ПОГРЕБЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том LVII, С. 32-33
опубликовано: 25 июля 2024г.

ПОГРЕБЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чинопоследование или отдельные песнопения и обряды, связанные с праздником Успения Пресв. Богородицы (15 авг.). Чин может совершаться в день праздника на утрене в составе всенощного бдения, накануне праздника (напр., в Гефсимании) или после праздника на 2-й или 3-й день. П. Б. М. не упоминается в Типиконе, принятом ныне в Русской Церкви, но совершается по традиции, зафиксированной в отдельных изданиях службы празднику Успения Пресв. Богородицы.

Совершение чина Погребения Божией Матери в Успенском Псково-Печерском мон-ре. Фотография. 2019 г. Фото: www.pskov-eparhia.ruСовершение чина Погребения Божией Матери в Успенском Псково-Печерском мон-ре. Фотография. 2019 г. Фото: www.pskov-eparhia.ruЯдром чина П. Б. М. являются особые припевы на 17-й кафизме, составленные по подобию припевов Великой субботы (известны в рукописях с XIII в. (Vat. gr. 138), см. в ст. Величание). Они представлены в греч. и слав. рукописях последующих столетий: в греч. рукописях - распространенный цикл из многочисленных припевов к 17-й кафизме, в слав. рукописях - всего 3 припева, по одному на каждую из «Слав» (Vat. Pal. gr. 138. Fol. 51, XIV в.; ГИМ. Син. № 331. Л. 167, 1438 г.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 310; ГИМ. Син. греч. № 258 - см.: Владимир (Филантропов). Описание. Ч. 1. С. 423). В XVI в. эти припевы широко распространяются на Руси (Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884. С. 190-191), фиксируются в соборных Чиновниках (Голубцов. Чиновники Московские. С. 73-74, 208-209; Он же. Чиновник. С. 141) и монастырских Обиходниках (РГБ. Ф. 304/I, № 249. Л. 379 об.- 380). В дониконовских печатных Типиконах указано «надгробное пение» (17-я кафизма с припевами) по 6-й песни канона на всенощном бдении праздника Успения (15 авг.), если изволит настоятель или если храм освящен в честь праздника Успения Пресв. Богородицы (Типикон. М., 1641. Л. 782 об.). Те же припевы, по 1 припеву на каждой из 3 «Слав» 17-й кафизмы, помещаются в певч. рукописях XVI-XVII вв. (напр.: РГБ. Троиц. № 414. Л. 101; № 429. Л. 149).

Редактирование цикла припевов на 17-й кафизме и составление более развернутого чинопоследования на греч. языке, включающего тропари «Благообразных ученик лик» (по образцу тропарей Великой субботы), а впосл. и дополнительный цикл стихир, относятся к XVIII-XIX вв. (печатные издания его выходили в 1836, 1885 и в др. годы, см.: Дмитриевский. 1905). Поздняя иерусалимская практика совершения П. Б. М. накануне праздника известна по описанию А. А. Дмитриевского (Там же): 12 авг. совершается торжественный крестный ход, во время к-рого плащаница с изображением композиции «Успение Пресв. Богородицы», хранящаяся в часовне на подворье Гефсиманского мон-ря в Иерусалиме, переносится в Гефсиманию и полагается на особом месте («ложе Богоматери») в пещере; днем 14 авг. (после 9 ч. утра) патриарх и др. священнослужители совершают отдельный чин П. Б. М., включающий 17-ю кафизму с припевами, тропари по 17-й кафизме, ексапостиларий, стихиры на хвалитех, славословие и Трисвятое, при пении к-рого плащаницу переносят в центр Гефсиманской базилики, поются особые стихиры и после них - отпуст.

В России свт. Филарет (Дроздов) установил праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери 17 авг. (3-й день Успения; в палестинской практике это воспоминание связано с самим днем праздника - 15 авг., см.: Там же. С. 396). На всенощном бдении накануне этого дня служба совершалась с добавлением песнопений из греч. последования, к-рое было переведено на церковнослав. язык в 1845-1846 гг. М. С. Холмогоровым и отредактировано свт. Филаретом (Письма митр. Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг. М., 1878. Ч. 2: 1842-1849 гг. С. 272-275). Печатные издания слав. перевода выходили в 1872 и 1913 гг., затем публиковались в составе «Богослужебных указаний на 1950 год», в издании службы Успения отдельной книгой (Церковная служба на Успение Божией Матери. М., 1950) и в приложениях к совр. изданиям богослужебной Минеи. В «Богослужебных указаниях...» помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великую пятницу). Последование утрени с припевами на 17-й кафизме в «Богослужебных указаниях...» напечатано полностью, согласно славянскому переводу XIX в. В Киево-Печерской лавре полный чин П. Б. М. совершается на утрене под 17 авг., при этом на всенощном бдении праздника Успения бывает пение непорочнов с припевами перед полиелеем.

Лит.: Дмитриевский А. А. Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери // СИППО. 1905. Т. 16. Вып. 3. С. 392-404; Из истории праздника Успения // Служба на Успение Пресв. Богородицы и Похвалы, или Священное последование на святое Преставление Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1998. С. 102-120; Гнутова С. В. Гефсиманская плащаница Божией Матери и связанные с ней паломнические реликвии в России // Правосл. паломник. 2007. № 1(32). С. 66-78; Бернацкий М. М. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы // www.patriarchia.ru/db/text/37539.html [Электр. ресурс].
А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице