ПИЙ IX
Том LVI, С. 407-411
опубликовано: 29 мая 2024г.

ПИЙ IX

Пий IX, папа Римский. Фотография. Между 1860 и 1869 гг.Пий IX, папа Римский. Фотография. Между 1860 и 1869 гг. (13.05.1792, Сенигаллия, близ Анконы - 7.02.1878, Рим; до избрания папой - Джованни Мария Мастаи Ферретти), блж. Римско-католической Церкви (пам. зап. 7 февр.), папа Римский (с 16 июня 1846). Происходил из провинциального дворянского рода. Один из его дядей, Андреа Мастаи Ферретти, был епископом Пезаро (1806-1822), другой, Паолино Мастаи Ферретти (1756-1820),- прелатом папского двора и каноником базилики св. Петра. В 1803-1809 гг. Дж. М. Мастаи Ферретти учился в коллегии пиаристов в Вольтерре, однако из-за начавшихся приступов эпилепсии вынужден был вернуться в родной город. В 1814 г., после реставрации Папского гос-ва (см. Папская область), он переехал в Рим к дяде. Пытался поступить в папскую гвардию, но получил отказ по состоянию здоровья. Учился в Папской рим. семинарии, по ее окончании 10 апр. 1819 г. был рукоположен во пресвитера (рукоположение стало возможным благодаря прекращению приступов эпилепсии). Выполнял адм. функции в приюте «Тата Джованни» в Риме. В 1823 г. включен в состав католич. миссии, направленной папой Римским Львом XII (1823-1829) в Чили по запросу местного правительства. В 1823-1825 гг. в качестве аудитора сопровождал в поездке по новым независимым латиноамер. гос-вам (Чили, Перу, Колумбия, Мексика) апостольского делегата архиеп. Дж. Муци. По возвращении в Рим возглавил приют Сан-Микеле. 24 апр. 1827 г. назначен архиепископом Сполето, с 17 дек. 1832 г. занял епископскую кафедру Имолы (при сохранении титула архиепископа). Епархия считалась сложной для управления, т. к. в Имоле были сильны антиклерикализм и противостояние светской власти понтифика. На консистории 23 дек. 1839 г. тайно (in pectore) возведен в достоинство кардинала-пресвитера. Назначение было обнародовано 14 дек. 1840 г., тогда же Мастаи Ферретти получил титульную рим. ц. Санти-Марчеллино-э-Пьетро. На конклаве 1846 г. кандидатуру кард. Дж. М. Мастаи Ферретти поддержали противники консервативного курса Григория XVI (1831-1846) и гос. секретаря кард. Луиджи Ламбрускини. 16 июня 1846 г. Мастаи Ферретти был избран новым папой Римским (кард. Карл Кайетан фон Гайсрук, архиеп. Милана (1818-1846), к-рый от имени австр. имп. Фердинанда I (1835-1848) должен был наложить вето на его кандидатуру, прибыл на конклав уже после избрания понтифика). Папская коронация состоялась 21 июня.

В первые годы понтификата П. пользовался репутацией «либерального папы». 16 июля 1846 г. он объявил ограниченную амнистию политических заключенных. В 1847 г. был создан Совет министров Папского гос-ва, в состав к-рого вошли неск. мирян. П. поощрял план по индустриализации Папской области, поддержал идею создания таможенного союза итал. гос-в. Папа с симпатией относился к воззрениям идеолога т. н. неогвельфизма (см. в ст. Италия), пьемонтского пресв. Винченцо Джоберти (1801-1852), автора трактата «О моральном и гражданском первенстве итальянцев» (Del primato morale e civile degli italiani), в к-ром говорилось, что Италия должна прийти к объединению через создание конфедерации во главе с папой Римским. До 1848 г. П. оставался одной из самых популярных политических фигур на Апеннинском п-ове. Вместе с тем уже в 1-й энциклике «Qui pluribus» от 9 нояб. 1846 г. он подверг критике религ. индифферентизм и рационализм. Эта энциклика означала развитие консервативных установок понтификата Григория XVI, по-прежнему пользовавшихся широкой поддержкой среди высших иерархов Римско-католической Церкви. В апостольском послании «In suprema Petri apostoli sede» от 6 янв. 1848 г. П. призвал глав православных Церквей вернуться к единству, но встретил негативную реакцию, сформулированную в «Окружном послании единой святой кафолической и апостольской Церкви ко всем православным христианам» (см. в ст. Констанций I, патриарх К-польский).

В 1848 г., когда в Европе произошла серия революций, позиция папы Римского как светского государя стала менее прочной. Во мн. итал. гос-вах в результате массовых выступлений были изданы конституционные акты. 14 марта 1848 г. П. тоже обнародовал «Основной статут светского управления» (т. н. Фундаментальный статут, фактически конституция Папского гос-ва): были созданы 2-палатный выборный законодательный совет и избираемый кабинет министров, мирянам предоставлены более широкие права как в местном, так и в общегос. управлении, гарантирован ряд гражданских прав (равенство подданных перед законом, неприкосновенность имущества, свобода слова при сохранении цензуры публикаций религ. характера). Революционное движение на Апеннинском п-ове было тесно связано с противостоянием Австрийской империи, в политическом курсе к-рой видели главное препятствие к единству Италии. Папа не поддерживал антиавстр. настроения, рассматривая их как агрессию против католич. державы. Первоначально регулярные части папской армии присоединились к боевым действиям Сардинского королевства против Австрийской империи, но 29 апр. 1848 г. П. объявил, что не готов возглавить движение за объединение Италии, призвал итальянцев отказаться от идеи объединения страны и сохранить верность правителям своих гос-в. Эта позиция привела к резкому падению популярности П., но в течение последующих 7 месяцев ему удавалось держать ситуацию в Папской области под контролем. Однако после убийства премьер-министра, гр. Пеллегрино Росси, у входа в рим. дворец Канчеллерия (15 нояб. 1848) в городе начались беспорядки с требованиями реформ и возобновления войны с Австрийской империей. В ночь на 25 нояб. П. уплыл по морю в Гаэту под защиту войск Королевства обеих Сицилий. В дек. он назначил и. о. гос. секретаря кард. Джакомо Антонелли (с марта 1852 гос. секретарь), к-рый оказал влияние на формирование политики П.

9 февр. 1849 г. в Риме была провозглашена республика. Учредительное собрание объявило о лишении папы Римского светской власти, приняло ряд антиклерикальных мер, в т. ч. закон о секуляризации церковного имущества. Из Гаэты П. обратился к католич. державам с призывом о помощи. Понтифика поддержал президент Франции Луи Наполеон Бонапарт (имп. Наполеон III в 1852-1870), отправивший в Рим экспедиционный корпус. В июле французы вступили в город и ликвидировали Римскую республику. 12 апр. 1850 г. в Рим вернулся папа. Одним из первых шагов после его возвращения стала поддержка католич. ж. «Civiltà cattolica», руководство изданием было поручено ордену иезуитов; целью издания журнала было противодействие революционным идеям.

8 дек. 1854 г. буллой «Ineffabilis Deus» П. провозгласил догмат о Непорочном зачатии Пресв. Девы Марии. Согласно догмату, с момента зачатия Она была «сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха». Ключевая роль в булле отводилась природе материнства Пресв. Девы Марии. В документе приводились примеры почитания Непорочного зачатия, сформировавшегося при предшественниках П. (наличие отдельного церковного праздника, освящение в честь Непорочного зачатия церквей, мон-рей, посвящение ему религ. конгрегаций), а также имелась отсылка к решениям Тридентского Собора (1545-1563), когда было дано определение первородного греха, не распространявшегося, с т. зр. отцов Собора, на Пресв. Деву Марию. П. способствовал распространению празднования в честь Святейшего Сердца Иисуса (в 1856 праздник Святейшего Сердца Иисуса (в пятницу после праздника Тела и Крови Христовых, в 61-й день после Пасхи) получил статус общецерковного).

В годы понтификата П. серьезные изменения претерпели отношения Папского престола с Российской империей. После того как в 1845 г. имп. Николай I Павлович (1825-1855) посетил в Риме папу Григория XVI, между С.-Петербургом и Римом начались переговоры, завершившиеся подписанием конкордата (22 июля (8 авг.- н. с.) 1847). Папа осудил Польское восстание 1863-1864 гг., однако выступил с критикой репрессивных мер, принятых российскими властями. Россия в одностороннем порядке разорвала отношения с Папским престолом и в нояб. 1866 г. приостановила действие конкордата. Энцикликой «Levate» от 17 окт. 1867 г. П. резко осудил преследование католиков в Российской империи.

В 1855 г. был подписан конкордат с Австрийской империей, гарантировавший беспрепятственное общение католич. епископов с папой Римским, с духовенством и верующими. В документе наблюдалось отступление от Гражданского кодекса 1811 г.: в матримониальных делах признавалась юрисдикция церковных судов. В 1857 г. был заключен конкордат с Португалией.

Большое влияние на политику П. оказали события, связанные с процессом объединения Италии (т. н. Рисорджименто). В ходе австро-франко-итал. войны 1859 г. франко-пьемонтские войска вступили на территорию Эмилии и Романьи (папских легатств Равенны, Болоньи и Феррары), к-рые вошли в состав Объединённых провинций Центр. Италии (вместе с Тосканой, Пармой и Моденой). По итогам плебисцитов в марте 1860 г. они стали частью Сардинского королевства. В окт. того же года, после битвы при Кастельфидардо (18 сент.), в состав Сардинского королевства были включены также Марке и Умбрия. Под контролем папы остались лишь Рим и примыкающая к нему обл. Лацио. П. настаивал на возвращении отторгнутых территорий, поскольку рассматривал существование Папского гос-ва и целостность светской власти понтифика как гарантию его независимости и свободы. В февр. 1861 г. председатель Совета министров Сардинского королевства К. Б. Кавур через своих представителей, Диомеде Панталеони и Карло Пассалья, предложил П. сохранение абсолютной свободы папы Римского в исполнении духовной миссии при ликвидации светской власти понтифика. По мнению Кавура, тот факт, что папа Римский был светским государем, лишь ослабляло его авторитет в духовных делах: даже те решения понтифика, к-рые касались религ. сферы, по словам премьер-министра, рассматривались как акт вмешательства иностранного правительства. Если переплетение духовной власти со светской в границах Папской области не было чревато для П. сложностями, то на территории др. гос-в светские правители обладали рядом привилегий в отношении Церкви, поэтому папские решения подлежали подтверждению их правительствами. Предложения были отвергнуты Папским престолом. 18 марта 1861 г., на следующий день после провозглашения создания Итальянского королевства, П. произнес речь «Iamdudum Cernimus». В ней говорилось не столько о захвате территорий Папской области, сколько о вреде политики Кавура для всей католич. Церкви. В папских протестах принятие сардинским правителем Виктором Эммануилом II титула короля Италии было представлено как своеобразная попытка узаконить захват территорий.

В Риме в июне 1862 г. прошло собрание епископов, приуроченное к канонизации 23 францисканцев и 3 иезуитов, к-рые претерпели мученическую смерть в Японии в кон. XVI в. Из-за препятствий со стороны итал. правительства в съезде приняла участие сравнительно немногочисленная группа итал. епископов, зато присутствовали 13 делегатов из Канады и 1 из США. Съезд епископов в составе 631 чел. подписал обращение, в к-ром говорилось, что для Папского престола светская власть служит необходимым условием сохранения свободы Церкви. На съезде епископов в речи «Maxima quidem» П. раскритиковал вмешательство светской власти в религ. вопросы: акцент был сделан на положении Римско-католической Церкви в Царстве Польском, в частности на невозможности свободной и взаимной коммуникации с папой Римским. В дек. 1863 г. П., не признавая за Виктором Эммануилом II право принимать участие в назначении на епископские кафедры на бывш. территориях Папской области, произвел эти назначения самостоятельно. 8 дек. 1864 г. папа издал энциклику «Quanta cura», в приложении к к-рой был опубликован «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus complectens praecipuos nostrae aetatis errores // ASS. 1867. Vol. 3. P. 168-176) из 80 параграфов. Среди них были перечислены пантеизм, рационализм, индифферентизм, социализм, коммунизм и др. Значительное место в документе было отведено проблеме светской власти папы и подтверждению того, что понтифик имеет двойной суверенитет - светский и духовный. «Syllabus» касался также проблемы церковного имущества, права визирования светскими властями папских документов (право «regium exequatur»), роли католич. Церкви в сферах образования, гражданского брака. В заключении «Syllabus» как заблуждение оценивалась мысль о том, что «Римский понтифик может и должен примириться и согласиться с прогрессом, либерализмом и современным обществом». Появление этого документа заставило гос. секретаря кард. Дж. Антонелли, главного представителя партии «политиков» среди приближенных П., попытаться смягчить политическое значение энциклики. «Syllabus» оказал большое влияние на определение доктринальной линии Римско-католической Церкви. С ним было связано принятие на Ватиканском I Cоборе (1869-1870) догмата о безошибочности папы Римского в важнейших официальных суждениях (см. Непогрешимость папы Римского). Можно также говорить о влиянии «Syllabus» на формирование католической социальной доктрины при папе Римском Льве XIII (1878-1903) и на отношение преемников П. к социализму.

