ПЛОВДИВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LVI, С. 710-714
опубликовано: 30 июня 2024г.

ПЛОВДИВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

[Болг. Пловдивска епархия] (митрополия) Болгарской Православной Церкви. Объединяет приходы и мон-ри в областях Пловдив, Пазарджик, Смолян и Хасково (Болгария). Кафедральный город - Пловдив (рим. Тримонциум, визант. Филиппополь, тур. Филибе), кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы. Епархия разделена на 9 духовных околий с центрами в городах Пловдив, Асеновград, Ивайловград, Карлово, Пазарджик, Панагюриште, Пештера, Смолян и Хасково. Ок. 470 храмов. Правящий архиерей - митр. Николай (Севастиянов), на кафедре с 4 февр. 2007 г.

История

Кафедральный собор Успения Пресв. Богородицы (между 1844 и 1852) с колокольней (1881) в Пловдиве. Фотография. 2019 г. Фо-то: Д. ЧешмеджиевКафедральный собор Успения Пресв. Богородицы (между 1844 и 1852) с колокольней (1881) в Пловдиве. Фотография. 2019 г. Фо-то: Д. ЧешмеджиевПроповедь христианства в Филиппополе начал ап. от 70 Ерма, ставший 1-м епископом города. Во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане в Филиппополе, в 304 г., были сожжены 39 мучеников (см. Севир (Север), Мемнон и 37 мучеников Фракийских); на месте их гибели после издания Миланского эдикта (313) возвели ц. во имя Севира и Мемнона (разрушена после нашествия гуннов в 447), а во время имп. Юстиниана I (527-565) - ц. равноапостольных Константина и Елены (перестроена в XIII-XIV и XIX вв.). Под рук. еп. Филиппопольского Евтихия группа епископов - сторонников арианства - покинула Сардикийский Собор (343) и провела свой собор в Филиппополе, на к-ром предала анафеме свт. Александрийского Афанасия I Великого. Еп. Филиппопольский Сильван участвовал в заседаниях II Вселенского Собора (381) и во время его проведения скончался. Из последующих Филиппопольских иерархов известны Франкион (участник Халкидонского Собора в 451) и Валентин (ок. 458).

Красная церковь в г. Перуштица. Кон. V — нач. VI в. Фотография. 2017 г.Красная церковь в г. Перуштица. Кон. V — нач. VI в. Фотография. 2017 г.В нач. IV в. кафедра в Филиппополе (иногда в источниках упоминается как Фракийская) была возведена в ранг митрополии и включала большую территорию. Ок. 451 г. вместе с кафедрами в городах Траянополь (совр. Траянуполи, Греция), Адрианополь (совр. Эдирне, Турция), Маркианополь (совр. Девня Варненской обл., Болгария) и Томы (ныне Констанца, Румыния) она образовала экзархат в составе К-польской Патриархии. В VII в. Филиппополю подчинялись епископы городов Диоклетианополя (ныне г. Хисаря), Севастополя и Диосполя (местоположение не установлено; ИИИ. Т. 8. С. 157), в Х в.- епископы Агафоникийской епископии, г. Лютица (ныне Ивайловград, Болгария), г. Скутарион (ныне Скутаре, обл. Пловдив), г. Левка (ныне в обл. Хасково), Влептоса (местоположение не установлено), Драмицы (ныне Драма, обл. Ямбол, Болгария), Йоаницы (не установлено), Констанции (вероятно, совр. Симеоновград, обл. Хасково), Великии (не установлено) и Буково (обл. Пловдив) (Там же. С. 160-161).

