ПИСИДИЯ
Том LVI, С. 539-543
опубликовано: 19 июня 2024г.

ПИСИДИЯ

Содержание

[Греч. Πισιδία; лат. Pisidia], историческая область на юго-западе М. Азии (ныне Турция), рим. провинция, митрополия Константинопольской Православной Церкви. Расположена в зап. части горного массива Тавр; граничит с востока с Ликаонией, с севера и запада - с Фригией, с юга - с Памфилией (по хребту Тавр). В эллинистическую эпоху П. простиралась на юге до побережья Памфилии, но на севере не достигала даже района ее буд. столицы, Антиохии Писидийской. По территории П. протекает мало рек, и они впадают в многочисленные бессточные озера, как пресные, так и соленые (крупнейшие: Аскания (тур. Бурдур), Акротири (тур. Эгридир) и Пусгуса (тур. Бейшехир)). У озер расположены плодородные долины. В древней П. было развито как земледелие, так и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Земледельческие территории располагались по обе стороны хребта Султандагы, около Филомелия, Антиохии, Тирея, Адрианополя и особенно близ Лаодикии Кекавмены, где некоторые земли находились в личном владении рим. императоров. Филомелий был известен своими яблоками, Аполлония (Созополь; ныне Улуборлу) - айвой. В вост. П., у Лаодикии и Зизим, находились месторождения киновари, меди и свинца; там работало много ювелиров. Тирей (совр. Ылгын) был знаменит своими термальными источниками. П. пересекают с юга на север 2 параллельные дороги, ведущие из Памфилии к озерам Аскания и Акротири (в т. ч. Via Sebaste), и неск. дорог - с запада на восток.

История

Название П. происходит от племени писидийцев, говоривших вплоть до III в. по Р. Х. на своем языке, к-рый принадлежал к анатолийской группе (известен по надписям, родственен ликийскому и сидетскому, имел многочисленные заимствования из фригийского; см.: Brixhe C. La langue des inscriptions épichoriques de Pisidie // A Linguistic Happening in Memory of Ben Schwartz. Louvain-la-Neuve, 1988. P. 131-155). Нек-рые античные авторы отождествляли писидийцев с солимами, упоминаемыми у Гомера (Homer. Od. XIII 90). Первые сведения о собственно писидийцах относятся к эпохе Персидской империи, когда П. входила в состав персид. сатрапии Вел. Фригия. В 60-х гг. V в. до Р. Х. они сражались на стороне Кимона Афинского с персами при Эвримедонте, а в 401-400 гг. подняли против персов восстание. В 333 г. через П. прошел Александр Македонский, взявший штурмом Сагаласс. В эллинистическую эпоху П. владели разные монархи: Антигон Одноглазый (306-301), Лисимах (301-281), Селевк Никатор и Селевкиды (281-188), Евмен Пергамский (188-133), Андроник (132-129), Митридат Понтийский или сыновья Ариарата V Каппадокийского (129-120). В III-II вв. до Р. Х. в П. развернулся активный процесс эллинизации и основания греч. городов; возникли Антиохия, Аполлония, Лаодикия Кекавмена, Селевкия и др. В 120 г. до Р. Х. область перешла к римлянам и была включена в состав провинции Асия, а в 1-й пол. I в. до Р. Х.- в состав Киликии. В 39 г. до Р. Х. Марк Антоний назначил Аминту, бывш. секретаря галатского царя Дейотара, царем Северной П., а в 37-36 гг.- царем всей П., Галатии и Ликаонии. После гибели Аминты в 25 г. до Р. Х. Октавиан Август создал из его царства провинцию Галатия и вывел рим. колонию в Антиохию Писидийскую. При имп. Адриане (117-138) Южная П. с городами Селевкия, Конана и другими вошла в состав объединенной провинции Ликия и Памфилия. Первым городом и митрополией П. в рим. надписях называется Сагаласс.

