[Греч. Πλατωνίς] († нач. IV в.), прп. (пам. 6 апр.). В визант. стишных Синаксарях (напр.: Paris. Coisl. 223, 1301 г.) под 6 апр. отмечена память П. с указанием, что святая почила в мире. При переводе греч. Синаксарей на слав. язык память П. под тем же числом с посвященным ей двустишием была внесена в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 21), а затем в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Апр. Дни. 1-8. Стб. 298), но при этом имя святой было неверно передано как Платон. Эта ошибка была исправлена свт. Димитрием, митр. Ростовским ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 221). Свт. Филарет (Гумилевский) поместил в кн. «Святые подвижницы Восточной Церкви» сказание о П., согласно к-рому она была диакониссой. Стремясь к уединенной жизни, П. оставила мир и поселилась в Сирии, вероятно близ г. Нисибин (ныне Нусайбин, Турция), где основала жен. мон-рь. Устав обители отличался строгостью: сестры вкушали пищу раз в день, свободное от молитвы время проводили в разного рода работах, в т. ч. рукоделии. В пятницу занятия в мон-ре полностью прекращались, весь день монахини находились в церкви, где молились, читали и толковали Свящ. Писание. П. подавала сестрам пример добродетельной жизни, учила не только словом, но и делом; она с миром отошла ко Господу. В совр. переработке «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского также приводится это сказание (ЖСв. Апр. С. 122).
При составлении Римского Мартиролога (80-е гг. XVI в.) Ц. Бароний внес под 6 апр. запись: «В Аскалоне страдание святых Платонида и других двух мучеников» (MartRom. P. 127). Очевидно, что, не имея к.-л. сведений о месте и времени кончины П., Бароний, как и славянские переписчики, передал имя преподобной в форме мужского рода и объединил ее память с памятью 2 безымянных мучеников, которые также упоминаются в византийских синаксарях под 6 апр. (MartRom. Comment. P. 127). В совр. редакции Римского Мартиролога память П. не обозначена.