От визант. периода в Пловдиве, к-рый являлся важным стратегическим центром, сохранились фундаменты как минимум 5 базилик IV-VI вв. (большой базилики близ совр. католич. собора, двух около ц. св. Петки, на холме Джендем-тепе и в квартале Коматево) и неск. храмов IX-XIII вв. (согласно археологическим данным, городские церкви вмц. Марины, в честь Успения Пресв. Богородицы, во имя св. Недели и вмч. Димитрия были возведены в ХIX в. на месте раннехрист. храмов). Визант. историк Никита Хониат писал о строительстве и росписи митр. Филиппопольским Константином Пантехом (1191-1192) храма Пресв. Богородицы (местоположение не установлено) в арм. квартале Пловдива: возможно, митрополит лишь обновил храм, надеясь обратить армян в Православие (Nicetae Choniates. Orationes et epistulae / Rec. I. A. Van Dieten. B.; N. Y., 1972. (CFHB; 3). P. 185-200; Данчева-Василева А. Реч на Никита Хониат, адресирана до Константин Пантехни, митрополит на Филипопол // ИП. 1996. Год. 52. № 5. С. 108-142). Развалины раннехрист. церквей в окрестностях Пловдива сохранились в г. Перуштице (Красная ц., кон. V - нач. VI в., имела 4 конхи, была расписана), г. Кричим (IV-V вв.), с. Браниполе (VI в.), г. Белово (V в.) и др. местах (Николова Б. Православните църкви през Бълг. средновековие IX-XIV в. София, 2002). Франц. хронист Одон Дейльский, сопровождавший армию кор. Людовика VII Младшего во время 2-го крестового похода, сообщал, что 6 сент. 1148 г. близ Филиппополя скончался еп. Арраса Альвис и был похоронен в ц. св. Георгия, находившейся тогда за городом (предположительно на ее месте сейчас находится арм. храм вмч. Георгия; Histoire de l'église gallicane. P., 18264. Vol. 8. P. 265).

Впервые Филиппополь оказался под властью болгар при хане Круме (803-814) и впосл. неск. раз переходил из рук в руки. При болг. царе Калояне († 1207) город был разрушен, восстановлен при болг. царе Иоанне II Асене (1218-1241). Тогда же в городе, вероятно, был обновлен величественный кафедральный собор (не сохр.), посвященный прп. Параскеве (Петке) Эпиватской, мощи которой в 1231 г. перенесли в болг. столицу Тырново. Предположительно болг. царь Иоанн Александр (1331-1371) возвел в городе большой монастырский комплекс во имя Пресв. Богородицы, на месте которого ныне находится кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. В различных документах упоминаются Пловдивские иерархи Николай († нояб. 879), Василий († 1092), Ной († ок. 1100), Михаил Италик († 1146/47), Феодор († май 1157), Василий († 21 февр. 1170), Константин Пантех († 27 нояб. 1191), Евфимиан († 24 февр. 1197), Георгий († 1272), Герасим († 1285), Максим († 1329), Ной (?), Мануил († 1360) и неск. без указания имен (скончались в 1205, 1274 и 1283). Во время правления еп. Дамиана, в 1363 г., Пловдив заняли османы, епископ был убит в 1378 г., во время службы в одном из пловдивских храмов (возможно, в ц. вмч. Георгия, которую затем болгары передали армянам, ныне ц. Сурб-Кеворк), а его тело сброшено за городские стены. Из последующих епископов выделяется Дионисий (1455-1467) - ученик митр. Эфесского свт. Марка Евгеника, ставший позже патриархом К-польским (см. Дионисий I, патриарх К-польский). В 1578 г. европ. путешественник Стефан Герлах насчитал в Пловдиве 250 христ. домов и 8 храмов: вмц. Марины, Пресв. Богородицы, св. Константина, вмч. Георгия, Свети-Спас (Вознесения Господня), свт. Николая Чудотворца, архангела Михаила, вмч. Димитрия (см.: Немски и австр. пътеписи за Балканите (ХV-ХVI в.) / Увод, подбор и ком. М. Йонов. София, 1979. С. 340-341).

Вид на Пловдив. Гравюра. 1885 г.Вид на Пловдив. Гравюра. 1885 г.В кон. XVIII - нач. XIX в. из прежних многочисленных епархий в состав Пловдивской митрополии входили только 2 - Агафоникийская и Левкийская. В это время город стал важным ремесленным и торговым центром, постепенно в нем усиливалось значение болг. общины. В 1770 г. при поддержке митрополии в Пловдиве открылось 1-е уч-ще, в 1836 г. при храме св. Петки - 2-е уч-ще, обучение в к-ром велось на греч. и болг. языках. Представители болг. рода Чалыковых оказывали финансовую поддержку епархиальным храмам и мон-рям. В период болг. возрождения в городе возвели храмы во имя святых Константина и Елены (на месте мучения Севира, Мемнона и др.) и св. Недели (1832), свт. Николая Чудотворца и св. Петки (1835-1837), Пресв. Богородицы и вмч. Димитрия Солунского (1838-1844), прп. Иоанна Рильского и вмч. Георгия (1848), вмц. Марины (1856), сщмч. Харалампия (1874), прп. Петки и Архангелов (1884).