В рамках адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. по Р. Х. из юж. части пров. Галатия была образована провинция П., куда вошли также Центр. Ликаония и фригийское пограничье. Провинцию возглавил Валерий Диоген, занимавшийся активным строительством в Антиохии (Christol M., Drew-Bear T. Antioche de Pisidie capitale provinciale et l'œuvre de M. Valerius Diogenes // Antiquité Tardive. P., 1999. Vol. 7. P. 39-71). При имп. Константине I (324-337) старый центр П. Сагаласс получил статус митрополии, не будучи столицей провинции. В 370 г. от П. была отделена провинция Ликаония, после чего границы П. обрели окончательный вид. В 399 г. по территории П. прошли с грабежами готы Трибигильда. П. пострадала также от набегов исавров в 404-406 гг. В 471/2 г. визант. имп. Лев I назначил в П. военного комита. С 536 г. во главе П. стоял комит-претор, объединявший в своих руках военные и гражданские функции, но с 553 г. властные функции были снова разделены. Из Антиохии Писидийской происходил поэт Георгий Писида (нач. VII в.).

Нимфей периода имп. Антонина в Сагалассе. II в. Фотография. 2016 г. Фото: Feriduu F. Alkaya/FliekrНимфей периода имп. Антонина в Сагалассе. II в. Фотография. 2016 г. Фото: Feriduu F. Alkaya/Fliekr

В сер. VII в. П. пострадала от арабских завоеваний. Походы Язида ибн аль-Хурра в 647/8 г., Абд ар-Рахмана ибн Халида в 665 г. и Абд ар-Рахмана ибн Каини затронули Антиохию, к-рая стала местом зимовки араб. войск. После полувекового затишья, в 713 г., при наступлении на К-поль, Аббас ибн аль-Валид вновь захватил Антиохию и взял много пленных (Theoph. Chron. P. 383). В VIII-IX вв. арабы, проходя по дороге из Лаодикии Кекавмены в Филомелий и Аморий в центр. части М. Азии, изредка появлялись в П., к-рая тем не менее оставалась в стороне от больших войн. Последние араб. походы через П. упомянуты в источниках в 894 и, возможно, 930 г. (Belke, Mersich. 1990. S. 95). После 721 г. бóльшая часть П. вошла в состав визант. фемы Анатолик; на границе с Ликаонией располагалась ее турма федератов. Лишь самый юг П. с Сагалассом вошел в состав фемы Кивирреотов. Из жителей П. набирался отряд федератов под началом турмарха. П. слабо затронули и гражданские войны в Византии Х в.: только в 977 г. в битве при Рагеях (совр. Реис?) Варда Склир разбил имп. войско протовестиария Льва (Scyl. Hist. P. 321). В 1021 г. визант. имп. Василий II Болгаробойца прошел через Филомелий по пути в Грузию, а в 1030 г. имп. Роман III Аргир собирал в Филомелии войско против арабов (Histoire de Yahya  ibn Sa‘d d'Antioche / Éd. crit. I. Kratchkovsky, trad. F. Micheau, G. Troupeau. Turnhout, 1997. P. 460-461, 492-493. (PO; T. 47. Fasc. 4)).