Во 2-й пол. 1864 г. по распоряжению П. группе кардиналов было направлено письмо о необходимости созыва вселенского Собора Римско-католической Церкви. Кардиналы согласились с необходимостью рассмотрения этого вопроса, после чего П. принял решение о формировании 4 ассамблей для изучения различных групп проблем. Среди приближенных к папе кардиналов существовала т. зр. о том, что Соборы принижают власть понтифика в Церкви, а это было крайне нежелательно в ситуации ослабления власти П. как светского государя. Несмотря на это, было принято решение о необходимости созыва Собора. В 1867 г. в Риме прошло собрание епископов, приуроченное к 800-летию мученичества апостолов Петра и Павла. На него приехали 490 католич. епископов и 14 тыс. католич. священников из различных стран мира, включая Китай и Индию. Собрание епископов продемонстрировало, что Римско-католическая Церковь имеет международный характер и что светское гос-во не может вмешиваться в ее дела. Буллой «Aeterni Patris» от 29 июня 1868 г. П. официально объявил о созыве I Ватиканского Собора.

Собор приступил к работе 8 дек. 1869 г. Вскоре после начала заседаний стало очевидно, что наиболее сложным является вопрос о безошибочности папских офиц. суждений (первоначально формула не содержала к.-л. оговорок, затем - только при выступлении «ex cathedra»), по этому вопросу участники Собора разделились на 2 партии. Стремление П. провозгласить этот догмат во многом было связано с политической ситуацией, в к-рой папа оказался после создания Итальянского королевства. После того как Собор покинули епископы, считавшие принятие этого догмата несвоевременным в сложившейся политической ситуации, 18 июля 1870 г. догмат был официально провозглашен. Затем в работе Собора был объявлен перерыв (последнее генеральное заседание, в к-ром приняли участие оставшиеся в Риме епископы и кардиналы, состоялось 1 сент.). Из-за начавшейся 19 июля франко-прусской войны франц. войска были выведены из Рима. Вскоре после этого началась мобилизация армии Итальянского королевства, власти к-рого рассматривали захват Рима как возможность обеспечить безопасность национальной территории. Ситуация для оккупации города стала еще более удачной после встречи 8 сент. 1870 г. кард. Дж. Антонелли с итал. политиком и военачальником гр. Э. П. ди Сан-Мартино, к-рый заявил, что Рим будет оккупирован, но папа Римский сохранит свою независимость в исполнении духовной миссии. Итальянское королевство делало все возможное, чтобы продемонстрировать Европе интерес к переговорам. П., напротив, отказывался от них.

Руководивший папскими войсками Х. Канцлер принял решение сосредоточить их в Риме, внутри Аврелиановой стены. Ген. Р. Кадорна, командовавший итал. войсками, направил сообщения Канцлеру с просьбой демилитаризовать Рим, но получил отказ. П. приказал своим войскам оказывать сопротивление, надеясь, что действия королевской армии спровоцируют международный скандал. 19 сент. к Риму были стянуты 60 тыс. итал. солдат, город был окружен. Численность папских войск достигала 10 тыс. чел. 20 сент. итал. войска заняли город, за исключением «города Льва» (cittа Leonina), включавшего базилику св. Петра, Ватикан и замок Св. ангела, а также Трастевере. По просьбе кард. Дж. Антонелли, опасавшегося беспорядков, на следующий день была завершена полная оккупация Рима. Лишь Ватиканский дворец и базилика св. Петра остались под контролем швейцар. гвардии. Отказ П. от предложения сохранить за собой небольшой район внутри Леонинской стены стал неожиданным для итал. правительства, стремившегося продемонстрировать, что папа Римский и кор. Виктор Эммануил II могут мирно сосуществовать в одном городе. Папа рассматривал возможность покинуть Рим и советовался по этому поводу с нек-рыми кардиналами. Они пришли к выводу, что если понтифик уедет из города, то шансов на возвращение практически не будет. Если раньше, во время пребывания П. в Гаэте, Франция смогла вернуть его на Папский престол в Риме, то теперь, после поражения под Седаном в ходе франко-прусской войны и краха Второй империи, она была не в состоянии выступить в защиту прав понтифика.

В энциклике «Respicientes ea omnia» (1 нояб. 1870) П. заявил, что «окружен насилием», и провозгласил себя «узником Виктора Эммануила». Итал. правительство конфисковало газеты, к-рые первыми опубликовали текст папской энциклики. Папа и кард. Дж. Антонелли восприняли подобные действия как демонстрацию того, «какой будет независимость и свобода, отведенная Римскому понтифику, в исполнении его духовной миссии». Исследователи отмечают, что вокруг фигуры «ватиканского узника» П. начал формироваться особый культ, в апологетической лит-ре его стали изображать как мученика, подчеркивая противопоставление папы остальному миру. 13 мая 1871 г. парламент Итальянского королевства принял Закон о гарантиях, который не признавал светской власти папы Римского, но закреплял неприкосновенность и особый статус священной личности понтифика. П. получил право содержать войска для охраны своей собственности. Кроме того, правительство было готово выплачивать ежегодно 3,225 млн лир в качестве компенсации за потерянные территории Папской области и утрату постоянного дохода Церкви. Ватиканский и Латеранский дворцы объявлялись неотчуждаемой собственностью папы Римского и не облагались налогами. Епископы не должны были приносить присягу королю. Закон подтвердил разделение светской и духовной властей, право на свободное отправление культа. Тем не менее Закон о гарантиях был односторонним актом. Он представлял собой именно закон Итальянского королевства, а не соглашение, что не устраивало П. Он считал, что правительство вступало в противоречие с самим собой: сначала оно заявило о свободе и независимости духовной миссии, а затем не обсудило с папой Римским гарантий этого положения. В юрисдикции Итальянского королевства по-прежнему оставалось имущество папы Римского и католич. Церкви, в ведении итал. судов - дела о правонарушениях и преступлениях, совершаемых в пределах Ватикана, включая территорию базилики св. Петра. Противоречивый характер Закона о гарантиях заключался и в том, что касалось прерогатив папской дипломатии, т. к. все резиденции иностранных представителей при Папском престоле, расположенные в Риме, по закону переводились в юрисдикцию Итальянского королевства. Более того, у папских владений в Риме отсутствовал экстерриториальный статус. П. отказывался верить в к.-л. обещания правительства, указывая на то, что как Сардинское королевство нарушило условия перемирия в Виллафранке и положения Цюрихского договора (нояб. 1859), так и Итальянское королевство нарушило договоренности франко-итал. конвенции 1864 г.

В ответ на Закон о гарантиях П. издал энциклику «Ubi nos» (15 мая 1871), в к-рой подверг жесткой критике содержание закона, положения к-рого рассматривались как «иммунитеты и привилегии», а не полноценные гарантии. Папа осудил не только сами гарантии, но и «титулы, почести, права, привилегии и любые другие предложения под названием гарантий», а также не согласился с заявлением о том, что он может свободно осуществлять свою власть в новых обстоятельствах. Принятие Закона о гарантиях и издание энциклики произошли за месяц до 25-й годовщины избрания П.- особого события, тем более что это был первый столь продолжительный понтификат. Нек-рые кардиналы и авторы ж. «Civiltà cattolica», подводя промежуточные итоги понтификата, называли главным достижением П. «борьбу с революцией». При перечислении успехов папы Римского присутствовали и указания на сложность ситуации, в к-рой оказался Папский престол в связи с политическими событиями на Апеннинском п-ове.

Гробница папы Римского Пия IX в ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. Фото: Da-vid/FlickrГробница папы Римского Пия IX в ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. Фото: Da-vid/FlickrСерьезной проблемой для Папского престола в понтификат П. оставалось участие католиков в политической жизни Итальянского королевства. 30 янв. 1868 г. Конгрегация чрезвычайных церковных дел постановила, что католикам не следует участвовать в политической жизни страны (принцип «non expedit»). C вступлением итал. войск в Рим и провозглашением Рима столицей Итальянского королевства этот принцип претерпел нек-рые изменения: штурм города должен был убедить католиков в необходимости неучастия. Принцип «non expedit» стал формой протеста против потери понтификом Рима и светской власти. Однако неучастие католиков в политической жизни Италии, с т. зр. П., не должно было распространяться на муниципальные и коммунальные выборы, т. е. определенный компромисс все-таки допускался. П. придавал большое значение тому, что городские коммуны в течение мн. веков сохраняли свои традиции и те, кто поддерживали местную власть, не всегда принимали сторону правительства.

Др. важной проблемой было положение католич. Церкви в Германской империи. С объединением Германии в 1871 г. среди герм. правящих элит распространилось мнение, поддерживаемое прежде всего канцлером О. фон Бисмарком, что новое гос-во должно ассоциироваться с северогерм. протестант. традицией. Правительство ликвидировало католич. секцию в Мин-ве по делам Церквей. В 1-й пол. 1872 г. под контролем гос-ва оказалось обучение в религ. школах. Затем в Германской империи были объявлены вне закона учреждения ордена иезуитов, а в 1873 г. приняты «майские законы» (см. Культуркампф). Энцикликой «Etsi multa» от 21 нояб. 1873 г. П. осудил проводимую в Германии политику. Лишь к 1877 г. Бисмарк пришел к выводу о необходимости пересмотра политики в отношении Римско-католической Церкви и улучшения отношений с Папским престолом, что казалось ему достижимым только после смерти П.

Весной 1873 г. П. серьезно заболел, но продолжал принимать различных иерархов Римской курии по вопросам осуществления их функций. В связи с болезнью понтифика представители итал. политической элиты и иностранные представители в Риме стали обсуждать вопрос об особенностях конклава, к-рый предстояло созвать в случае смерти папы.

За годы понтификата П. в Риме были отреставрированы врата Пия, построенные в эпоху Возрождения, на площади св. Петра были установлены статуи апостолов Петра и Павла. В Ватикане проводилась масштабная реставрация известных произведений искусства, фонды Ватиканской библиотеки заметно пополнились новыми книгами. По распоряжению П. были осуществлены работы по укреплению Колизея. Значительные суммы выделялись на работу археологической комиссии, к-рая занималась открытием христ. катакомб в Риме.

В нач. 1878 г. с разницей в месяц скончались кор. Виктор Эммануил II и П.- фигуры, ставшие символами противостояния гос-ва и Церкви в Италии и, в более широком смысле, в Европе XIX в. Понтификат П. продлился почти 32 года.

13 февр. 1878 г. П. был похоронен в базилике св. Петра, 13 июля 1881 г. его останки перенесли в базилику Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. В 1907 г. началась подготовка беатификации П. 3 сент. 2000 г. папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005) провозгласил его блаженным, назвав «примером безоговорочной верности незыблемым истинам».