П. е. стала центром борьбы болгар за церковную независимость. Митр. Пловдивский Никифор (1824-1850) поддерживал болгар, но его преемник Хрисанф (1850-1857), бывш. митрополит Смирны, запретил использование болг. языка в храмах и велел заменить слав. надписи на иконах на греческие. Его действия вызвали протесты болгар, к-рые вынудили К-польскую патриархию снять митрополита с кафедры. Преемник Хрисанфа, албанец по происхождению, митр. Паисий (Зафиров; 1857-1861), разрешил в неск. храмах Пловдива и в небольших селах совершать богослужения на слав. языке, что спровоцировало столкновения болгар и греков во время служб. На Рождество Христово 25 дек. 1859 г. митр. Паисий отслужил литургию на слав. языке. 11 мая 1860 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, митр. Паисий разрешил викарному епископу провести торжественную службу без упоминания имени патриарха К-польского. 9 нояб. 1860 г. митр. Паисий официально отказался подчиняться К-полю и присоединился к болг. иерархии во главе с еп. Макариопольским Иларионом (Михайловским). 12 марта 1861 г. уже отстраненный синодальным решением от кафедры митр. Паисий вместе с 24 епархиальными священниками подписал акт об отделении П. е. от К-польской Патриархии. Назначенный на Пловдивскую кафедру болгарин митр. Панарет (Мишайков; 1861-1883), опасаясь недовольства болгар, не решился прибыть к месту служения. В 1868 г. он перешел на сторону болг. иерархии и отказался подчиняться К-польской Патриархии, в 1870 г. вошел в состав Временного синода Болгарского Экзархата и 20 июня 1872 г. утвержден митрополитом Пловдивским в составе Экзархата. В февр. 1875 г. в Пловдиве состоялся епархиальный собор, на к-ром избрали епархиальный Совет из священнослужителей и мирян.

Т. к. в Болгарский Экзархат перешла только часть епархиального духовенства, то после назначения К-польской Патриархией митр. Неофита (1872-1880) П. е. фактически разделилась на 2 части. Греч. Пловдивская епархия пребывала в юрисдикции К-поля вплоть до преодоления т. н. болгарской схизмы (1945). Ее кафедральным собором была ц. вмц. Марины в Пловдиве.

В 1872 г. в составе П. е. были учреждены наместничества, кроме центрального Пловдивского,- в городах Смолян (нек-рое время центр находился в с. Долно-Райково), Пазарджике и Пештере, в 1873 г.- в Панагюриште. После освобождения Болгарии (1878) П. е. окормляла 358 населенных пунктов, имела 254 храма и 64 параклиса (из них 53 были построены в 1860-1870, 47 - между 1870 и 1880 и 118 - между 1880 и 1888), 8 мон-рей (6 мужских с 18 монахами и 2 женских с 78 монахинями), 333 священнослужителя (Ваташки. 2007. С. 167-168). В составе епархии были сформированы наместничества в городах Карлово (1882), Асеновград (1895), Хасково (1906), Ивайловград (1920).

Баткунский Петропавловский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: plovdivska-mitropolia.bgБаткунский Петропавловский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: plovdivska-mitropolia.bgИзбрание преемника митр. Панарета в силу политических причин затянулось до 1891 г., когда им стал бывш. Охридский митр. Нафанаил (Бойкикев, † 1906). Митр. Нафанаил способствовал переходу в юрисдикцию Болгарского Экзархата древнего Бачковского мон-ря (см. Петрицонский монастырь), к-рый находился на территории П. е., но имел и впосл. сохранил статус ставропигиального. В июне 1906 г. в Пловдиве прошли антигреч. выступления, что привело к переходу 5 храмов из подчинения к-польскому митр. Фотию (Маниатиу, 1889-1910) в Болгарский Экзархат.

Особое значение для развития епархии сыграл митр. Пловдивский Максим (Пелов, † 1938). В 1914 г. в Пловдив из К-поля переехала Духовная семинария, учрежденная Болгарским Экзархатом по образцу российских духовных заведений. Обучение в ней длилось 6 лет. В 1925/26 уч. г. в ней числились 244 семинариста и преподавали 16 чел. (Шишков С. Пловдив в своето минало и настояще. Пловдив, 1926. С. 331-332). При митр. Максиме в епархии были учреждены изд-во и церковный кооператив «Лев».

После 1918 г. на территории П. е. оказалось много эмигрантов из России, в т. ч. и представителей духовенства. В 1922 г. рус. духовенству был предоставлен Горно-Воденский во имя святых Кирика и Иулитты монастырь, при к-ром в сент. 1923 г. открылось Пастырско-богословское уч-ще, его ректором до конца своей жизни в 1936 г. был еп. Царицынский Дамиан (Говоров; впосл. архиепископ). В Пловдиве рус. общине передали ц. вмч. Димитрия Солунского, в к-рой она совершала службы до 1964 г.