В 1069 г. тюрки-сельджуки впервые напали на Ликаонию и П. (Mich. Attal. Hist. P. 132-138; Scyl. Contin. Σ. 136-139). После этого, в 1069/70 г., в Созополе были укреплены стены, согласно сохранившейся надписи (МАМА. Vol. 4. N 149). Не позднее 80-х гг. XI в. почти вся П., за исключением, возможно, труднодоступных местностей на юге, попала под власть тюрок. В 1097 г. через П., в т. ч. Антиохию, прошли по старой паломнической дороге рыцари 1-го крестового похода, страдая от жары и жажды (Belke, Mersich. 1990. S. 105-107). Вслед за этим в 1098 г. визант. имп. Алексей I Комнин, отвоевывая города у тюрок, дошел до Филомелия и переселил его жителей в Болгарию (вторично - в 1116; Ann. Comn. Alex. III 27, 29, 203, 213). В 1101 г. крестоносные отряды герцогов Вильгельма Аквитанского и Вельфа Баварского штурмовали Филомелий, вернувшийся к тюркам. В 1119 г. визант. имп. Иоанн II Комнин отвоевал у тюрок Созополь (Cinnam. Hist. P. 6-7; Nicet. Chon. Hist. P. 12-13). Созополь и Филомелий оставались преимущественно в руках византийцев до 1180 г., выдержали много осад и служили базами для попыток дальнейшего продвижения византийцев на Восток. В XII в. в Созополе находилась резиденция митрополита Антиохии Писидийской. В 1146 г. имп. Мануил I Комнин отвоевал у тюрок и сжег Филомелий; через П. и Филомелий в 1147 г. прошли участники 2-го крестового похода. Большая часть визант. владений в П. была окончательно потеряна в 1180 г.; последним в 1204 г. пал Акротири. С этого момента население П. понемногу теряло свою греч. и христ. идентичность, хотя греч. общины в П. сохранялись, напр. в Ыспарте, на оз. Акротири и близ Филомелия (в Надиркёе и Гявуркёе), где ок. 1197 г. султан переселил 5 тыс. греков с р. Меандр.

Религия

В античной П. существовало множество древних анатолийских культов, в т. ч. гор (Матерь гор), рек (Эвримедонт и Кестр), озер. Местные божества отождествлялись с греч. богами: Зевсом Солимеем (в Термессе), Аресом, Аполлоном (Перминудийским), Деметрой и Персефоной («чистые богини»), Диоскурами, Гераклом (Какасбом) и др. Очень почитались Кибела-Агдистида, Созонт и Мен (главный бог Антиохии; рядом с городом было его святилище) (Brandt. 1992. S. 888-889). Влиятельная община иудеев была в Антиохии (Деян 13. 14-50; Pilhofer P. Was wusste Lukas über das pisidische Antiochien? // Idem. Die frühen Christen und ihre Welt. Tüb., 2002. S. 113-122) и Термессе.

Христианство в П. появилось благодаря ап. Павлу. Во время 1-го миссионерского путешествия он вместе с ап. Варнавой посетил Антиохию, где проповедовал и привлек на свою сторону мн. иудеев, прозелитов и язычников. Апостолы были изгнаны из города по наущению влиятельных иудеев (Деян 13. 14-50). В нач. IV в. в Антиохии пострадала мц. Марина; в с. Сампсада (Кампсада) близ Апамеи родился мч. Трифон, в Созополе - мч. Зосим.

Сведения об истории ранней Церкви в П. немногочисленны. Так, неясно, насколько П. затронули распространенные в соседней Фригии монтанизм (известен в Апамее, где с ним боролся еп. Юлиан - Euseb. Hist. eccl. V 16. 16-22) и движение новациан-кафаров (см. в ст. Новациан; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28; V 21-22). В Лаодикии Кекавмене кроме новациан присутствовали энкратиты, татиане, апотактиты, идропарастаты и саккофоры (Basil. Magn. Ep. 188, 199; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 47. 1. 1; 46. 1. 8; 61. 2. 1). У последних были епископы Севир и Евгений (Ɨ ок. 340), окормлявшие соседние города (Calder W. M. Studies in Early Christian Epigraphy. I // JRSt. 1920. Vol. 10. P. 42-51). Только в 541 г. упоминается правосл. епископ Лаодикии Кекавмены. Напротив, в П. в отличие от Фригии были слабы позиции арианства (на Вселенском II Соборе в К-поле в 381 присутствовало 13 епископов и пресвитер из П.); ничего не известно и о монофизитстве в П. В VIII в. сторонниками иконоборчества были архиереи П. Василий Трикаккав и Георгий (осужден в 787), но др. митрополит Георгий был изгнан иконоборцами. В 748-778 гг. в Антиохии учил павликианин Иосиф Эпафродит. В крепость Бонита (совр. Чардак) на оз. Аджигёль между 815 и 821 гг. был сослан прп. Феодор Студит (Theod. Stud. Ep. 75).