Ист.: Pii IX Pontificis Maximi Acta. R., 1854-1878. Pars 1. 7 vol.; 1857. Pars 2: Atti del Sommo Pontefice Pio IX. 2 vol.; Friedrich J. Documenta ad illustrandum Concilium Vaticanum anni 1870. Nördlingen, 1871. Tl. 2; I Documenti diplomatici italiani. R., 1952-1963. Ser. 1. Vol. 1-13: 1861-1870; 1969-1979. Ser. 2. Vol. 1-5: 1870-1874; Il Concilio Vaticano I: Diario (1869-1870) di V. Tizzani / Ed. L. Pásztor. Stuttg., 1991-1992. 2 vol.
Лит.: Cecconi E. Storia del Concilio ecumenico Vaticano: Scritta sui documenti originali. R., 1873-1879. 3 vol.; Clerici E. Pio IX: Vita e pontificate. Mil., 1928; Cessi R. Il mito di Pio IX: Partiti politici, insurrezioni, governi provvisori in Italia nel 1848-1849: (Dal carteggio di G. B. Castellani). Udine, 1953; Hales E. E. Y. Pio IX: A Study in European Politics and Religion in XIX Cent. L., 1954; Thornton F. B. Cross upon Cross: The Life of Pope Pius IX. N. Y., 1955; Serafini A. Pio IX: Giovanni Maria Mastai Ferretti: Dalla giovinezza dalla morte nei suoi scritti e discorsi scritti e inediti. Vat., 1958; Pio IX e Vittorio Emanuele II dal loro carteggio privato / Ed. P. Pirri. R., 1961. 3 vol.; Mori R. La questione romana, 1861-1865. Firenze, 1963; Dalla Torre P. L'anno di Mentana: Contribuito ad una storia dello Stato Pontificio nel 1867. Mil., 1968; Coppa F. «Realpolitik» and Conviction in the Conflict between Piedmont and the Papacy during the «Risorgimento» // CathHR. 1969. Vol. 54. N 4. P. 579-612; idem. Cardinal G. Antonelli and Papal Politics in European Affairs. N. Y., 1990; Pásztor L. Il Concilio Vaticano I nel diario del cardinale Capalti // AHPont. 1969. Vol. 7. P. 401-489; De Cesare R. Roma e lo Stato del Papa: Dal ritorno di Pio IX al 20 settembre, 1850-1870. Mil., 1970; Pesci U. I primi anni di Roma capitale, 1870-1878. R., 1971; Spadolini G. L'opposizione cattolica da Porta Pia al '98. Firenze, 19726; Caracciolo A. Roma capitale: Dal Risorgimento alla crisi dello Stato liberale. R., 19742; Aubert R. Il Pontificato di Pio IX: (1846-1878). Torino, 1976. 2 vol.; Tedeschi M. Francia e Inghilterra di fronte alla questione romana: 1859-1860. Mil., 1978; Grew R. Catholicism and the Risorgimento // Studies in Modern Italian History: From Risorgimento to the Republic / Ed. F. Coppa. N. Y., 1986. P. 39-56; Martina G. Pio IX: (1867-1878). R., 1990; Fiorentino C. M. La malattia di Pio IX nella primavera del 1873 e la questione del Conclave // Rassegna storica del Risorgimento. R., 1991. Vol. 78. N 2. P. 175-204; idem. The Roman Question: The Political and Social Transformations in the Early Years of Rome Capital of the Kingdom of Italy // The Black International, 1870-1878: The Holy See and Militant Catholicism in Europe. Leuven, 2002. P. 179-194; Pius IX. und der Kirchenstaat in den Jahren 1860-1870: Ein deutsch-italienisches Kolloquium. Erlangen, 1995; Chadwick O. The British Ambassador and the Funeral of Pope Pius IX // Religious Change in Europe, 1650-1914. Oxf., 1997. P. 365-380; idem. A History of the Popes, 1830-1914. N. Y., 2002r; Viaene V. The Roman Question: Catholic Mobilisation and Papal Diplomacy during the Pontificate of Pius IX // The Black International, 1870-1878. Leuven, 2002. P. 135-178; Jankowiak F. La Curie romaine de Pie IX à Pie X: Le gouvernement central de l'Église et la fin des États pontificaux. R., 2007; Marotta S. L'occupazione di Roma e della città leonina: Rapporti tra santa Sede e autorità italiane dal 20 settembre alla vigilia del plebiscito del 2 ottobre 1870 // Cristianesimo nella Storia. Bologna, 2010. Vol. 31. Pars 1. P. 33-77; Sandoni L. Il Sillabo di Pio IX. Bologna, 2012; Язькова В. Е. Пий IX: От «папы-либерала» к «узнику» либерального гос-ва // Вестн. Лит. ин-та им. А. М. Горького. М., 2013. № 2. С. 95-108; Castagnino Berlinghieri U. Diplomazia senza Stato: Santa Sede e potenze europee. Mil., 2013; Regoli R. I Papi nel Risorgimento // ARSRSP. 2013. Vol. 136. P. 139-165; Серова О. В. Россия и Ватикан: Политика и дипломатия: XIX - нач. ХХ в. М., 2018. Кн. 1: 1825-1870.
Е. А. Кимленко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВГЕНИЙ III († 1153), папа Римский (с 1145), цистерцианец, блж. католич. Церкви (пам. 8 июля)
  • ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276)
  • ИОАНН XXIII (1881-1963; до избрания папой - Анджело Джузеппе Ронкалли), папа Римский (с 1958), блж. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.)
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
  • АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
  • АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)