Кукленский Космодамиановский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: plovdivska-mitropolia.bgКукленский Космодамиановский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: plovdivska-mitropolia.bgВ 1923 г. П. е. была самой большой и многочисленной епархией в Болгарском Экзархате. При землетрясениях 14 и 18 апр. 1928 г. пострадали более 60 епархиальных храмов. В 1935 г. П. е. окормляла 1244 населенных пункта, численность жителей которых превышала 1 млн чел., и имела 421 приход (Богданова. 1994. С. 13-16). В дек. 1937 г. П. е. имела 136 церквей и параклисов в городах и 706 в селах, 11 мужских и 2 женских мон-ря, 340 сельских и 86 городских приходов, насчитывала 380 лиц духовного звания (в т. ч. митрополит, епископ, 4 архимандрита, 9 иеромонахов, 2 монаха, 34 протоиерея, 4 эконома, 310 священников, протодиакон, 24 диакона, 12 монахинь; см.: Ваташки. 2007. С. 171-172).

В начале правления митр. Кирилла (Константинова), в 1939 г., в епархии уже было 415 церквей и 511 параклисов, служили 351 священник, 9 диаконов (из них только 12 священников и 2 диакона имели высшее образование, 213 священников и 7 диаконов - среднее богословское, 41 - гимназическое, 67 - неполное среднее), действовали 14 мон-рей (12 мужских и 2 женских, 15 монахов и 14 монахинь), изд-во «Братское слово», 164 братства (ок. 10 тыс. членов). В Пловдиве при храме св. Петки действовал детский сад, а в неск. городах - дома престарелых. В епархии работали различные курсы для преподавателей учебных заведений. В 1939 г. освящены 5 храмов и рукоположены 29 священников (Там же. С. 178-179). С 1969 по 1986 г. П. е. управлял митр. Варлаам (Пешев), преемником которого в 1987 г. стал митр. Арсений (Чекандраков, † 2006). Во время правления митр. Николая в Пловдиве были возобновлены богослужения в 3 древних храмах - вмч. Димитрия, прп. Параскевы и в часовне свт. Николая Чудотворца, в 2008 г. возведен храм во имя равноап. Климента Охридского, а в 2012 г.- храм в честь Преображения Господня.

В П. е. действуют Араповский во имя святой Недели мужской монастырь, Горно-Воденский, Калоферские монастыри (в честь Введения Пресв. Богородицы, жен., и в честь Рождества Пресв. Богородицы, муж.), Калугеровский монастырь, а также Баткунский муж. мон-рь во имя апостолов Петра и Павла (находится в с. Паталеница, близ г. Пазарджик; основан в XII в., разорялся в 1692 и 1774, с нач. XIX в. постоянно действует; в нем работал известный болг. иконописец Станислав Доспевски; монастырский комплекс объявлен памятником архитектуры); Белаштинский жен. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца (находится в с. Белаштица, близ Пловдива; согласно легенде, основан в 1020, разорен в 1364 турками, восстановлен в нач. XVIII в., сожжен во время русско-тур. войны 1877-1878 гг., в 1906 перешел в Болгарский Экзархат, в ХХ в. постоянно действовал); Бялочерковский муж. мон-рь во имя апостолов Петра и Павла (находится в местности Бяла-Черква, на высоте 1650 м, на склонах горного массива Зап. Родопы, в 25 км от Пловдива; основан в XI в. с посвящением во имя святых Космы и Дамиана, разрушен в XVII в.; восстановлен в 1883 и освящен во имя апостолов Петра и Павла; в 2002 сгорели все жилые и хозяйственные помещения, поэтому монахи временно живут в др. месте); Кричимский муж. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (находится на берегу р. Выча, в 6 км от г. Кричим; основан в IX-X или в XIII в.; в 1876, во время Апрельского восстания, сожжен, возобновлялся в 1932, потом в 2006); Кукленский жен. мон-рь во имя бессребреников Космы и Дамиана (Свети-Врачи; находится близ с. Куклен (Пловдивская обл.); основан при царе Иоанне Александре возле чудотворного источника, разрушен в 1657, вскоре восстановлен; в нем действовал скрипторий, в к-ром сложилась кукленская каллиграфическая школа (самая известная рукопись - «Кукленский песнивец», или «Софийская псалтирь» (1337, Б-ка Болг. АН. № 2)), в XIX в. действовало уч-ще; монастырский комплекс состоит из 2 храмов - во имя Космы и Дамиана (XV в.) и в честь Благовещения Пресв. Богородицы (50-е гг. XX в.); Лыджанский (Ивайловградский) мужской мон-рь во имя равноапостольных Константина и Елены (находится близ Ивайловграда; основан в XIII в., восстановлен в 1846, в наст. время действует); Мулдавский жен. мон-рь во имя прп. Параскевы (находится в с. Мулдава, в 4 км от г. Асеновград; основан в XIV в., впосл. неоднократно был разорен и восстановлен; в 1836 возведены церковь и жилые помещения, до 1888 при обители действовало уч-ще; в 1946 храм разрушен, восстановлен в 1951, сильно пострадал при пожаре в 2010); Сопотский жен. мон-рь в честь Введения Пресв. Богородицы во храм (Метоха; находится в центре г. Сопот; основан в 1665 мон. Сусанной при часовне XV в.; при обители действовало жен. уч-ще, для к-рого в 1851 построили здание (ныне в нем находится городское уч-ще); сильно пострадал во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.); Сопотский жен. мон-рь в честь Вознесения Господня (Свети-Спас; находится близ г. Сопот; основан в XIV в. на месте древней обители, был важным духовным и книжным центром, в 1879 возведен совр. храм).

Лит.: Τσουκαλάς Γ. ᾿Ιστοριογεαφική περιγραφή τῆς Θιλιππουπόλεως. Βιέννη, 1851; Οἰκονόμος Κ. ᾿Εγχειρίδιον περ τῆς ᾿Επαρχίας Θιλιππουπόλεως. Βιέννη, 1819 (то же: Константин Иконом. Наръчник за Пловдивската епархия // Изв. на Бълг. геогр. дружество. София, 1935. Кн. 3. С. 188-206); Гошев И. Пловдивските архиереи от турското робство // Сб. в чест на Пловдивския митр. Максим по случай 80 години от раждането му и 60 години от приемане на духовно звание. София, 1931. С. 114-122; Мутафчиев П. Към църковно-историческата география на Пловдивско // Там же. С. 87; Fedalto. 1988. Vol. 1. P. 301-303; Снегаров И. Гръцки кодекс на Пловдивската митрополия // Сб. Бълг. академия на науките: Клон ист.-филол. София, 1949. Т. 37. N. 21. С. 179-399; Христов Х. Пловдивската епархийска катедра // Църковен вестник. София, 1987. Год. 88. Бр. 11/12. С. 12; Богданова Т. И. Пловдивската епархия на Българската Православна Църква, 1919-1938. Пловдив, 1994; Пижев А. Църковното строителство в Пловдив през Средновековието // Известия на музеите в Юж. България. Пловдив, 1995. Т. 21. С. 133-142; Данчева-Василева А. Я. Третият кръстоносен поход в Тракия и съдбата на Пловдив през 1189-1190 г. // Родина. София, 1997. Бр. 1/2. С. 45-63; она же. Митрополитите на Филипопол (Пловдив) през периода IV-ХIV в. // Πολιχρονια: Сб. в чест на И. Божилов. София, 2002. С. 41-55; она же. Образци на епистоларната и ораторска проза за историята на митрополиите Филипопол и Сердика (IV-ХIV в.) // Културните текстове на миналото: Носители, символи и идеи. В. Търново, 2005. Кн. 2; она же. Пловдив през Средновековието IV-ХIV в. София, 2009; она же. По-важните християнски култови топоси в средновековния Пловдив (Филипопол) и съдбата им в съвременността // Културното наследство в съвременния град: Юб. сб., посветен на 85-годишнината на М. Станчева. София, 2011; Данчева-Василева А. Я., Илиев И. Относно построяването на първоначалния катедрален храм Св. Богородица в Пловдив през 80-те години на ХII в. // Светогорска обител Зограф. София, 1999. Т. 3. С. 186-192; Паралингов Е. Православните енорийски братства в Пловдив и Пловдивската епархия до 1944 г. // ДК. 2002. Год. 82. № 1. С. 23-32; Велчев Й. Градът или Между Изтока и Запада ХIV-ХVII в. Пловдив, 2005; Ваташки Р. Българската Православна Църква и Римокатолическите мисии в България (1860 - 30-е гг. на ХХ в.). Шумен, 20072. С. 158-183; Чешмеджиев Д. Старата църква Св. Петка в Пловдив в сведенията на пътешествениците // Пътуванията в средновековна България. Шумен; В. Търново, 2009. С. 520-531.
Д. Чешмеджиев, М. М. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также