На Вселенском I Соборе в Никее в 325 г. собственно из П. (а не из объединенной с ней Ликаонии) присутствовали епископы Адрианополя, Неаполя, Селевкии, Лимен, Апамеи, Метрополя, Бариды и, вероятно, Паппы (Тивериополя). В ранневизант. период складывается епархия П. с митрополией в Антиохии, которой подчинялись епархии Адада, Адрианополь, Апамея, Барида, Биндей, Зорзелла, Конана (Юстинианополь), Лаодикия Кекавмена, Лимены, Мал (с Х в.- Мал-Дадалия), Метрополь, Неаполь, Паппа (Тивериополь), Парлай, Сагаласс, Селевкия Сидера (с Х в.- Агры), Синианд, Созополь, Тимбриада, Тиманд, Тирей, Титиасс, Филомелий, Феодосиополь (Евдоксиополь?) и Простанна. Два последних города после VII в. не упоминаются. В IX в. Филомелий был переподчинен митрополии Амория (затем - Фригии), а Неаполь стал автокефальной архиепископией (Darrouzès. Notitiae. 4).

После тюрк. завоевания в XI в. количество кафедр сократилось, а епископы переехали в крепости. Так, буд. К-польский патриарх Николай III Грамматик в сер. XI в. состоял викарием при митрополите П., но был вынужден бежать в К-поль (Documents inédits d'ecclésiologie byzantine / Ed., trad. J. Darrouzès. P., 1966. P. 40). В XII в. митрополия была перенесена из занятой тюрками Антиохии в Созополь (Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 3. Σ. 488), где митрополиты поддерживали свою резиденцию и время от времени проживали в ней вплоть до XIV в. Между 1285 и 1315 гг. к Антиохии была присоединена епископия Энос во Фракии, а митрополиту П. был отдан в управление Леонтополь в Исаврии. Митрополит П. Григорий, проживавший преимущественно в К-поле, в 1345 г. получил в управление митрополию Сиды в Памфилии, а епископ Созополя стал митрополитом П. (RegPatr, N 2227, 2184, 2243, 2259).

О монашестве в П. известно мало. В ранневизант. эпоху существовал мон-рь близ Антиохии (Belke, Mersich. 1990. S. 187). В Газири рим. гробница была переделана в монастырский храм и расписана фресками (сохранился образ св. Корнута). Храм во имя Пресв. Богородицы в Созополе посещал прп. Феодор Сикеот. В нач. IX в. монах в Филомелии предсказывал будущее патрикию Варданию, Фоме Славянину и будущим визант. императорам Льву V и Михаилу II Травлу (Theoph. Contin. P. 71).

Памятники

Базилика Е 1 в Сагалассе. V–VI вв. Фото: А. Ю. ВиноградовБазилика Е 1 в Сагалассе. V–VI вв. Фото: А. Ю. Виноградов До эпохи араб. завоеваний в П. почти не строилось оборонительных сооружений. В «темные века» на новое, укрепленное место были перенесены центры Адады и Созополя, к-рый был заново укреплен в 1069/70 г.: единственный вход в крепость охраняли 2 башни. Визант. крепости известны в Акротири, в Бахчели-Кале (с зальным храмом), Байындыр-Харабилере, Боните, Зенгибар-Кале, Кестеле, Кызылджа-Кале, Мале (Кале), Сандале (с храмом), Сыгырлык-Кале (с 2 храмами), Созополе, Шахинкая-Кале.

