ПЛАНКЕТ
Том LVI, С. 611-613
опубликовано: 21 июня 2024г.

ПЛАНКЕТ

[Планкетт; англ. Plunket, Plunkett] Оливер (1.11.1625, Лохкру, графство Мит, Ирландия - 1.07.1681, Лондон), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 июля), архиепископ Арма (с 1669). П. был родом из знатной ирландской семьи англо-нормандского происхождения, состоял в родстве с графами Финголла и Роскоммона (по материнской линии). Второй сын Джона Планкета и его жены, Томасины (в девичестве Диллон). До 16 лет воспитанием П. занимался его родственник, монах-цистерцианец Патрик Планкет, позднее аббат монастыря Пресв. Девы Марии в Дублине, епископ Арда (1647-1669) и Мита (1669-1679). Мн. родственники П. приняли участие в антианглийском восстании, начавшемся в 1641 г., и входили в Ирландскую конфедерацию католиков, но о его участии в этих событиях ничего не известно. Готовясь к церковной карьере, в 1647 г. П. отправился в Рим, сопровождая папского нунция в Ирландии, ораторианина Пьера Франческо Скарампу. В 1650 г. благодаря финансовой помощи Скарампы поступил в папскую Ирландскую коллегию в Риме, проявил способности к учебе. Рукоположен во диакона (26 дек. 1653) и пресвитера (1 янв. 1654). В результате «Акта об устроении Ирландии» и др. антикатолич. законов, принятых правительством О. Кромвеля после поражения Ирландской конфедерации (подробнее см. в ст. Ирландия), П., несмотря на ранее принесенную клятву, не мог вернуться на родину после завершения учебы. В 1654-1657 гг. служил капелланом в принадлежавшей ораторианам рим. ц. Сан-Джироламо-делла-Карита, одновременно занимался благотворительной деятельностью в госпитале Санто-Спирито и изучал каноническое и гражданское право в ун-те Сапиенца. С нояб. 1657 г. преподавал богословие в Коллегии пропаганды веры, затем параллельно с преподавательской деятельностью служил советником в Конгрегации Индекса запрещенных книг.

Казнь Оливера Планкета. Витраж в ц. св. Патрика в Арме, Сев. Ирландия. XIX в. Фото: Andreas F. Borchert / Wikimedia CommonsКазнь Оливера Планкета. Витраж в ц. св. Патрика в Арме, Сев. Ирландия. XIX в. Фото: Andreas F. Borchert / Wikimedia CommonsРеставрация в Англии династии Стюартов привела к изменению религ. политики в Ирландии. Уже в Бредской декларации (4 апр. 1660) кор. Карл II провозгласил религ. терпимость в Ирландии. В 60-х гг. XVII в. П. был фактическим представителем (прокуратором) ирл. католич. епископов в Риме. 9 июля 1669 г. был назначен на освободившуюся архиепископскую кафедру Арма и стал примасом Ирландии. Рукоположен в обстановке секретности 1 дек. (по др. данным, 30 нояб.) того же года в Генте Эженом Альбером, гр. д'Алломон, епископом Гента (1666-1673). Зиму 1669/70 г. П. инкогнито провел в Лондоне (в т. ч. был представлен супруге Карла II, англ. королеве-католичке Екатерине Брагансской) и в марте 1670 г. прибыл в Дублин (под именем светского лица, «капитана Брауна»). В первые годы архиепископского служения уделял внимание гл. обр. вопросам церковной дисциплины, повышению морального и образовательного уровня католич. духовенства в Ирландии. Боролся с пьянством католич. клириков, регулярно совершал визитации диоцезов, входивших в церковную провинцию Арма, совершал конфирмации (по собственной оценке, в 1670-1673 конфирмировал более 48 тыс. чел.). Провел 2 провинциальных Собора: в Клонсе (авг. 1670) и в Ардпатрике (авг. 1678). Помимо рассмотрения дисциплинарных и канонических вопросов (в т. ч. о запрете мирянам назначать приходских священников без участия епископа) Соборы осудили учение Корнелия Янсения (1585-1638; см. Янсенизм). Благодаря доброжелательным отношениям с бароном Джоном Беркли, наместником англ. короля в 1670-1672 гг., П. организовал иезуитскую коллегию в Дроэде (1670, закрыта и разрушена в 1673). Пытался урегулировать конфликт между ирл. францисканцами и доминиканцами, поддержав последних. После того как Питер Толбот, архиеп. Дублина (1669-1680), оспорил претензии кафедры Арма на первенство в католич. Церкви в Ирландии, П. в 1672 г. опубликовал трактат «Ius primatiale» (в ответ на него Толбот в 1674 издал в Лилле трактат «Primatus Dubliniensis»).

П. отказался признать «Акт о присяге» (1673), по к-рому для получения гос. должности нужно было приносить присягу, включавшую признание англ. монарха главой Церкви и принятие англикан. причастия. Все католич. священнослужители, отказавшиеся сделать это, подлежали высылке из страны, религ. общины были закрыты. П. отказался покинуть Ирландию и ок. 15 месяцев жил на нелегальном положении, однако затем с неофиц. разрешения англ. властей смог продолжить деятельность как архиепископ Арма. Положение П. резко ухудшилось после того, как в 1678 г. англикан. пресв. Титус Оутс объявил о разоблачении «папистского заговора», якобы организованного в Англии иезуитами, собиравшимися убить короля (подробнее см. ст. Карл II). По подозрению в соучастии в заговоре был арестован архиеп. Питер Толбот (в 1680 скончался в заключении). П. смог скрыться, но отказался уехать из Ирландии. 6 дек. 1679 г. он был арестован в Дублине и обвинен (на основании сфабрикованных свидетельских показаний) в подготовке вторжения в Ирландию франц. войск. Содержался в заключении в Дублинском замке. В июле 1680 г. П. предстал перед судом в Дандолке, однако из-за противоречий в показаниях свидетелей вердикт вынесен не был. Из-за опасений англ. властей, что в Ирландии ни один суд не поддержит приговор по делу П., его в окт. 1680 г. перевезли в Лондон, содержали в Ньюгейтской тюрьме. В июне 1681 г. П. был осужден по обвинению в заговоре против короля, в подстрекательстве к войне в Ирландии, в попытке уничтожить в Ирландии «истинную веру» (т. е. англиканство) и приговорен к смертной казни. По рассказам современников, он отреагировал на приговор словами «Слава Богу» (лат. Deo gratias) и готовился к казни как к мученической кончине. Сочувствовавший католикам кор. Карл II, опасаясь конфликта с парламентом, не стал вмешиваться в судебный процесс, хотя был убежден в невиновности П. 11 июля (1 июля по действовавшему в то время в Англии юлианскому календарю) в Тайберне архиепископ был подвергнут казни через повешение с последующим потрошением и четвертованием (последний случай применения этой меры наказания в Англии).

С разрешения Карла II первоначально П. похоронили на кладбище Сент-Джайлс в Лондоне, голову и оба предплечья не захоронили, а поместили отдельно в 2 ящика. В 1683 г. исповедник П., англ. монах-бенедиктинец Мавр Коркер, организовал тайную перевозку всех останков архиепископа из Лондона в бенедиктинский мон-рь Ламшпринге (близ Хильдесхайма, в Н. Саксонии), голову он позднее передал кард. Филипу Ховарду († 1694), знавшему П. при жизни. После смерти Ховарда голова П. хранилась в доминиканском конвенте святых Иоанна и Павла в Риме, в 1714 г. ее передали Хью Мак-Магону, епископу Клохера (1707-1715) и архиепископу Арма (1715-1737), к-рый в 1722 г. поместил ее в жен. доминиканский конвент в Дроэде. С 1921 г. она хранится в приходской ц. св. Петра в Дроэде (построена в 1881-1884 как мемориал в честь не канонизированного еще в то время П.), в 1995 г. сооружен реликварий. Монастырь Ламшпринге был упразднен в 1803 г., после длительных переговоров останки П. в янв. или февр. 1883 г. перевезли из Германии в бенедиктинское аббатство Даунсайд (в графстве Сомерсет, на юго-западе Англии).

9 дек. 1886 г. папа Римский Лев XIII (1878-1903) провозгласил П. «достопочтенным» наряду с 263 др. английскими и ирландскими католиками, казненными в XVI-XVII вв., что стало офиц. началом процесса их беатификации. 17 марта 1918 г. смерть П. была официально признана мученичеством. Беатифицирован 23 мая 1920 г. папой Римским Бенедиктом XV (1914-1922). Канонизирован 12 окт. 1975 г. папой Римским Павлом VI (1963-1978). П.- 1-й ирландец, канонизированный после XIII в. В день 300-летия его мученической кончины, 1 июля 1981 г., в лондонском парке Клапем-Коммон состоялась мемориальная месса, на которой присутствовали несколько тысяч паломников. Над собравшимися пролетел вертолет с мощами святого. В 1997 г. П. был провозглашен покровителем межконфессионального примирения в Ирландии. День памяти П. (11 июля) включен в календари Римско-католической Церкви в Ирландии, Австралии и Нов. Зеландии, а также в диоцезе Клифтон (на юго-западе Англии).

Сохранилось 230 писем П., большинство из которых относятся ко времени его архиепископского служения и носят официальный характер. Письма представляют собой важный источник сведений по истории католич. Церкви в Ирландии посл. трети XVII в.

Ист.: Moran P. F., archbp. Memoirs of Most Rev. Oliver Plunket. Dublin, 1861; The Letters of St. Oliver Plunkett / Ed. J. Hanly. Dublin, 1979.
Лит.: Ronan M. V. The Irish Martyrs of the Penal Laws. L., 1935; Curtayne A. The Trial of Oliver Plunkett. N. Y., 1953; Curtis E. Blessed Oliver Plunkett. Dublin, 1963; Nowak J. Oliver Plunkett. Hildesheim, 1975; Ó Fiaich T., Forristal D. Oliver Plunkett: His Life and Letters. Dublin, 1975; Hanly J. Oliver Plunkett. R., 1977; Meagher J. J. St. Oliver Plunkett. Dublin, 1977; Donnelly F. Untill the Storm Passes: St. Oliver Plunkett. Drogheda, 1993; Burns T. St. Oliver Plunkett: Deo Gratias. Drogheda, 2000.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
  • АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
  • АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
  • АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)
  • АНСЕЛЬМ (1033-1109), архиеп. Кентерберийский, богослов, католич. св. (пам. зап. 21 апр.)
  • АНТИДИЙ († ок. 411), архиеп. Безансонский, сщмч. (пам. зап.17 и 25 июня)