г.- к Бартоломео Висконти, еп. Новары (1429-1457). С ним он оказался вовлечен в неудавшийся заговор против папы Евгения IV во Флоренции. Спустя некоторое время Пикколомини поступил на службу к кард. Никколо Альбергати (ок. 1375-1443; беатифицирован в 1744 папой Римским Бенедиктом XIV), к-рому папа Евгений IV поручил наладить отношения с франц. кор. Карлом VII (1422 (коронован в 1429) - 1461) и примирить франц. монарха с бургундским герц. Филиппом III Добрым (1419-1467) и с английским кор. Генрихом VI (1422-1461, 1470-1471; также король Франции в 1422-1453 - см. ст. Столетняя война). Будучи на службе у кард. Н. Альбергати, Пикколомини посетил Францию, Англию и Шотландию. С визитом в Шотландию связан эпизод, приведенный в «Записках о достопамятных деяниях» (Commentarii rerum memorabilium quae temporibus suis contigerunt, 1462-1464),- паломничество к ц. Пресв. Девы Марии в Уайткерке после опасного морского путешествия. Считается, что именно тогда Пикколомини отморозил ноги, что стало причиной его физических страданий на протяжении всей жизни.

В 1436 г. он оставил службу у Альбергати и вернулся на Базельский Собор. Пикколомини оставался в Базеле до 1442 г. Он получил здесь должности главы коллегии аббревиаторов и личного секретаря антипапы Феликса V (1439-1449), избранию которого содействовал, хотя и оставался в то время светским лицом. Пикколомини написал «Книжицу диалогов о полномочиях вселенского Собора и деяниях Базельского Собора» (Libellus dialogorum de generalis concilii auctoritate et gestis Basiliensium, 1440), в к-рой отстаивал верховенство власти Собора над Римским понтификом и право Собора переизбирать его. Впосл., примирившись с папой Римским Евгением IV, он опроверг все, что изложил в собственном сочинении, выступив с прямо противоположных позиций в историческом очерке «Малый комментарий о деяниях Собора, заседавшего в Базеле и затем распущенного» (De rebus Basileae vel stante vel dissoluto concilio gestis commentariolum, 1450).

Свое нежелание принять священнический сан Пикколомини объяснял тогда трудностями соблюдения целибата: во время путешествий у него появились незаконнорожденные дети, о которых известно, правда, немного. Однако более существенными причинами его отказа от церковной карьеры, по-видимому, были схизма, конфликты между папой Римским и различными партиями, политические раздоры в Европе того времени, что заставляло молодого, но уже известного гуманиста, дипломата и литератора искать покровительства у влиятельных персон. Выгодным для Пикколомини стало покровительство герм. кор. Фридриха IV (с 1452 имп. Фридрих III), к к-рому в 1442 г. он был послан Феликсом V в качестве соборного легата на съезд имперских князей во Франкфурте. Там в подражание античой традиции Пикколомини был увенчан лавровым венком за свои поэтические достижения. Он получил приглашение перейти на службу к кор. Фридриху IV и в нояб. 1442 г. с разрешения Феликса V стал секретарем королевского канцлера Каспара Шлика. Находясь при герм. дворе, Пикколомини сочинил комедию на латыни «Хриcида» (Chrysis, 1443), а также снискавшую большую популярность повесть в письмах «История о двух влюбленных» (Historia de duobus amantibus, 1444). Позднее, став уже папой Римским, Пикколомини постарался уничтожить копии своих ранних фривольных произведений: комедия «Хрисида», персонажами к-рой являются 2 публичные женщины и 2 их клиента-клирика, сохранилась в единственной рукописи, обнаруженной в 1862 г. в Праге и опубликованной в 1939 г.

Весной 1445 г. по поручению кор. Фридриха IV Пикколомини прибыл в Рим для переговоров с Папским престолом. К этому времени относится его решение избрать путь церковного служения и стать клириком. Одни авторы объясняют эту перемену во взглядах перенесенной им тяжелой болезнью, другие - менявшимися внешними обстоятельствами: сближением между Свящ. Римской империей и Папским престолом, очевидным отсутствием перспективы в деле Базельского Собора, сторонники к-рого все больше склонялись к примирению с Римом. Пикколомини получил прощение от папы Евгения IV и вернулся в Германию уже сторонником соглашения с папой Римским. 8 февр. 1446 г. его назначили секретарем папы, а 4 марта 1447 г. в Вене Пикколомини, незадолго до этого посвященный в сан диакона, был рукоположен во пресвитера.

Папа Евгений IV († 23 февр. 1447) создал условия для подписания выгодного для католич. Церкви Венского конкордата со Свящ. Римской империей (в янв. 1447 заключено соглашение между папой Римским и герм. князьями-выборщиками: папа восстановил на кафедрах архиепископов Трира и Майнца, низложенных за поддержку Базельского Собора и антипапы Феликса V, герм. князья в свою очередь признали Евгения IV законным понтификом). 17 февр. 1448 г. Венский конкордат был подписан при активном участии Пикколомини.

После Евгения IV на Папский престол был избран гуманист Томмазо Парентучелли (папа Римский Николай V в 1447-1455), сотрудничавший с Пикколомини в Германии и оказывавший ему покровительство в курии. Во время папской коронации 19 марта 1447 г. Пикколомини был удостоен чести нести крест перед новым понтификом. Позднее за посредничество в переговорах с герм. князьями он получил назначение на епископскую кафедру Триеста (17 апр. 1447). 15 авг. 1447 г. в Вене в кафедральном соборе св. Стефана кард. Хуан Карвахаль, еп. Пласенсии (1446-1469), рукоположил Пикколомини в сан епископа. Осенью 1448 г. как делегат кор. Фридриха IV он ездил на рейхстаг в Ашаффенбурге, где вел переговоры с герм. князьями о признании Николая V законным понтификом. 24 окт. 1449 г. Пикколомини был поставлен на епископскую кафедру Сиены (назначение подтверждено папой Римским Николаем V 23 сент. 1450).

Поскольку семья Пикколомини в свое время была изгнана из Сиены и находилась в оппозиции к правившей Сиенской республикой народной партии, назначение нового епископа было встречено неоднозначно и Пикколомини предпочитал жить в отдалении от своего диоцеза. В понтификат Николая V он продолжил выполнение дипломатических поручений в герм. гос-вах: в частности, занимался переговорами о браке между кор. Фридрихом IV и Элеонорой Португальской, сестрой португ. кор. Афонсу V (1438-1477, 1477-1481). В 1451 г. был назначен папским легатом в Богемию и вел переговоры с гуситами, сторонниками Яна Гуса, казненного по решению Констанцского Собора (1414-1418). Находясь в Австрии, Пикколомини написал трактат «О воспитании детей» (Tractatus de liberorum educatione, 1450) для малолетних князей Владислава Постума и Сигизмунда Тирольского. Затем он посетил Неаполь для переговоров с Альфонсом V Великодушным, кор. Арагона (1416-1458), Сицилии (1416-1458) и Неаполя (1435-1458), дядей Элеоноры Португальской. Пикколомини добился согласия папы на имп. коронацию Фридриха IV в Риме (состоялась 9 марта 1452; это последняя коронация императоров в Риме). Кор. Фридрих IV впервые встретился со своей супругой в Сиене, по дороге в Рим (брак был заключен по доверенности еще в 1451). Эти события Пикколомини описал в «Истории деяний императора Фридриха III» (Historia rerum Frederici III imperatoris, 1458).

В этот период Пикколомини начал активно выступать в защиту христ. мира от турок-османов. 25 апр. 1452 г. в длинной речи перед папой Римским он заявил о необходимости противостоять тур. завоеванию на Балканах. После завоевания К-поля турками (29 мая 1453) он много выступал перед герм. князьями, безуспешно призывая их к участию в готовившемся крестовом походе.

Канонизация католич. св. Екатерины Сиенской. Роспись б-ки Пикколомини в Сиенском соборе. 1503–1509 гг. Мастер Пинтуриккио. Фото В. Е. СусленковКанонизация католич. св. Екатерины Сиенской. Роспись б-ки Пикколомини в Сиенском соборе. 1503–1509 гг. Мастер Пинтуриккио. Фото В. Е. СусленковПосле кончины Николая V (24 марта 1455) Пикколомини прибыл в Рим и участвовал в конклаве (4-8 апр.), избравшем на Папский престол кард. Альфонсо (Алонсо) де Борху (папа Римский Каллист III в 1455-1458). При новом папе Пикколомини продолжал играть важную роль в дипломатических отношениях между Папским престолом и Свящ. Римской империей. В авг. 1455 г. от имени имп. Фридриха III он заявил о его подчинении Каллисту III и признании его законным понтификом. На консистории 17 дек. 1456 г. папа Каллист III возвел Пикколомини в достоинство кардинала-пресвитера; на следующий день Пикколомини получил титульную рим. ц. Санта-Сабина. 12 авг. 1457 г. был поставлен на епископскую кафедру Вармии в Польше, но так и не вступил в управление диоцезом. В 1457-1458 гг.- камерленго коллегии кардиналов.

Когда умер папа Каллист III (6 авг. 1458), Пикколомини не было в Риме: в это время он занимался лечением подагры в Витербо и начал писать «Историю Богемии» (Historia Bohemica). Конклав собрался 16 авг. и продлился до 19 авг. До начала конклава наиболее перспективным кандидатом на Папский престол считался кард. Д. Капраника, однако 14 авг. он скоропостижно скончался. На конклаве острая борьба развернулась между Пикколомини и франц. кард. Гийомом д'Эстутвиллем (1403-1483), к-рого он обвинил в подкупе кардиналов. Избранию итальянца папой Римским способствовало, по-видимому, содействие 2 новых итал. правителей - короля Неаполя Фердинанда I (1458-1494), незаконнорожденного сына кор. Альфонса V Великодушного, и кондотьера Миланского герц-ства Франческо Сфорцы (1447-1466). Поскольку права обоих на власть были шаткими, они опасались допустить на Папский престол француза, при к-ром франц. влияние на Апеннинском п-ове могло бы усилиться. Избранный папой Римским Пикколомини выбрал имя Пий (благочестивый), позаимствовав его из поэмы «Энеида» Вергилия: «Я Эней, благочестивый» (Sum pius Aeneas - Энеида. I 378; считалось, что предки Пикколомини - Амидеи - происходили от легендарного героя Троянской войны Энея, поэтому старшего сына, Энеа Сильвио Пикколомини, назвали в его честь). Церемония папской коронации состоялась 3 сент. 1458 г.; папскую тиару на П. возложил кард. Просперо Колонна (ок. 1410-1463).

Главной задачей понтификата П., как и его предшественников, являлось противостояние тур. экспансии, угрожавшей всему христ. миру. 13 окт. 1458 г. папа призвал европ. правителей собраться летом следующего года в Мантуе. Государи неохотно откликались на призыв папы: на встречу прибыли лишь представители венг. кор. Матьяша I Корвина (1458-1490), бургундского герц. Филиппа III Доброго, неаполитанского кор. Фердинанда I и Венецианской республики. На нек-рое время к ним присоединился и Франческо Сфорца. Собравшиеся в Мантуе заседали с сент. 1459 по янв. 1460 г.; среди участников встречи были кард. Виссарион, бывш. митр. Никейский, кард. Хуан де Торквемада. Итогом заседаний стало решение о начале крестового похода против Османской империи, реализовать к-рое помешали политические противоречия в Зап. Европе. Попытки П. способствовать их устранению привели только к ухудшению его отношений с рядом европ. государей. В частности, франц. кор. Людовик XI (1461-1483) был недоволен тем, что папа признал права Фердинанда I, побочного сына кор. Альфонса V Великодушного, на неаполитанский престол вместо анжуйского кандидата, а императору не нравились переговоры понтифика с чешским кор. Йиржи Подебрадом (1458-1471). Против турок выступили только те, кого непосредственно затрагивала исходившая от них угроза: венг. кор. Матьяш I Корвин, албан. кн. Скандербег (Георгий Кастриоти; 1443-1468), господарь Валахии Влад III Цепеш (окт.-дек. 1448, 1456-1462, нояб.-дек. 1476). К 1461 г. относится папское послание к тур. султану Мехмеду II (Epistola ad Mahometem), в к-ром П. призвал султана принять христианство и получить от папы Римского титул вост. императора. Существуют разные мнения об этом письме. По-видимому, оно не было отправлено, хотя позднее в рукописях циркулировал ответ на него от имени некоего тур. паши. Одни исследователи полагают, что это сочинение имело целью привлечь внимание современников к тур. проблеме, другие видят в нем риторическое упражнение, направленное на возвеличение собственной персоны, в духе гуманистического конструирования своей биографии. Нельзя исключать и того, что П., проникнутый ренессансной верой в могучую силу слова и универсальную значимость классической культуры, был убежден в действенности своего лат. воззвания.

Несмотря на неудачи, П. продолжил подготовку крестового похода против турок. В 1463 г. он объявил о своем решении возглавить поход, хотя почти все его потенциальные участники по разным причинам отказались от участия в нем, а коллегия кардиналов настоятельно советовала понтифику его отложить. Упорство П. в достижении поставленной цели иногда объясняют его стремлением обрести мученическую смерть, к-рая бы достойно увенчала его жизненный путь. 18 июня 1464 г., отслужив торжественную мессу, П. отправился в Анкону, крупный порт на Адриатическом м., где должны были собраться папская и венецианская эскадры перед походом в Грецию. Когда 29 июля папа прибыл в Анкону, туда пришли только 2 галеры. Значительная часть венецианского флота подошла 11-12 авг., но тяжелобольной папа был уже не способен на дальнейшие действия. В ночь на 15 авг. он скончался, а прибывшие в Анкону венецианские корабли вернулись домой.

Заботы о крестовом походе помешали П. провести задуманные им церковные реформы, так что он осуществил только отдельные и частные мероприятия. Буллой «Veram semper et solidam» от 19 янв. 1459 г. он основал духовно-рыцарский орден Пресв. Девы Марии Вифлеемской для борьбы с османами. В 1461 г. провел канонизацию Екатерины Сиенской. В том же году в церковных владениях в Тольфе недалеко от Рима были открыты большие залежи квасцов, использовавшихся в производстве тканей. Доходы от добычи квасцов по инициативе П. были направлены на финансирование крестового похода против турок.

П. столкнулся с внутренними нестроениями в Папском гос-ве; он жестоко подавлял традиц. выступления рим. баронов и глав подчиненных им кланов. С 1460 г. он вел борьбу с Сиджизмондо Малатестой, правителем формально подчиненного Папскому престолу г. Римини, и лишил его почти всех владений. По иронии судьбы подчинившийся в конце концов Римскому понтифику Малатеста был одним из немногих, кто откликнулся на призыв П. к крестовому походу и впосл. продолжил войну с турками в качестве венецианского кондотьера.

Заняв Папский престол, П. отказался от мн. своих прежних убеждений: буллой «Execrabilis» от 18 янв. 1460 г. он запретил созывать Собор против воли папы Римского, а буллой «In minoribus» (т. н. bulla retractationum) от 26 апр. 1463 г. провозгласил полное верховенство Римского понтифика в католич. Церкви. Булла «In minoribus» была адресована Кёльнскому ун-ту, перед к-рым Пикколомини некогда отстаивал права Соборов. В тексте буллы содержится известная фраза «Aeneam reiicite, Pium suscipite» (Отвергните Энея, примите Пия). Она встречается также в одном его недатированном письме и выражает, вероятно, желание П. забыть о прошлом.

Лит. наследие П. имеет не меньшее значение, чем результаты его правления как понтифика. Это относится и к его ранним произведениям, и к «Запискам о достопамятных деяниях» (Commentarii rerum memorabilium quae temporibus suis contigerunt, 1462-1463). «Записки…», созданные на закате жизни, совмещают воспоминания о знаменательных событиях и об участии в них автора с нравоучительными рассуждениями и описаниями природы. Здесь П. проявляет себя ренессансным гуманистом, преисполненным внимания к лат. стилю повествования, собственной личности, своим мыслям и переживаниям. Творчество П. разнообразно: оно включает письма и речи, историко-географические описания Европы, Азии, Австрии, Богемии, биографии выдающихся людей его времени (De viris aetate sua claris), трактаты на политические и религ. темы («О ереси гуситов», «Против турок» и др.). По словам П., тяга к разнообразным знаниям была одной из главных его черт.

За время понтификата на 3 консисториях (5 марта 1460, 18 дек. 1461 и 31 мая 1462) П. возвел в кардинальское достоинство 13 чел., в т. ч. своего племянника, Франческо Тодескини-Пикколомини (папа Римский Пий III в сент.-окт. 1503). П. не забывал и о родном Корсиньяно: в 1459-1462 гг. город был перестроен архит. Бернардо Росселлино и получил название в честь П.- Пьенца (Pienza). Здесь была основана епископская кафедра диоцеза Пьенца и Монтальчино (13 авг. 1462) и воздвигнут кафедральный собор. По приказу П. строительные работы велись также в Сиене, Тиволи и Риме. Понтифик заботился о сохранении рим. античных памятников, покровительствовал рим. ун-ту Сапиенца. При П. были основаны ун-ты в Базеле (ныне территория Швейцарии) и Нанте (ныне территория Франции). С П. сотрудничали архитектор и автор гуманистических трактатов Леон Баттиста Альберти, историк Флавио Бьондо, кардинал и философ Николай Кузанский и мн. др. гуманисты.

17 авг. 1464 г. тело П. было отправлено в Рим и похоронено в базилике св. Петра. В 1623 г. останки П. и его племянника, папы Римского Пия III, перенесли в ц. Сант-Андреа-делла-Валле, куда еще раньше были перемещены их надгробия. На одной из композиций гробницы П. изображена торжественная процессия, сопровождающая в ватиканскую базилику св. Петра привезенную из Греции в 1461 г. главу ап. Андрея Первозванного (12 апр. 1462).

В истории папства эпохи Ренессанса фигура П.- пример наиболее плодотворного взаимодействия католич. Церкви с зарождавшейся культурой Нового времени. Несмотря на противоречия между земным и небесным, духовным и мирским в сочинениях гуманистов, критику ими пороков католич. духовенства и испорченности Римской курии, появление на Папском престоле известного писателя и поэта, достигшего высочайшего положения в Церкви благодаря своим интеллектуальным способностям и лит. таланту, отражало веяния времени, подчеркивало преемственность развития европ. культуры.

Соч.: Opera quae extant omnia. Basilea, 1551. Fr./M., 1967n; Opera inedita / Ed. G. Cugnoni. R., 1883. (MRAL. Ser. 3; 8); Der Briefwechsel / Hrsg. R. Wolkan. W., 1909-1918. 4 Bde. (Fontes Rerum Austriacarum; 61-62, 67-68); Булла о сохранении памятников древнего Рима / Пер.: Н. В. Ревякина // Возрождение: Культура, образование, обществ. мысль. Иваново, 1985. С. 127-129; De viris illustribus / Ed. A. van Heck. Vat., 1991; Carmina / Ed. A. van Heck. Vat., 1994; De Europa / Ed. A. van Heck. Vat., 2001; Commentarii / Ed. I. Bellus, I. Boronkai. Bdpst., 1993-1994. 2 vol.; Записки о достопамятных деяниях / Пер.: Ю. П. Зарецкий // СВ. 1997. Вып. 59. С. 233-250; О воспитании детей / Пер.: Н. В. Ревякина // Образ человека в зеркале гуманизма. М., 1999. С. 214-223; Богемская история / Пер.: И. В. Кривушин, И. А. Мальцева // Формы ист. сознания от поздней античности до эпохи Возрождения: (Исслед. и тексты): Сб. науч. тр. памяти К. Д. Авдеевой. Иваново, 2000. С. 242-253; Commentaries / Ed. M. Meserve, M. Simonetta. Camb. (Mass.); L., 2003-2018. 3 vol.
Лит.: Voigt G. Enea Silvio de' Piccolomini als Papst Pius II. und seine Zeitalter. B., 1856-1863. 3 Bde; Weiss A. Aeneas Sylvius Piccolomini als Papst Pius II: Sein Leben und Einfluss auf die literarische Cultur Deutschlands. Graz, 1897; Boulting W. Aeneas Silvius: Orator, Man of Letters, Statesman and Pope. L., 1908; Schürmeyer W. Das Kardinalskollegium unter Pius II. B., 1914; Lieck-Buyken T. Enea Silvio Piccolomini: Sein Leben und Werden bis zum Episkopat. Bonn; Köln, 1931; Haubst R. Der Reformentwurf Pius des Zweiten // RQS. 1954. Bd. 49. S. 188-242; Veit L. M. Pensiero e vita religiosa di Enea Silvio Piccolomini: Prima della sua consacrazione episcopale. R., 1964; Gaeta F. Sulla «Lettera a Maometto II» di Pio II // BISI. 1965. Vol. 77. P. 127-227; Garin E. Ritratto di Enea Silvio Piccolomini // Idem. Ritratti di umanisti. Firenze, 1967. P. 9-40; Enea Silvio Piccolomini papa Pio II: Atti del Conv. per il 5 Centenario d. morte e altri scritti / Ed. D. Maffei. Siena; Verona, 1968; Paparelli G. Enea Silvio Piccolomini: L'umanesimo sul soglio di Pietro. Ravenna, 1978; Pio II e la cultura del suo tempo: Atti del I Conv. intern., 1989 / Ed. L. Rotondi Secchi Tarugi. Mil., 1991; Зарецкий Ю. П. Ренессансная автобиография и самосознание личности: Энеа Сильвио Пикколомини (Пий II). Н. Новг., 2000; Pellegrini M. Pio II // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 663-684; D'Ascia L. Il Corano e la Tiara: L'epistola a Maometto di Enea Silvio Piccolomini. Bologna, 2001; Pius II: «El più expeditivo pontifice»: Selected Stud. on Aeneas Silvius Piccolomini (1405-1464) / Ed. Z. von Martels, A. Vanderjagt. Leiden, 2003; Il Sogno di Pio II e il viaggio di Roma a Mantova: Atti del conv. intern. Mantova, 2000 / Ed. A. Calzona, F. P. Fiore. Firenze, 2003; Simonetta M. Rinascimento segreto: Il mondo del Segretario da Petrarca a Machiavelli. Mil., 2004; Enea Silvio Piccolomini: Uomo di lettere e mediatore di culture / Ed. M. A. Terzoli. Basel, 2006; Nach dem Basler Konzil: Die Neuordnung der Kirche zwischen Konziliarismus und monarchischem Papat (ca. 1450-1475) / Hrsg. J. Dendorfer, Cl. Märtl. B., 2008; O'Brien E. Arms and Letters: Julius Caesar, the «Commentaries» of Pope Pius II, and the Politicization of Papal Imagery // Renaissance Quarterly. N. Y., 2009. Vol. 62. N 4. P. 1057-1097; Baldi B. Il «cardinale tedesco»: Enea Silvio Piccolomini fra impero, papato, Europa. Mil., 2012; Reinhardt V. Pius II. Piccolomini: Der Papst, mit dem die Renaissance begann: Eine Biographie. Münch., 2013; 550 anniversario di Papa Pio II Piccolomini nella Marca: 1464-2014: Atti delle giornate di studio / Ed. A. Antonelli, I. Colonnelli. Braccano di Matelica, 2016; Zaleski J. The Corner of Europe and the Fabric of the World: Pius II's Bull and Sermon for the Canonization of Catherine of Siena // Mendicant Cultures in the Medieval and Early Modern World. Turnhout, 2016. P. 271-295; Joksimović M. Pope Pius II's Charter of Donation of the Arm of St. John the Baptist to Siena Cathedral // Zograf. Beograd, 2017. Vol. 41. P. 95-105; Keka G. Plan des Papst Pius II. und Skanderbeg // Idem. Der grosse Europäer G. Kastriota. Prishtinë, 2017. P. 133-142; Maskarinec M. Mobilizing Sanctity: Pius II and the Head of Andrew in Rome // Authority and Spectacle in Medieval and Early Modern Europe: Essays in Honor of T. F. Ruiz. L. etc., 2017. P. 186-202; Guerra C. Der erzählte Papst: Enea Silvio Piccolomini - Pius II. und die römische Historiographie in den Commentarii de rebus a se gestis. Basel, 2018.
М. Ю., Э. П. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
  • АДЕОДАТ II [иногда Деусдедит II, Адеодат I], папа Римский (672-676)