План визант. храма Х в. в Исламкёй. Реконструкция Д. В. Белецкого, А. Ю. ВиноградоваПлан визант. храма Х в. в Исламкёй. Реконструкция Д. В. Белецкого, А. Ю. Виноградова

Ранневизант. базилики (обычно 3-нефные, на столпах, с граненой снаружи апсидой) известны в Ададе, близ античного святилища в пещере Зиндан-Магарасы (близ Аксу; с алтарем в виде триконха; см.: Demirci D. Aksu Zindan Mag˘arası, Bazilikal Planlı ve Trikonkhos Apsisli Manastır Kilisesi Üzerine Bir Değerlendirme // Sosyal Bilimler Dergisi / Süleyman Demirel Üniversitesi. Fen-Edebiyat Fakültesi. 2016. Sayı 39. S. 183-214), Юсуфдже (Гёльхисар; с прямоугольной снаружи апсидой, нартексом, баптистерием и мозаиками; см.: Ekinci H. A. Work Сonducted by Burdur Museum in 2004: The Rescue Excavation of the Early Byzant. Church in Yusufca, Gölhisar // ANMED: News of Archaeology from Anatolia's Mediterranean Areas. Antalya, 2005. Vol. 3. P. 159-161). В Антиохии находился храм во имя Пресв. Богородицы; там также раскопаны 3 ранневизант. базилики, в т. ч. на месте античного святилища. Центральная городская базилика, построенная еп. Оптимом (упом. в 381) на столпах, с нартексом, была украшена роскошными мозаиками (Mitchell S., Waelkens M. Pisidian Antioch: The Site and Its Monuments. L., 1998. P. 204-218). Много церквей насчитывалось в Лаодикии Кекавмене, в т. ч. собор во имя арх. Михаила. В Сагалассе известны построенные целиком из сполий базилики Е (с колоннами, нартексом и трансептом) и Е1 (с колоннами), а также храмик на холме к юго-востоку от города. В Созополе в ранневизант. эпоху были воздвигнуты почитаемый храм во имя Пресв. Богородицы с чудотворной иконой (Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители / Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. С. 89-91) и храм Архангела. В Апамее известна большая базилика на столпах с нартексом из квадр, пристройками по бокам (возможно, основания башен) и с баптистерием внутри одной из них (Седов В. В. Ранневизантийский храм в Апамее Киботос (Динаре): Предварительное сообщ. о работах 2009-2010 гг. // Рос. Арх. 2011. № 3. С. 98-107). В маленьком Педнелиссе известно 6 храмов, в т. ч. базилика; от 3 до 5 церквей (преимущественно малые 3-нефные базилики) известны в Мелли, Сии, Ариассе (Brandt. 1992. S. 897-898), близ Чатал-Гююка и Милигёзаё, 2 церкви - в Гинаде (на горе Сиври) и Тимбриаде (близ совр. Аксу).

Средневизантийская архитектура П. почти не сохранилась. В Бардаетте (ныне Сараёню) в 970 г. был построен храм во имя Пресв. Богородицы в честь победы над Вардой Фокой (MAMA. Vol. 1. N 258). В Аграх (ныне Атабей) был воздвигнут храм св. Георгия. Между Аграми и древним городом Селевкией Сидерой, в местечке Исламкёй, находился уникальный храм Х в. (Rott. 1908. S. 10-11. Abb. 3). Это был крестово-купольный триконх простого типа на 4 колоннах, с нартексом и, вероятно, колонным экзонартексом. Кладка opus mixtum, карниз на уровне низа окон апсиды, сложно профилированные глухие арки и круглые ниши на фасаде указывают на работу к-польских мастеров рубежа IX и X вв., работавших также на строительстве храма в Липса Константина монастыре в Константинополе и собора в Маставре (Дереагзы) в Ликии (Виноградов А. Ю. Столичные мастера в юго-зап. Анатолии нач. Х в.: Маставра и Исламкёй? // Искусство визант. мира: Индивидуальность в худож. творчестве: К юбилею О. С. Поповой. М., 2019 (в печати)). В пещерном храме близ Кесме сохранились остатки фрескового цикла IX-X вв. (сцены Благовещения, Рождества Христова). В Ыспарте Г. Ротт в нач. XX в. успел описать позднее разрушенные купольный храм св. Николая, церкви св. Георгия и Св. Креста (в руинах) и перестроенный собор св. Пантелеимона (Rott. 1908. S. 8-9).

Ранне- и средневизант. архитектурная пластика сохранилась лишь фрагментарно, обычно в виде сполий: в мечетях Кочаша (древний Адрианополь; в т. ч. дверной косяк из храма Богородицы с надписью кон. X - нач. XI в.), Акшехира (древний Филомелий; Махмут-Хайраны-тюрбеси, Улу-джами, Феррухшах-Месджиди, Таш-медресе), Атабея (Эртокус-медресе), Бейконака (Дедиги-Деде), Реиса (Эмир-Явташ-тюрбеси), Эгридира (Дюндар-Бей-медресеси), Учхююка (древн. Гаита), Ылгына, в караван-сарае Кадынханы (древняя Пифия), а также в музеях Ыспарты и Ялвача (Ruggieri V., Turillo M. La scultura bizantina ad Antiochia di Pisidia. R., 2011).

Редкий центр поздневизант. архитектуры в П.- острова на оз. Эгридир с храмами св. Феодора, архангелов Михаила и Гавриила и св. Стефана (или св. Евдокии). В последнем, перестроенном в мечеть, к компактно вписанному кресту присоединена узкая ячейка такой же ширины с востока, служащая вимой; вторично использован средневизант. дверной косяк; в нач. XX в. еще сохранялись поздневизант. фрески с евангельскими сценами (Rott. 1908. S. 85-91. Abb. 26-28). Отсюда происходит поздневизант. серебряное кадило (Siehe W. Das Räuchergefäss aus der Lirche des Hagios Stephanos von der Insel Nis im Egerdir-See // Monatshefte für Kunstwissenschaft. Lpz., 1914. Bd. 7. N 10. S. 343-345).

Лит.: Rott H. Kleinasiatische Denkmäler aus Pisidien, Pamphylien, Kappadokien und Lykien. Lpz., 1908; Greenhalgh J. Roman Pisidia: A Study of Development and Change: Diss. Newcastle, 1987. 2 vol.; Belke К., Mersich N. Phrygien und Pisidien W., 1990. (TIB; 7); Brandt H. Gesellschaft und Wirtschaft Pamphyliens und Pisidiens im Altertum. Bonn, 1992. (Asia Minor Studien; 7); idem. Pamphylien (Lykien, Pisidien) // RAC. 2014. Bd. 26. S. 872-899; Forschungen in Pisidien / Hrsg. E. Schwertheim. Bonn, 1992; Studies in the History and Topography of Lycia and Pisidia: In memoriam A. S. Hall / Ed. D. H. French, A. Hall. L., 1994; Arena G. Città di Panfilia e Pisidia sotto il dominio romano: Continuità strutturali e cambiamenti funzionali. Catania, [20052]; Talloen P. Cult in Pisidia: Religious Practice in Southwestern Asia Minor from Alexander the Great to the Rise of Christianity. Turnhout, 2015; Brixhe C. Stèles et langue de Pisidie. Nancy, 2016; Bru H. La Phrygie Parorée et la Pisidie septentrionale aux époques hellénistique et romaine: Géographie historique et sociologie culturelle. Leiden; Boston, [2017]; Köse V. Akkulturation in Pisidien. Ankara, 2017.
А. Ю. Виноградов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
  • АМИС город на юж. побережье Чёрного моря, возник в VII в.
  • АНКИРА (Ангора, совр. Анкара), г. в центр. части Анатолийского плоскогорья (совр. Турция)
  • АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
  • ВИЗИЯ (совр. Визе, Турция), г. во Фракии
  • ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви